Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 24.08.2017 N Ф10-4044/2016 ПО ДЕЛУ N А35-3798/2015

Требование: О признании незаконными действий таможенного органа по изменению кода ввезенных товаров, признании недействительными решения о стране происхождения товаров и предоставления тарифных преференций и решения об оставлении заявления о возврате излишне уплаченных таможенных платежей без рассмотрения, обязании таможенного органа возвратить излишне уплаченные платежи.

Разделы:
Таможенная пошлина (экспортная, импортная); Таможенное дело
Обстоятельства: Таможенный орган заполнил форму корректировки декларации на товары и отказал заявителю в рассмотрении заявления в связи с отсутствием документа, подтверждающего факт излишней уплаты таможенных пошлин.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 августа 2017 г. по делу N А35-3798/2015


Дело рассмотрено 17.08.2017 г.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Чаусовой Е.Н.
Судей Радюгиной Е.А., Ермакова М.Н.
При участии в заседании:
от АО "Тандер" (ОГРН 1022301598549; г. Краснодар, ул. им. Леваневского, 185) не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от Курской таможни (ОГРН 1024600942904; г. Курск, ул. Коммунистическая, д. 3а) не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев кассационную жалобу Курской таможни на решение Арбитражного суда Курской области от 29.12.2016 г. (судья Суходольская Н.Е.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2017 г. (судьи Скрынников В.А., Михайлова Т.Л., Осипова М.Б.) по делу N А35-3798/2015,

установил:

