Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.07.2016 N 15АП-8960/2016 ПО ДЕЛУ N А32-5736/2016

Разделы:
Таможенная стоимость; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 июля 2016 г. N 15АП-8960/2016

Дело N А32-5736/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 14 июля 2016 года
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Смотровой Н.Н., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шемшиленко А.А.,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: представитель не явился, извещен;
- от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 31.03.2016
Вальц Д.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу 18.04.2016 по делу N А32-5736/2016 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мир керамики-КМВ",
заинтересованное лицо: Новороссийская таможня,
принятое в составе судьи Гонзус И.П.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Мир керамики-КМВ" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным решения Новороссийской таможни (далее - таможня, заинтересованное лицо) от 28.12.2015 г. N 13-13/42300 об оставлении без рассмотрения заявлений ООО "Мир керамики-КМВ" о возврате излишне уплаченных таможенных платежей от 07.12.2015 (входящий N 41424) по ДТ N 10317110/200714/0019093, от 07.12.2015 (входящий N 41425) по ДТ N 10317110/250714/0019502, а также обязании Новороссийской таможни осуществить возврат излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 61397,41 руб. по ДТ N 10317110/200714/0019093, в сумме 77286,28 руб. по ДТ N 10317110/250714/0019502.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.04.2016 заявленные требования удовлетворены.
Судебный акт мотивирован тем, что в подтверждение заявленной таможенной стоимости обществом были представлены все необходимые и предусмотренные законом документы; достоверность сведений, содержащихся в представленных документах, таможенным органом документально не опровергнута.
Новороссийская таможня обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просила решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, сославшись на то, что заявленная таможенная стоимость не подтверждена документально в полном объеме.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Мир керамики-КМВ" просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании пояснил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, требования апелляционной жалобы удовлетворить.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество зарегистрировано в качестве юридического лица 23.05.2005 за основным государственным регистрационным номером 1052600230814, ИНН 2632076382, местонахождение: 357500, Ставропольский край, г. Пятигорск, Кисловодское шоссе, д. 5, является участником внешнеторговой деятельности.
В рамках контракта купли-продажи от 6 марта 2012 года N 12/3, дополнительного соглашения к нему от 25.12.2013 г., инвойса N Е/214 от 23.06.2014 г. к нему, заключенным между ООО "Мир керамики-КМВ" (г. Пятигорск, Россия) и фирмой "AZULINDUS@MARTI S.A." (Испания), в 2014 г. на территорию Российской Федерации был осуществлен ввоз товаров, страна происхождения Испания.
Доставка товаров осуществлялись из Испании на условиях поставки EXW- ОНДА (в соответствии с Инкотермс-2000).
20.07.2014-22.07.2014 по ДТ N 10317110/200714/0019093 произведено таможенное оформление поставки - плитка керамическая, глазурованная, облицовочная для отделочных работ: плитка СREMA MARFIL, 1920 штук, 320 коробок, размеры 50 х 50 см - 480 м{\super 2; плитка NARMADA BEIGE, 2880 штук, 480 коробок, размеры 50 х 50 см - 720 м{\super 2; всего 1200 м{\super 2, 4800 штук, упакована в 800 картонных коробок, расположенных на 25 паллетах. Изготовитель: "AZULINDUS & MARTI S.A.", товарный знак "A&M CERAMICA", Испания.
При определении таможенной стоимости товаров обществом был применен первый метод определения таможенной стоимости (по стоимости сделки с ввозимыми товарами).
Для подтверждения заявленной таможенной стоимости по ДТ N 10317110/200714/0019093 декларант представил таможенному органу необходимые документы, согласно описи документов, содержащие информацию о стоимости сделки с товарами: учредительные документы покупателя ввозимых товаров, таможенную декларацию от 20.07.2014 г., контракт 12/3 от 06.03.2012 г., дополнительное соглашение к нему от 25.12.2013 г., паспорт сделки 12040007/1000/009/2/0 от 27.04.2012 г., инвойс N Е/214 от 23.06.2014 г., платежные поручения, коносамент MSCUVО167877 от 26.06.14 г., другие документы, отражающие стоимость ввезенного товара.
В ходе таможенного оформления таможенная стоимость не принята таможенным органом, в связи с чем, принято решение о проведении дополнительной проверки от 18.09.2014 в отношении товаров, заявленных в таможенной декларации.
