Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 17.11.2017 N Ф07-11613/2017 ПО ДЕЛУ N А56-80628/2016

Требование: О признании недействительным решения об отказе в выпуске ввезенного товара.

Разделы:
Таможенная стоимость; Таможенное дело
Обстоятельства: Отказ мотивирован непредоставлением обеспечения уплаты таможенных пошлин. Общество ссылается на то, что у него как уполномоченного экономического оператора (УЭО) отсутствует обязанность по предоставлению на основании решения о проведении дополнительной проверки обеспечения.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 ноября 2017 г. по делу N А56-80628/2016


Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Соколовой С.В., судей Родина Ю.А., Савицкой И.Г., при участии от Северо-Западного таможенного управления Федоровой З.В. (доверенность от 13.11.2017 N 01-24/25281), Синюк А.М. (доверенность от 10.01.2017), Пивишевой А.В. (доверенность от 10.01.2017 N 01-24/00207), от Псковской таможни Федорова О.А. (доверенность от 21.03.2017 N 07-43/0144), рассмотрев 14.11.2017 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Дженерал Фрейт" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.03.2017 (судья Трощенко Е.И.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2017 (судьи Протас Н.И., Зотеева Л.В., Сомова Е.А.) по делу N А56-80628/2016,

установил:

Закрытое акционерное общество "Дженерал Фрейт", место нахождения: 115114, Москва, 1-й Кожевнический пер., д. 6, стр. 1, комн. 13Д, ОГРН 1047796592117, ИНН 7707524509 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительными решений ОТО и ТК N 2 Овинковского таможенного поста Себежской таможни от 07.04.2016 об отказе в выпуске товара, Себежской таможни, место нахождения: 182250, Псковская обл., г. Себеж, ул. В. Марго, д. 62-А, ОГРН 1026002944439, ИНН 6022002002, от 02.06.2016 N 02-23/2 и Северо-Западного таможенного управления, место нахождения: 191187, Санкт-Петербург, наб. Кутузова, д. 20, лит. "А", ОГРН 1037843059495, ИНН 7830002582 (далее - Управление), от 23.08.2016 N 16-03-12/118.
Решением суда первой инстанции от 27.03.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением от 13.07.2017 апелляционный суд, произведя процессуальное правопреемство - заменив Себежскую таможню на Псковскую таможню, место нахождения: 180000, г. Псков, ул. Воровского, д. 20, ОГРН 1026000979058, ИНН 6027019031, оставил решение от 27.03.2017 без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит вынесенные по делу судебные акты отменить, принять новый - об удовлетворении заявления.
Как считает податель жалобы, поскольку в рассматриваемом случае выпуск товара под заявленную таможенную процедуру произведен до начала проверки его таможенной стоимости, то положения пункта 2 статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) о необходимости внесения обеспечения не подлежат применению.
По мнению Общества, поскольку при включении в реестр уполномоченных экономических операторов (далее - УЭО) оно представило обеспечение уплаты таможенных платежей (договор поручительства), то таможенный орган должен был принять это обеспечение.
Представитель Общества, извещенного надлежащим образом о дате и месте рассмотрения кассационной жалобы, в суд не явился, поэтому жалоба рассмотрена в ее отсутствие.
В судебном заседании представители Управления и Псковской таможни поддержали доводы жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, решением Федеральной таможенной службы (далее - ФТС России) Общество включено в реестр УЭО (свидетельство о включении в реестр от 30.07.2015 N 10000/0028Д).
В марте 2016 года Общество ввезло на таможенную территорию Евразийского экономического союза товар - емкости из черных металлов (пивные кеги вместимостью 50 кг), 21.03.2016 оформило обязательство N 10225052/210316/ОБ000002 о подаче декларации на товар и представлении необходимых документов и сведений.
Выпуск товара произведен Овинковским таможенным постом 21.03.2016, что подтверждается отметкой этого таможенного органа на CMR N 0001471.
Общество 24.03.2016 подало на Овинковский таможенный пост декларацию на товар (далее - ДТ) N 10225052/240316/0000394.
