Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.01.2016 N 11АП-18207/2015 ПО ДЕЛУ N А65-19571/2015

Разделы:
Таможенный контроль, досмотр; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 января 2016 г. по делу N А65-19571/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2016 года
В полном объеме постановление изготовлено 28 января 2016 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семушкина В.С., судей Бажана П.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кислицыной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 25.01.2016 в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Перама" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.11.2015 по делу N А65-19571/2015 (судья Воробьев Р.М.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Перама" (ИНН 5903057046, ОГРН 1105903001313), г. Пермь, к Татарстанской таможне, г. Казань,
об оспаривании решения,
в судебном заседании приняли участие:
представитель ООО "Перама" - Бернев А.Э. (доверенность от 22.11.2015),
представители Татарстанской таможни - Салахов А.Р. (доверенность от 13.01.2016) и Бариева Г.Т. (доверенность от 12.01.2016),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Перама" (далее - ООО "Перама", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением об оспаривании решения Татарстанской таможни от 30.06.2015 N РКТ-10404000-15/000166 по классификации товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.11.2015 по делу N А65-19571/2015 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Перама" просило отменить указанное судебное решение и принять по делу новый судебный акт о признании оспариваемого решения Татарстанской таможни недействительным. По мнению общества, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
Татарстанская таможня в отзыве апелляционную жалобу отклонила.
В судебном заседании представитель ООО "Перама" поддержал апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.
Представители Татарстанской таможни апелляционную жалобу отклонили по основаниям, приведенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзыве, выступлениях представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, 17.10.2012 ООО "Перама" задекларировало на Набережночелнинском таможенном посту Татарстанской таможни по декларации на товары (далее - ДТ) N 10404080/171012/0009999 и поместило под таможенную процедуру экспорта по контракту от 23.07.2012 N 01/12 с компанией SAMBER s.r.o. Celovce (Словакия) товар N 1 - "Трубы стальные бесшовные: предел текучести 423 МПа, с резьбовыми концами, бывшие в употреблении, используются при бурении нефтяных и газовых скважин, не являются металлоломом, пригодны для использования по своему назначению. Трубы насосно-компрессорные марки НКТ 89 x 7,4 мм, диаметром 89 мм, с толщиной стенки 7,4 мм - 57,32 тн., количество: 472 шт."; код товара по ТН ВЭД ТС 7304 29 100 9 (ставка вывозной таможенной пошлины 0%).
Согласно графе 54 вышеуказанной ДТ совершение таможенных операций производил таможенный представитель ООО "Научно-производственное предприятие Контакт" (договор от 02.10.2012 N 0147/01-12-1110).
По результатам проведения камеральной таможенной проверки Татарстанской таможней 30.06.2015 вынесено решение N РКТ-10404000-15/000166 по классификации товара по ТН ВЭД ТС.
С учетом положений части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской (далее - АПК РФ) суд первой инстанции обоснованно отказал обществу в удовлетворении заявления об оспаривании этого решения Татарстанской таможни.
На основании статьи 99 Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее - ТК ТС), согласно которой таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем, и в соответствии со статьей 131 ТК ТС таможенным органом проведена камеральная проверка ООО "Перама", по результатам которой составлен акт камеральной таможенной проверки N 10411000/400/121214/А0110, которым установлено, что трубы, декларированные в ДТ N 10404080/171012/0009999 в товарной подсубпозиции 7304 29 100 9, были приобретены обществом у ООО "Трайкан Велл Сервис" (г. Радужный, Тюменская обл.) по договору от 04.10.2012 N 449-У/03-12 и спецификации от 04.10.2012 N 1. ООО "Трайкан Велл Сервис" предоставило копии счета-фактуры от 11.10.2012 N НЖВ/1110-001, товарной накладной от 11.10.2012 N НЖВ/110-001 на реализацию б/у труб НКТ в количестве 63,760 т, а также платежного поручения от 10.10.2012 N 185.
Согласно указанным документам продавцом, поставщиком и получателем денежных средств является ООО "Трайкан Велл Сервис", покупателем, грузополучателем и плательщиком товара - ООО "Перама".
На запрос Татарстанской таможни ООО "Трайкан Велл Сервис" представило письмо от 03.12.2013 N 1ОД/04-1394, в котором указало, что ремонт НКТ производится специализированными предприятиями, имеющими технический регламент, соответствующее оборудование и квалифицированный персонал, которые в процессе ремонта производят отбраковку НКТ, не пригодных к дальнейшей эксплуатации. На основании заключения (актов отбраковки) отбракованные НКТ списываются с баланса, после чего сдаются в металлолом или реализуются по договорной цене. Реализованные ООО "Трайкан Велл Сервис" списанные НКТ не соответствуют требованиям нормативных документов для труб, используемых при бурении нефтяных и газовых скважин, поэтому их нельзя использовать как при бурении нефтяных и газовых скважин, так и в других целях при присутствии в процессе высокого давления.
