Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.07.2017 N 17АП-7947/2017-АК ПО ДЕЛУ N А60-7507/2017

Разделы:
Таможенные платежи; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 июля 2017 г. N 17АП-7947/2017-АК

Дело N А60-7507/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 июля 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л.Ю.
судей Варакса Н.В., Трефиловой Е.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Останиной М.П.
при участии:
- от истца общества с ограниченной ответственностью "Индустриал-Трейд" (ИНН 6659072167, ОГРН 1026602969733) - не явились, извещены надлежащим образом;
- от ответчика Екатеринбургской таможни (ИНН 6662022335, ОГРН 1036604386411) - Поварова М.С., предъявлено удостоверение, доверенность от 22.12.2016;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Екатеринбургской таможни
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 18 апреля 2017 года
по делу N А60-7507/2017,
принятое судьей Киселевым Ю.К.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Индустриал-Трейд"
к Екатеринбургской таможне
о взыскании процентов,
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Индустриал-Трейд" (далее - истец, ООО "Индустриал-Трейд") с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 АПК РФ обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением о взыскании с Екатеринбургской таможни (далее - ответчик, таможенный орган) процентов за нарушение срока возврата излишне взысканных таможенных платежей, начисленных за период с 03.07.2015 по 20.10.2016 в общей сумме 172 135 руб. 73 коп.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 18 апреля 2017 года (резолютивная часть решения объявлена 11 апреля 2017 года) исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обжаловал решение суда в апелляционном порядке, в жалобе просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении требований.
В качестве доводов апелляционной жалобы таможенный орган указывает, что возврат процентов (отдельно от суммы излишне взысканных таможенных пошлин, налогов) начисленных со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата излишне взысканных таможенных пошлин, налогов таможенным законодательством не регламентирован. Отмечает, что решение Арбитражного суда Свердловской области от 22.12.2015 по делу N А60-46024/2015 не содержит требование об обязанности выплаты таможенным органом процентов. Ссылается на Письмо Министерства финансов от 24.11.2016, что в случае если таможенным органом в отношении заявления срок соблюден, соответственно основания для начисления процентов на возвращаемые суммы отсутствуют.
Присутствующий в судебном заседании представитель ответчика на доводах жалобы настаивал.
Истец письменного отзыва на апелляционную жалобу не представил. О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направил, что в силу ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Судебное заседание в суде апелляционной инстанции проведено в порядке ст. 153.1 АПК РФ путем использования систем видеоконференц-связи, организованной в порядке судебного поручения Арбитражным судом Свердловской области, которым удостоверены личности и проверены полномочия участвующих в судебном заседании представителей ответчика.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционным судом в порядке, предусмотренном статьями 266, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между компанией "Serumwerk Bernburg AG" (Германия) и ООО "Индустриал-Трейд" заключен внешнеторговый контракт купли-продажи от 14.02.2014 N S/IТ-01 на поставку товара: картриджи медицинские бикарбонатные типа "DiaCart" и "DiaBox", код ТН ВЭД ЕАЭС - 9018903000.
ООО "Индустриал-Трейд" ввезен на таможенную территорию Таможенного союза и продекларирован путем подачи деклараций на товары (ДТ) N 10502110/170615/0002178, 10502110/140715/0003393, 10502110/310715/0005993, 10502110/200815/0009253, 10502110/070915/0012017, 10502110/220915/0014471, 10502110/121015/0017623, 10502110/301015/0021025, 10502110/061115/0022108, 10502110/131115/0023221, 10502110/041215/0026577, 10502110/211215/0028946 товар по вышеуказанному контракту.
При производстве таможенного оформления таможенный орган пришел к выводу о неверной классификации обществом товаров, в связи с чем принял решения от 23.06.2015 N РКТ-10502000-15/000102, от 15.07.2015 N РКТ-10502000-15/000111, от 05.08.2015 N РКТ-10502000-15/000161, от 21.08.2015 N РКТ-10502000-15/000173; от 10.09.2015 N 10502110-15/0001164, от 08.12.2015 N 10502000-15/0001634, от 29.09.2015 N 10502000-15/0001984, от 21.10.2015 N 10502000-15/0002174, от 06.11.2015 N 10502000-15/0002284, от 10.11.2015 N 10502000-15/0002324, от 19.11.2015 N 10502000-15/0002354, от 24.12.2015 N 10502000-15/0002484 о классификации товаров, в соответствии с которыми изменен код товаров в подсубпозиции на 2836 30 000 0 ("Водородкарбонат натрия (бикарбонат натрия").
При декларировании товаров с учетом классификационного кода ТН ВЭД ТС, установленного таможней, ООО "Индустриал-Трейд" уплачены ввозные таможенные платежи; товар выпущен по декларации в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
14.09.2015 ООО "Индустриал-Трейд" обратилось в таможенный орган с заявлением N 21/ОСП о возврате излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин по декларациям на товары N 10502110/170615/0002178, 10502110/140715/0003393, 10502110/310715/5993, 10502110/200815/0009253.
Екатеринбургская таможня письмом от 18.09.2015 N 0738/13889 сообщила об оставлении заявления о возврате излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин без рассмотрения, в связи с непредставлением документов, установленных ч. 2 ст. 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
28.03.2016 ООО "Индустриал-Трейд" обратилось в таможню с заявлением N 21/ОСП/7 о возврате излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин, уплаченных по таможенным декларациям N 10502110/070915/0012017, 10502110/220915/0014471, 10502110/121015/0017623, 10502110/301015/0021025, 10502110/061115/0022108, 10502110/131115/0023221, 10502110/041215/0026577, 10502110/211215/0028946.
