Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.04.2016 N 13АП-3391/2016 ПО ДЕЛУ N А56-59110/2015

Разделы:
Таможенный контроль, досмотр; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 апреля 2016 г. по делу N А56-59110/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 12 апреля 2016 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Борисовой Г.В.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Трошенковой Д.С.
при участии:
- от заявителя: не явились - извещены (уведомление N 31874,31875,31876);
- от заинтересованного лица: не явились - извещены (уведомление N 31877);
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3391/2016) Религиозной организации "Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России" и Юридического лица по закону Финляндской Республики JEHOVAN TODISTAJAT - uskonnollinen yhdyskunta на решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.12.2015 по делу N А56-59110/2015 (судья Салтыкова С.С.), принятое
по заявлению Религиозной организации "Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России" и Юридического лица по закону Финляндской Республики JEHOVAN TODISTAJAT - uskonnollinen yhdyskunta
к Выборгской таможне
о признании недействительным решения об отказе в выпуске товара
установил:

Юридическое лицо по закону Финляндской Республики JEHOVAN TODISTAJAT- uskonnollinen yhdyskunta и Религиозная организация "Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России" (197739, Санкт-Петербург, п. Солнечное, ул. Средняя, д. 6, далее - заявители) обратились в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, о признании незаконным решения Выборгской таможни (188800, г. Выборг, ул. Железнодорожная, д. 9\\15, далее - таможенный орган) об отказе в выпуске товара, ввезенного JEHOVAN TODISTAJAT uskonnollnen yhdyskunta по товаросопроводительным документам: книжка МДП N XQ76486931, международная товаротранспортная накладная CMR N 19165-RU-1 от 24.06.2015, дарственная спецификация N 19165-RU-1 от 16.03.2015; книжка МДП N XN 76486930, международная товаротранспортная накладная CMR N 19164-RU-1 от 24.06.2015, дарственная спецификация N 19164-RU-1 от 16.03.2015; обязании Выборгской таможни совершить действия по выпуску данного товара в соответствии с заявленной таможенной процедурой таможенного транзита; признании незаконными действий Выборгской таможни по возбуждению дел об административных правонарушениях N 10206000-1978/2015, N 10206000-1979/2015; признании незаконными действий Выборгской таможни по изъятию вещей и документов, оформленных протоколами от 22.07.2015 и совершенных в отношении вышеуказанных документов; признании незаконными действий Выборгской таможни по изъятию товаров, ввезенных по вышеуказанным документам, оформленных протоколами об изъятии вещей и документов от 27.07.2015; обязании Выборгской таможни устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителей (с учетом уточнения заявленных требований в порядке, предусмотренном статьей 49 АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 29.12.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Юридическое лицо по закону Финляндской Республики JEHOVAN TODISTAJAT - uskonnollinen yhdyskunta и Религиозная организация "Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России" направили апелляционную жалобу, в которой просили решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по тем основаниям, что у таможенного органа не имелось сведений о наличии в брошюрах сведений экстремистского содержания, следовательно, отсутствовали основания для возбуждения административных дел и вынесения решения об отказе в выпуске товара.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, 29.06.2015 на таможенную территорию Таможенного союза в зону таможенного контроля т/п МАПП Светогорск из Финляндии прибыло транспортное средство с регистрационным номером KMY227/WSI-218, с товаром, следующее от отправителя "Свидетели Иеговы" (Финляндия) в адрес получателя Религиозной организации "Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России "Administrative Center of Jehovah's Witnesses in Russia" (Россия, 197739, Санкт-Петербург, п. Солнечное, ул. Средняя, д. 6).
По прибытии водителем перевозчика JEHOVAN TODISTAJAT, для регистрации сообщения о прибытии были представлены товаросопроводительные документы: МДП XQ76486931, международная транспортная накладная (CMR N 19165-RU-1 от 24.06.2015, дарственная спецификация N 19165-RU-1 от 16.03.2015), согласно сведениям которых, в транспортном средстве с регистрационными номерами KMY227/WSI-218 перевозился товар - книги, брошюры, общим количеством 1 813 грузовых места, общим весом 19 994,0 кг.
