Судебные решения, арбитраж
Таможенная стоимость; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "28" сентября 2016 года
Полный текст постановления изготовлен "30" сентября 2016 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Кузьмичева С.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Комаровым А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Астраханской таможни
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 13 июля 2016 года по делу N А06-3064/2014 (судья Блажнов Д.Н.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "НАТСПРОМ" (109316, г. Москва, проезд Остаповский, д. 12, стр. 3, ИНН 7722256420 ОГРН 1027739334061)
к Астраханской таможне (414018, г. Астрахань, ул. Адм. Нахимова, д. 42, ИНН 3017003414 ОГРН 1033001700159)
о признании требования об уплате таможенных платежей от 10.01.2014 г. N 13 незаконным,
без участия в судебном заседании представителей общества с ограниченной ответственностью "НАТСПРОМ", Астраханской таможни (почтовые уведомления N 62947, N 62946 приобщены к материалам дела),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "НАТСПРОМ" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Астраханской таможне о признании требования об уплате таможенных платежей от 10.01.2014 года N 13 незаконным.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 23 июня 2016 года требование Астраханской таможни об уплате таможенных платежей от 10.01.2014 года N 13 признано недействительным.
Не согласившись с принятым решением, Астраханская таможня обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Письменного отзыва в порядке статьи 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представлено.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Астраханской таможни, ООО "НАТСПРОМ", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (п. 1 ст. 123, п. 3 ст. 156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, между обществом с ограниченной ответственностью "Лорэнса" (далее - общество "Лорэнса") в лице генерального директора Нахигаджана Эсмаила в России г. Москва (покупатель) и фирмой "AZARKESHMESH" в лице генерального директора Нахи Саида в Иране г. Табриз (продавец) заключен внешнеторговый контракт от 10.01.2008 N 001 на поставку сухофруктов.
Пунктом 4.1 контракта определено, что оплата товара осуществляется в течение 30 дней с момента таможенного оформления.
Согласно дополнительным соглашениям N 17/25 и N 17/26 к указанному контракту в состав товара, поставляемого по контракту, наряду с иным, входит "финики сушеные" (Dry Date) изготовитель "Нахи" Иран стоимость 0,82 долларов США, "виноград сушенный" (изюм) Raisin, изготовитель "Парлаг", стоимость 1,02 долларов США, пустые картонные короба стоимость 0,16 долларов США (л.д. 95-96).
ООО "Лорэнса" в таможенной орган подана декларация N 10311020/030412/0001096 в отношении вышеназванного товара - "финики сушеные", дата выработки ноябрь 2011 года, вес нетто партии 59 030 кг, 5 903 картонных коробов по 10 кг средний вес нетто 1 короба, изготовитель "Нахи", "виноград сушенный" (кишмиш), сорт высший, без косточек, коричневого цвета, 1 270 к/коробов весом нетто по 10 кг, дата выработки февраль 2012 года, изготовитель "Парлаг", паллеты плоские, деревянные, не предназначенные для привозки животных, прибывшие по коносаменту N N/90-015 с товаром финики, изюм, предназначены для транспортировки продукции (л.д. 67-68).
К поданной декларации декларантом приложены в числе прочих документов, контракт, дополнительное соглашение, коносамент, инвойс.
По результатам камеральной проверки, таможенный орган установил, что учредителем ООО "Лорэнса" (в настоящее время ООО "Натспром") является гражданин ИР Иран Нахи Исмаил, директорами фирмы контрагента "AZARKESHMESH", ИР Иран, являются Нахи Ибрахим и Нахи Саид. Кроме того, таможней установлено, что гражданин Ирана Нахигаджан (Нахи) Ибрахим является отцом, а Нахи Саид является родным братом гражданина Ирана Нахи Исмаила, учредителя ООО "Лорэнса" (ООО "Натспром").
Согласно информации, имеющейся у таможенного органа, Нахи Саид является работником (начальником отдела) ООО "Лорэнса". Однако в графе 7а ДТС-1, представленной к таможенному декларированию ООО "Лорэнса", в нарушение Порядка декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденного Решением Комиссии ТС от 20.09.2010 N 376, не отражен факт наличия взаимосвязи между продавцом и покупателем.
На требование Астраханской таможни о представлении документов и сведений ООО "Натспром" запрашиваемые сведения не представлены, сообщено об их отсутствии.
Помимо указанного, в ходе камеральной проверки оперативно-разыскным отделом Астраханской таможни представлена информация о том, что в период с 08.12.2011 по 25.04.2013 должностные лица ООО "Лорэнса" имея печати, сертификаты происхождения товар, бланки фирмы "AZARKESHMESH", представляли в таможенный орган поддельные товаросопроводительные документы на товары, с указанием в них заниженной таможенной стоимости. По данному факту отделом дознания Астраханской таможни вынесено постановление о возбуждении уголовного дела от 02.06.2013 N 895038 по признакам преступления, предусмотренного частью 4 статьи 194 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Также таможенным органом на основании регистрационного свидетельства компании "AZARKESHMESH" установлено, все контракты, финансовые и юридически обязательные документы компании действительны только при наличии подписи Нассера Нахи, председателя совета директоров, а также печати компании. В этой связи таможенный орган сделал вывод, что вышеупомянутый внешнеторговый контракт от 10.01.2008 N 001, подписанный Нахи Саидом, является недействительным.
В связи с указанными обстоятельствами Астраханской таможней принято решение от 06.12.2013 о корректировке таможенной стоимости товаров, в котором также указано на наличие безвозмездных поставок в адрес фирмы "AZARKESHMESH", оплата которых производилась ООО "Лорэнса", то есть, в данном случае, продажа и цена сделки зависят от соблюдения условий, влияние которых не может быть количественно учтено.
Кроме того, в решении таможенного органа указано, что в инвойсе, выставленном компанией "AZARKESHMESH", указана стоимость товара без указания сорта за 1 кг, отметки таможенного органа страны вывоза товаров в инвойсе отсутствуют.
