Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 11.04.2016 N Ф06-7125/2016 ПО ДЕЛУ N А06-4618/2015

Требование: О признании недействительными решений таможенного органа об отказе в предоставлении тарифных преференций, об обязании предоставить тарифные преференции.

Разделы:
Таможенные платежи; Таможенное дело
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что сертификат о происхождении товара оформлен ненадлежащим образом.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 апреля 2016 г. N Ф06-7125/2016

Дело N А06-4618/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 07 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 апреля 2016 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ольховикова А.Н.,
судей Мухаметшина Р.Р., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Дио Пласт" - Ерофеева В.В., доверенность от 20.03.2016, ордер от 05.04.2016 N 00682,
общества с ограниченной ответственностью "Юнион Логистикс-Сервис" - Ерофеева В.В., доверенность от 26.06.2015,
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Астраханской таможни
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 29.09.2015 (судья Шарипов Ю.Р.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2015 (председательствующий судья Комнатная Ю.А., судьи Кузьмичев С.А., Смирников А.В.)
по делу N А06-4618/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дио Пласт" (ОГРН 1071690028574, ИНН 1660101092), г. Казань, общества с ограниченной ответственностью "Юнион Логистикс-Сервис" (ОГРН 1097746080893, ИНН 7715748118), г. Москва, к Астраханской таможне (ОГРН 1033001700159, ИНН 3017003414), г. Астрахань, о признании незаконными решения от 07.05.2015 N 10311000/070515/84, решения об отказе в предоставлении тарифных преференций от 12.05.2015 N 10311000-18-30/081 и об обязании предоставить тарифные преференции по ДТ N 10311020/250912/0003472,

установил:

