Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 06.05.2016 N Ф08-2512/2016 ПО ДЕЛУ N А53-23851/2015

Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ за ввоз на таможенную территорию Таможенного союза товара в отсутствие соответствующей лицензии, выданной уполномоченным органом.

Разделы:
Ввоз автомобилей; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 мая 2016 г. по делу N А53-23851/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 04 мая 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 мая 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Драбо Т.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Ростовской таможни (ИНН 6102020818, ОГРН 1056102011943) - Гуровой Е.С. (доверенность от 28.04.2016 N 02-32/0565), Малофеевой Л.А. (доверенность от 25.12.2015 N 02-32/1210), в отсутствие в судебном заседании заявителя - индивидуального предпринимателя Мальцева Андрея Владимировича (ИНН 616833016672, ОГРН 304616822400216), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Ростовской таможни на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2016 (судьи Сулименко О.А., Ефимова О.Ю., Илюшин Р.Р.) по делу N А53-23851/2015, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Мальцев Андрей Владимирович (далее - предприниматель, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Ростовской таможне (далее - таможенный орган, таможня) о признании незаконным и отмене постановления от 20.08.2015 N 10313000-1083/2015 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 101 тысячи рублей штрафа.
Решением суда от 27.11.2015 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что вмененное предпринимателю правонарушение надлежит квалифицировать по части 2 статьи 16.3 Кодекса.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 21.01.2016 указанное решение суда отменено. Обжалуемое постановление таможенного органа изменено: совершенное предпринимателем правонарушение переквалифицировано с части 1 статьи 16.3 Кодекса на часть 2 указанной статьи, размер назначенного административного штрафа снижен до 50 тысяч рублей.
В кассационной жалобе таможня просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, принять по делу новый судебный акт.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов и оценив доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, во исполнение заключенного между предпринимателем и фирмой "ACME INTERNATIONAL TRADING LTD", Виргинские острова, контракта от 15.11.2009 N 00/06 на таможенную территорию Таможенного союза ввезены устройства воспроизведения звука для трансляции по радио: FM-модуляторы автомобильные в ассортименте, изготовитель "Guangdong Shuangke Elektronic Co. Ltd", товарный знак "АС автостор", марка "АС автостор" (далее - товар, FM-модуляторы).
Товар помещен под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления по ДТ N 10313010/041213/0009053 (далее - спорная ДТ).
При помещении под заявленную таможенную процедуру товар классифицирован декларантом в товарной подсубпозиции 8519811100 ТН ВЭД ТС как устройства воспроизведения звука для трансляции по радио.
Таможенным органом проведена камеральная проверка предпринимателя в отношении товара, в ходе которой установлено, что, согласно письму Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных и массовых коммуникаций от 22.05.2015 N 06-45624, техническое устройство FM-модулятор, предназначенное для передачи аудио сигнала на автомобильную магнитолу по радиоканалу FM-диапазона (87,5-108,0 МГц), является радиоэлектронным средством и включено в раздел 2.16 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты и ограничения на ввоз или вывоз государствами-участниками таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, утвержденного решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 19, действовавший до 06.11.2015. Ввоз данного товара на территорию Таможенного союза ограничен. Для ввоза товара требуется получение лицензии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.
Вместе с тем предпринимателем указанная лицензия не оформлена, информация о соблюдении ограничений в ходе таможенного оформления товара в спорной ДТ не указана.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления таможней протокола об административном правонарушении от 02.07.2015 N 10313000-1083/2015 и вынесения постановления от 20.08.2015 N 10313000-1083/2015 о привлечении предпринимателя к административной ответственности по части 1 статьи 16.3 Кодекса в виде 101 тысячи рублей штрафа.
Предприниматель, не согласившись с указанным постановлением, обратился в арбитражный суд с заявлением.
Частью 1 статьи 16.3 Кодекса предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования, на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 16.1, частью 3 статьи 16.2 Кодекса.
Согласно части 2 статьи 16.3 Кодекса несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, мер нетарифного регулирования при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) при вывозе товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Согласно примечанию к статье 16.1 Кодекса за административные правонарушения, предусмотренные главой 16 Кодекса, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
- Подпунктом 8 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что запретами и ограничениями является комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза;
- Согласно пункту 1 статьи 152 Таможенного кодекса Таможенного союза перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено данным Кодексом, международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 183 Таможенного кодекса Таможенного союза подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено данным Кодексом.
К таким документам относятся, в том числе, документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 195 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что выпуск товаров осуществляется таможенными органами, в том числе, при представлении таможенному органу лицензий, сертификатов, разрешений и (или) иных документов, необходимых для выпуска товаров в соответствии с данным Кодексом и (или) иными международными договорами государств - членов Таможенного союза, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров.
Пунктом 17 статьи 2 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (далее - Федеральный закон N 164-ФЗ) нетарифное регулирование определено как метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера.
Аналогичным образом меры нетарифного регулирования определены в пункте 17 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза.
Согласно статье 20 Федерального закона N 164-ФЗ нетарифное регулирование внешней торговли товарами может осуществляться только в случаях, предусмотренных статьями 21 - 24, 26 и 27 Федерального закона N 164-ФЗ, при соблюдении указанных в них требований.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24 Федерального закона N 164-ФЗ лицензирование в сфере внешней торговли товарами устанавливается, в том числе, в случаях реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений.
В силу части 2 статьи 24 Федерального закона N 164-ФЗ основанием для экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров в случаях, указанных в части 1 статьи 24 Федерального закона N 164-ФЗ, является лицензия, выдаваемая в соответствии с частью 5 статьи 13 Федерального закона N 164-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции правомерно указал, что отнесение соблюдения лицензионных требований к запретам и ограничениям экономического характера (нетарифное регулирование) осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона N 164-ФЗ.
Факт ввоза предпринимателем на таможенную территорию Таможенного союза товара в отсутствие соответствующей лицензии, выданной уполномоченным органом, подтверждается материалами дела и предпринимателем не оспаривается.
Согласно пункту 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Исходя из этого, оспариваемое постановление таможенного органа правомерно изменено постановлением апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, что в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2016 по делу N А53-23851/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
М.В.ПОСАЖЕННИКОВ
Судьи
Т.Н.ДРАБО
Л.А.ЧЕРНЫХ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)