На основании указанного решения Астраханской таможней обществу с ограниченной ответственностью "Лоренса" выставлено требование об уплате таможенных платежей от 10.01.2014 N 13 на сумму 436 302 рублей 62 копейки.
Не согласившись с названным требованием Астраханской таможни, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, пришел к выводу об отсутствии у таможенного органа оснований для корректировки таможенной стоимости.
27 ноября 2009 года решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств N 17, участниками которого являются Россия, Белоруссия и Казахстан, принят договор о Таможенном кодексе Таможенного союза, который вступил в силу на территории Российской Федерации 01.07.2010.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
Согласно части 1 статьи 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза", ратифицированного Федеральным законом от 22.12.2008 N 258-ФЗ (далее - Соглашение), основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 настоящего Соглашения.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Соглашения таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 Соглашения при любом из следующих условий: отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые: установлены совместным решением органов таможенного союза; ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы; существенно не влияют на стоимость товаров; продажа товаров или их цена не зависят от каких-либо условий, или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено; никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 5 настоящего Соглашения могут быть произведены дополнительные начисления; покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
В пунктах 5, 6, 7 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 года N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" разъяснено следующее.
Система оценки ввозимых товаров для таможенных целей, основанная на статье VII ГАТТ 1994, исходит из их действительной стоимости - цены, по которой такие или аналогичные товары продаются или предлагаются для продажи при обычном ходе торговли в условиях полной конкуренции. При этом за основу определения действительной стоимости в максимально возможной степени должна приниматься договорная цена товаров и не должна приниматься фиктивная или произвольная стоимость.
С учетом данных положений примененная сторонами внешнеторговой сделки цена ввозимых товаров не может быть отклонена по мотиву одного лишь несогласия таможенного органа с ее более низким уровнем в сравнении с ценами на однородные (идентичные) ввозимые товары или ее отличия от уровня цен, установившегося во внутренней торговле.
Вместе с тем судам необходимо учитывать, что одним из правил таможенной оценки является наделение таможенных органов правом убеждаться в достоверности декларирования таможенной стоимости исходя из действительной стоимости ввозимых товаров, которое реализуется при проведении таможенного контроля (статья 17 Соглашения по применению статьи VII ГАТТ 1994, пункт 5 статьи 2 Соглашения).
В соответствии с пунктом 4 статьи 65 ТК ТС и пунктом 3 статьи 2 Соглашения лицо, декларирующее таможенную стоимость ввозимых товаров, обязано подтвердить соответствие заявленных им сведений действительности (достоверность), представив в таможенный орган количественно определяемую и документально подтвержденную информацию.
Принимая во внимание публичный характер таможенных правоотношений, при оценке соблюдения декларантом (здесь и далее также - таможенный представитель) данных требований Кодекса и Соглашения судам следует исходить из презумпции достоверности представленной информации, бремя опровержения которой лежит на таможенном органе.
Выявление таможенным органом при проведении таможенного контроля товаров до их выпуска признаков недостоверности заявленной таможенной стоимости, отсутствия должного подтверждения сведений о стоимости сделки, используемых декларантом при определении таможенной стоимости, является основанием для проведения дополнительной проверки в соответствии со статьей 69 ТК ТС и само по себе не может выступать основанием для корректировки таможенной стоимости.
Признаки недостоверности сведений о стоимости сделки могут проявляться, в частности, в ее значительном отличии от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов, по сделкам с идентичными или однородными товарами, ввезенными при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таких сделок - данных иных официальных и (или) общедоступных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов.
Таможенная стоимость, определяемая по стоимости сделки с ввозимыми товарами, не может считаться документально подтвержденной и количественно определяемой, если декларант не представил доказательства совершения сделки, на основании которой приобретен товар, в любой не противоречащей закону форме или содержащаяся в представленных им документах информация о цене (здесь и далее также - предусмотренных статьей 5 Соглашения дополнительных начислениях к цене) не соотносится с количественными характеристиками товара, или отсутствует информация об условиях поставки и оплаты товара.
Согласно пункту 3 статьи 69 ТК ТС для проведения дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок для их представления. Декларант обязан либо представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения, либо в письменной форме объяснить причины, по которым они не могут быть представлены.
Непредставление декларантом дополнительных документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, само по себе не может повлечь принятие таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товара, если у декларанта имелись объективные препятствия к представлению запрошенных документов (сведений) и соответствующие объяснения даны таможенному органу.
В случае непредставления декларантом дополнительных документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, либо объяснения причин, по которым они не могут быть представлены, решение о корректировке таможенной стоимости товаров может быть принято таможенным органом с учетом информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа. При этом может быть использована необходимая информация, полученная также у лиц, имеющих отношение к производству, перемещению и реализации товара, контрагентов декларанта и таможенных органов иностранных государств.
Ссылка таможенного органа на отсутствие у него ценовой информации для использования какого-либо метода определения таможенной стоимости может быть принята судами во внимание как обоснование неприменения этого метода лишь в случае подтверждения объективной невозможности получения или использования такой информации, в том числе содержащейся в базах данных таможенных органов.
Согласно пункту 1 статьи 68 Таможенного кодекса Таможенного союза решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров.
Таможенный орган в соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязан доказать наличие признаков недостоверности сведений о цене сделки либо о ее зависимости от условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 3 статьи 4 вышепоименованного Соглашения факт взаимосвязи между продавцом и покупателем сам по себе не должен являться основанием для признания стоимости сделки неприемлемой для целей определения таможенной стоимости товаров. В этом случае должны быть проанализированы сопутствующие продаже обстоятельства. В случае если указанная взаимосвязь не повлияла на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, стоимость сделки должна быть признана приемлемой для целей определения таможенной стоимости товаров.