Таможней в адрес общества направлено решение о проведении дополнительной проверки с указанием перечня документов, которые необходимо дополнительно представить для подтверждения заявленной таможенной стоимости ввезенных товаров, а именно: прайс-лист производителя ввозимых (ввезенных) товаров либо его коммерческое предложение; экспортная декларация с переводом, заверенным в установленном порядке; бухгалтерские документы о постановке товаров на учет: выписки из главной книги, счетов бухгалтерского учета, кассовой книги, первичного учета, журнала полученных счетов-фактур; документы по согласованию стоимости услуг по перевозке, письменные разъяснения о наличии или отсутствии страхования, договор транспортировки; банковские платежные документы по оплате счетов фактур по декларируемой и предыдущим поставкам товаров в адрес получателя, ведомость банковского контроля; документ об оплате платежей за использование товарного знака либо иные документы, подтверждающие оплату за использование товарного знака, лицензионный договор; сведения о погрузке, выгрузке, перегрузке товара, банковские документы по оплате расходов на погрузку, выгрузку, перегрузку.
В рамках контракта купли-продажи от 27.02.2014 года N 2/27, спецификации N 1 от 01.06.2014 г., инвойса N 14FX00456 от 26.06.2014 к нему, заключенным между ООО "Мир керамики-КМВ" (г. Пятигорск, Россия) и фирмой "JOSE OSET Y CIA,S.L", в 2014 году на территорию Российской Федерации был осуществлен ввоз товаров, страна происхождения Испания.
Доставка товаров осуществлялись из Испании на условиях поставки EXW RIBESAL BES (CASTELLON) (в соответствии с Инкотермс-2000).
25.07.2014-29.07.2014 по ДТ N 10317110/250714/0019502 произведено таможенное оформление поставки:
Товар N 1 - плитка облицовочная керамическая, глазурованная, размером 15 см х 60 см - 194 м{\super 2 (2160 штук), упакованные в 180 картонных коробок и уложены на 3 паллета, - артикул РТ12121 NORDIC DUNE 64,8 м2 (720 штук); - артикул РТ12154 COTTAGE GREYED 129,60 м2 (1440 штук), всего 194,4 м{\super 2. Изготовитель: "JOSE OSET Y CIA,S.L", товарный знак "JOSET", Испания.
Товар N 2 - плитка облицовочная керамическая, глазурованная, размером 14,7смх44,2см, артикул РТ11356 SILICE KINSEI - 187,13 м{\super 2 (2880 штук), упакованные в 180 картонных коробок; 32,5смх32.5см - 776,25 м{\super 2 (8073 штуки), упакованные в 621 картонную коробку; - артикул РТ11281 GRANITO CASPE - 187,50 м{\super 2 (1950 штук в 150 коробках по 1,25 м2); - артикул РТ11282 GRANITO ROZAS - 187,50 м{\super 2 (1950 штук в 150 коробках по 1,25 м2); - артикул РТ11264 PEDRISCO OZA - 151,25 м2 (1573 штук в 121 коробке по 1,25м2); - артикул РТ11265 PEDRISCO RONCAL- 250,00 м{\super 2 (2600 штук в 200 коробках по 1,25м2). Всего 963,38 м{\super 2, упакованные в 801 картонную коробку и уложены на 15 паллет - 963,38 м{\super 2. Изготовитель: "JOSE OSET Y CIA,S.L", товарный знак "JOSET", Испания.
При определении таможенной стоимости товаров обществом был применен первый метод определения таможенной стоимости (по стоимости сделки с ввозимыми товарами).
Для подтверждения заявленной таможенной стоимости по ДТ N 10317110/250714/0019502, декларант представил таможенному органу необходимые документы, согласно описи документов, содержащие информацию о стоимости сделки с товарами: учредительные документы покупателя ввозимых товаров, таможенную декларацию от 25.07.2014, контракт 2/27 от 27.02.2014, спецификацию N 1 к нему от 01.06.2014 г., паспорт сделки, инвойс 14FX00456 от 26.06.2014 г., платежные поручения, коносамент, другие документы, отражающие стоимость ввезенного товара.
В ходе таможенного оформления таможенная стоимость не принята таможенным органом, в связи с чем, принято решение о проведении дополнительной проверки от 26.07.2014 в отношении товаров, заявленных в таможенной декларации.
Таможней в адрес общества направлено решение о проведении дополнительной проверки с указанием перечня документов, которые необходимо дополнительно представить для подтверждения заявленной таможенной стоимости ввезенных товаров, а именно: прайс-лист производителя ввозимых (ввезенных) товаров либо его коммерческое предложение; экспортная декларация с переводом, заверенным в установленном порядке; договоры на поставку оцениваемых товаров для их продажи на единой таможенной территории ТС (калькуляцию цены для реализации товара); документы и сведения о физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров и их влияние на ценообразование; бухгалтерские документы об оприходовании товаров, калькуляция себестоимости товара; заявка заказчика, согласованные тарифы за услуги экспедитора, счета, отчеты, акты выполненных работ и другие расчетные документы с экспедитором, банковские платежные документы об оплате транспортных расходов, счета-фактуры; банковские платежные документы по оплате счетов фактур по декларируемой и предыдущим поставкам товаров в адрес получателя, ведомость банковского контроля; документ об оплате платежей за использование товарного знака либо иные документы, подтверждающие оплату за использование товарного знака, лицензионный договор.
