Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.03.2016 N 15АП-1725/2016 ПО ДЕЛУ N А32-40088/2015

Разделы:
Таможенная пошлина (экспортная, импортная); Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 марта 2016 г. N 15АП-1725/2016

Дело N А32-40088/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 марта 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лисовец А.А.,
при участии:
- от ООО "Фрутини": представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от Краснодарской таможни: Зудов О.Б., паспорт, по доверенности от 11.03.2016;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Краснодарской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 15.12.2015 по делу N А32-40088/2015, принятое судьей Суминой О.С.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фрутини"
к Краснодарской таможне
о взыскании процентов,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Фрутини" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Краснодарской таможне (далее - ответчик, заинтересованное лицо, таможенный орган) о взыскании с Краснодарской таможни процентов за нарушение сроков возврата излишне уплаченных таможенных платежей в размере 464 694,14 рублей.
Решением суда от 15.12.2015 г. с Краснодарской таможни в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Фрутини" взысканы проценты за несвоевременный возврат незаконно взысканных таможенных пошлин по ГТД N N 10309180/061213/0001637, 10309180/061213/0001638 в сумме 464 694 руб. 14 коп. Судебный акт мотивирован тем, что заявленные требования общества являются обоснованными и их правомерность подтверждается вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда.
Не согласившись с принятым судебным актом, таможня подала в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт. Таможня ссылается на то, что судом первой инстанции не рассмотрены должным образом и в полном объеме материалы и доказательства по делу, а выводы суда, указанные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Полагает, что нарушений сроков возврата денежных средств не установлено, правовых оснований для начисления процентов не имеется.
Общество в представленном отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным, полагает, что доводы таможенного органа не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом, и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель Краснодарской таможни поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
В судебное заседание представитель ООО "Фрутини" не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителя общества.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между ООО "Фрутини" (покупателем) и фирмой "STAR TARIM URUN VE TIC. LTD. STI" (Турция) (продавцом) заключен контракт N 17 от 12.11.2013 г. на поставку товаров.
Заявителем в Краснодарской таможне по таможенным декларациям N N 10309180/061213/0001637, 10309180/061213/0001638 были задекларированы овощи (томаты свежие для употребления в пищу; огурцы свежие для употребления в пищу; клубника (земляника) свежая для употребления в пищу) (далее Товар).
Указанный Товар поставлялся в рамках контракта N 17 от 12.11.2013 г. (далее Контракт), заключенного ООО "Фрутини" и фирмой "STAR TARIM URUN VE TIC. LTD. STI" (Турция). При этом, в соответствии с Контрактом, Товар поставляется в адрес общества на условиях "Инкотермс-2000".
При определении таможенной стоимости товаров обществом был применен первый метод определения таможенной стоимости (по стоимости сделки с ввозимыми товарами).
Таможенным органом вынесены решения о корректировке таможенной стоимости.
Не согласившись с решением таможенного органа о корректировке таможенной стоимости товаров, общество обжаловало его в Арбитражный суд Краснодарского края, который решением от 15.01.2015 г. по делу N А32-34994/2014, вступившим в законную силу, признал незаконным решение о корректировке таможенной стоимости товара, ввезенного по ДТ N N 10309180/061213/0001637, 10309180/061213/0001638.
Таможня 29.07.2015 г. платежными поручениями N N 13, 141 перечислила на расчетный счет общества, излишне уплаченные таможенные платежи по ДТ N 10309180/061213/0001637 в размере 2 956 899,51 рублей, по ДТ N 10309180/061213/0001638 в размере 481 093,3 рублей.
Общество считая, что в связи с несвоевременным возвратом таможенных пошлин с таможенного органа подлежат взысканию проценты за несвоевременный возврат незаконно взысканных таможенных пошлин:
- по ДТ N 10309180/061213/0001637 в размере 399667,50 рублей,
- по ДТ N 10309180/061213/0001638 в размере 65026,64 рублей, обратилось в арбитражный суд.
Следовательно, факт незаконности действий по корректировке таможенной стоимости по ДТ N N 10309180/061213/0001637, 10309180/061213/0001638 установлен вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края, принятым по спору между этими же лицами, в связи с чем данное обстоятельство в силу части 2 статьи 69 АПК РФ имеет преюдициальное значение для настоящего спора.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к обоснованным выводам о том, что расчет процентов, подлежащих взысканию с таможни, арифметически верен и составляет 464 694 руб. 14 коп.
Согласно пункту 2 статьи 150 Закона N 311-ФЗ, принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производится за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, за счет обеспечения уплаты таможенных платежей, за счет неизрасходованных остатков авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей и иного имущества плательщика, а также в судебном порядке.
Таким образом, поскольку взыскание платежей произведено путем принятия таможней решения о зачете денежного залога и о зачете авансовых платежей, внесенных обществом, оно произведено в принудительном порядке.
В рассматриваемом случае сумма взысканных денежных средств утратила статус суммы обеспечения уплаты таможенных платежей с момента списания таможенным органом указанной суммы во исполнение решений о зачете денежного залога, о зачете авансовых платежей. Согласно Подтверждениям уплаты таможенных пошлин, налогов, выданному Краснодарской таможней заявителю и предоставленному обществу в материалы дела, а также согласно Решению о зачете денежного залога и Решению о зачете авансовых платежей в счет погашения задолженности по ДТ N N 10309180/061213/0001637, 10309180/061213/0001638, списание данной суммы было произведено 07.12.2013.
В этой связи указанная сумма таможенных платежей является излишне взысканной с учетом признания судом незаконными действий Краснодарской таможни по корректировке таможенной стоимости товаров.