Ввиду изложенного наличие взаимосвязи сторон сделки не влечет автоматически, во всех случаях необходимость уточнения заявленной таможенной стоимости товаров и запроса дополнительных документов с целью ее подтверждения. При этом на данном этапе установление признаков влияния взаимосвязи участников сделки на ее стоимость либо отсутствия такого влияния является обязанностью Таможенного органа (Постановления ФАС: Северо-Западного округа от 19.03.2012 года N А56-46388/2011; Дальневосточного округа от 27.02.2012 года N Ф03-7135/2011; Поволжского округа от 13.05.2009 года N А06-5859/2008; ФАС Поволжского округа от 19.12.2012 года N А06-2242/2012).
Как было указано выше, в качестве одного из оснований, указывающего на влияние взаимозависимости продавца и покупателя по контракту на цену сделки, Таможенный орган ссылается на различие цены сделки с ценовой информацией, содержащейся в других источниках, не относящихся непосредственно к указанной сделке.
Между тем, согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении Президиума от 19.05.2005 года N 13643/04, и не противоречащей действующему законодательству, различие цены сделки с ценовой информацией, содержащейся в других источниках, не относящихся непосредственно к указанной сделке, не может рассматриваться как доказательство недостоверности условий сделки и является лишь основанием для проведения проверочных мероприятий с целью выяснения этих обстоятельств, в том числе истребования у декларанта соответствующих документов и объяснений.
При этом, как было указано выше, предусмотренная законом обязанность предоставлять по требованию таможенного органа документы, необходимые для подтверждения заявленной таможенной стоимости, может быть возложена на декларанта только в отношении документов, которыми тот реально располагает или должен их иметь в силу закона либо обычая делового оборота.
Непредставление истребованных таможенным органом у декларанта документов следует рассматривать в качестве несоблюдения условия о достоверности, количественной определенности и документальном подтверждении таможенной стоимости лишь в том случае, когда такие документы имеют значение для таможенного оформления и определения таможенной стоимости товара.
Правило последовательного применения методов определения таможенной стоимости при невозможности использования основного метода (по цене сделки с ввозимыми товарами) заключается в том, что каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода.
При этом ссылка таможенного органа на отсутствие у него ценовой и иной информации для использования какого-либо метода определения таможенной стоимости может быть принята во внимание как обоснование неприменения метода лишь в случае подтверждения объективной невозможности получения или использования такой информации, в том числе сведений специальной таможенной статистики.
Суд отмечает, что цена товара, поставленного по спорной ДТ, указанная в вышеприведенном приложении к контракту, соответствует цене, указанной в инвойсе, в данных документах указано количество поставляемого товара, что свидетельствует о том, что инвойс составлен по рассматриваемой по делу поставке. При этом действующее законодательство не устанавливает обязанности по отметки в инвойсе страны отправления товара.
Кроме того, суд отмечает, что как подтверждается вышеназванной декларацией на товары и иными документами, представленными в материалы дела, страна отправления товар паллеты плоские, деревянные, не предназначенные для привозки животных, прибывшие по коносаменту N N/90-015 с товаром финики, изюм, предназначены для транспортировки продукции, Ирана, пункт назначения Астрахань РФ.
Однако из представленного таможенным органом информации мониторинг-анализа следует, что таможня брала за основу ценовую информацию в отношении товара поддоны для перевозки складируемых штабелями товаров, с металлическими бортами, отправленного из Венгрии до пункта назначения Москва РФ. (л.д. 174-175).
Т.е. условием поставки рассматриваемого по делу товара паллеты и товара, на который ссылается таможенный орган не сопоставимы.
Между тем, из мониторинг-анализа следует, что таможенный орган брал за основу товар именуемый поддон для перевозки складируемых штабелями товаров, с металлическими бортами, а из декларации по рассматриваемому товару паллеты не следует, что на них имелись дополнительные металлические борты. Указанные обстоятельства также свидетельствуют о несопоставимости вышеназванных товаров и необоснованном применении таможенным органом за основу, при корректировки таможенной стоимости, информации о товаре поддон для перевозки складируемых штабелями товаров, с металлическими бортами.
Также суд отмечает, что информация по иным поставкам в отношении товаров финики сушеные и виноград сушеный, на которые имеется ссылка в вышеназванном решении о корректировки таможенной стоимости товаров, не может быть принята во внимание, поскольку как следует из ДТ, по данной декларации поставлялись товары иных изготовителей, чем по рассматриваемой по делу декларации на товары.. В свою очередь Астраханской таможней не представлено доказательств, что производители товара по рассматриваемой по делу ДТ и производители, на которых ссылается таможенный орган, изготавливают продукцию одинакового качества и имеют одинаковую деловую репутацию на соответствующем рынке (л.д. 155-173, 176-177).
Помимо указанного, суд считает несостоятельной ссылку таможенного органа на постановление о возбуждении уголовного дела от 02.06.2013 года N 895038 по признакам преступления, предусмотренного частью 4 статьи 194 Уголовного кодекса РФ в связи с выявлением в ходе камеральной проверки оперативно-разыскным отделом Астраханской таможни факта о том, что в период с 08.12.2011 года по 25.04.2013 года должностные лица ООО "Лорэнса" имея печати, сертификаты происхождения товар, бланки фирмы контрагента "AZARKESHMESH", представляли в таможенный орган поддельные товаросопроводительные документы на товары, с указанием в них заниженной таможенной стоимости.
Так таможней не представлено в материалы дела первичных документов, подтверждающих, что должностные лица ООО "Лорэнса" имея печати, сертификаты происхождения товар, бланки фирмы контрагента "AZARKESHMESH", представляли в таможенный орган поддельные товаросопроводительные документы на товары, с указанием в них заниженной таможенной стоимости именно по рассматриваемой по делу сделке и поставке.
В силу части 4 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации само по себе постановление о возбуждении уголовного дела не является обязательным для арбитражного суда, поскольку соответствующую обязанность для арбитражного суда несет вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу.
То обстоятельство, что согласно регистрационному свидетельству компании "AZARKESHMESH" все контракты, финансовые и юридически обязательные документы компании действительны только при наличии подписи Нассера Нахи, также не может свидетельствовать о занижении стоимости сделки по рассматриваемой ДТ, в силу следующего.