19.09.2014 по ДТ N 10317110/200714/0019093, 25.09.2014 по ДТ N 10317110/250714/0019502 таможней приняты решения о корректировке таможенной стоимости товаров, т. к. заявленные сведения о таможенной стоимости товаров должным образом не подтверждены, так как не предоставлены дополнительно запрошенные документы.
В соответствии с пунктом 10 Порядка контроля таможенной стоимости, утвержденного Решением Комиссии ТС N 376 от 20.09.2010 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" в случае принятия таможенным органом в процессе таможенного оформления решения о корректировке таможенной стоимости, у декларанта возникает обязанность откорректировать таможенную стоимость и уплатить доначисленные таможенные платежи в обязательном порядке, а именно "...При принятии решения о корректировке таможенной стоимости товаров декларант (таможенный представитель) обязан осуществить в установленном порядке корректировку заявленной таможенной стоимости товаров и уплатить таможенные пошлины, налоги в объеме, исчисленном с учетом скорректированной таможенной стоимости, в срок, не превышающий срок выпуска товаров, установленный статьей 196 Таможенного кодекса Таможенного союза. Если декларантом (таможенным представителем) до истечения срока выпуска товаров не осуществлена корректировка таможенной стоимости товаров и не уплачены таможенные пошлины, налоги, в объеме, исчисленном с учетом скорректированной таможенной стоимости, таможенный орган отказывает в выпуске товаров (пункт 2 статьи 68 Таможенного кодекса Таможенного союза)".
Таким образом, таможенный орган, таможенную стоимость, заявленную обществом, не принял и определил ее самостоятельно, путем составления 15.10.2014 по ДТ N 10317110/200714/0019093, от 21.10.2014 по ДТ N 10317110/250714/0019502 КДТ и ДТС-2.
Новороссийская таможня указала, что заявленная таможенная стоимость не может быть определена по первому методу, так как данные, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости, не подтверждены документально в полном объеме.
В результате таможенным органом был применен 6 метод (резервный), что затрагивает права и экономические интересы общества.
Осуществляя самостоятельную корректировку таможенной стоимости, формализованную в заполнении бланка КТС-1 - таможенный орган использовал ценовую информацию, не отвечающую требованиям пункта 11 Инструкции в части наибольшего соответствия сравниваемому товару и не принял мер к получению информации в порядке, установленном пунктом 19 Инструкции.
В качестве ценовой информации положенной в основу самостоятельного определения таможенной стоимости декларируемых товаров по ДТ N 10317110/200714/0019093 таможенный орган выбрал ценовую информацию, изложенную в ДТ оформленной в зоне деятельности Пушкинского таможенного поста таможни г. Санкт-Петербурга, по ДТ N 10317110/250714/0019502 - ценовую информацию, изложенную в ДТ оформленной в зоне деятельности ОТО и ТК N 2 Брянского таможенного поста таможни Брянской области. То есть в таможнях, находящихся в иных регионах, значительно удаленных от порта Новороссийск, а соответственно сравниваемый товар был ввезен на условиях поставки отличных от EXW ОНДА и EXW RIBESAL BES (CASTELLON).
Несмотря на то, что использованная информация была несопоставима с оцениваемым товаром по условиям поставки, каких-либо вычетов, связанных как минимум с изменением места ввоза, сделано не было.
В результате корректировки таможенной стоимости товаров, оформленных по ДТ N N 10317110/200714/0019093, 10317110/250714/0019502, таможней взысканы таможенные пошлины и налоги в сумме 61397,41 руб. по ДТ N 10317110/200714/0019093, в сумме 77286,28 руб. по ДТ N 10317110/250714/0019502.
В связи с незаконной корректировкой таможенной стоимости товаров, оформленных по спорным ДТ, ООО "Мир керамики-КМВ" в соответствии со статьями 129, 147, 148 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее Закон о таможенном регулировании) обратилось в таможню с заявлением о возврате излишне взысканных таможенных платежей от 07.12.2015 г. (входящий N 41424, N 41425) в сумме 61397,41 руб. по ДТ N 10317110/200714/0019093, в сумме 77286,28 руб. по ДТ N 10317110/250714/0019502.
Таможня данное заявление оставила без рассмотрения, о чем известила ООО "Мир керамики-КМВ" письмом от 28.12.2015 г. N 13-13/42300.
Основанием для оставления заявления без рассмотрения таможня указала на отсутствие в пакете документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин и налогов, а именно корректировки таможенной стоимости товаров в случае принятия таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости, которое повлекло уменьшение суммы подлежащих уплате платежей.
Не согласившись с отказом таможни в возврате излишне взысканных таможенных платежей, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В порядке устранения допущенного нарушения права заявитель просил обязать таможню осуществить возврат излишне взысканных таможенных платежей в сумме 61397,41 руб. по ДТ N 10317110/200714/0019093, в сумме 77286,28 руб. по ДТ N 10317110/250714/0019502.