в Арбитражный суд Астраханской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Дио Пласт" (далее - заявитель, ООО "Дио Пласт") с заявлением к Астраханской таможне (далее - таможенный орган, Астраханская таможня) о признании незаконными решений от 07.05.2015 N 10311000/070515/84, от 12.05.2015 N 10311000-18-30/081 об отказе в предоставлении тарифных преференций; обязании предоставить тарифные преференции по декларации на товары (ДТ) N 10311020/250912/0003472.
16.07.2015 общество с ограниченной ответственностью "Юнион Логистикс-Сервис" (далее - ООО "Юнион Логистикс-Сервис") обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении его к участию в деле в качестве соистца, определением суда от 17.07.2015 заявление ООО "Юнион Логистикс-Сервис" удовлетворено.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 29.09.2015, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2015, заявленные требования удовлетворены, решения Астраханской таможни от 07.05.2015 N 10311000/070515/84, от 12.05.2015 N 10311000-18-30/081 признаны незаконными.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Астраханская таможня обратилась в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Астраханской области от 29.09.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2015 отменить, в удовлетворении заявленных требований ООО "Дио Пласт", ООО "Юнион Логистикс-Сервис" отказать.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом извещен.
В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), жалоба рассматривается в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыв на кассационную жалобу, заслушав объяснения представителей заявителей, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, в рамках биржевого контракта от 10.08.2012 N Б-010649 ООО "ДИО пласт" на таможенную территорию ввезен товар - полипропилен марки ТРР D 30 S, изготовитель фирма "Туркменбашинский комплекс нефтеперерабатывающих заводов" Туркменистан г. Туркменбаши.
25.09.2012 на таможенный пост "Астраханский" Астраханской таможни была подана таможенная декларация N 10311020/250912/0003472 на товар полипропилен марки ТРР D 30 S, изготовитель фирма "ТКНПЗ", страна происхождения Туркменистан.
При декларировании обществом был заявлен преференциальный режим. Заявление о предоставлении указанной льготы подтверждалось наличием в момент таможенного оформления сертификата о происхождении товаров формы "СТ-1", сведения о котором заявлены в графе 44 ДТ N 10311020/250912/0003472, сертификат TMRU 27957268 от 17.09.2012.
В процессе таможенного оформления обществу были представлены тарифные преференции, а сертификат TMRU 27957268 от 17.09.2012 в рамках таможенного контроля был направлен для проверки в Главное управление федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования ФТС России письмом от 12.10.2012 N 03-04-48/10687.
Спустя два года четыре месяца (срок проверки 12.10.2012 по 13.02.2015) (письмо ФТС РФ от 06.02.2015 N 22-101/05131) таможенный орган принял решение от 07.05.2015 N 10311000/070515/84 об отмене в порядке ведомственного контроля решения Астраханского таможенного поста о предоставлении тарифной преференции по сертификату о происхождении товара TMRU 27957268 от 17.09.2012 в отношении товара, продекларированного по ДТ N 10311020/250912/0003472.
12.05.2015 Астраханская таможня приняла решение об отказе в предоставлении тарифных преференций N 10311000-18-30/081.
Основанием для отказа явилось заключение специалиста Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления (далее - ЦЭКТУ) от 13.12.2012 N 4/300-12, в котором указано, что определить одной или разными печатными формами нанесен оттиск печати в графе 11 сертификата от 17.09.2012 TMRU 27957268 и соответствующий образец оттиска печати, представленный уполномоченным органом Туркменистана в качестве сравнительного образца, не представилось возможным в связи плохим качеством отображения общих и частных признаков в исследуемом оттиске.
Не согласившись с указанными решениями, заявители обратились в арбитражный суд.
Суды, удовлетворяя заявленные требования, пришли к выводу, что таможенный орган не доказал, что сертификат о происхождении товара формы СТ-1 N TMRU 27957268 от 17.09.2012 оформлен ненадлежащим образом. Следовательно, таможенный орган необоснованно не принял этот сертификат в качестве документа, подтверждающего страну происхождения товара, следовательно, нарушил право общества на предоставление тарифных преференций.
Коллегия считает решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции правомерным по следующим основаниям.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 74 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) к льготам по уплате таможенных платежей относятся тарифные преференции.
На основании пункта 1 статьи 36 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон о таможенном тарифе) Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, международными договорами Российской Федерации.
При этом под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза.
Если международным соглашением, участником которого является Российская Федерация, установлены иные нормы, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, применяются нормы международного соглашения (статья 38 Закона о таможенном тарифе).
Статьей 5 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О едином таможенно-тарифном регулировании" (далее - Соглашение) установлено, что при ввозе товаров на единую таможенную территорию государств Сторон могут применяться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины.
Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130 и решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27.11.2009 N 18 утверждены Перечень развивающихся стран - пользователей системы тарифных преференций Таможенного Союза и Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции.
В соответствии с частью 1 статьи 109 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" определение страны происхождения товаров, происходящих из государств, не являющихся членами Таможенного союза, при их ввозе в Российскую Федерацию, осуществляется в соответствии с Соглашением о единых правилах определения страны происхождения товаров и главой 7 ТК ТС.
В силу пункта 1 статьи 61 ТК ТС сертификат о происхождении товара - документ, свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров.
В статье 1 Соглашения о правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран установлено, что на единой таможенной территории государств Сторон в отношении товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, применяются Правила определения страны происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, согласно приложению, составляющему неотъемлемую часть настоящего Соглашения.
