Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.10.2017 N 12АП-11323/2017 ПО ДЕЛУ N А06-4140/2015

Разделы:
Ввоз (импорт) товаров; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 октября 2017 г. по делу N А06-4140/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Землянниковой В.В., Смирникова А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербаковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Астраханской таможни
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 10 августа 2017 года по делу N А06-4140/2015 (судья Ю.Р. Шарипов)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом Олинский" (ИНН 3007008766, ОГРН 1073021001217)
к Астраханской таможне (ИНН 3017003414, ОГРН 1033001700159)
о признании решения о корректировке таможенной стоимости товаров незаконным,
при участии в судебном заседании представителей: Астраханской таможни
- Дворак К.В. по доверенности от 09.10.2017 N 07-33/16239, выданной по 31.12.2017
- Чернова В.Н. по доверенности от 28.03.2017 N 07-33/4970
В судебное заседание не явились представители:
Общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом Олинский" (уведомление о вручении почтового отправления N 682779)
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Олинские брокеры" (в настоящее время Общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом Олинский", далее - заявитель, ООО "ТД" Олинский") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Астраханской таможни от 24.02.2015 о корректировке таможенной стоимости товаров, заявленной в декларации на товары N 10311070/211114/0000119.
Решением от 10 августа 2016 года, Арбитражный суд Астраханской области признал незаконным решение Астраханской таможни о корректировке таможенной стоимости товаров от 24.02.2015 по ДТ N 10311070/211114/0000119, обязал Астраханскую таможню возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Олинский" излишне уплаченные (взысканные) платежи по декларации на товары N 10311070/211114/0000119, окончательный размер которых таможенному органу надлежит определить на стадии исполнения настоящего решения арбитражного суда.
Таможенный орган не согласился с принятым решением и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований заявителя.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав участников процесса, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, что 20.08.2014 между компанией "TORSON HOLDING LIMITED" (Белиз) - продавец по договору, и ООО "Олинские брокеры" (РФ) - покупатель по договору, был заключен договор N 01/08.
Согласно пункту 1.1 данного договора стороны определили, что продавец поставит покупателю товар (цемент) согласно Приложению к данному договору на условиях CFR-Астрахань (Инкотермс 2010), а Покупатель примет и оплатит товар.
Приложением N 1 к данному договору стороны согласовали, что в соответствии с договором Поставщик поставит Покупателю на условиях CFR - Астрахань следующий товар: наименование товара Портландцемент М-500 в МКР, количество 5 807 тн, цена за 1 тн/руб. 2 094,35 руб., всего 12 161 863 руб., срок поставки до 31.11.2014.
На основании пункта 2.2 договора стороны определили, что цена за единицу товара включает стоимость товара, тары, упаковки, маркировки, погрузочные и транспортные расходы, возникающие у сторон при выполнении условий поставки.
21 ноября 2014 года на таможенный пост Морской порт Оля ООО "Олинские брокеры" была подана ДТ N 10311070/211114/0000119 в отношении товара - портландцемент, серый, марка 500, расфасованный с 1392 биг-бега (средний вес одного биг-бега: нетто -1500 кг, брутто - 1503 кг, общий вес - 2 092 176 кг).
Данный товар был помещен под таможенную процедуру выпуск для внутреннего потребления.
При осуществлении таможенного оформления таможенному органу были представлены, в том числе, следующие документы: договор N 01/08 от 20.08.2014 с приложением N 1 от 20.08.2014; инвойс от 23.09.2014 г. N 01/08; коносамент N 93N/063 от 23.09.2014.
Заявленная декларантом таможенная стоимость была определена методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами и заявлена в ДТС-1.
В ходе осуществления таможенного контроля за товарами по вышеуказанной ДТ, таможенным органом 24.11.2014 было принято решение о проведении дополнительной проверки ДТ N 10311070/211114/0000119, поскольку в ходе проверки были обнаружены признаки, указывающие на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены: выявлены с использованием СУР риски недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров.
