Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.09.2016 N 17АП-11710/2016-АК ПО ДЕЛУ N А60-18932/2016

Разделы:
Таможенная пошлина (экспортная, импортная); Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 сентября 2016 г. N 17АП-11710/2016-АК

Дело N А60-18932/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 сентября 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н.В.
судей Риб Л.Х., Щеклеиной Л.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лонской О.И.
при участии:
- от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Аксиал" (ОГРН 1057410504568, ИНН 7423020392): Дорогин Ю.В., предъявлен паспорт, доверенность от 26.01.2016;
- от заинтересованного лица Кольцовской таможни имени В.А.Сорокина (ОГРН 1036604390998, ИНН 6662067576): Ибрашова Ю.А., предъявлено служебное удостоверение, доверенность от 29.12.2015;
- (лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Кольцовской таможни имени В.А.Сорокина
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 21 июня 2016 года по делу N А60-18932/2016,
принятое судьей Водолазской С.Н.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аксиал"
к Кольцовской таможне имени В.А.Сорокина
о признании незаконными действий по отказу в предоставлении льготы по НДС в отношении задекларированных товаров,
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Аксиал" (далее - заявитель, ООО "Аксиал") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ, л.д. 92) к Кольцовской таможне имени В.А.Сорокина (далее - заинтересованное лицо, таможенный орган) о признании незаконными действий по отказу в предоставлении льготы по НДС в отношении задекларированных товаров и обязать принять решение о возврате излишне уплаченного НДС в сумме 145 489 руб. 63 коп. Кроме того заявитель просил взыскать с заинтересованного лица расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3000 руб. и расходы по оплате услуг представителя в сумме 16 000 руб. 00 коп.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 21.06.2016 заявленные требования удовлетворены; действия Кольцовской таможни имени В.А.Сорокина, выразившиеся в отказе в предоставлении ООО "Аксиал" льготы по налогу на добавленную стоимость при ввозе линз очковых для коррекции зрения в рамках контракта N 02/2011 от 20.05.2011 на сумму 145 489 руб. 63 коп., оформленные письмом N 13-28/1169 от 19.02.2016, признаны незаконными; суд обязал Кольцовскую таможню имени В.А.Сорокина устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Аксиал". С Кольцовской таможни имени В.А.Сорокина в пользу ООО "Аксиал" взыскано в возмещение расходов по оплате государственной пошлины по иску 3000 руб. и в возмещение расходов на оплату услуг представителя 16 000 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Кольцовская таможня имени В.А.Сорокина обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В апелляционной жалобе ссылается на то, что заявление ООО "Аксиал" было возвращено без рассмотрения, поскольку с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы не были приложены документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов, а также не было инициировано внесение соответствующих изменений в декларации на товары; кроме того, полагает, что линзы (очки) с пониженным светопропусканием относятся к солнцезащитным, даже если предназначены для коррекции зрения, соответственно, облагаются НДС в общеустановленном порядке. Кроме того, ссылаясь на то, что рассматриваемый спор не может быть отнесен к категории сложных, таможенный орган считает, что сумма заявленных к возмещению судебных расходов на представителя, является чрезмерной и необоснованной.
ООО "Аксиал" с доводами, приведенными в апелляционной жалобе, не согласно по основаниям, указанным в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, в период с февраля 2015 года по декабрь 2015 года на основании внешнеторгового контракта N 02/2011 от 20.05.2011, заключенного ООО "Аксиал" с компанией "Омега Оптикс, с.р.о" (Чешская Республика), ООО "Аксиал" ввезло на территорию России и представило к таможенному декларированию очковые линзы для коррекции зрения.
В целях таможенного оформления ООО "Аксиал" в Кольцовскую таможню поданы декларации на товары ДТ N 10508010/250215/0002405, 10508010/200315/0003599, 10508010/230315/0003661, 10508010/080415/0004546, 10508010/210415/0005280, 10508010/280415/0005721, 10508010/150515/0006572, 10508010/160615/0008219, 10508010/120815/0011631, 10508010/250915/0014321, 10508010/181115/0017761, 10508010/020615/0007503, 10508010/220715/0010296, 10508010/070915/0013183, 10508010/281015/0016389, 10508010/231215/0020252, 10508010/080715/0009555, 10508010/200815/0012112, 10508010/071015/0015019, 10508010/091215/0019230, при этом на ввозимый товар представлены регистрационные удостоверения Минздрава России N ФСЗ 2011/08900, N ФЗВ 2011/08901 от 27.01.2011.