Принимая решение, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок определения таможенной стоимости ввезенных товаров предусмотрен Соглашением, которое действует с 06.07.2010.
Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами в соответствии со статьей 75 Таможенного кодекса Таможенного союза являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика).
Налоговая база для исчисления налогов определяется в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза (в Российской Федерации - исходя из таможенной стоимости товаров).
Согласно пункта 2 статьи 65 Таможенного кодекса Таможенного союза декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов. Сведения, указанные в пункте 2 настоящей статьи, заявляются в декларации таможенной стоимости и являются сведениями, необходимыми для таможенных целей.
В соответствии с Соглашением основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 названного Соглашения (метод 1).
Как следует из статьи 4 Соглашения таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 данного Соглашения, при любом из следующих условий:
1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые:
- - установлены совместным решением органов Таможенного союза;
- - ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы;
- - существенно не влияют на стоимость товаров;
2) продажа товаров или их цена не зависят от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;
3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 5 Соглашения могут быть произведены дополнительные начисления;
4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца.
При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей стороны. При невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии со статьями 6 и 7 данного Соглашения в качестве основы для определения такой стоимости может использоваться либо цена, по которой ввозимые, идентичные или однородные товары были проданы на единой таможенной территории таможенного союза (статья 8 настоящего Соглашения), либо расчетная стоимость товаров, определяемая в соответствии со статьей 9 настоящего Соглашения. Лицо, декларирующее товары, имеет право выбрать очередность применения указанных статей при определении таможенной стоимости ввозимых товаров.
В случае, если для определения таможенной стоимости ввозимых товаров невозможно использовать ни одну из указанных статей, определение таможенной стоимости товаров осуществляется в соответствии со статьей 10 названного Соглашения.
В пунктах 2, 3 статьи 2 вышеуказанного соглашения предусмотрено, что в целях обеспечения законности, единообразия и беспристрастности системы оценки товаров для таможенных целей она не должна быть основана на использовании произвольной или фиктивной таможенной стоимости товаров. При этом, таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. Процедура определения таможенной стоимости товаров должна быть общеприменимой, то есть не различаться в зависимости от источников поставки товаров (страны происхождения, вида товаров, участников сделки и др.). Процедуры определения таможенной стоимости ввозимых товаров не должны использоваться сторонами в качестве антидемпинговых мер.
Из материалов дела следует, что основанием для отказа Новороссийской таможней в применении метода по цене сделки с ввозимыми товарами послужило отсутствие документального подтверждения заявленной обществом стоимости товара.
В соответствии с пунктом 3 статьи 366 Таможенного кодекса Таможенного союза если международные договоры государств - членов таможенного союза и решения Комиссии таможенного союза, предусмотренные настоящим Кодексом, не вступили в силу на момент вступления в силу настоящего Кодекса, то до их вступления в силу применяется законодательство государств - членов таможенного союза, регулирующее соответствующие правоотношения.
На момент ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации и подачи в таможенный орган спорных деклараций N 10317110/200714/0019093 и N 10317110/250714/0019502 подлежали применению нормы Порядка декларирования таможенной стоимости, утвержденного Решением Комиссии ТС N 376 от 20.09.2010 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" (вступившим в силу 01 января 2011 г.).
Перечень документов, подлежащих представлению в соответствии с выбранным таможенным режимом по стоимости сделки с ввозимыми товарами предусмотрен пунктом 1 Приложения N 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза N 376 от 20.09.2010 г. "О порядке декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости".
В соответствие с пунктами 1, 2 статьи 183 Таможенного кодекса Таможенного союза подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом.
К таким документам относятся: документы, подтверждающие полномочия лица, подающего таможенную декларацию; документы, подтверждающие совершение внешнеэкономической сделки, а в случае отсутствия внешнеэкономической сделки - иные документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, а также и иные коммерческие документы, имеющиеся в распоряжении декларанта; транспортные (перевозочные) документы; документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений; документы, подтверждающие соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер; документы, подтверждающие стран у происхождения товаров в случаях, предусмотренных названным кодексом; документы, на основании которых был заявлен классификационный код товара по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности; документы, подтверждающие уплату и (или) обеспечение уплаты таможенных платежей; документы, подтверждающие право на льготы по уплате таможенных платежей, на применение полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с таможенными процедурами, установленными названным Кодексом, либо на уменьшение базы (налоговой базы) для исчисления таможенных пошлин, налогов; документы, подтверждающие изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов; документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров и выбранный метод определения таможенной стоимости товаров; документ, подтверждающий соблюдение требований в области валютного контроля, в соответствии с валютным законодательством государств - членов таможенного союза; документ о регистрации и национальной принадлежности транспортного средства международной перевозки - в случае перевозки товаров автомобильным транспортом при их помещении под таможенную процедуру таможенного транзита.