При этом таможенный орган обязал заявителя в срок до 20.01.2015 представить дополнительные документы, сведения и пояснения, необходимые для подтверждения правильности определения таможенной стоимости товаров, заявленной в декларации.
Кроме того, в данном решении было также указано, что ООО "Олинские брокеры" необходимо было в срок до 24.11.2014 заполнить форму - корректировку таможенной стоимости и таможенных платежей и предоставить обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Таможенным органом в адрес ООО "Олинские брокеры" был направлен расчет размера обеспечения в отношении вышеуказанных товаров, согласно которому необходимо было внести в счет обеспечения денежную сумму.
ООО "Олинские брокеры" внесло обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
13.01.2015 ООО "Олинские брокеры" в адрес Астраханской таможни было направлено письмо исх. N 1 3-01/2015, к которому были приложены запрашиваемые Астраханской таможней документы, а именно: экспортная ГТД страны вывоза товара (Иран) с переводом; письмо о стоимости от производителя (исх. N 137/14 от 29.08.2014 с переводом); калькуляцию себестоимости отправляемого товара и иные документы согласно запросу.
24.02.2015 Астраханской таможней было принято решение о корректировке таможенной стоимости товаров, оформленных по вышеуказанной ДТ, в связи с невозможностью применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами, поскольку: не представлены страховые документы; структура таможенной стоимости не подтверждена; приложение N 1 не содержит сведений о полном наименовании товара с указанием технических характеристик; в контракте, приложении к контракту и инвойсе отсутствуют сведения о стоимости и количестве товаров на ассортиментном уровне.
По результатам проведенного контроля на основании пункта 1 статьи 68 ТК ТС таможней принято решение о корректировке таможенной стоимости товаров, оформленных по вышеуказанной ДТ.
Астраханской таможней самостоятельно была определена таможенная стоимость товаров вторым методом по стоимости сделки с идентичными товарами, декларируемыми по ДТ N 10311010/201014/0001732.
Не согласившись с решением Астраханской таможни о корректировке таможенной стоимости товаров, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что оспариваемое по делу решение Таможенного органа противоречит закону и нарушает права заявителя в экономической сфере деятельности.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
Согласно части 1 статьи 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 года "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза", ратифицированного Федеральным законом от 22.12.2008 N 258-ФЗ (далее - Соглашение), основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами.
Частью 1 статьи 4 настоящего Соглашения установлено, что таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 указанного Соглашения при любом из следующих условий: отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые: установлены совместным решением органов таможенного союза; ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы; существенно не влияют на стоимость товаров; продажа товаров или их цена не зависят от каких-либо условий, или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено; никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 5 настоящего Соглашения могут быть произведены дополнительные начисления; покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей Стороны (часть 2 данной статьи).
Согласно части 3 статьи 2 Соглашения и части 4 статьи 65 Таможенного кодекса Таможенного союза, таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
На основании части 1 статьи 65 Таможенного кодекса Таможенного союза декларирование таможенной стоимости товаров осуществляется декларантом в рамках таможенного декларирования товаров в соответствии с главами 8 и 27 данного Кодекса. Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов (часть 2 указанной статьи).
Согласно пункту 1 статьи 68 Таможенного кодекса Таможенного союза решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров.
Таможенный орган в соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязан доказать наличие признаков недостоверности сведений о цене сделки либо о ее зависимости от условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости.
Между тем, как было указано выше, из обжалуемого по делу решения и ДТС-2 по рассматриваемой декларации на товары, следует, что корректировка таможенной стоимости вышеназванного товара была осуществлена таможенным органом вторым методом определения таможенной стоимости.
В соответствии с положениями части 1 статьи 10 вышеназванного Соглашения в случае если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со статьями 4, 6 - 9 настоящего Соглашения, таможенная стоимость оцениваемых (ввозимых) товаров определяется на основе данных, имеющихся на таможенной территории Таможенного союза, путем использования методов, совместимых с принципами и положениями настоящего Соглашения.
Из содержания указанной нормы следует, что таможенный орган, придя к выводу о невозможности применения метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами, должен последовательно применить перечисленные в указанных статьях методы определения таможенной стоимости товара.