Себежская таможня 24.03.2016 в соответствии со статьей 69 ТК ТС приняла решение о проведении дополнительной проверки ДТ N 10225052/240316/0000394 и для подтверждения правильности определения таможенной стоимости товара, заявленного в ДТ N 10225052/240316/0000394, запросила у Общества дополнительные документы и сведения. Также в целях выпуска товара декларанту было предложено в срок до 24.03.2016 предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов Общество не представило, в связи с чем 07.04.2016 Овинковский таможенный пост принял решение об отказе в выпуске товара, заявленного в ДТ N 10225052/240316/0000394.
Решением Себежской таможни от 02.06.2016 N 02-23/2 решение Овинковского таможенного поста признано правомерным.
Решением Управления от 23.08.2016 N 16-03-12/118 решения Овинковского таможенного поста от 07.04.2016 и Себежской таможни от 02.06.2016 признаны правомерными.
Считая решения таможенных органов недействительными, Общество оспорило их в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит.
В силу пункта 1 статьи 38 ТК ТС УЭО - юридическое лицо, отвечающее условиям, указанным в статье 39 ТК ТС, в том числе предоставившее обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов на сумму, эквивалентную одному миллиону евро, которое вправе пользоваться специальными упрощениями, предусмотренными статьей 41 ТК ТС.
В соответствии со статьей 41 ТК ТС и статьей 86 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) УЭО могут быть предоставлены специальные упрощения, в том числе выпуск товаров до подачи таможенной декларации в соответствии со статьей 197 ТК ТС.
В силу пункта 1 статьи 197 ТК ТС одним из условий выпуска товаров до подачи таможенной декларации является представление декларантом обязательства в письменной форме о подаче им таможенной декларации, содержащего сведения о целях использования товаров и таможенной процедуре, под которую помещаются товары.
Как считает податель жалобы, поскольку он выполнил все условия выпуска товара, установленные статьей 197 ТК ТС, товар был выпущен до начала проверки таможенной стоимости, то положения статьи 69 ТК ТС, определяющие порядок проведения дополнительной проверки таможенной стоимости и предусматривающие обязательное внесение обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, к рассматриваемым отношениям не подлежат применению.
Данный довод суды оценили и отклонили, поскольку обязательство о подаче декларации не является видом таможенной декларации, при его подаче таможенная стоимость товаров не декларируется и документы, ее подтверждающие, не представляются.
В соответствии с пунктом 2 статьи 197 ТК ТС при выпуске товаров до подачи таможенной декларации обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении этих товаров возникает у декларанта с даты такого выпуска и прекращается, в том числе, при внесении (проставлении) в (на) таможенной декларации отметок о выпуске товаров.
Как правильно указали суды, определение, декларирование и контроль таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, регламентируются положениями Таможенного кодекса Таможенного союза, Соглашением об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, от 25.01.2008, решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости" (далее - Порядки).
Таможенная стоимость товаров определяется и заявляется декларантом (таможенным представителем) таможенному органу при таможенном декларировании товаров в ДТ и декларации таможенной стоимости в соответствии с Порядками. Контроль таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, также осуществляется в соответствии с указанным документом.
Пунктом 11 Порядков установлены признаки, являющиеся основанием для проведения дополнительной проверки.
В статье 69 ТК ТС также предусмотрено, что в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с этим Кодексом, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии Таможенного союза.
Поскольку при проведении контроля задекларированной заявителем таможенной стоимости товара были обнаружены признаки, указывающие на то, что сведения о его таможенной стоимости могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, Сегежская таможня приняла решение о проведении дополнительной проверки заявленных сведений в соответствии со статьей 69 ТК ТС.
Данной статьей предусмотрено, что до принятия таможенным органом по результатам дополнительной проверки решения в отношении таможенной стоимости товаров контроль таможенной стоимости товаров считается незавершенным. Выпуск товаров осуществляется при условии предоставления декларантом обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, определенного таможенным органом в соответствии со статьей 88 ТК ТС.