ООО "Трайкан Велл Сервис" предоставило копии актов отбраковки насосно- компрессорных труб НКТ 89 от 30.09.2011 в количестве 140 шт., от 31.10.2011 в количестве 166 шт., от 30.11.2011 в количестве 296 шт., от 31.01.2012 в количестве 421 шт., от 29.02.2012 в количестве 88 шт., от 31.03.2012 в количестве 324 шт., от 30.04.2012 в количестве 477 шт., от 31.05.2012 в количестве 242 шт., от 30.06.2012 в количестве 286 шт., от 31.07.2012 в количестве 83 шт., от 31.08.2012 в количестве 520 шт., в которых указано, что эти трубы забракованы по результатам дефектоскопического контроля на дефектоскопической установке "Уран-2000М".
Таким образом, из полученных в ходе проведения камеральной таможенной проверки документов и сведений следует, что насосно-компрессорные трубы НКТ 89, приобретенные ООО "Перама" у ООО "Трайкан Велл Сервис", а затем помещенные под таможенную процедуру экспорта по ДТ N 10404080/171012/0009999, не могут использоваться при бурении нефтяных и газовых скважин, а также в других целях при присутствии в процессе высокого давления.
С учетом изложенного Татарстанской таможней принято решение от 30.06.2015 N РКТ-10404000-15/000166 о классификации бывших в употреблении труб насосно-компрессорных марки НКТ 89 х 7,4 мм, диаметром 89 мм, из нелегированной стали, бесшовных, с толщиной стенки 7,4 мм, ранее использовавшихся для бурения нефтяных и газовых скважин, не пригодных для дальнейшего использования по своему назначению, а также в других целях ввиду износа, в товарной подсубпозиции 7204 49 900 0 ТН ВЭД ТС.
В силу статьи 179 ТК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру.
Согласно статье 181 ТК ТС при помещении под таможенные процедуры таможенному органу представляется декларация на товары; в декларации на товары указываются основные сведения о товарах, в том числе в кодированном виде, наименование, описание, классификационный код товаров по ТН ВЭД.
В соответствии с пунктом 2 статьи 52 ТК ТС проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы. Пунктом 3 статьи 52 ТК ТС предусмотрено, что в случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждена единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС).
Согласно Международной конвенции о гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14.06.1983 классификация товаров по ТН ВЭД ЕАЭС, в основу которой положена Гармонизированная система описания и кодирования товаров, осуществляется с применением Основных правил интерпретации (ОПИ), являющихся неотъемлемой частью ТН ВЭД ЕАЭС.
В силу Правила 1 ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и только если такими текстами не предусмотрено иное, классификация осуществляется последовательно в соответствии с Правилами 2-6 ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС.
В соответствии с Правилом 6 ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей данного Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
Как верно указано судом первой инстанции, выбор конкретного кода ТН ВЭД ЕАЭС всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).
Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с ОПИ ТН ВЭД.
Согласно примечанию 8 "а" к разделу XV "Недрагоценные металлы и изделия из них" ТН ВЭД в данном разделе термин "отходы и лом" означает металлические отходы и лом, полученные в процессе производства или механической обработки металлов, а также металлические изделия, окончательно не пригодные для использования в том качестве, для которого они предназначены, вследствие поломки, разрезов, износа или других причин.
Пунктом 6 статьи 52 ТК ТС предусмотрено, что таможенные органы могут принимать решения и давать разъяснения по классификации отдельных видов товаров, обеспечивая их публикацию. Такие решения или разъяснения являются обязательными при декларировании товаров на территории государства - члена Евразийского экономического союза, таможенным органом которого они приняты.
В соответствии с пунктом 89 Сборника решений и разъяснений по классификации по единой ТН ВЭД ЕАЭС отдельных товаров, утвержденного распоряжением ФТС России от 01.03.2012 N 34-р "О классификации по ТН ВЭД ТС отдельных товаров" (зарегистрировано в Минюсте России 28.04.2012 N 24001) и действовавшего до 19.02.2015, бывшие в употреблении трубы из черных металлов, в том числе трубы, разрезанные вдоль, не пригодные для использования в том качестве, для которого они предназначены, классифицируются в товарной позиции 7204 ТН ВЭД ЕАЭС независимо от того, могут они быть использованы вторично в других целях или нет.