На основании системы управления рисками и в соответствии с пунктом 5 статьи 116 Таможенного кодекса Таможенного Союза в боксе углубленного досмотра т/п МАППП Светогорск Выборгской таможни был проведен 100% таможенный осмотр товаров, о чем составлен акт таможенного досмотра N 10206010/290615/001325 от 29.06.2015, в котором зафиксировано, что товар по наименованию и количеству грузовых мест соответствует товаросопроводительным документам; в контейнере предположительно находится товар, запрещенный к ввозу на территорию Российской Федерации.
29.06.2015 в выпуске товара было отказано со ссылкой на положения статьи 216 ТК ТС.
В этот же день таможенным органом вынесено постановление от 29.06.2015 N 45 о проведении оперативно-розыскного мероприятия, произведен отбор перемещаемых брошюр: "Наука вместо библии?", "Как улучшить здоровье / 5 простых правил", по 6 экземпляров каждой.
30.06.2015 в отношении ввезенного товара произведен таможенный досмотр. Однако в связи с тем, что товарная партия не была разделена по отдельным моделям и артикулам, грузовые места не были подготовлены для проведения таможенного досмотра, таможенный орган в силу пункта 4 статьи 196 ТК РФ обязал перевозчика в срок до 09.07.2015 произвести разделение товарной партии по артикулам и моделям.
При выполнении перевозчиком данного требования таможенным органом проводилось таможенной наблюдение, с оформлением 07.07.2015, 08.07.2015, 09.07.2015 соответствующих актов, в которых отражено, что перемещаются брошюры с маркировками: "Наука вместо библии?", "Как улучшить здоровье / 5 простых правил".
09.07.2015 в присутствии представителя перевозчика таможенным органом проведен таможенный досмотр, составлен акт таможенного досмотра от 09.07.2015 N 10206010/090715/001326, в котором перечислен перевозимый товар с указанием его количества и веса.
Кроме того, 01.07.2015 в зону таможенного контроля т/п МАПП Светогорск из Финляндии прибыло транспортное средство с регистрационным номером FCX-572/WSI-217, с товаром, следующее от отправителя "Свидетели Иеговы" (Финляндия) в адрес получателя Религиозной организации "Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России "Administrative Center of Jehovah's Witnesses in Russia" (Россия, 197739, Санкт-Петербург, п. Солнечное, ул. Средняя, д. 6).
При прибытии водителем перевозчика, для регистрации сообщения о прибытии были представлены товаросопроводительные документы: книжка МДП N XN 76486930, международная товаротранспортная накладная (CMR N 19164-RU-1 от 24.06.2015, дарственная спецификация N 19164-RU-1 от 16.03.2015), согласно сведениям которых, в транспортном средстве с регистрационными номерами FCX-572/WSI-217 перевозился товар - книги, брошюры, общим количеством 1939 грузовых мест, общим весом 20221,00 кг.
На основании системы управления рисками и в соответствии с пунктом 5 статьи 116 ТК ТС на т/п МАППП Светогорск Выборгской таможни был проведен 100% таможенный осмотр товаров, о чем с участием представителя Jehovan Todistajat - uskonnollnen yhdyskunta составлен акт таможенного досмотра N 10206010/020715/001355 от 02.07.2015, в котором зафиксировано, что товар по наименованию и количеству грузовых мест соответствует товаросопроводительным документам; в контейнере предположительно находится товар, запрещенный к ввозу на территорию Российской Федерации.
03.07.2015 в выпуске товара было отказано со ссылкой на положения статьи 216 ТК ТС.
03.07.2015 в отношении ввезенного товара произведен таможенный досмотр. Однако в связи с тем, что товарная партия не была разделена по отдельным моделям и артикулам, грузовые места не были подготовлены для проведения таможенного досмотра, в силу пункта 4 статьи 196 ТК РФ таможенный орган обязал перевозчика в срок до 12.07.2015 произвести разделение товарной партии по артикулам и моделям.
10.07.2015 в присутствии представителя перевозчика таможенным органом проведен таможенный досмотр, составлен акт таможенного досмотра от 10.07.2015 N 10206010/100715/001356, в котором перечислен перевозимый товар с указанием его количества и веса, а также указано, что перемещаются брошюры с маркировками: "Наука вместо библии?".