В разделе I Правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран (далее - Правила) указано, что товар считается происходящим из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, в случае, когда он полностью произведен в данной стране.
В силу раздела VII Правил в удостоверение происхождения товара из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, лицо, перемещающее товары, представляет декларацию-сертификат о происхождении товара по форме "А" (приложение 1), принятую в рамках общей системы преференций, которая заполняется в соответствии с требованиями к оформлению деклараций-сертификатов о происхождении товара по форме "А" (приложение 2). Срок применения сертификата в целях предоставления тарифных преференций ограничен 12 месяцами с даты его выдачи. В случае возникновения обоснованных сомнений относительно достоверности заявленных сведений о происхождении товара таможенный орган вправе потребовать предоставления сертификата о происхождении товара.
Товар из развивающейся или наименее развитой страны не считается происходящим из этой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, до тех пор, пока не будет представлен надлежащим образом оформленный сертификат о происхождении товара или запрошенные сведения.
Частью 2 статьи 74 ТК ТС предусмотрено, что тарифные преференции предоставляются в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" при осуществлении торгово-политических отношений Российской Федерации с иностранными государствами допускается предоставление льгот (преференций) по таможенному тарифу Российской Федерации в виде освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, снижения ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций Российской Федерации.
Соглашение стран СНГ от 15.04.1994 "О создании зоны свободной торговли", действовавшее на момент декларирования заявителем спорного товара предусматривает, что Туркменистан и Российская Федерация входят в зону свободной торговли и при ввозе товара с территории Туркменистана на территорию Российской Федерации не применяются ввозные таможенные пошлины (далее - Соглашение от 1994 года).
В отношении товаров, происходящих из государств - участников Соглашения (в число которых входит и Туркменистан), страна происхождения товаров определяется на основании Правил определения страны происхождения товаров, утвержденных Решением Совета глав правительств государств СНГ от 30.11.2000 "О Правилах определения страны происхождения товаров" (далее - Правила).
Согласно Правилам, сертификат о происхождении товара является документом, однозначно свидетельствующим о стране его происхождения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 61 ТК ТС, если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к его оформлению и (или) заполнению, установленных таможенным законодательством Таможенного союза, таможенный орган самостоятельно принимает решение об отказе в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций.
В соответствии с пунктом 19 Правил товар не считается происходящим из данной страны до тех пор, пока не будут представлены документы и (или) сведения, подтверждающие его происхождение.
На основании пункта 5 статьи 61 ТК ТС при проведении таможенного контроля таможенный орган вправе обратиться к уполномоченным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения. Такое обращение не препятствует выпуску товаров на основании сведений о стране их происхождения, заявленных при помещении товаров под таможенную процедуру.
Из положений пунктов 4, 5 статьи 36, 61 ТК ТС и пункта 16 Правил следует, что в случае возникновения сомнений относительно безупречности сертификата или содержащихся в нем сведений таможенный орган страны ввоза товара может обратиться к уполномоченному органу, удостоверившему сертификат, или к компетентным органам страны происхождения товара с мотивированной просьбой сообщить дополнительные либо уточняющие сведения, включая просьбы, связанные с простыми выборочными проверками сертификатов.
Основанием для отмены таможенным органом решения Астраханского таможенного поста о предоставлении тарифной преференции по сертификату о происхождении товара от 17.09.2012 TMRU 27957268 в отношении товара, продекларированного по ДТ N 10311020/250912/0003472 и для отказа в предоставлении тарифных преференций явилось заключение Таможенного Управления от 13.12.2012 N 4/300-12, в котором указано, что определить одной или разными печатными формами нанесен оттиск печати в графе 11 сертификата от 17.09.2012 TMRU 27957268 и соответствующий образец оттиска печати, представленный уполномоченным органом Туркменистана в качестве сравнительного образца, не представилось возможным в связи плохим качеством отображения общих и частных признаков в исследуемом оттиске.
Имея сомнения в оттиске печати на сертификате о происхождении товара (не представилось возможным провести сравнительное исследование оттиска печати), таможенный орган не обратился в уполномоченный орган Туркменистана, выдавшему сертификат, либо в компетентные органы страны происхождения товара с мотивированной просьбой сообщить дополнительные либо уточняющие сведения относительно данного сертификата. Таможенные органы не наделены полномочиями по самостоятельной оценке оснований выдачи сертификатов о происхождении товара. Астраханская таможня не доказала, что сертификат о происхождении товара формы СТ-1 N TMRU 27957268 от 17.09.2012 оформлен ненадлежащим образом. Следовательно, таможенный орган необоснованно не принял этот сертификат в качестве документа, подтверждающего страну происхождения товара, следовательно, нарушил право общества на предоставление тарифных преференций.
Заявителями же в материалы дела представлено подлинное письмо предприятия "Балканэкспертиза" Торгово-промышленной палаты Туркменистана от 14.09.2015 N 88, согласно которому предприятие подтверждает факт выдачи сертификата о происхождении товара TM RU 27957268 от 17.09.2012, а также указывает, что от Астраханской таможни в их адрес претензии к данному сертификату не поступали.
При таких обстоятельствах, суды правомерно удовлетворили требования заявителей о признании незаконными решения Астраханской таможни от 07.05.2015 N 10311000/070515/84 об отмене в порядке ведомственного контроля решения Астраханского таможенного поста и решения об отказе в предоставлении тарифных преференций от 12.05.2015 N 10311000-18-30/081.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 29.09.2015 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2015 по делу N А06-4618/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
А.Н.ОЛЬХОВИКОВ

Судьи
Р.Р.МУХАМЕТШИН
Л.Ф.ХАБИБУЛЛИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)