закрытое акционерное общество "Тандер" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Курской таможне о признании незаконными действий по изменению кода ТН ВЭД товаров, ввезенных по ДТ N 10108082/270314/0002195, выразившихся в заполнении таможенным постом Орловский Курской таможни КДТ от 30.06.2014 г. N 10108082/270314/0002195, о признании недействительными решения о стране происхождения товаров и (или) предоставления тарифных преференций от 05.05.2014 г. N 10108082-46-38/0000019, решения от 26.01.2015 г. N 18-39/930 об оставлении заявления ЗАО "Тандер" о возврате излишне уплаченных таможенных платежей без рассмотрения по ДТ N 10108082/270314/0002195, об обязании возвратить из федерального бюджета излишне уплаченные таможенные платежи в размере 16123 руб. 56 коп. (с учетом уточненных требований).
Решением Арбитражного суда Курской области от 29.12.2016 г. заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2017 г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Курская таможня просит решение и постановление судов отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, АО "Тандер" в рамках внешнеторгового контракта, заключенного с компанией "FARMAKOM FINANCE DOO" (Сербия), ввезло на таможенную территорию Российской Федерации товар: сыр мягкий невыдержанный (невызревший) "Ала Каймак" с содержанием жира в сухом веществе 70% с содержанием жира 23,50 масс% в упаковках; невыдержанный (невызревший) сыр "Премьер оф тейст мягкий сыр классический", с содержанием жира в сухом веществе 60%, с содержанием жира 19 масс%, мягкий сыр "Сырко" с тунцом и овощами с содержанием жира в сухом веществе 55%, с содержанием жира 17,2 масс%, невыдержанный (невызревший) "Премьер оф тейст мягкий сыр с зеленью и огурчиком" с содержанием жира в сухом веществе 55%, с содержанием жира 16,9 масс%; сыр мягкий невыдержанный (невызревший) "Сербская Брынза" с содержанием жира в сухом веществе 45% с содержанием жира 15,5 масс% в упаковках.
В декларации на товар N 10108082/270314/0002195 обществом заявлен код ТН ВЭД 0406 10 200 9 и задекларирован с предоставлением тарифной преференции в отношении товаров, происходящих и ввозимых из Республики Сербии и Республики Черногории в рамках Соглашения о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией от 28.08.2000 г. в форме освобождения от ввозной таможенной пошлины.
По результатам проверки достоверности сведений, заявленных обществом в данной декларации на товары, таможенным постом Орловский (ОТО и ТК N 2) Курской таможни принято решение о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций от 05.05.2014 г. N 10108082-46-38/0000019, на основании которого декларанту отказано в предоставлении тарифных преференций.
30.06.2014 г. таможенным органом была заполнена форма корректировки декларации на товары (КДТ1) по декларации на товары (ДТ) N 10108082/270314/0002195, в которой ввезенному сыру "Сербская Брынза" был присвоен иной код ТН ВЭД 0406 90 880 0 - "сыры прочие с содержанием влаги в обезжиренном веществе более 62 мас.%, но не более 72 мас.%", подпадающий под исключения из перечня товаров, претендующих на предоставление преференций в форме освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины.
Обществом было подано заявление о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, исчисленных по КДТ1 от 30.06.2014 г. по ДТ N 10108082/270314/0002195 с приложением предусмотренных таможенным законодательством документов, а также подана жалоба на действия таможенного органа по изменению кода ТН ВЭД товаров, ввезенных по ДТ N 10108082/270314/0002195.
Курской таможней принято решение от 26.01.2015 г. N 18-39/930 о возврате заявления с комплектом документов без рассмотрения, так как таможенный орган пришел к выводу, что к заявлению не приложен документ, подтверждающий факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов.
Не согласившись с указанными действиями и решениями Курской таможни, ЗАО "Тандер" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, одновременно заявив ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд.
В соответствии с частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Арбитражным процессуальным кодексом не предусмотрен перечень уважительных причин для восстановления установленного статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуального срока.
При разрешении ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока суд принимает во внимание конкретные обстоятельства дела и представленные заявителем доказательства.
Учитывая, что обществом предпринимались попытки к досудебному урегулированию спора и направлению заявлений о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, иных денежных средств, а также обжалованию действий таможни, то суды, в совокупности с предметом рассматриваемого требования, обоснованно восстановили срок на обращение в арбитражный суд с требованиями о признании действий таможенного органа по изменению кода ТН ВЭД товаров и решения о стране происхождения товаров и (или) предоставления тарифных преференций от 05.05.2014 г. незаконными.
Судами также установлено соблюдение обществом сроков на обращение в суд с требованием об обязании возвратить из федерального бюджета суммы излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей и о признании недействительным решения Курской таможни об оставлении заявления общества о возврате излишне уплаченных таможенных платежей без рассмотрения по ДТ N 10108082/270314/0002195.
Доводы таможни о том, что суд неверно применил нормы материального права, касающиеся порядка внесения изменений в декларацию на товары в целях возврата излишне уплаченных таможенных платежей, подлежат отклонению в связи со следующим.
Согласно статье 89 Таможенного кодекса Таможенного союза излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с Таможенным кодексом и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
В силу статьи 90 Таможенного кодекса Таможенного союза возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов таможенного союза.
Процедура возврата таможенных пошлин закреплена положениями статьи 147 Федерального закона N 311-ФЗ, в соответствии с частью 1 которой излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Как установлено судами и следует из материалов дела, при обращении в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в размере 16123 руб. 56 коп. обществом были представлены: письмо о направлении в Курскую таможню документов, предусмотренных частью 4 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ; квитанция о направлении письма общества; платежное поручение от 21.03.2014 г. N 014255; форма корректировки декларации на товары (КДТ1) по ДТ N 10108082/270314/0002195, а также жалоба общества с приложением технологического процесса производства, заключения ТПП РФ от 16.07.2014 г., ДТ N 10108082/270314/0002195, КДТ1 N 10108082/270314/0002195 и доверенности от 26.12.2014 г. N 1-12/207.
Решением от 26.01.2015 г. N 18-39/930 таможенным органом были возвращены обществу заявление с комплектом документов без рассмотрения со ссылкой на пункт 4 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", согласно которому при отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления.
В качестве основания для возврата заявления общества без рассмотрения таможенный орган указал, что в комплекте документов, представленном декларантом к заявлению о возврате, не представлен документ, подтверждающий факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов по декларации на товары N 10108082/270314/0002195.
Между тем, обществом в счет уплаты предстоящих таможенных пошлин перечислены авансовые платежи в размере 9550000 руб., что подтверждается платежным поручением от 21.03.2014 г. N 014255 с назначением платежа "авансовые платежи для Курской таможни". Факт списания денежных средств по КДТ1 по ДТ N 10108082/270314/0002195 подтвержден отчетом о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей.
В соответствии с частью 4 статьи 147 Закона N 311-ФЗ при отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления.
Вместе с тем, пунктом 3 части 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ не установлено, какие именно документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов, должны быть приложены к заявлению. По смыслу указанной нормы к таким документам следует относить любые документы, которые позволяют охарактеризовать спорные платежи как излишние, то есть произведенные в большем размере, чем это предусмотрено законом.
Оценив представленные обществом документы, суд, с учетом приведенных норм права, пришел к обоснованному выводу об отсутствии у таможенного органа оснований для возврата обществу заявления без рассмотрения, поскольку все необходимые документы, предусмотренные частью 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ были им представлены.
Судами верно указано, что применительно к рассматриваемому спору неправильная классификация ввозимых товаров явилась следствием неправомерных действий таможни, при том, что декларантом изначально был указан правильный код товара. В этой связи, требование таможни о необходимости совершения декларантом действий по корректировке таможенной стоимости является неправомерным. Данные действия должны быть совершены самим таможенным органом. Несовершение данных действий таможенным органом обоснованно квалифицировано судами как бездействие в возврате таможенных платежей.
Ссылка таможенного органа в подтверждение своих доводов на решение Арбитражного суда Брянской области по делу N А09-9099/2016, подлежит отклонению, поскольку в рамках указанного дела были установлены иные фактические обстоятельства, в связи с чем обществу отказано в удовлетворении требований.
Все доводы таможни, изложенные в кассационной жалобе, были исследованы арбитражными судами первой и апелляционной инстанций. Они не опровергают правильность выводов арбитражных судов, а направлены на переоценку установленных обстоятельств и сделанных на их основании выводов, что выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), в связи с чем арбитражным судом округа отклоняются.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

решение Арбитражного суда Курской области от 29.12.2016 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2017 г. по делу N А35-3798/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст. 291.1, ст. 291.2 АПК РФ.
Председательствующий
Е.Н.ЧАУСОВА

Судьи
Е.А.РАДЮГИНА
М.Н.ЕРМАКОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)