На основании запроса таможни от 03.07.2015 Автономной некоммерческой организацией по развитию социокультурной деятельности "Центр социокультурных экспертиз" произведено исследование отобранных 29.06.2015 экземпляров брошюр. Согласно выводам экспертов, изложенных в справке об исследовании от 10.07.2015 N 215/15, в текстах печатных изданий, представленных на исследование, имеются признаки пропаганды взглядов Свидетелей Иеговы.
13.07.2015 таможенным постом МАПП Светогорск направлена служебная записка N 20-03-12/2670 начальнику отдела торговых ограничений и экспортного контроля Выборгской таможни, в которой сообщалось, что 29.06.2015 на таможенном посту МАПП Светогорск должностным лицом отдела таможенного оформления и таможенного контроля N 1 в ходе проведения таможенного контроля был установлен факт возможного перемещения через таможенную границу Таможенного союза товаров (печатные издания религиозной организации "Свидетели Иеговы"), в отношении которых применяются запреты или ограничения.
Выборгской таможней определением от 21.07.2015 в отношении JEHOVAN TODISTAJAT (перевозчика) возбуждены дела об административных правонарушениях N 10206000-1978/2015 и N 10206000-1979/2015. В качестве повода к возбуждению дел об административных правонарушениях указано на непосредственное обнаружение достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования, на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию, административная ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В рамках дел об административных правонарушениях, в присутствии представителя перевозчика и двух понятых, товаросопроводительные документы и товар изъяты, процедура изъятия оформлена соответствующими протоколами от 22.07.2015 и 29.07.2015.
Заявители, полагая, что действия таможенного органа по возбуждению дел об административных правонарушениях, изъятию товара и документов, вынесения решения об отказе в выпуске товаров нарушают их права и интересы, обратились с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, дал объективную оценку обстоятельствам дела и правильно применил нормы материального и процессуального права.
Согласно в статье 29 АПК РФ, арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности (в частности, дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности).
Частью 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенных нормативных положений в судебно-арбитражном порядке оспаривают лишь те действия (бездействие), акты ненормативного характера, которые имеют для заявителей негативные последствия с точки зрения осуществления ими экономической деятельности.
Предметом настоящего спора являются требования заявителей о признании незаконным решения таможенного органа об отказе в выпуске товара; обязании таможенный орган совершить действия по выпуску товара в соответствии с заявленной таможенной процедурой таможенного транзита; признании незаконным действий таможенного органа по возбуждению дел об административных правонарушениях; признании незаконными действий таможенного органа по изъятию вещей и документов, оформленных протоколами об изъятии вещей и документов.
В соответствии с пунктом 3.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об оспаривании решений, действий (бездействия) административных органов, принятых (допущенных) ими в рамках применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении (статья 27.1 КоАП РФ), в том числе по изъятию вещей и документов (статья 27.10 КоАП РФ), аресту товаров, транспортных средств и иных вещей (статья 27.14 КоАП РФ), судам следует иметь в виду, что самостоятельное оспаривание таких решений, действий (бездействия) допускается только до вынесения административным органом постановления о привлечении лица к административной ответственности или до направления административным органом материалов по делу об административном правонарушении для рассмотрения в суд. Такие решения, действия (бездействие) могут быть оспорены по правилам, предусмотренным главой 24 АПК РФ.
Из материалов административного дела, представленных таможней, следует, что в настоящее время постановления по делам об административных правонарушениях N 10206000-1978/2015 и N 10206000-1979/2015 не вынесены, в связи с чем заявленные требования подлежат рассмотрению в порядке главы 24 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Поводом для возбуждения дел об административных правонарушениях послужило приведенное в пункте 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях основание, а именно, что товар, перемещаемый в адрес получателя - Религиозной организации "Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России" имеет признаки материалов, содержащих призывы к осуществлению экстремистской и террористической деятельности или публичное оправдание терроризма, то есть могут быть отнесены к экстремистским материалам, подпадают под действие Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" и запрещены для ввоза на таможенную территорию Таможенного союза.
В рассматриваемом случае таможней установлены признаки возможного нарушения запрета на ввоз на таможенную территорию Евразийского экономического союза печатных материалов, содержащих призывы к осуществлению экстремистской деятельности.
