Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.05.2016 N 15АП-5690/2016 ПО ДЕЛУ N А32-41057/2015

Разделы:
Таможенная стоимость; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 мая 2016 г. N 15АП-5690/2016

Дело N А32-41057/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 18 мая 2016 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Смотровой Н.Н., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шемшиленко А.А.,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: представитель не явился, извещен;
- от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Краснодарской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.02.2016 по делу N А32-41057/2015 по иску общества с ограниченной ответственностью "Фрутини",
заинтересованное лицо: Краснодарская таможня,
принятое в составе судьи Гонзус И.П.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Фрутини" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о взыскании процентов с Краснодарской таможни (далее - таможня, таможенный орган, заинтересованное лицо) за несвоевременный возврат незаконно взысканных таможенных пошлин по ДТ N N 10309180/250114/0000121, 10309180/250114/0000123, 10309180/250114/0000124, 10309180/030214/0000168 в сумме 303374,72 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 16.02.2016 заявленные требования удовлетворены.
Решение мотивировано тем, что заявленные требования общества являются обоснованными и их правомерность подтверждается вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда.
Краснодарская таможня обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. Апелляционная жалоба мотивированна тем, что судом первой инстанции не рассмотрены должным образом и в полном объеме материалы и доказательства по делу, а выводы суда, указанные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Нарушений сроков возврата денежных средств в соответствии с частью 6 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" не установлено; правовых оснований для начисления процентов на суммы излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не имеется.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Фрутини" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество зарегистрировано в качестве юридического лица 03.04.2012 Инспекцией Федеральной налоговой службы N 2 по г. Краснодару за основным государственным регистрационным номером 1122312003725, ИНН 2312190826, адрес места нахождения исполнительного органа: г. Краснодар, ул. Путевая, дом 1, офис 404, является участником внешнеторговой деятельности.
Между заявителем (покупателем) и фирмой "STAR TARIM URUNLERI NAK. VE TIC. LTD. STI" (Турция) (продавцом) заключен контракт N 17 от 12.11.13 на поставку товаров.
Заявителем в Краснодарской таможне по декларациям на товары N N 10309180/250114/0000121, 10309180/250114/0000123, 10309180/250114/0000124, 10309180/030214/0000168 задекларированы томаты свежие для употребления в пищу; мандарины свежие для употребления в пищу, огурцы свежие для употребления в пищу, лимоны свежие для употребления в пищу, перец стручковый сладкий для употребления в пищу, баклажаны свежие для употребления в пищу.
При определении таможенной стоимости товаров обществом применен первый метод определения таможенной стоимости (по стоимости сделки с ввозимыми товарами).
Таможенным органом вынесены решения о корректировке таможенной стоимости.
Не согласившись с решением таможенного органа о корректировке таможенной стоимости товаров, общество обжаловало его в Арбитражный суд Краснодарского края.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 02.12.2014 по делу N А32-35010/2014 удовлетворены требования заявителя и признаны недействительными решения таможни о корректировке таможенной стоимости товара, задекларированного по ТД N N 10309180/250114/0000121, 10309180/250114/0000123, 10309180/250114/0000124, 10309180/030214/0000168.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2015 указанное решение оставлено без изменения.
Возврат излишне уплаченных таможенных платежей был произведен таможенным органом только 03.04.2015 платежными поручениями N 977,836,797:
по ДТ 10309180/250114/0000121-2437289,93 руб.,
по ДТ 10309180/250114/0000123-272650,42 руб.,
по ДТ 10309180/250114/0000124-49979,87 руб.,
по ДТ 10309180/030214/0000168-361677,01 руб.
Поскольку фактический возврат излишне уплаченных таможенных платежей был произведен без выплаты процентов, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с таможенного органа процентов в сумме 303374,72 рублей.
При принятии решения суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно статье 89 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее ТК ТС) излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Согласно статье 90 Таможенного кодекса Таможенного союза возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов.
Согласно пункту 2 статьи 355 Таможенного кодекса Таможенного союза излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика.
Указанное заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
В силу пункта 4 статьи 355 Таможенного кодекса Таможенного союза возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза.
Согласно пункту 1 статьи 129 Федерального закона от 27.10.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее Закон о таможенном регулировании) возврат таможенных сборов осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом для возврата таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 147 Закона о таможенном регулировании излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