Ввезенный ООО "Аксиал" товар выпущен Кольцовской таможней имени В.А.Сорокина с уплатой НДС по налоговой ставке 18%.
ООО "Аксиал" обратилось в Кольцовскую таможню имени В.А.Сорокина с заявлением от 05.02.2016 о возврате излишне уплаченного НДС.
В письме от 19.02.2016 N 13-28/1169 таможенный указал, что направленное ООО "Аксиал" в Кольцовскую таможню имени В.А.Сорокина заявление (взх. От 17.02.2016 N 01565) подлежит возврату без рассмотрения, поскольку не представлены документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов.
Полагая, действия таможни по отказу в предоставлении льготы по уплате налога являются незаконными, ООО "Аксиал" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что у таможенного органа отсутствовали основания для отказа в предоставлении льготы по уплате НДС.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу подп. 1 п. 2 ст. 149, подп. 2 п. 1 ст. 150 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
Действующим в спорный период Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2001 N 240 утвержден Перечень линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных), реализация которых не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, согласно которому не подлежат обложению НДС линзы для коррекции зрения (код ОКП 948000).
Введением к Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93 установлено, что в ОКП предусмотрена пятиступенчатая иерархическая классификация с цифровой десятичной системой кодирования. На каждой ступени классификации деление осуществлено по наиболее значимым экономическим и техническим классификационным признакам. На первой ступени классификации располагаются классы продукции (XX 0000), на второй - подклассы (XX X000), на третьей - группы (XX XX00), на четвертой - подгруппы (XX XXX0) и на пятой - виды продукции (XX XXXX). Классификация продукции в ОКП может быть завершена на третьей, четвертой или пятой ступенях классификационного деления.
Из материалов дела следует, что ООО "Аксиал" на таможенную территорию Таможенного союза ввезен товар - линзы очковые для коррекции зрения из полимерных материалов (код по ОКП 94 8300, 94 8500).
При таможенном декларировании декларантом предоставлены регистрационные удостоверения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития Минздрава России N ФСЗ 2011/08900, N ФЗВ 2011/08901 от 27.01.2011 на линзы очковые для коррекции зрения из неорганического стекла и полимерного материала окрашенные в массе однофокальные, бифокальные, стигматические, астигматические и асферические (код ОКП 94 8300), а также на линзы очковые для коррекции зрения из неорганического стекла и полимерного материала фотохромные: однофокальные, бифокальные, стигматические, астигматические, асферические (код ОКП 94 8500).
Учитывая, что указанный товар относится к подклассу ОКП 94 8000 "линзы для коррекции зрения" и является его составной частью, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что данный товар в силу п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2001 N 240 освобождается от обложения НДС. Наличие у линз для коррекции зрения сопутствующей (дополнительной функции) по защите глаз от солнечного света не меняет основного предназначения товара как медицинского изделия, необходимого для коррекции зрения.
В соответствии со ст. 89 Таможенного кодекса Таможенного союза излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащих уплате в соответствии с ТК ТС и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видом и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
В ст. 90 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрено, что возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и в случаях, установленных законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание ввозных таможенных пошлин (налогов).
На основании ст. 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
К заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы:
1) платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
2) документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;
3) документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов;
4) документы, указанные в частях 4-7 ст. 122 настоящего Федерального закона, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств;
5) документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате;
6) иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата.
05.02.2016 ООО "Аксиал" обратилось в Кольцовскую таможню имени В.А.Сорокина с заявлением о возврате излишне уплаченного НДС; при этом в приложении к заявлению приложены все указанные в ст. 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", в том числе, платежные поручения, подтверждающие факт уплаты НДС в заявленной сумме.