Для отнесения литературы к экстремистской необходимы познания в области лингвистики и психологии, которыми сотрудники таможенного органа не обладают. Необходимые заключения специалистов, экспертов административный орган получает уже в ходе административного расследования. Обязанность получать соответствующие заключения до возбуждения дела об административном правонарушении Кодексом РФ об административных правонарушениях не предусмотрена.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" к экстремистской деятельности (экстремизму) в числе прочего отнесены возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии.
Тот факт, что досмотренный в ходе таможенной процедуры таможней товар (акты таможенного осмотра от 29.06.2015 N 10206010/290615/001325 и от 10.07.2015 N 10206010/100715/001356) является литературой религиозного содержания, изданной религиозной организацией, некоторые из изданий которой включены в федеральный список экстремистских материалов, является достаточным основанием с точки зрения вышеуказанных норм Кодекса РФ об административных правонарушениях для возбуждения дела об административном правонарушении.
Поскольку на момент судебного рассмотрения настоящего дела производство по делам об административных правонарушениях не завершены, вывод о наличии или отсутствии в действиях заявителей состава правонарушения не сделан, следовательно, анализ наличия или отсутствия в действиях заявителей состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не входит в предмет доказывания по настоящему делу.
В соответствии с частью 1 статьи 27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях изъятие вещей и документов является мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Данные меры применяются административным органом, в том числе, в целях пресечения административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления.
Порядок изъятия вещей и документов предусмотрен статьей 27.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Согласно части 2 статьи 27.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных при осуществлении осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений и находящихся у него товаров, транспортных средств и иного имущества, а также соответствующих документов, осуществляется лицами, указанными в статье 28.3 настоящего Кодекса, в присутствии двух понятых.
В соответствии с частью 9 статьи 27.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях изъятые вещи и документы до рассмотрения дела об административном правонарушении хранятся в местах, определяемых лицом, осуществившим изъятие вещей и документов, в порядке, установленном соответствующим федеральным органом исполнительной власти.
Материалами дела подтверждается, что протоколы изъятия вещей и документов от 22.07.2015 и 27.07.2015 составлены с соблюдением вышеуказанных норм Кодекса РФ об административных правонарушениях (с извещением заявителей, участием их представителей и понятых). Фактически действия таможни являлись действиями по обеспечению производства по делу об административном правонарушении.
С учетом изложенного, у суда оснований для признания незаконными оспариваемых действий таможенного органа не имеется.
Относительно требования о признании незаконным отказа в выпуске товара, суд первой инстанции обоснованно отметил следующее.
Под ввозом товаров на таможенную территорию Таможенного союза понимается совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Таможенного союза любым способом, до их выпуска таможенными органами (пункт 3 части 1 статьи 4 ТК ТС).
В соответствии с пунктом 1 статьи 152 ТК ТС перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 4 ТК ТС выпуск товара - это действие таможенных органов, разрешающее заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры или в соответствии с условиями, установленными для отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры.
В силу пункта 1 статьи 216 ТК ТС помещение товаров под таможенную процедуру таможенного транзита допускается при соблюдении условия, если товары не запрещены к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза или вывозу с такой территории.
С 22.02.2015 действующим является Перечень товаров, в отношении которых установлен запрет ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденный решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 N 30, раздел 1.3 которого идентичен разделу 1.3 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты и ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими лицами, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 N 134.
Согласно данным нормативным положениям к ввозу на таможенную территорию Евразийского экономического союза запрещены печатные и аудиовизуальные материалы, содержащие призывы к осуществлению экстремистской и террористической деятельности или публичное оправдание терроризма.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании представления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу.
При ввозе спорных партий товара, таможенным органом установлены признаки возможного нарушения данного запрета, перевозимые товары изъяты в рамках возбужденных дел об административных правонарушениях. Следовательно, помещение товаров под таможенную процедуру таможенного транзита до подтверждения факта отсутствия запрета на ввозимый товар противоречит вышеуказанным нормам таможенного законодательства.
В этой связи действия таможенного органа по отказу в выпуске товара являются законными и обоснованными.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал правильную оценку обстоятельствам дела и принял законное решение, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29 декабря 2015 года по делу А56-59110/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Религиозной организации "Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России" и Юридического лица по закону Финляндской Республики JEHOVAN TODISTAJAT - uskonnollinen yhdyskunta- без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Г.В.БОРИСОВА
Судьи
И.Б.ЛОПАТО
А.Б.СЕМЕНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)