Коду ТН ВЭД ЕАЭС 7304 29 100 9, заявленному при декларировании товара по ДТ N 10404080/171012/0009999, соответствует наименование "Трубы, трубки и профили полые, бесшовные, из черных металлов (кроме чугунного литья): - трубы обсадные, насосно- компрессорные и бурильные обычные, используемые при бурении нефтяных или газовых скважин; -- прочие; --- наружным диаметром не более 168,3 мм; ---- прочие".
По информации, опубликованной в "Российской газете" от 09.07.2012 N 154, Сборник решений и разъяснений по классификации по единой ТН ВЭД ЕАЭС отдельных товаров размещен на сайте ФТС России по адресу www.customs.ru в разделе "Новое в таможенном законодательстве" и, соответственно, открыт для общего доступа.
Довод ООО "Перама" о неприменимости Пояснений к ТН ВЭД ЕАЭС не может быть принят во внимание, поскольку эти Пояснения приняты в форме рекомендаций, представляют собой обоснование - правило поведения без оформления второй части нормы международного права - юридической обязательности.
В решении Апелляционной палаты Суда ЕвраАзЭС от 14.10.2014 указано на правильность выводов о рекомендательном характере Пояснений к ТН ВЭД ТС и отмечено, что государства - члены Таможенного союза, присоединившись к Конвенции, не установили национальным законодательством нормативного порядка, предусматривающего придание Пояснениям ТН ВЭД ТС обязательной силы; Пояснения к ТН ВЭД ТС, являясь актом "мягкого права", направлены на гармонизацию и координацию международных отношений в силу их особого, ненормативного характера и относятся к вспомогательным материалам при классификации товаров.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции ООО "Перама" подтвердило, что указанные трубы были приобретены после отбраковки и их использование для бурения нефтяных, газовых скважин или проведения иных работ под высоким давлением не предполагалось.
На основании изложенного суд первой инстанции сделал мотивированный вывод о том, что документы и сведения, полученные в ходе проведения камеральной таможенной проверки, подтверждают неверную классификацию товара N 1 "Трубы насосно-компрессорные марки НКТ 89 x 7,4 мм, диаметром 89 мм, с толщиной стенки 7,4 мм бывшие в употреблении" в товарной подсубпозиции 7304 29 100 9 ТН ВЭД; данный товар должен классифицироваться в товарной подсубпозиции 7204 49 900 0 ТН ВЭД ТС как "отходы и лом черных металлов; слитки черных металлов для переплавки (шихтовые слитки): - отходы и лом прочие: -- прочие: --- прочие: ---- прочие".
Ссылку общества на подпункт 25 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации суд первой инстанции правомерно отклонил, поскольку классификация товара по ТН ВЭД ЕАЭС не зависит от налогообложения и не регулируется Налоговым кодексом Российской Федерации.
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", ГОСТ 2787-75 "Металлы черные вторичные" и ГОСТ Р 54157-2010 "Трубы стальные профильные для металлоконструкций", на которые общество сослалось в обоснование своих требований, также неприменимы в данном споре.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил и ссылку общества на составленный Торгово-промышленной палатой г. Набережные Челны и региона "Закамье" акт экспертизы от 17.10.2012 N 2078002145, в котором эксперт по результатам визуального осмотра товара сделал вывод о том, что металлические трубы массой 57,32 тн имеют дефекты, характерные для изделий, находившихся в эксплуатации и бывших в употреблении, не являются металлоломом и пригодны для дальнейшего использования по своему назначению после проведения антикоррозионных работ.
Как указано судом первой инстанции, эксперт, делая такой вывод, не определил назначение данных труб и не провел никаких исследований, помимо визуального осмотра.
Таким образом, акт экспертизы не может быть использован в качестве документа, подтверждающего классификационные признаки товара по ДТ N 10404080/171012/0009999.
Ссылка общества на постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 20.03.2008 по делу N А12-14378/07 не может быть принята во внимание, поскольку указанный судебный акт принимался в отношении иной совокупности конкретных обстоятельств и до вынесения ФТС России вышеупомянутого распоряжения от 01.03.2012 N 34-р "О классификации по ТН ВЭД ТС отдельных товаров".
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, и правильно оценил их. Выводы суда первой инстанции подтверждаются судебной практикой.
Доводы, приведенные ООО "Перама" в апелляционной жалобе, не основаны на законе, не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции, и в этой связи не могут быть приняты во внимание.
С учетом положений части 5 статьи 110 АПК РФ суд апелляционной инстанции относит на общество расходы по уплате государственной пошлины, понесенные им при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 ноября 2015 года по делу N А65-19571/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий
В.С.СЕМУШКИН

Судьи
П.В.БАЖАН
Е.М.РОГАЛЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)