При подаче декларации на товары для помещения под таможенную процедуру экспорта товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, не требуется представления таможенному органу документов иных, чем те, что указаны в подпунктах 1, 2, 5, 8, 9 и 13 данного пункта, а также в подпункте 3 данного пункта - при наличии таких документов.
Если в документах, указанных в настоящем пункте, не содержатся сведения, заявленные в таможенной декларации, представляются иные документы, на основании которых заполнена таможенная декларация.
Перечень документов, представляемых при таможенном декларировании товаров, в зависимости от формы таможенного декларирования (письменная, электронная), видов таможенной декларации, таможенной процедуры, категорий товаров и лиц, может быть сокращен в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза или законодательством государств - членов таможенного союза.
В судебном заседании установлено, что представленные заявителем документы полностью соответствовали указанным выше нормам таможенного законодательства.
Представленные декларантом документы являются необходимыми и достаточными для подтверждения заявленной при таможенном оформлении стоимости ввезенных товаров.
Тем не менее, при таможенном оформлении ввозимых обществом товаров таможенный орган запросил у декларанта дополнительные документы.
Установленный Порядком декларирования таможенной стоимости, утвержденного Решением Комиссии ТС N 376 от 20.09.2010 г. "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" перечень документов, необходимых для подтверждения заявленной таможенной стоимости является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. При этом участникам внешнеэкономической деятельности предоставлена возможность, но не обязанность представления иных документов в дополнение к тем, которые прямо перечислены в Порядке как обязательные.
Вышеуказанным перечнем документов не предусмотрена обязанность общества предоставлять в таможенный орган экспортную декларацию страны отправления, прайс-лист производителя.
Таким образом, заявитель не должен иметь экспортную декларацию (ее перевод), прайс-лист производителя, в силу закона, в связи с чем, таможенный орган не вправе требовать данные документы.
Кроме того, экспортная декларация, прайс-лист, инвойс являются документами, оформляемыми продавцом - то есть иностранным контрагентом общества и ответственность за ненадлежащее оформление или непредставление данных документов не может быть переложена на российского резидента.
В соответствии с пунктом 3 статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного союза для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров декларант обязан представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы, сведения и пояснения, либо предоставить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены. По смыслу положений данной статьи в ходе таможенного оформления товаров у декларанта возникает обязанность представить имеющиеся у него документы с целью подтверждения соответствия контрактной и таможенной стоимостей товаров. При необходимости таможенный орган обязан опровергнуть сведения декларанта и доказать обратное - несоответствие действительной таможенной стоимости товаров стоимости, заявленной декларантом в таможенных целях. Декларант не обязан, а вправе доказать достоверность сведений. В связи с этим непредставление декларантом тех или иных документов, запрошенных таможенным органом, не может однозначно свидетельствовать о неопределенности и недостоверности заявленных в таможенных целях сведений, если они подтверждаются и (или) не опровергаются иными документами (доказательствами).
Судом установлено, а материалами дела подтверждается, что в инвойсах на ассортиментном уровне зафиксирована цена товара, его количество, стоимость, дано описание товара. Таким образом, цена, указанная в инвойсах, являющихся неотъемлемой часть контракта и выставленных на основании данного контракта, соответствует оплате за товар, т.е. товар, поставлялся по цене, согласованной сторонами.
Существенные условия контракта сторонами исполнены, претензий по ассортименту, количеству, цене ввезенного товара у сторон друг к другу не имеется.
Противоречий между сведениями, указанными в документах судом не выявлено. Доказательств, что документы содержат недостоверные сведения либо являются поддельными, таможенный орган не предоставил.
В соответствии со статьей 111 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при совершении таможенных операций, с целью установления достоверности сведений, подлинности документов и (или) правильности их заполнения и (или) оформления. Проверка достоверности сведений, представленных таможенным органам при совершении таможенных операций, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, анализа сведений таможенной статистики, обработки сведений с использованием информационных технологий, а также другими способами, не запрещенными таможенным законодательством таможенного союза. При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе мотивированно запросить в письменной форме дополнительные документы и сведения с целью проверки информации, содержащейся в таможенных документах. Запрос дополнительных документов и сведений и их проверка не должны препятствовать выпуску товаров, если иное прямо не предусмотрено названным Кодексом.
По смыслу Соглашения в ходе таможенного оформления товаров у декларанта возникает обязанность представить имеющиеся у него документы с целью подтверждения соответствия контрактной и таможенной стоимостей товара. В связи с этим таможенный орган обязан опровергнуть, при необходимости, сведения декларанта и доказать обратное - несоответствие действительной стоимости товаров стоимости, заявленной в таможенных целях. Декларант не обязан, а вправе доказать достоверность сведений.