В силу пункта 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании проценты начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата, если имеет место возврат таможенных пошлин, которые излишне взысканы таможней в соответствии с положениями главы 18 "Взыскание таможенных платежей" Закона о таможенном регулировании.
Оценка сумм таможенных платежей как излишне уплаченных или излишне взысканных должна производиться в зависимости от основания, по которому было произведено исполнение обязанности, признанной в последующем отсутствующей - производилась ли уплата на основании декларации, в которой спорная сумма таможенных платежей была исчислена декларантом самостоятельно, либо на основании решения, принятого таможенным органом по результатам проверки достоверности заявленных сведений о товаре.
При этом способ исполнения указанной обязанности (самостоятельно декларантом либо путем осуществления таможенным органом мер по принудительному взысканию) правового значения не имеет.
Излишняя уплата, как правило, имеет место, когда декларант, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму таможенных платежей самостоятельно, т.е. без участия таможенного органа, по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания законодательства или добросовестного заблуждения, допускает ошибку в расчетах.
Сам факт самостоятельного исполнения декларантом решения о корректировке таможенной стоимости в целях выпуска товара не является основанием для оценки таможенных платежей как излишне уплаченных.
Общество, самостоятельного перечисляя денежные средства в счет уплаты таможенных платежей в связи с принятием таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товара, будучи несогласным с этим решением и обжалуя его в суд, не может признаваться добровольно исполнившим обязанность по уплате таможенных платежей.
Указанный подход отражен в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 03.12.12 по делу N А53-8736/2012 (Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.12.2012 N ВАС-17340/12 отказано в передаче дела N А53-8736/12 в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора данного постановления).
Факт незаконности решений и действий таможни по корректировке таможенной стоимости по спорным ДТ установлен вступившим в законную силу решением суда от 02.12.2014 по делу N А32-35010/2014, что в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеет преюдициальное значение для настоящего спора.
Учитывая, что таможенные платежи уплачены обществом в связи с принятыми таможенным органами решениями о корректировке таможенной стоимости, они являются излишне взысканными и проценты подлежат начислению с даты следующей за датой взыскания по дату предшествующую дате возврата.
С учетом правовой позиции, высказанной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.01.2014 г. N 11372/13, при расчете суммы процентов должны приниматься во внимание следующие правила: при определении периода просрочки - фактическое количество календарных дней просрочки с учетом дня фактического возврата налога (поступления денежных средств в банк), при определении ставки процентов - ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшая в дни нарушения срока возмещения, деленная на количество дней в соответствующем году (365 или 366 дней).
Письмом от 30.03.2012 N 01-11/15247 Федеральной таможенной службы было указано таможенным органам о том, что при расчете процентов за нарушение таможенным органом срока возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов учитывается фактическое количество дней в году - 365 или 366.
Ставка рефинансирования Центрального Банка с 14.09.2012-8,25% (Указание Банка России 13.09.2012 N 2873-У "О размере ставки рефинансирования Банка России").
В данном случае право заявителя на получение процентов рассматривается как право на финансовую компенсацию потерь, вызванных незаконным бездействием таможенного органа в связи с непринятием решения о возврате излишне уплаченных таможенных платежей. Иное толкование не отвечает основам таможенного регулирования.
Материалами дела подтверждается, что таможенным органом нарушен месячный срок возврата заявителю незаконно взысканных и начисленных денежных средств. Таким образом, начисление процентов за нарушение сроков возврата излишне начисленных и взысканных таможенных платежей является правомерным.
Суд первой инстанции проверил расчет процентов за нарушение сроков возврата излишне начисленных и взысканных таможенных платежей. Расчет произведен с даты следующей за днем взыскания по дату, предшествующую дате возврата.
Проценты по названным декларациям составили всего 303 374,72 рублей.
Правовых оснований для переоценки данных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
Материалами дела подтверждается, что заявитель обращался в Краснодарскую таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств.
Исковое заявление по данному делу подано в Арбитражный суд Краснодарского края нарочно 10.11.2015, то есть в пределах срока исковой давности.
Доводы жалобы судебной коллегией отклоняются как основанные на неверном толковании норм права и сводящиеся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы правомерно распределены судом первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.02.2016 по делу N А32-41057/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, через Арбитражный суд Краснодарского края.

Председательствующий
Г.А.СУРМАЛЯН

Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
М.В.СОЛОВЬЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)