Так вступившими в законную силу судебными актами по делу N А06-434/2014, которые в соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ имеют преюдициальное значение для рассматриваемого дела, установлено, что внешнеторговый контракт от 01.01.2008 года N 001 подписан со стороны компании "AZARKESHMESH" Нахи Саидом Однако заявителем в дело представлен дубликат и копия доверенности компании "AZARKESHMESH" от 05.01.2008 года N 110/981, с переводом, составленным работниками Астраханской торгово-промышленной палаты, согласно которой Насер Нахи уполномочил Саида Нахи подтверждать и подписывать договоры, заключенные компанией и другими иностранными фирмами.
Также судебными актами по данному делу установлено, что заявитель представил запрос N 1 от 14.04.2014 года, адресованный компании "AZARKESHMESH", о представлении оригинала названной доверенности. Кроме того, представлен ответ компании "AZARKESHMESH", с переводом, составленным сотрудниками Астраханской торгово-промышленной палаты, из которого следует, что компания не может отправить оригинал данной доверенности в судебные органы, т. к. согласно законодательству ИР Иран отправка оригиналов этих документов не высылается.
Помимо указанного названными судебными актами установлено, что указанное письмо компании с переводом, подлинники которых обозревались и копии заверялись судом, содержит дату 27.04.2013 года, однако в части указания года в письме допущена опечатка, поскольку в самом письме указано, что оно является ответом на запрос N 1 от 14.04.2014 года.
В рамках указанного дела заявителем представлен почтовый документ от 15.04.2014 года, подтверждающий направления компании запроса заявителя N 1 от 14.04.2014 года, который судом обозревался и заверялась его копия.
Следовательно, ответчиком, со ссылками на нормы Иранского права, не опровергнута действительность полномочия Нахи Саида на подписания рассматриваемого по делу контракта.
Суд обращает внимание, что в представленном таможенным органом в рамках настоящего дела письме генерального консула РФ в Риште (Исламская республика Иран) от 16.04.2015 года N 93 указано, что утверждение иранской компании о том, что оригинал доверенности не может быть представлен в судебные органы согласно законодательству Исламской республики Иран, не соответствует действительности. Кроме того, в названном письме обращено внимание на то, что предъявленная доверенность г-на Насера Нахи на имя Саида Нахи необоснованно не содержит ни его паспортных данных, ни ссылок на официально зарегистрированный и опубликованный устав компании, ни срока действия доверенности, и на то, что указанная доверенность не заверена уполномоченными органа м не легализована.
Однако суд не принимает доводы данного письма, поскольку декларант не может нести ответственность за то, что контрагент по контракту не представляет подлинник соответствующей доверенности, а также легализованную ее копию. Кроме того, в письме отсутствуют ссылки на конкретные нормы иранского законодательства, устанавливающие требования к форме и содержанию такой доверенности, а также устанавливающие последствия в случае несоответствия доверенности данным требованиям.
Довод Астраханской таможни о наличии безвозмездных поставок в адрес фирмы "AZARKESHMESH", оплата за которые производилась обществом "ЛОРЭНСА", также является несостоятельным, поскольку ответчиком не представлено соответствующих доказательств.
Возмездность рассматриваемой в рамках данного дела поставки подтверждается контрактом от 10.01.2008 N 001 с приложениями, которыми не предусмотрена предоплата, инвойсом и декларацией на товары.
Таким образом, суд пришел к правомерному выводу, что Астраханская таможня не доказала недостоверность представленных обществом сведений и документов и не доказала факт влияния взаимосвязи продавца и покупателя на стоимость сделки и наличие обстоятельств, исключающих определение таможенной стоимости товара методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
В связи с вышеизложенным, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что таможенным органом не опровергнуты полномочия Нахи Саида на подписание рассматриваемого по делу контракта.
В представленном таможенным органом в рамках настоящего дела письме генерального консула РФ в Риште (Исламская республика Иран) от 16.04.2015 N 93 указано, что утверждение иранской компании о том, что оригинал доверенности не может быть представлен в судебные органы согласно законодательству Исламской республики Иран, не соответствует действительности. Кроме того, в названном письме обращено внимание на то, что предъявленная доверенность г-на Насера Нахи на имя Саида Нахи необоснованно не содержит ни его паспортных данных, ни ссылок на официально зарегистрированный и опубликованный устав компании, ни срока действия доверенности, и на то, что указанная доверенность не заверена уполномоченными органами и не легализована. А также в обоснование вышеуказанного довода, таможенным органом представлено письмо ТПП провинции Гилян N 94/1732 от 04.10.2015, в котором указывается перечень требований к документам, подтверждающим полномочия, связанные с подписанием документов и заключением соглашений.
Таким образом, суд пришел к правомерному выводу, что Астраханская таможня не доказала недостоверность представленных обществом сведений и документов и не доказала факт влияния взаимосвязи продавца и покупателя на стоимость сделки и наличие обстоятельств, исключающих определение таможенной стоимости товара методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
Оснований для корректировки таможенной стоимости и доначисления таможенных платежей у Астраханской таможни не имелось, в связи с чем выставление ООО "Натспром" оспариваемого требования не может быть признано правомерным.
Выводы суда согласуются с правовой позицией, изложенной в Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.06.2007 N 3323/07.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене принятого решения.