Согласно статье 89 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Согласно статье 90 ТК ТС, "Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов таможенного союза.
В соответствии с пунктом 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ, излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
В силу пункта 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ, возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 настоящего Федерального закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
В силу пункта 12 статьи 151 Закона N 311-ФЗ, уплата, взыскание и возврат пеней осуществляются по правилам, установленным таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле в отношении уплаты, взыскания и возврата таможенных пошлин, налогов. Поскольку статьей 147 Закона N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в РФ" установлено правило о начислении процентов на сумму излишне взысканных таможенных пошлин и налогов, это правило также применяется при несвоевременном возврате суммы излишне взысканных пеней в силу пункта 12 статьи 151 Закона N 311-ФЗ.
Таким образом, из буквального толкования приведенных выше положений пункта 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ следует, что право на взыскание предусмотренных пунктом 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ процентов возникает у лица только в том случае, если таможенный орган допустил просрочку установленного пунктом 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ месячного срока рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.
То есть в силу прямого указания в пункте 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ установленные пунктом 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ проценты начисляются не за пользование перечисленными в рамках таможенных правоотношений в федеральный бюджет денежными средствами, а в качестве санкции за нарушение таможенным органом установленного пунктом 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ месячного срока рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.
Возврат таможенных платежей производится в силу статей 89, 90 ТК РФ, пункта 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ только в заявительном порядке - то есть по заявлению плательщика.
При этом одно лишь установление того, что соответствующие таможенные платежи являются излишне уплаченными (взысканными), само по себе не является безусловным основанием для принятия таможенным органом решения о возвращении данных платежей.
В случае если таможенный орган рассмотрел такое заявление и принял по нему законное решение в месячный срок с даты его поступления, установленные пунктом 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ правовые основания для взыскания с таможни, то есть, из федерального бюджета, процентов за нарушение таможенным органом месячного срока рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов отсутствуют.
Соответственно, если просрочки при рассмотрении заявления и принятия решения по нему не допущено, то не имеется и предусмотренных пунктом 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ правовых оснований для взыскания из федерального бюджета денежных средств в качестве процентов - фактически штрафной санкции за ненадлежащее исполнение таможенным органом установленной пунктом 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ обязанности рассмотреть заявление о возвращении излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей и принять по нему решение в месячный срок с даты поступления данного заявления.
Иной подход к толкованию положений пункта 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ, согласно которому основанием для взыскания предусмотренных данной нормой процентов является признание решением суда незаконной произведенной таможней корректировки таможенной стоимости, фактически приводит к тому, что на основании данной нормы из федерального бюджета в пользу хозяйствующего субъекта в рамках таможенных правоотношений взыскиваются проценты за пользование излишне уплаченными (взысканными) таможенными платежами (чужими денежными средствами), начисляемые с даты поступления денежных средств в федеральный бюджет до даты их возвращения на счет хозяйствующего субъекта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, общество обращалось в Краснодарскую таможню с заявлениями о возврате излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств в сумме:
- по ДТ N 10309180/061213/0001637 в размере 399667,50 рублей,
- по ДТ N 10309180/061213/0001638 в размере 65026,64 рублей.
Необходимые документы, согласно требованиям пункта 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ, общество к заявлению о возврате излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств были приложены.
Однако, Краснодарская таможня не предприняла мер по возврату излишне уплаченных таможенных платежей.
В связи с изложенным, проценты по пункту 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ за просрочку возврата обществу таможенных платежей подлежат начислению следующим образом:
1. Для суммы 2956899,51 руб. по ДТ 10309180/061213/0001637 (возврат на расчетный счет от таможни 29.07.2015 N п\\п 13, N 141).
Период просрочки с 08.12.2013 по 29.07.2015-598 дней. Ставка рефинансирования: 8,25%.
Проценты 08.12.2013 по 29.07.2015: 2956899,51 х 8,25% /365 х 598 = 399667,50.
Итого процентов: 399667,50 руб.
2. Для суммы 481093,03 руб. по ДТ 10309180/061213/0001638 (возврат на расчетный счет от таможни 29.07.2015 N п\\п 13, N 141).
Период просрочки с 08.12.2013 по 29.07.2015-598 дней. Ставка рефинансирования: 8,25%.
Проценты 08.12.2013 по 29.07.2015: 481093,03 х 8,25% /365 х 598 = 65026,64.
Итого процентов: 65026,64 руб.
Общая сумма процентов составила: 399667,50 + 65026,64 = 464 694,14 рублей.
Расчет процентов проверен судом, арифметический и методологический произведен верно.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что заявленные требования общества о взыскании с Краснодарской таможни процентов за нарушение сроков возврата излишне взысканных денежных средств в сумме 464 694,14 рублей являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал все обстоятельства дела, вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено, в связи с чем, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.12.2015 по делу N А32-40088/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
М.В.СОЛОВЬЕВА

Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
С.С.ФИЛИМОНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)