Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.08.2016 N 20АП-4449/2016 ПО ДЕЛУ N А62-953/2016

Разделы:
Таможенная пошлина (экспортная, импортная); Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 августа 2016 г. по делу N А62-953/2016


Резолютивная часть постановления объявлена 15.08.2016
Постановление изготовлено в полном объеме 22.08.2016
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Стахановой В.Н., судей Григорьевой М.А. и Еремичевой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Федосеевой Ю.А., при участии от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "МП" (Смоленская область, Смоленский район, 386 км а/д Москва - Минск, ОГРН 1076731003337, ИНН 6731060380) - Яско О.Л. (приказ от 23.10.2014), Сидоренкова И.Н. (доверенность от 21.03.2016), от заинтересованного лица - Смоленской таможни (г. Смоленск, ОГРН 1026701425849, ИНН 6729005713) - Петровой М.Г. (доверенность от 26.10.2015 N 04-52/74), Казаченковой В.В. (доверенность от 03.03.2016 N 04-50/18), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Смоленской таможни на решение Арбитражного суда Смоленской области от 03.06.2016 по делу N А62-953/2016 (судья Лукашенкова Т.В.),
установил:

следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "МП" (далее - заявитель, общество, ООО "МП") обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании недействительным требования Смоленской таможни (далее - таможенный орган) от 27.01.2016 N 38.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 03.06.2016 заявленные требования удовлетворены.
Смоленская таможня обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить указанное решение и принять по делу новый судебный акт, указывая на то, что пени начислены обществу за период с июля 2012 года по июнь 2015 года, то есть в пределах пресекательного срока взыскания таможенных платежей, установленного подпунктом 1 пункта 2 статьи 91 Таможенного кодекса Таможенного союза.
Кроме того, таможенный орган выражает несогласие с выводом суда первой инстанции о том, что пени не могут быть начислены после истечения пресекательного срока взыскания таможенных платежей.
Заявитель жалобы считает ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что разграничение процедуры взыскания таможенных платежей и процедуры взыскания пеней.
ООО "МП" в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить обжалуемое решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 10.08.2016 объявлен перерыв до 15.08.2016.
Представители заявителя в судебное заседание после перерыва не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем, в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что неявка представителей указанного лица не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем, дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, на Заднепровском таможенном посту Смоленской таможни ООО "МП" по ДТ N 10113080/050710/П005376, N 10113080/050710/П005393, N 10113080/020710/П005341, N 10113080/120710/0005623, N 10113080/120710/0005622, N 10113080/140710/0005699, N 10113080/280710/0006082, N 10113080/280710/0006090, N 10113080/280710/0006085, N 10113080/200810/0006691, N 10113080/200810/0006694, N 10113080/200810/0006692 по процедуре временного ввоза были задекларированы:
- - 20 новых седельных тягачей "Mercedes-be N z Actros 1844 LS" 2010 года выпуска (код ТН ВЭД - 8701201013, страна происхождения - Германия);
- - 20 новых полуприцепов-рефрижераторов марки "SCHMITZ-Cargobull тип SKO 24/L-13.4 FP60 COOL" 2010 года выпуска (код ТН ВЭД - 8716393002, страна происхождения - Германия).
Выпуск товаров осуществлен таможенным органом с полным условным освобождением от уплаты ввозной таможенной пошлины и НДС в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2003 N 147 "О дополнительных мерах государственной поддержки российского автомобильного транспорта, предназначенного для международных перевозок.
Временный ввоз седельных тягачей, задекларированных по ДТ (ГТД) N 10113080/020710/П005341, N 10113080/120710/0005622, N 10113080/140710/0005699 осуществлен с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов до 05.07.2012. На основании заявлений декларанта (от 22.06.2012 исх. N 83, N 84) 29.06.2012 срок временного ввоза транспортных средств продлен до 29.06.2014 с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов (письмо Смоленской таможни от 29.06.2012 N 40-11/01423). Срок временного ввоза транспортных средств 27.06.2014 продлен до 29.06.2015 с частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов (письмо Смоленской таможни от 27.06.2014 N 35-11/00796).
Временный ввоз седельных тягачей, задекларированных по ДТ (ГТД) N 10113080/200810/0006692, N 10113080/200810/0006694, осуществлен с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов до 19.08.2012. На основании заявления декларанта срок временного ввоза транспортных средств продлен до 16.08.2014 с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов. 14.08.2014 срок временного ввоза транспортных средств продлен до 01.07.2015 с частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов (письмо Смоленской таможни от 14.08.2014 N 35-11/00993).
Временный ввоз седельных тягачей, задекларированных по ДТ (ГТД) N 10113080/280710/0006082, N 10113080/280710/0006085, осуществлен с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов до 27.07.2012. На основании заявления декларанта срок временного ввоза транспортных средств с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов продлен до 21.07.2014 (письмо Смоленской таможни исх. от 12.07.2012 N 40-11/01557). Срок временного ввоза транспортных средств 18.07.2014 продлен до 01.07.2015 с частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов (письма Смоленской таможни исх. от 18.07.2014 N 35-11/00893; от 18.07.2014 N 35-11/898).