Поскольку выводы суда первой инстанции не противоречат нормам материального и процессуального права, а также имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Апелляционную жалобу Астраханской таможни следует оставить без удовлетворения.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации таможенный орган освобожден от уплаты госпошлины при обращении в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в связи с чем, вопрос о распределении судебных расходов в данной части рассмотрению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 13 июля 2016 года по делу N А06-3064/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.09.2016 N 12АП-9330/2016 ПО ДЕЛУ N А06-3064/2014
Разделы:Таможенная стоимость; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 сентября 2016 г. по делу N А06-3064/2014
Резолютивная часть постановления объявлена "28" сентября 2016 года
Полный текст постановления изготовлен "30" сентября 2016 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Кузьмичева С.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Комаровым А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Астраханской таможни
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 13 июля 2016 года по делу N А06-3064/2014 (судья Блажнов Д.Н.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "НАТСПРОМ" (109316, г. Москва, проезд Остаповский, д. 12, стр. 3, ИНН 7722256420 ОГРН 1027739334061)
к Астраханской таможне (414018, г. Астрахань, ул. Адм. Нахимова, д. 42, ИНН 3017003414 ОГРН 1033001700159)
о признании требования об уплате таможенных платежей от 10.01.2014 г. N 13 незаконным,
без участия в судебном заседании представителей общества с ограниченной ответственностью "НАТСПРОМ", Астраханской таможни (почтовые уведомления N 62947, N 62946 приобщены к материалам дела),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "НАТСПРОМ" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Астраханской таможне о признании требования об уплате таможенных платежей от 10.01.2014 года N 13 незаконным.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 23 июня 2016 года требование Астраханской таможни об уплате таможенных платежей от 10.01.2014 года N 13 признано недействительным.
Не согласившись с принятым решением, Астраханская таможня обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Письменного отзыва в порядке статьи 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представлено.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Астраханской таможни, ООО "НАТСПРОМ", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (п. 1 ст. 123, п. 3 ст. 156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, между обществом с ограниченной ответственностью "Лорэнса" (далее - общество "Лорэнса") в лице генерального директора Нахигаджана Эсмаила в России г. Москва (покупатель) и фирмой "AZARKESHMESH" в лице генерального директора Нахи Саида в Иране г. Табриз (продавец) заключен внешнеторговый контракт от 10.01.2008 N 001 на поставку сухофруктов.
Пунктом 4.1 контракта определено, что оплата товара осуществляется в течение 30 дней с момента таможенного оформления.
Согласно дополнительным соглашениям N 17/25 и N 17/26 к указанному контракту в состав товара, поставляемого по контракту, наряду с иным, входит "финики сушеные" (Dry Date) изготовитель "Нахи" Иран стоимость 0,82 долларов США, "виноград сушенный" (изюм) Raisin, изготовитель "Парлаг", стоимость 1,02 долларов США, пустые картонные короба стоимость 0,16 долларов США (л.д. 95-96).
ООО "Лорэнса" в таможенной орган подана декларация N 10311020/030412/0001096 в отношении вышеназванного товара - "финики сушеные", дата выработки ноябрь 2011 года, вес нетто партии 59 030 кг, 5 903 картонных коробов по 10 кг средний вес нетто 1 короба, изготовитель "Нахи", "виноград сушенный" (кишмиш), сорт высший, без косточек, коричневого цвета, 1 270 к/коробов весом нетто по 10 кг, дата выработки февраль 2012 года, изготовитель "Парлаг", паллеты плоские, деревянные, не предназначенные для привозки животных, прибывшие по коносаменту N N/90-015 с товаром финики, изюм, предназначены для транспортировки продукции (л.д. 67-68).
К поданной декларации декларантом приложены в числе прочих документов, контракт, дополнительное соглашение, коносамент, инвойс.
По результатам камеральной проверки, таможенный орган установил, что учредителем ООО "Лорэнса" (в настоящее время ООО "Натспром") является гражданин ИР Иран Нахи Исмаил, директорами фирмы контрагента "AZARKESHMESH", ИР Иран, являются Нахи Ибрахим и Нахи Саид. Кроме того, таможней установлено, что гражданин Ирана Нахигаджан (Нахи) Ибрахим является отцом, а Нахи Саид является родным братом гражданина Ирана Нахи Исмаила, учредителя ООО "Лорэнса" (ООО "Натспром").
Согласно информации, имеющейся у таможенного органа, Нахи Саид является работником (начальником отдела) ООО "Лорэнса". Однако в графе 7а ДТС-1, представленной к таможенному декларированию ООО "Лорэнса", в нарушение Порядка декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденного Решением Комиссии ТС от 20.09.2010 N 376, не отражен факт наличия взаимосвязи между продавцом и покупателем.
На требование Астраханской таможни о представлении документов и сведений ООО "Натспром" запрашиваемые сведения не представлены, сообщено об их отсутствии.
Помимо указанного, в ходе камеральной проверки оперативно-разыскным отделом Астраханской таможни представлена информация о том, что в период с 08.12.2011 по 25.04.2013 должностные лица ООО "Лорэнса" имея печати, сертификаты происхождения товар, бланки фирмы "AZARKESHMESH", представляли в таможенный орган поддельные товаросопроводительные документы на товары, с указанием в них заниженной таможенной стоимости. По данному факту отделом дознания Астраханской таможни вынесено постановление о возбуждении уголовного дела от 02.06.2013 N 895038 по признакам преступления, предусмотренного частью 4 статьи 194 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Также таможенным органом на основании регистрационного свидетельства компании "AZARKESHMESH" установлено, все контракты, финансовые и юридически обязательные документы компании действительны только при наличии подписи Нассера Нахи, председателя совета директоров, а также печати компании. В этой связи таможенный орган сделал вывод, что вышеупомянутый внешнеторговый контракт от 10.01.2008 N 001, подписанный Нахи Саидом, является недействительным.
В связи с указанными обстоятельствами Астраханской таможней принято решение от 06.12.2013 о корректировке таможенной стоимости товаров, в котором также указано на наличие безвозмездных поставок в адрес фирмы "AZARKESHMESH", оплата которых производилась ООО "Лорэнса", то есть, в данном случае, продажа и цена сделки зависят от соблюдения условий, влияние которых не может быть количественно учтено.
Кроме того, в решении таможенного органа указано, что в инвойсе, выставленном компанией "AZARKESHMESH", указана стоимость товара без указания сорта за 1 кг, отметки таможенного органа страны вывоза товаров в инвойсе отсутствуют.