Поэтому отсутствие у него тех или иных документов, запрошенных таможенным органом, не может однозначно свидетельствовать о неопределенности и недостоверности заявленных в таможенных целях сведений, если они подтверждаются и (или) не опровергаются иными документами (доказательствами). Таким образом, право таможенного органа подвергнуть сомнению истинность и достаточность представленной декларантом ценовой информации не может рассматриваться как произвольно (бездоказательно) позволяющее ему осуществлять корректировку таможенной стоимости товаров. Кроме того, непредставление дополнительно запрашиваемых документов не может свидетельствовать о недостоверности и неопределенности данных, использованных заявителем при определении таможенной стоимости товара по первому методу.
В соответствии с пунктом 5 постановления Пленума ВАС РФ 25.12.2013 N 96 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза" в случае непредставления декларантом истребованных таможенным органом объяснений и документов, либо в случае, когда такие объяснения и документы не содержат достаточного обоснования заявленной таможенной стоимости товара, и принятием в связи с этим таможенным органом решения о несогласии с использованием избранного декларантом метода определения таможенной стоимости товара, а также при последующем отказе декларанта определить по предложению таможенного органа таможенную стоимость товара на основе другого метода, данный орган вправе самостоятельно определить таможенную стоимость товара.
Согласно пункта 7 вышеуказанного постановления Пленума ВАС РФ таможенный орган, реализующий предусмотренное право самостоятельно определять таможенную стоимость декларируемого товара по избранному им методу, обязан обосновать невозможность применения предыдущих методов.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 N 96 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза" разъяснено, что под несоблюдением установленного условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности цены сделки с ввозимыми товарами следует понимать отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, информации об условиях его поставки и оплаты либо наличие доказательств недостоверности таких сведений.
Определяя таможенную стоимость иным методом, чем основной метод, таможенный орган должен иметь в наличии безусловные доказательства невозможности применения первого метода оценки стоимости товара.
При рассмотрении дела судом было установлено, что в подтверждение права на применение первого метода определения таможенной стоимости продукции, обществом представлены необходимые для этого документы. Расчет таможенной стоимости произведен заявителем на основании цены товара, подлежащей уплате продавцу.
Доказательств того, что покупатель по договору уплатил цену больше заявленной, а также доказательств, что документы, представленные обществом в обоснование применения 1 метода определения таможенной стоимости товаров, содержат недостоверные сведения, либо являются поддельными, таможенный орган не предоставил. Суд не выявил признаки недостоверности представленных сведений.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что довод таможенного органа о невозможности определения таможенной стоимости по первому методу, исходя из представленных документов, а также его аргументация не соответствуют действующему законодательству и фактическим обстоятельствам.
Кроме этого, судом установлено, что необходимая информация о сортности товара, его стоимости, сроках оплаты за товар содержится в инвойсах на каждую партию товара, являющихся неотъемлемой часть контракта.
Судом установлено, а материалами дела подтверждается, что всю необходимую информацию Новороссийская таможня имела возможность получить из представленного контракта купли-продажи, приложения к нему, в котором согласован ассортимент поставляемой продукции и инвойсов, являющихся в соответствии с условиями контракта его неотъемлемой частью.
Доводы таможни о том, что не предоставлены банковские платежные документы по оплате транспортных расходов, также не принимаются судом как законные и обоснованные.
Таможней указано, что метод 1 не применим в связи с недостаточного документального подтверждения заявленной таможенной стоимости (статья 4 Соглашения).
Однако в материалы дела таможня не представили каких-либо доказательств, подтверждающих правомерность ее доводов.
Из вышеизложенного следует, что таможня не обосновала правомерность принятых решений о корректировке таможенной стоимости в отношении части товаров, оформленных по ДТ N N 10317110/200714/0019093, 10317110/250714/0019502. Доказательств наличия оснований, препятствующих применению основного метода оценки таможенной стоимости товаров, ответчик не представил.
При таких обстоятельствах, суд правомерно признал доводы таможни о правомерности применения 6 метода определения таможенной стоимости в отношении ввезенных заявителем товаров несостоятельными, поскольку они основаны на неправильном толковании положений действующего законодательства.
Исходя из правовой позиции, приведенной в пункте 1 постановления Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 96 следует, что документальная неподтвержденность заявленной таможенной стоимости заключается в следующем:
1) отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме.
Документальным подтверждением заключения сделки по ДТ N 10317110/200714/0019093 является контракт купли-продажи от 6 марта 2012 года N 12/3 с дополнительным соглашением к нему от 25.12.2013 г., заключенный между ООО "Мир керамики-КМВ" (г. Пятигорск, Россия) и фирмой "AZULINDUS@MARTIS.A." (Испания). В инвойсе, являющемся неотъемлемой частью контракта, определен конкретный перечень поставляемого товара.