Временный ввоз полуприцепов-рефрижераторов марки "SCHMITZ-Cargobull тип SKO 24/L-13.4 FP60 COOL", задекларированных по ДТ (ГТД) N 10113080/050710/П005376, N 10113080/050710/П005393, осуществлен с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов до 05.07.2012; по ДТ N 10113080/120710/0005623 - до 11.07.2012. На основании заявления декларанта 29.06.2012 срок временного ввоза транспортных средств продлен до 29.06.2014 с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов (письмо Смоленской таможни от 29.06.2012 N 40-11/01423). Срок временного ввоза транспортных средств 27.06.2014 продлен до 29.06.2015 с частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов (письмо Смоленской таможни исх. от 27.06.2014 N 35-11/00796).
Временный ввоз полуприцепов-рефрижераторов марки "SCHMITZ-Cargobull тип SKO 24/L-13.4 FP60 COOL", задекларированных по ДТ (ГТД) N 10113080/200810/0006691, осуществлен с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов до 19.08.2012. На основании заявления декларанта срок временного ввоза транспортных средств продлен до 16.08.2014 с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов. 14.08.2014 срок временного ввоза транспортных средств продлен до 01.07.2015 с частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов (письмо Смоленской таможни исх. от 14.08.2014 N 35-11/00993).
Временный ввоз полуприцепов-рефрижераторов марки "SCHMITZ-Cargobull тип SKO 24/L-13.4 FP60 COOL", задекларированных по ДТ (ГТД) N 10113080/280710/0006090, осуществлен с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов до 27.07.2012. На основании заявления декларанта срок временного ввоза транспортных средств с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов продлен до 21.07.2014 (письмо Смоленской таможни исх. от 12.07.2012 N 40-11/01557). Срок временного ввоза транспортных средств 18.07.2014 продлен до 01.07.2015 с частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов (письмо Смоленской таможни исх. от 18.07.2014 N 35-11/00893; от 18.07.2014 N 35-11/898).
Впоследствии на основании статьи 131 Таможенного кодекса Таможенного союза Смоленской таможней в отношении ООО "МП" проведена камеральная таможенная проверка, по результатам которой принято решение по результатам камеральной таможенной проверки от 30.09.2014 N 10113000/400/300914/Т0038, которым приняты следующие решения в области таможенного дела:
1. О непредоставлении полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещенных ООО "МП" под таможенную процедуру временного ввоза по ДТ N 10113080/050710/П005376, N 10113080/050710/П005393, N 10113080/020710/П005341 с 05.07.2012 по 29.06.2014, по ДТ N 10113080/120710/0005623, N 10113080/120710/0005622, N 10113080/140710/0005699 с 11.07.2012 до 29.06.2014, по ДТ N 10113080/280710/0006082, N 10113080/280710/0006090, N 10113080/280710/0006085 с 27.07.2012 до 21.07.2014, по ДТ N 10113080/200810/0006691, N 10113080/200810/0006694, N 10113080/200810/0006692 с 19.08.2012 до 16.08.2014, в соответствии с содержанием которой таможенные пошлины, налоги не были уплачены.
2. О непредоставлении частичного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещенных ООО "МП" под таможенную процедуру временного ввоза по ДТ N 10113080/020710/П005341, N 10113080/120710/0005622, N 10113080/140710/0005699, N 10113080/050710/П005376, N 10113080/050710/П005393, N 10113080/120710/0005623 с 29.06.2014 до 29.06.2015; по ДТ N 10113080/200810/0006691, N 10113080/200810/0006694, N 10113080/200810/0006692 с 16.08.2014 до 01.07.2015; по ДТ N 10113080/280710/0006090, N 10113080/280710/0006082, N 10113080/280710/0006085 с 21.07.2014 до 01.07.2015, в соответствии с содержанием которой декларантом уплачиваются 3% за каждый месяц нахождения товаров на таможенной территории таможенного союза.
3. О применении частичного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещенных ООО "МП" под таможенную процедуру временного ввоза по ДТ N 10113080/050710/П005376, N 10113080/050710/П005393, N 10113080/020710/П005341 с 05.07.2012 до 04.05.2015, по ДТ N 10113080/120710/0005623, N 10113080/120710/0005622, N 10113080/140710/0005699 с 11.07.2012, до 10.05.2015, по ДТ N 10113080/280710/0006082, N 10113080/280710/0006090, N 10113080/280710/0006085 с 27.07.2012 до 26.05.2015, по ДТ N 10113080/200810/0006691, N 10113080/200810/0006694, N 10113080/200810/0006692 с 19.08.2012 до 18.06.2015, в соответствии с содержанием которой декларантом уплачиваются 3% за каждый месяц нахождения товаров на таможенной территории таможенного союза.

На основании решения по результатам камеральной таможенной проверки 11.11.2014 в адрес ООО "МП" выставлено требование об уплате таможенных платежей N 357.