На основании указанного решения Астраханской таможней обществу с ограниченной ответственностью "Лоренса" выставлено требование об уплате таможенных платежей от 10.01.2014 N 13 на сумму 436 302 рублей 62 копейки.
Не согласившись с названным требованием Астраханской таможни, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, пришел к выводу об отсутствии у таможенного органа оснований для корректировки таможенной стоимости.
27 ноября 2009 года решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств N 17, участниками которого являются Россия, Белоруссия и Казахстан, принят договор о Таможенном кодексе Таможенного союза, который вступил в силу на территории Российской Федерации 01.07.2010.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
Согласно части 1 статьи 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза", ратифицированного Федеральным законом от 22.12.2008 N 258-ФЗ (далее - Соглашение), основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 настоящего Соглашения.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Соглашения таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 Соглашения при любом из следующих условий: отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые: установлены совместным решением органов таможенного союза; ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы; существенно не влияют на стоимость товаров; продажа товаров или их цена не зависят от каких-либо условий, или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено; никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 5 настоящего Соглашения могут быть произведены дополнительные начисления; покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
В пунктах 5, 6, 7 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 года N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" разъяснено следующее.
Система оценки ввозимых товаров для таможенных целей, основанная на статье VII ГАТТ 1994, исходит из их действительной стоимости - цены, по которой такие или аналогичные товары продаются или предлагаются для продажи при обычном ходе торговли в условиях полной конкуренции. При этом за основу определения действительной стоимости в максимально возможной степени должна приниматься договорная цена товаров и не должна приниматься фиктивная или произвольная стоимость.
С учетом данных положений примененная сторонами внешнеторговой сделки цена ввозимых товаров не может быть отклонена по мотиву одного лишь несогласия таможенного органа с ее более низким уровнем в сравнении с ценами на однородные (идентичные) ввозимые товары или ее отличия от уровня цен, установившегося во внутренней торговле.
Вместе с тем судам необходимо учитывать, что одним из правил таможенной оценки является наделение таможенных органов правом убеждаться в достоверности декларирования таможенной стоимости исходя из действительной стоимости ввозимых товаров, которое реализуется при проведении таможенного контроля (статья 17 Соглашения по применению статьи VII ГАТТ 1994, пункт 5 статьи 2 Соглашения).
В соответствии с пунктом 4 статьи 65 ТК ТС и пунктом 3 статьи 2 Соглашения лицо, декларирующее таможенную стоимость ввозимых товаров, обязано подтвердить соответствие заявленных им сведений действительности (достоверность), представив в таможенный орган количественно определяемую и документально подтвержденную информацию.
Принимая во внимание публичный характер таможенных правоотношений, при оценке соблюдения декларантом (здесь и далее также - таможенный представитель) данных требований Кодекса и Соглашения судам следует исходить из презумпции достоверности представленной информации, бремя опровержения которой лежит на таможенном органе.
Выявление таможенным органом при проведении таможенного контроля товаров до их выпуска признаков недостоверности заявленной таможенной стоимости, отсутствия должного подтверждения сведений о стоимости сделки, используемых декларантом при определении таможенной стоимости, является основанием для проведения дополнительной проверки в соответствии со статьей 69 ТК ТС и само по себе не может выступать основанием для корректировки таможенной стоимости.
Признаки недостоверности сведений о стоимости сделки могут проявляться, в частности, в ее значительном отличии от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов, по сделкам с идентичными или однородными товарами, ввезенными при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таких сделок - данных иных официальных и (или) общедоступных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов.
Таможенная стоимость, определяемая по стоимости сделки с ввозимыми товарами, не может считаться документально подтвержденной и количественно определяемой, если декларант не представил доказательства совершения сделки, на основании которой приобретен товар, в любой не противоречащей закону форме или содержащаяся в представленных им документах информация о цене (здесь и далее также - предусмотренных статьей 5 Соглашения дополнительных начислениях к цене) не соотносится с количественными характеристиками товара, или отсутствует информация об условиях поставки и оплаты товара.
Согласно пункту 3 статьи 69 ТК ТС для проведения дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок для их представления. Декларант обязан либо представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения, либо в письменной форме объяснить причины, по которым они не могут быть представлены.
Непредставление декларантом дополнительных документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, само по себе не может повлечь принятие таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товара, если у декларанта имелись объективные препятствия к представлению запрошенных документов (сведений) и соответствующие объяснения даны таможенному органу.
В случае непредставления декларантом дополнительных документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, либо объяснения причин, по которым они не могут быть представлены, решение о корректировке таможенной стоимости товаров может быть принято таможенным органом с учетом информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа. При этом может быть использована необходимая информация, полученная также у лиц, имеющих отношение к производству, перемещению и реализации товара, контрагентов декларанта и таможенных органов иностранных государств.
Ссылка таможенного органа на отсутствие у него ценовой информации для использования какого-либо метода определения таможенной стоимости может быть принята судами во внимание как обоснование неприменения этого метода лишь в случае подтверждения объективной невозможности получения или использования такой информации, в том числе содержащейся в базах данных таможенных органов.
Согласно пункту 1 статьи 68 Таможенного кодекса Таможенного союза решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров.
Таможенный орган в соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязан доказать наличие признаков недостоверности сведений о цене сделки либо о ее зависимости от условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 3 статьи 4 вышепоименованного Соглашения факт взаимосвязи между продавцом и покупателем сам по себе не должен являться основанием для признания стоимости сделки неприемлемой для целей определения таможенной стоимости товаров. В этом случае должны быть проанализированы сопутствующие продаже обстоятельства. В случае если указанная взаимосвязь не повлияла на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, стоимость сделки должна быть признана приемлемой для целей определения таможенной стоимости товаров.