Документальным подтверждением заключения сделки по ДТ N 10317110/250714/0019502 является контракт купли-продажи от 27 февраля 2014 года N 2/27 со спецификацией к нему N 1 от 01.06.2014 г., заключенный между ООО "Мир керамики-КМВ" (г. Пятигорск, Россия) и фирмой "JOSE OSET Y CIA,S.L" (Испания). В инвойсе, являющемся неотъемлемой частью контракта, определен конкретный перечень поставляемого товара.
Согласно статей 154, 421, 424 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора, условия договора определяются по взаимному согласию между сторонами; исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Данные нормы гражданского права определяют, что никто не может вмешиваться и оказывать какое-либо влияние на стороны при заключении договора, влиять на условия договора. Эти положения в полном объеме применяются и к ценам, установленным в договоре по взаимному согласию сторонами. Лишь в предусмотренных законом случаях согласно части 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются цены, устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами. Таможенные органы не отнесены по своей компетенции к государственным органам, обладающим правомочиями по установлению либо регулированию цен на территории Российской Федерации.
Таким образом, вышеуказанный договор заключен с соблюдением норм гражданского права, в том числе это касается положений и по закреплению обоюдно приемлемых условий поставки и по установлению цен товаров.
2) отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара.
В пункте 1.1 контракта купли-продажи от 06 марта 2012 года N 12/3 указано, что продавец обязуется передать в собственность покупателя товар в соответствии с инвойсом, который является неотъемлемой частью настоящего контракта. В инвойсе N Е/214 от 23.06.2014 г. на ассортиментном уровне зафиксирована цена товара, его количество, стоимость, дано описание товара.
В пункте 1.1 контракта купли-продажи от 27 февраля 2014 года N 2/27 указано, что продавец обязуется продать покупателю товар на условиях EWX. В пункте 2.2 цена за каждую единицу продукции поставляемой по контракту, согласована сторонами в спецификациях, являющихся неотъемлемой частью контракта и включает в себя упаковку, маркировку и тару. В инвойсе N 14FX00456 от 26.06.2014 на ассортиментном уровне зафиксирована цена товара, его количество, стоимость, дано описание товара.
В соответствии с частью 2 статьи 455 Гражданского кодекса Российской Федерации условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество товара. В соответствии с частью 1 статьи 465 Гражданского кодекса Российской Федерации количество товара, подлежащего передаче покупателю, предусматривается договором купли-продажи в соответствующих единицах измерения или в денежном выражении. Условие о количестве товара может быть согласовано путем установления в договоре порядка его определения.
3) отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, условий оплаты и поставки.
В пункте 1.1 контракта N 12/3 от 06.03.2012 г. указано, что поставка осуществляется на условиях EWX. В инвойсе на поставляемую партию определено условие поставки: EWX, указаны описание товара, количество, цена, стоимость.
В пунктах 2, 3 контракта определены условия оплаты за поставляемый товар: цены устанавливаются в европейской валюте и понимаются EWX, включая стоимость экспортной упаковки и маркировки, а также все другие расходы, которые могут возникнуть на территории страны продавца в связи с исполнением настоящего контракта. Покупатель производит оплату путем банковского перевода денег на счет продавца, платеж осуществляется в Евро. Стороны согласовали, что производимые покупателем оплаты каждый раз зачисляются в счет обязательств с самым ранним сроком оплаты. В пункте 1.1 контракта N 2/27 от 27 февраля 2014 года указано, что поставка осуществляется на условиях EWX. В инвойсе на поставляемую партию определено условие поставки: EWX, указаны описание товара, количество, цена, стоимость. В пункте 3.2 контракта определены условия оплаты за поставляемый товар: 100% предоплата до отгрузки продукции путем безналичного перечисления по банковским реквизитам Продавца. Продавец обязуется осуществить отгрузку товара в течение 7 календарных дней после 100% предоплаты покупателем стоимости этих товаров. Продавец оставляет за собой право делать скидки, которые отражаются в счет-фактуре. Датой платежа является дата штампа операциониста банка покупателя.
Наличие доказательств недостоверности таких сведений, то есть их необоснованного расхождения с аналогичными сведениями в других документах, выражающих содержание сделки, а также коммерческих, транспортных, платежных (расчетных) и иных документах, относящимся к одним и тем же товарам.
Из анализа представленных при таможенном оформлении документов следует, что первые три из вышеперечисленных обстоятельств не имели места, а конкретных указаний на недостоверность сведений, содержащихся в представленных декларантом документах, таможенным органом не сделано.
Кроме того, противоречий между одними и теми же сведениями, содержащимися в различных документах, относящихся к ДТ N 10317110/200714/0019093 и контракту от 06 марта 2013 года N 12/3, а также к ДТ N 10317110/250714/0019502 и контракту N 2/27 от 27 февраля 2014 года - судом не выявлено.
На основании вышеприведенной позиции ВАС РФ доводы Новороссийской таможни о том, что данные, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости, не подтверждены документально в полном объеме, не соответствует материалам дела.