Довод Общества об отсутствии у него обязанности по предоставлению на основании решения о проведении дополнительной проверки обеспечения, поскольку для него как УЭО существует иной порядок контроля таможенной стоимости товара, так как выпуск товаров уже осуществлен, суды оценили и отклонили.
Приведенный в статье 197 ТК ТС перечень специальных упрощений, предоставляемых УЭО, является исчерпывающим.
Выпуск товара до подачи таможенной декларации не свидетельствует о невозможности проведения таможенным органом контроля таможенной стоимости при декларировании товара после его фактического выпуска.
Судами сделан правомерный вывод, согласно которому при подаче УЭО декларации на товары таможенный орган осуществляет контроль таможенной стоимости товаров в общем порядке в соответствии со статьей 69 ТК ТС, в том числе вправе потребовать предоставить обеспечение для выпуска товара до завершения таможенным органом контроля таможенной стоимости.
Довод Общества со ссылкой на договор поручительства N 104МПС-УЭО-06/16 о возможности использования обеспечения, предоставленного Обществом для присвоения ему статуса УЭО, судами оценен и правомерно отклонен.
Из материалов дела следует, что ФТС России и общество с ограниченной ответственностью "Мультисервисная платежная система" (далее - Компания, поручитель) заключили договор поручительства N 104МПС-УЭО-06/16, согласно которому поручитель обязался отвечать перед таможенным органом за исполнение Обществом обязательств по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней и процентов, возникших у Общества в соответствии со статьей 79, пунктом 1 статьи 80, пунктом 4 статьи 91 ТК ТС, статьями 114, 120, частью 1 статьи 151 Закона N 311-ФЗ при осуществлении функций УЭО, в том числе обязанность исполнения которых возникнет в будущем.
Суды установили, что сторонами договора (ФТС России и Компанией) не предусмотрено обеспечения обязательств Общества, основанных на положениях Таможенного кодекса Таможенного союза, связанных с осуществлением таможенными органами контроля таможенной стоимости товара, в том числе предоставления обеспечения, начисленного таможенным органом в порядке статьи 69 ТК ТС в ходе проведения дополнительной проверки поданной Обществом декларации.
Приведенный в статье 197 ТК ТС перечень специальных упрощений, предоставляемых УЭО, является исчерпывающим и не предполагает иных упрощений, например, в части контроля таможенной стоимости товаров и невнесения обеспечения при проведении дополнительной проверки.
Ни Таможенным кодексом Таможенного союза, ни Законом N 311-ФЗ не предусмотрены положения, в соответствии с которыми УЭО вправе не предоставлять обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов при проведении дополнительной проверки таможенной стоимости.
Таким образом, поскольку Общество не предоставило обеспечения уплаты таможенных платежей, у таможенного органа отсутствовали правовые основания для принятия решения о выпуске товара, в связи с чем суды обоснованно оставили заявленные требования без удовлетворения.
Нормы материального права применены судами правильно по отношению к установленным ими фактическим обстоятельствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Поскольку суды полно и объективно исследовали все обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не допустили, кассационный суд не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, в силу чего кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
При подаче кассационной жалобы Общество неправильно исчислило и уплатило по платежному поручению от 12.09.2017 N 67 3000 руб. государственной пошлины вместо 1500 руб. Излишне уплаченные 1500 руб. подлежат возврату Обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.03.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2017 по делу N А56-80628/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Дженерал Фрейт" - без удовлетворения.
Возвратить закрытому акционерному обществу "Дженерал Фрейт", место нахождения: 115114, г. Москва, 1-й Кожевнический пер., д. 6, стр. 1, комн. 13Д, ОГРН 1047796592117, ИНН 7707524509, из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченных при подаче кассационной жалобы по платежному поручению от 12.09.2017 N 67.
Председательствующий
С.В.СОКОЛОВА

Судьи
Ю.А.РОДИН
И.Г.САВИЦКАЯ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)