Ввиду изложенного наличие взаимосвязи сторон сделки не влечет автоматически, во всех случаях необходимость уточнения заявленной таможенной стоимости товаров и запроса дополнительных документов с целью ее подтверждения. При этом на данном этапе установление признаков влияния взаимосвязи участников сделки на ее стоимость либо отсутствия такого влияния является обязанностью Таможенного органа (Постановления ФАС: Северо-Западного округа от 19.03.2012 года N А56-46388/2011; Дальневосточного округа от 27.02.2012 года N Ф03-7135/2011; Поволжского округа от 13.05.2009 года N А06-5859/2008; ФАС Поволжского округа от 19.12.2012 года N А06-2242/2012).
Как было указано выше, в качестве одного из оснований, указывающего на влияние взаимозависимости продавца и покупателя по контракту на цену сделки, Таможенный орган ссылается на различие цены сделки с ценовой информацией, содержащейся в других источниках, не относящихся непосредственно к указанной сделке.
Между тем, согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении Президиума от 19.05.2005 года N 13643/04, и не противоречащей действующему законодательству, различие цены сделки с ценовой информацией, содержащейся в других источниках, не относящихся непосредственно к указанной сделке, не может рассматриваться как доказательство недостоверности условий сделки и является лишь основанием для проведения проверочных мероприятий с целью выяснения этих обстоятельств, в том числе истребования у декларанта соответствующих документов и объяснений.
При этом, как было указано выше, предусмотренная законом обязанность предоставлять по требованию таможенного органа документы, необходимые для подтверждения заявленной таможенной стоимости, может быть возложена на декларанта только в отношении документов, которыми тот реально располагает или должен их иметь в силу закона либо обычая делового оборота.
Непредставление истребованных таможенным органом у декларанта документов следует рассматривать в качестве несоблюдения условия о достоверности, количественной определенности и документальном подтверждении таможенной стоимости лишь в том случае, когда такие документы имеют значение для таможенного оформления и определения таможенной стоимости товара.
Правило последовательного применения методов определения таможенной стоимости при невозможности использования основного метода (по цене сделки с ввозимыми товарами) заключается в том, что каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода.
При этом ссылка таможенного органа на отсутствие у него ценовой и иной информации для использования какого-либо метода определения таможенной стоимости может быть принята во внимание как обоснование неприменения метода лишь в случае подтверждения объективной невозможности получения или использования такой информации, в том числе сведений специальной таможенной статистики.
Суд отмечает, что цена товара, поставленного по спорной ДТ, указанная в вышеприведенном приложении к контракту, соответствует цене, указанной в инвойсе, в данных документах указано количество поставляемого товара, что свидетельствует о том, что инвойс составлен по рассматриваемой по делу поставке. При этом действующее законодательство не устанавливает обязанности по отметки в инвойсе страны отправления товара.
Кроме того, суд отмечает, что как подтверждается вышеназванной декларацией на товары и иными документами, представленными в материалы дела, страна отправления товар паллеты плоские, деревянные, не предназначенные для привозки животных, прибывшие по коносаменту N N/90-015 с товаром финики, изюм, предназначены для транспортировки продукции, Ирана, пункт назначения Астрахань РФ.
Однако из представленного таможенным органом информации мониторинг-анализа следует, что таможня брала за основу ценовую информацию в отношении товара поддоны для перевозки складируемых штабелями товаров, с металлическими бортами, отправленного из Венгрии до пункта назначения Москва РФ. (л.д. 174-175).
Т.е. условием поставки рассматриваемого по делу товара паллеты и товара, на который ссылается таможенный орган не сопоставимы.
Между тем, из мониторинг-анализа следует, что таможенный орган брал за основу товар именуемый поддон для перевозки складируемых штабелями товаров, с металлическими бортами, а из декларации по рассматриваемому товару паллеты не следует, что на них имелись дополнительные металлические борты. Указанные обстоятельства также свидетельствуют о несопоставимости вышеназванных товаров и необоснованном применении таможенным органом за основу, при корректировки таможенной стоимости, информации о товаре поддон для перевозки складируемых штабелями товаров, с металлическими бортами.
Также суд отмечает, что информация по иным поставкам в отношении товаров финики сушеные и виноград сушеный, на которые имеется ссылка в вышеназванном решении о корректировки таможенной стоимости товаров, не может быть принята во внимание, поскольку как следует из ДТ, по данной декларации поставлялись товары иных изготовителей, чем по рассматриваемой по делу декларации на товары.. В свою очередь Астраханской таможней не представлено доказательств, что производители товара по рассматриваемой по делу ДТ и производители, на которых ссылается таможенный орган, изготавливают продукцию одинакового качества и имеют одинаковую деловую репутацию на соответствующем рынке (л.д. 155-173, 176-177).
Помимо указанного, суд считает несостоятельной ссылку таможенного органа на постановление о возбуждении уголовного дела от 02.06.2013 года N 895038 по признакам преступления, предусмотренного частью 4 статьи 194 Уголовного кодекса РФ в связи с выявлением в ходе камеральной проверки оперативно-разыскным отделом Астраханской таможни факта о том, что в период с 08.12.2011 года по 25.04.2013 года должностные лица ООО "Лорэнса" имея печати, сертификаты происхождения товар, бланки фирмы контрагента "AZARKESHMESH", представляли в таможенный орган поддельные товаросопроводительные документы на товары, с указанием в них заниженной таможенной стоимости.
Так таможней не представлено в материалы дела первичных документов, подтверждающих, что должностные лица ООО "Лорэнса" имея печати, сертификаты происхождения товар, бланки фирмы контрагента "AZARKESHMESH", представляли в таможенный орган поддельные товаросопроводительные документы на товары, с указанием в них заниженной таможенной стоимости именно по рассматриваемой по делу сделке и поставке.
В силу части 4 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации само по себе постановление о возбуждении уголовного дела не является обязательным для арбитражного суда, поскольку соответствующую обязанность для арбитражного суда несет вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу.
То обстоятельство, что согласно регистрационному свидетельству компании "AZARKESHMESH" все контракты, финансовые и юридически обязательные документы компании действительны только при наличии подписи Нассера Нахи, также не может свидетельствовать о занижении стоимости сделки по рассматриваемой ДТ, в силу следующего.