Таможенным органом по данному обращению принято решение, оформленное письмом N 07-38/04257 от 11.04.2016, из которого следует, что решения таможни по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС принимались с учетом норм права Евразийского экономического сообщества и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, в связи с чем основания для их отмены или изменения отсутствуют.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 22.12.2015 по делу N А60-46024/2015, вступившим в законную силу, и решением Арбитражного суда Свердловской области от 18.08.2016 по делу N А60-17518/2016 отказы Екатеринбургской таможни в возврате излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин признаны незаконными. Суд обязал Екатеринбургскую таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Индустриал-Трейд" путем возврата обществу излишне взысканных ввозных таможенных пошлин, указанных в заявлениях в суммах 473 627 руб. 86 коп. и 990 067 руб. 79 коп. соответственно.
Общество обратилось в таможенный орган с заявлениями от 12.05.2016 N 21/ОСП/9 и 28.09.2016 N 21/ОСП/18 о возврате излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин налога на добавленную стоимость.
20.05.2016 и 20.10.2016 таможней произведен возврат излишне взысканных таможенных платежей в полном объеме.
06.06.2016 ООО "Индустриал-Трейд" обратилось в таможенный орган с заявлениями N 21/ОСП/11, 21/ОСП/13 об уплате процентов на суммы излишне взысканного налога на добавленную стоимость.
Письмом от 05.07.2016 N 07-38/08386 таможня отказала в начислении и уплате процентов, ссылаясь на то, что выплата процентов (отдельно от суммы излишне взысканных таможенных пошлин, налогов) начисленных со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата излишне взысканных таможенных пошлин, налогов таможенным законодательством не регламентирована.
Не согласившись с указанным решением таможенного органа об отказе в начислении и уплате процентов, ООО "Индустриал-Трейд" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из правомерности требований о взыскании процентов в заявленной обществом сумме.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
На основании статьи 89 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с названным Кодексом и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза (часть 2 статьи 90 ТК ТС).
Частью 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании) предусмотрено, что излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
В силу пункта 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 настоящего Федерального закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Таким образом, право на начисление процентов за нарушение сроков возврата излишне уплаченных таможенных платежей возникает в случае наличия у плательщика законных оснований для возврата излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей и их несвоевременного возврата таможенным органом.
Согласно пункту 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" выплата предусмотренных частью 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании процентов направлена на компенсацию потерь, причиненных незаконным изъятием денежных средств у частного субъекта. В связи с этим судам следует учитывать, что в случае излишнего взыскания таможенных платежей установленные данной нормой проценты начисляются со дня, следующего за днем их уплаты в бюджет, определяемого в соответствии со статьей 117 Закона о таможенном регулировании, до даты фактического возврата не только в случае принудительного взыскания таможенным органом, но и в случае, если перечисление взыскиваемых сумм произведено добровольно во исполнение соответствующего решения таможенного органа. При этом расчет процентов производится по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, деленной на фактическое число дней в соответствующем году (365 или 366 дней), поскольку данная ставка является годовой.
Законность требований плательщика может быть установлена как решением таможенного органа, так и решением арбитражного суда. Решение таможенного органа об отказе в возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей не лишает возможности плательщика требовать начисления процентов за несвоевременный возврат этих платежей, если в судебном порядке будет признан факт их излишней уплаты или взыскания таможенным органом.
В настоящем деле законность требований истца об уплате процентов подтверждается решениями Арбитражного суда Свердловской области от 22.12.2015 по делу N А60-46024/2015, от 18.08.2016 по делу N А60-17518/2016.
Необходимо отметить, что при рассмотрении настоящего дела, в данном случае право общества на получение процентов рассматривается как право на финансовую компенсацию потерь, вызванных необоснованным взысканием с общества излишне уплаченных таможенных платежей.
С учетом правовой позиции, высказанной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.01.2014 N 11372/13, при расчете суммы процентов должны приниматься во внимание следующие правила: при определении периода просрочки - фактическое количество календарных дней просрочки с учетом дня фактического возврата налога (поступления денежных средств в банк), при определении ставки процентов - ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшая в дни нарушения срока возмещения, разделенная на количество дней в соответствующем году (365 или 366 дней).
Кроме того, письмом от 30.03.2012 N 01-11/15247 Федеральной Таможенной службы указано таможенным органам на то, что при расчете процентов за нарушение таможенным органом срока возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов учитывается фактическое количество дней в году - 365 или 366.
Суд апелляционной инстанции полагает, что расчет процентов соответствует требованиям части 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании.
При этом возражений по расчету процентов в апелляционной жалобе не содержится.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно взыскал с таможенного органа в пользу истца 172 135 руб. 73 коп. - проценты, начисленные за несвоевременный возврат излишне взысканных таможенных платежей.
Ссылка таможенного органа в апелляционной жалобе на письмо Министерства финансов Российской Федерации от 24.11.2016 N 03-09-40/69431 несостоятельна, поскольку из буквального толкования положений ч. 6 ст. 147 Закона о таможенном регулировании, следует, что в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных в принудительном порядке, проценты подлежат начислению в любом случае, независимо от того, был нарушен таможенным органом месячный срок возврата подобных таможенных платежей или нет ("Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 2015").
При этом указанная мера является дополнительной гарантией защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти и направлена на реализацию принципа охраны частной собственности (ч. 1 ст. 35, ст. 52, 53 Конституции Российской Федерации).
По мнению апелляционной инстанции, все представленные в материалах дела доказательства оценены судом первой инстанции с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности и взаимной связи надлежащим образом, результаты этой оценки отражены в судебном акте.
Приведенные ответчиком в жалобе доводы судом апелляционной инстанции рассмотрены и отклонены как основанные на неверном толковании вышеприведенных положений законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 апреля 2017 года по делу N А60-7507/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Екатеринбургской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА
Судьи
Н.В.ВАРАКСА
Е.М.ТРЕФИЛОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)