Согласно статье 111 ТК ТС полномочия таможенного органа определять критерии достаточности и достоверности информации не могут рассматриваться как позволяющие ему произвольно (бездоказательно) осуществлять корректировку таможенной стоимости товаров.
Согласно части 1 статьи 6 Соглашения между Правительством РФ, Правительством республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 года "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" в случае если таможенная стоимость товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, не может быть определена в соответствии со статьей 4 настоящего Соглашения, таможенной стоимостью таких товаров является стоимость сделки с идентичными товарами, проданными для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и ввезенными на единую таможенную территорию таможенного союза в тот же или в соответствующий ему период времени, что и оцениваемые (ввозимые) товары, но не ранее чем за 90 календарных дней до ввоза оцениваемых (ввозимых) товаров.
Для определения таможенной стоимости оцениваемых (ввозимых) товаров на основании настоящей статьи должна использоваться стоимость сделки с идентичными товарами, проданными на том же коммерческом уровне и по существу в том же количестве, что и оцениваемые (ввозимые) товары. В случае если такие продажи не выявлены, используется стоимость сделки с идентичными товарами, проданными на том же коммерческом уровне, но в иных количествах. В случае если таких продаж не выявлено, используется стоимость сделки с идентичными товарами, проданными на ином коммерческом уровне, но в тех же количествах. В случае если таких продаж не выявлено, используется стоимость сделки с идентичными товарами, проданными на ином коммерческом уровне и в иных количествах. Указанная в настоящем абзаце информация применяется с проведением соответствующей корректировки стоимости, учитывающей различия в коммерческом уровне продажи и (или) в количестве товаров.
Такая корректировка проводится на основе сведений, документально подтверждающих обоснованность и точность корректировки независимо от того, приводит она к увеличению или уменьшению стоимости сделки с идентичными товарами. При отсутствии таких сведений метод по стоимости сделки с идентичными товарами для целей определения таможенной стоимости не используется.
Пунктом 6 Порядка контроля таможенной стоимости, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 года N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" определено, что при осуществлении контроля таможенной стоимости товаров может быть использована информация, имеющаяся в распоряжении таможенного органа, в частности: по сделкам с идентичными, однородными товарами, товарами того же класса или вида, ввозимыми при сопоставимых условиях, полученная, в том числе с использованием программных средств таможенных органов (в частности, системы оперативного мониторинга таможенных деклараций). Для достижения объективности результатов контроля должна использоваться информация, которая имеет максимально возможный сопоставимый вид с условиями анализируемой сделки.
Таким образом, условием применения второго метода корректировки таможенной стоимости является, в том числе, идентичность, сопоставимость количества товара и аналогичные условия ввоза товара, ценовая информация о котором принимается таможенным органом за основу корректировки таможенной стоимости.
В апелляционной жалобе таможни указано, что в представленных заявителем коммерческих документах качественные характеристики товара не согласованы и не прослеживается их влияние на цену товаров.
Судебная коллегия пришла к выводу, что данный довод таможенного органа не состоятелен. В соответствии с приложением N 1 к Договору N 01/08 Поставщик обязуется поставить Покупателю товар на условиях CFR - Астрахань по цене 2 094, 35 руб. за одну тонну. При этом, цена товара, поставленного по спорной ДТ, указанная в вышеприведенном приложении к договору, соответствует цене, указанной в инвойсе, в данных документах указано количество поставляемого товара и его наименование. То есть декларант представил в Таможенный орган документы, предусмотренные пунктом 1 приложения N 1 к порядку декларирования таможенной стоимости товаров Перечня документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров, содержащегося в решении Комиссии таможенного союза от 20.09.2010 года N 376.