Из содержания пункта 1 постановления Пленума ВАС РФ 25.12.2013 N 96 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров" следует, что признаки недостоверности сведений о цене сделки при определении таможенной стоимости могут проявляться в значительном отличии цены сделки от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов по сделкам с идентичными и однородными товарами, ввезенными на территорию Российской Федерации при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таковых - данных иных официальных или общепризнанных источников информации.
Суд счел, что под сопоставимыми условиями ввоза понимаются равноценные показатели условий контракта: по качеству, количеству, условиям поставки и технической характеристики товаров, по долгосрочности контракта и другие критерии, позволяющие сравнить условия и характер ввоза товара. Также необходимо учитывать страну отправления, производителя товара, его репутацию на рынке сбыта продукта, торговую марку и другие условия, поскольку они существенно влияют на таможенную стоимость ввозимого товара.
Кроме того, суд первой инстанции всесторонне и полностью исследовал довод таможенного органа о несопоставимости условий сделки и правомерно пришел к выводу о том, что разница таможенной стоимости товаров, задекларированных по спорным декларациям и товаров, указанных в выписках ДТ, полученных из Информационно-аналитической системы "Мониторинг-Анализ", не может свидетельствовать о недостоверности заявленной таможенной стоимости товаров, ввезенных заявителем, ввиду того, что таможенным органом не были соблюдены условия (критерий) о сопоставимости условий ввоза (приобретения) сравниваемых товаров.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что таможенный орган незаконно отказал обществу в применении первого метода определения таможенной стоимости товаров.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин по спорным декларациям общество обращалось в таможню. Однако указанное заявление общества было оставлено без рассмотрения, о чем таможенный орган известил общество письмом от 28.12.2015 исх. N 13-13/42300.
Таким образом, обществом соблюден обязательный досудебный порядок урегулирования спора, предусмотренный таможенным законодательством Российской Федерации. Спор по арифметическому расчету подлежащих возврату сумм таможенных платежей и пени между сторонами отсутствует, задолженности у общества по таможенным платежам нет, на этом таможенный орган не ссылается.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что требования ООО "Мир керамики-КМВ" заявлены правомерно, являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Федерального Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23.07.2014 по делу N А32-16908/2013, от 24.06.2014 по делу N А32-25092/2013, от 12.02.2014 по делу N А32-14427/2013, от 15.08.2014 по делу N А32-1500/2014, от 22.08.2014 по делу N А32-38699/2013, постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.04.2015 по делу N А32-32419/2014.
Таможенный орган в своей апелляционной жалобе ссылается на то, что в соответствии с заявленными сведениями в графе 21 ДТ N 10317110/200714/0019093 товар транспортировался до таможенной территории таможенного союза на судне "ALEXANDRA RICKMERS", тогда как в коносаменте указано иное наименование судна - "WESTERDIEK MT426A", однако сведения о возможной перегрузке товара, а также сведения о произведенных платежах за погрузку/разгрузку с/на судно, декларантом не представлены. В связи с чем таможня полагает, что в заявленную таможенную стоимость не включены расходы по перегрузке товаров по перегрузке товаров вне таможенной территории таможенного союза, которые, в соответствии с пунктами 5, 1 статьи 5 соглашения от 25.01.2008 предусмотрено, что добавления к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, предусмотренные пунктом 1 данной статьи, производятся на основании достоверной, количественно подтвержденной информации.
Данный довод отклоняется судом апелляционной инстанции, так как не имеет правового значения.
В материалы дела представлен договор транспортной экспедиции от 26.06.2014 N 00145/14NVR, а также дополнительное соглашение N 1 от 26.06.2014 к указанному договору из которого следует, что организация морской перевозки обязуется доставить груз из порта Кастеллон Испания - в порт Новороссийск. Каким именно морским судном груз будет доставлен в порт не прописано. Между сторонами установлены конкретные суммы за услуги по перевозке вне зависимости от вида и наименования судна перевозчика. Таким образом, если даже исходить из того, что имело место замена судна компании перевозчика, то в любом случае эти расходы в том числе по перегрузке товара не могут быть возложены на декларанта.
Общество представило в материалы дела в том числе платежные документы по перевозке товара во исполнение названного выше договора.
В судебном заседании представитель таможенного органа на вопрос суда пояснил, что расхождений по сумме договора транспортной экспедиции и фактически уплаченной суммой не выявлено, так же как и нарушений валютного законодательства. Однако, указанные документы декларантом в таможенный орган не были предоставлены, а были предоставлены в суд первой инстанции.
Однако, указанное обстоятельство не может являться основанием для исключения указанных доказательств и основанием для отказа определения таможенной стоимости по первому методу.
Судебные расходы распределены судом первой инстанции между сторонами с учетом требований статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.04.2016 по делу N А32-5736/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу, через Арбитражный суд Краснодарского края.

Председательствующий
Г.А.СУРМАЛЯН

Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
С.С.ФИЛИМОНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)