Так вступившими в законную силу судебными актами по делу N А06-434/2014, которые в соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ имеют преюдициальное значение для рассматриваемого дела, установлено, что внешнеторговый контракт от 01.01.2008 года N 001 подписан со стороны компании "AZARKESHMESH" Нахи Саидом Однако заявителем в дело представлен дубликат и копия доверенности компании "AZARKESHMESH" от 05.01.2008 года N 110/981, с переводом, составленным работниками Астраханской торгово-промышленной палаты, согласно которой Насер Нахи уполномочил Саида Нахи подтверждать и подписывать договоры, заключенные компанией и другими иностранными фирмами.
Также судебными актами по данному делу установлено, что заявитель представил запрос N 1 от 14.04.2014 года, адресованный компании "AZARKESHMESH", о представлении оригинала названной доверенности. Кроме того, представлен ответ компании "AZARKESHMESH", с переводом, составленным сотрудниками Астраханской торгово-промышленной палаты, из которого следует, что компания не может отправить оригинал данной доверенности в судебные органы, т. к. согласно законодательству ИР Иран отправка оригиналов этих документов не высылается.
Помимо указанного названными судебными актами установлено, что указанное письмо компании с переводом, подлинники которых обозревались и копии заверялись судом, содержит дату 27.04.2013 года, однако в части указания года в письме допущена опечатка, поскольку в самом письме указано, что оно является ответом на запрос N 1 от 14.04.2014 года.
В рамках указанного дела заявителем представлен почтовый документ от 15.04.2014 года, подтверждающий направления компании запроса заявителя N 1 от 14.04.2014 года, который судом обозревался и заверялась его копия.
Следовательно, ответчиком, со ссылками на нормы Иранского права, не опровергнута действительность полномочия Нахи Саида на подписания рассматриваемого по делу контракта.
Суд обращает внимание, что в представленном таможенным органом в рамках настоящего дела письме генерального консула РФ в Риште (Исламская республика Иран) от 16.04.2015 года N 93 указано, что утверждение иранской компании о том, что оригинал доверенности не может быть представлен в судебные органы согласно законодательству Исламской республики Иран, не соответствует действительности. Кроме того, в названном письме обращено внимание на то, что предъявленная доверенность г-на Насера Нахи на имя Саида Нахи необоснованно не содержит ни его паспортных данных, ни ссылок на официально зарегистрированный и опубликованный устав компании, ни срока действия доверенности, и на то, что указанная доверенность не заверена уполномоченными органа м не легализована.
Однако суд не принимает доводы данного письма, поскольку декларант не может нести ответственность за то, что контрагент по контракту не представляет подлинник соответствующей доверенности, а также легализованную ее копию. Кроме того, в письме отсутствуют ссылки на конкретные нормы иранского законодательства, устанавливающие требования к форме и содержанию такой доверенности, а также устанавливающие последствия в случае несоответствия доверенности данным требованиям.
Довод Астраханской таможни о наличии безвозмездных поставок в адрес фирмы "AZARKESHMESH", оплата за которые производилась обществом "ЛОРЭНСА", также является несостоятельным, поскольку ответчиком не представлено соответствующих доказательств.
Возмездность рассматриваемой в рамках данного дела поставки подтверждается контрактом от 10.01.2008 N 001 с приложениями, которыми не предусмотрена предоплата, инвойсом и декларацией на товары.
Таким образом, суд пришел к правомерному выводу, что Астраханская таможня не доказала недостоверность представленных обществом сведений и документов и не доказала факт влияния взаимосвязи продавца и покупателя на стоимость сделки и наличие обстоятельств, исключающих определение таможенной стоимости товара методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
В связи с вышеизложенным, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что таможенным органом не опровергнуты полномочия Нахи Саида на подписание рассматриваемого по делу контракта.
В представленном таможенным органом в рамках настоящего дела письме генерального консула РФ в Риште (Исламская республика Иран) от 16.04.2015 N 93 указано, что утверждение иранской компании о том, что оригинал доверенности не может быть представлен в судебные органы согласно законодательству Исламской республики Иран, не соответствует действительности. Кроме того, в названном письме обращено внимание на то, что предъявленная доверенность г-на Насера Нахи на имя Саида Нахи необоснованно не содержит ни его паспортных данных, ни ссылок на официально зарегистрированный и опубликованный устав компании, ни срока действия доверенности, и на то, что указанная доверенность не заверена уполномоченными органами и не легализована. А также в обоснование вышеуказанного довода, таможенным органом представлено письмо ТПП провинции Гилян N 94/1732 от 04.10.2015, в котором указывается перечень требований к документам, подтверждающим полномочия, связанные с подписанием документов и заключением соглашений.
Таким образом, суд пришел к правомерному выводу, что Астраханская таможня не доказала недостоверность представленных обществом сведений и документов и не доказала факт влияния взаимосвязи продавца и покупателя на стоимость сделки и наличие обстоятельств, исключающих определение таможенной стоимости товара методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
Оснований для корректировки таможенной стоимости и доначисления таможенных платежей у Астраханской таможни не имелось, в связи с чем выставление ООО "Натспром" оспариваемого требования не может быть признано правомерным.
Выводы суда согласуются с правовой позицией, изложенной в Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.06.2007 N 3323/07.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене принятого решения.
Поскольку выводы суда первой инстанции не противоречат нормам материального и процессуального права, а также имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Апелляционную жалобу Астраханской таможни следует оставить без удовлетворения.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации таможенный орган освобожден от уплаты госпошлины при обращении в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в связи с чем, вопрос о распределении судебных расходов в данной части рассмотрению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 13 июля 2016 года по делу N А06-3064/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
М.Г.ЦУЦКОВА
Судьи
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
А.В.СМИРНИКОВ
М.Г.ЦУЦКОВА
Судьи
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
А.В.СМИРНИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)