Между тем в письме от 19.02.2016 N 13-28/1169 таможенный указал, что направленное ООО "Аксиал" в Кольцовскую таможню имени В.А.Сорокина заявление (взх. От 17.02.2016 N 01565) подлежит возврату без рассмотрения, поскольку не представлены документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов. То есть таможенным органом фактически отказано в возврате НДС со ссылкой на отсутствие документов, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов, при этом не указано, какие именно документы отсутствуют.
Доводы таможенного органа о том, что к заявлению ООО "Аксиал" не приложены документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов, обоснованно отклонены судом первой инстанции, при этом суд первой инстанции верно указал, что в ст. 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" не содержится требования о том, что к заявлению о возврате излишне уплаченного НДС должна быть приложена таможенная декларация с изменениями (корректировка).
Ссылки таможенного органа на п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18, в котором разъяснено, что "к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться документы, подтверждающие факт их излишней уплаты или взыскания (ч. 2 ст. 147 Закона о таможенном регулировании); по смыслу данной нормы закона во взаимосвязи с п. 2 ст. 191 ТК ТС, квалификация таможенных платежей как внесенных в бюджет излишне зависит от совершения декларантом действий по изменению соответствующих сведений в декларации на товары после их выпуска, если эти сведения влияют на исчисление таможенных платежей; исходя из данных положений заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей подлежит рассмотрению, если одновременно с его подачей или ранее декларантом было инициировано внесение соответствующих изменений в декларацию на товары и в таможенный орган представлены документы, подтверждающие необходимость внесения таких изменений", судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку в рассматриваемом случае таможенным органом не указано, какие сведения в таможенной декларации должны быть изменены; при этом суд апелляционной инстанции отмечает, что из материалов дела следует, что каких-либо разногласий о классификационном коде ввезенного товара, таможенной стоимости ввезенного товара или о легитимности документов, указанных и приложенных к таможенной декларации, подтверждающих основания для применения льготы, не имеется; спорным является лишь вопрос о ставке НДС, подлежащей применению.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что заявителем на таможенную территорию Российской Федерации ввезен товар (линзы для коррекции зрения), который освобождается от обложения НДС; при обращении в таможенный орган о возврате излишне уплаченного НДС заявителем приложены все необходимые документы, подтверждающие наличие льготы по уплате НДС на ввезенный товар, а также факт излишне уплаченных денежных сумм, в связи с чем фактический отказ таможенного органа в предоставлении льготы по НДС при ввозе данных линз является незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителя.
Согласно ст. 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии со ст. 106 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
В силу ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (ч. 2 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В п. 10, п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" разъяснено, что лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (ч. 3 ст. 111 АПК РФ, ч. 4 ст. 1 ГПК РФ, ч. 4 ст. 2 КАС РФ).
В подтверждение понесенных судебных расходов на оплату услуг представителя при рассмотрении дела в суде первой инстанции ООО "Аксиал" представлены договор N 19/к от 21.12.2015, заключенный с ИП Дорогиным Ю.В. на представление интересов в Арбитражном суде Свердловской области по заявлению к Кольцовской таможне; платежное поручение N 61 от 01.02.2016 на сумму 16 000 руб. 00 коп.
Из материалов дела следует, что представителем Дорогиным Ю.В. подготовлено заявление в суд первой инстанции, данный представитель принимал участие в предварительном судебном заседании и в судебном заседании суда первой инстанции при рассмотрении спора по существу.
Суд первой инстанции с учетом категории спора, объема оказанных юридических услуг, указал, что заявленная к взысканию сумма расходов на оплату услуг представителя в размере 16 000 рублей является разумной. Доказательств чрезмерности суммы расходов заинтересованным лицом не представлено ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что ООО "Аксиал" доказан факт оказания и факт выплаты судебных расходов, понесенных на оплату услуг представителя по настоящему делу; взысканные судом первой инстанции судебные расходы являются разумными и обоснованными. Оснований для переоценки данных выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 21 июня 2016 года по делу N А60-18932/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Кольцовской таможни имени В.А.Сорокина - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Н.В.ВАРАКСА
Судьи
Л.Х.РИБ
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)