Судебной коллегией отклоняются доводы таможенного органа, что в договоре, приложении к договору и инвойсе отсутствуют сведения о стоимости и количестве товаров на ассортиментном уровне. В представленных документах указано, что поставляется только один товар, который идентифицируется в представленных документах как портландцемент, серый, марка 500, расфасованный в 1392 биг-бега (средний вес одного биг-бега: нетто - 1500 кг, брутто - 1503 кг, общий вес - 2092176 кг), что и указано в гр. 31 спорной декларации в отношении декларируемого товара.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод жалобы таможни, что суд первой инстанции не дал надлежащей оценки действиям таможни по корректировке таможенной стоимости товаров, оформленных по ДТ N 10311070/211114/0000119.
Возражения таможенного органа в части, что экспортная ГТД не может быть идентифицирована по стоимости ввезенного товара, также являются несостоятельными.
Довод Астраханской таможни относительно того, что в спорной ДТ заявленная таможенная стоимость товара не включает расходы по транспортировке товара, несостоятелен, поскольку транспортировка товара была осуществлена морским транспортом на условиях CFR - Астрахань (Инкотермс 2010), товар в период транспортировки не страховался, доставка товара производилась ООО "СП-Шиппинг", оплату за оказанные услуги осуществлял продавец.
Соответственно, страховые документы и не могли быть представлены ввиду отсутствия таковых - в представленном к таможенному оформлению договоре и приложении N 1 не содержится условий о страховании товара, а способ поставки CFR-Астрахань (Инкотермс 2010) не предусматривает условий и обязанностей одной из сторон о страховании товара.
В письме N 4 от 12.01.2015 Общество с ограниченной ответственностью "СП-Шиппинг" подтверждает факт перевозки товара - портландцемент, серый, марка 500, на основании коносамента N 93/063 от 23.09.2014. При этом указывает, что ООО "Олинские брокеры" не осуществляло оплату фрахта за перевозку товара. Все финансовые вопросы по перевозке ООО "СП-Шиппинг" согласовывало с отправителем - компанией "TORSON HOLDING LFMLTED".
Доказательств обратного Астраханская таможня не представила.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что таможенная стоимость товара декларантом подтверждена.
Отсутствие в экспортной таможенной декларации отдельных реквизитов и иное их заполнение по сравнению с декларацией на товары, либо неверное их заполнение само по себе не может являться основанием для корректировки таможенной стоимости товара, поскольку данный документ не заполняется декларантом и не предусмотрен российским законодательством в качестве обязательного документа при таможенном оформлении.
Так, экспортная декларация является документом, оформляемым иностранным контрагентом и заполняемым в соответствии с законодательством страны отправления, в связи с чем негативные последствия, связанные с ее заполнением не могут быть возложены на российского декларанта.
Кроме того, таможенным органом не опровергнуты доводы заявителя о перезаключении контракта N 01/07 на внешнеторговый контракт от 20.08.2014 N 01/08 по курсу российского рубля. В пересчете на рубли стоимость товара составила 58 американских долларов за тонну. Корректировка же таможенной стоимости товара произведена таможенным органом по ДТ N 10311010/201014/0001732, где таможенная стоимость товара составляет 60 американских долларов за тонну. Поскольку по условиям вышеуказанного контракта стоимость товара была заявлена в Российской валюте, у Астраханской таможни отсутствовали основания для пересчета стоимости товара в американские доллары. Неправомерным переводом рублевого контракта на валюту таможенный орган искусственно получил стоимость декларируемого товара не 58, а 45 американских долларов за тонну.
Также судебная коллегия соглашается, что при определении таможенной стоимости товара на основании метода по стоимости сделки с идентичными товарами, таможенным органом не была сопоставлена ценовая информация с конкретным количеством товара, поставленного по декларации на товары, по которой была осуществлена корректировка таможенной стоимости.
В связи с чем, суд обоснованно посчитал, что таможенным органом документально не обоснована корректировка таможенной стоимости по второму методу.
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение от 10.08.2017 Арбитражного суда Астраханской области вынесено законно и обоснованно: суд выяснил все обстоятельства, имеющие значение для дела; выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела; суд правильно применил нормы материального права или норм процессуального права.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 10 августа 2017 года по делу N А06-4140/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
С.А.КУЗЬМИЧЕВ
Судьи
В.В.ЗЕМЛЯННИКОВА
А.В.СМИРНИКОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)