По результатам ведомственного контроля Центральным таможенным управлением 17.02.2015 вынесено решение N 10100000/170215/14, которым указанное решение Смоленской таможни изменено, а также признаны неправомерными действия Смоленской таможни, выразившиеся в начислении пеней в требовании от 11.11.2014 N 357 об уплате таможенных платежей.
Впоследствии Смоленской таможней в адрес ООО "МП" выставлено требование об уплате таможенных платежей от 23.07.2015 N 656.
По результатам ведомственного контроля Центральным таможенным управлением 29.12.2015 вынесено решение N 10100000/291215/95, которым действия Смоленской таможни, выразившиеся в начислении пеней в требовании от 23.07.2015 N 656 об уплате таможенных платежей, признаны не соответствующими требованиям таможенного законодательства.
На основании решения по результатам камеральной таможенной проверки Смоленской таможней 27.01.2015 в адрес ООО "МП" вновь выставлено требование об уплате таможенных платежей N 38.
Полагая, что данное требования выставлено обществу незаконно, ООО "МП" обратилось в арбитражный суд с настоящим требованием.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Пунктом 2 решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 331 "Об утверждении перечня товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также об условиях такого освобождения, включая его предельные сроки" (далее - Решение КТС N 331) установлено, что в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза до вступления в силу Решения КТС N 331, сохраняются условия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) до истечения заявленного срока временного ввоза.
Ввезенные заявителем товары помещены под таможенную процедуру временного ввоза с полным условным освобождением до вступления в силу Решения КТС N 331, в связи с чем, в отношении данных товаров условия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) сохраняются до истечения заявленного срока временного ввоза.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 25.03.2015 по делу N А62-7288/2014, вступившим в законную силу и имеющим преюдициальное значения для данного дела, отказано в удовлетворении требований общества о признании недействительным решения Смоленской таможни по результатам камеральной проверки от 30.09.2014 N 10113000/400/300914/Т0038, действующего в редакции решения Центральным таможенным управлением по результатам ведомственного контроля от 17.02.2015 N 10100000/170215/14.
Указанным решением установлено, что ввезенные заявителем автомобильные транспортные средства помещены под таможенный режим (процедуру) временного ввоза (допуска) в июле - августе 2010 года (после 01.07.2010).
Полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин предоставлено до 05.07.2012, до 11.07.2012, до 27.07.2012, до 19.08.2012 соответственно.
Общество 22.06.2012 обратилось в таможенный орган с заявлениями о продлении срока временного ввоза на рассматриваемые товары.
Установленный таможенным органом срок полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов истек:
- - по ДТ N 10113080/020710/П005341, N 10113080/050710/П005376, N 10113080/050710/П005393 - 05.07.2012;
- - по ДТ N 10113080/120710/0005622, N 10113080/120710/0005623, N 10113080/140710/0005699 - 11.07.2012;
- - по ДТ N 10113080/280710/0006082, N 10113080/280710/0006085, N 10113080/280710/0006090 - 27.07.2012;
- - по ДТ N 10113080/200810/0006691, N 10113080/200810/0006692, N 10113080/200810/0006694 - 19.08.2012.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 25.03.2016 по делу N А62-7288/2014 установлено, что условия таможенной процедуры временного ввоза на ввезенные заявителем товары сохранялись только до истечения заявленного срока временного ввоза, правовых оснований для продления названного срока не имеется.
Пунктом 1 статьи 95 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза. От имени таможенных органов таможенный контроль проводят должностные лица таможенных органов, уполномоченные на проведение таможенного контроля в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями.
Статьей 164 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) предусмотрено, что проверка соблюдения положений таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле в отношении условно выпущенных товаров, а также товаров, вывезенных из Российской Федерации под обязательство об обратном ввозе либо в соответствии с таможенной процедурой переработки вне таможенной территории, допускается в течение сроков нахождения товаров под таможенным контролем либо до завершения действия таможенных процедур временного вывоза или переработки вне таможенной территории. Таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение трех лет с момента окончания нахождения товаров под таможенным контролем.
В силу части 1 статьи 24 Закона N 311-ФЗ, если иное не предусмотрено этим Законом и иными федеральными законами, вышестоящий таможенный орган или вышестоящее должностное лицо таможенного органа в порядке ведомственного контроля вправе в любое время отменить или изменить не соответствующее требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле решение нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа в области таможенного дела.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что таможенный орган обладал правомочиями для осуществления таможенного контроля в отношении рассматриваемых товаров.
Согласно статье 110 Таможенного кодекса Таможенного Союза одной из форм таможенного контроля является таможенная проверка.
При этом пунктами 11 и 12 статьи 122 Таможенного кодекса Таможенного Союза установлено, что результаты таможенной проверки оформляются документом в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза. Порядок принятия решений по результатам таможенной проверки определяется законодательством государств - членов таможенного союза.
По правилам статьи 174 Закона N 311-ФЗ таможенный контроль осуществляется таможенными органами в формах и порядке, которые определены, в том числе, главой 19 Таможенного кодекса Таможенного Союза, с учетом положений, установленных названным Законом.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 178 Закона N 311-ФЗ результаты таможенной проверки оформляются актом камеральной таможенной проверки при проведении камеральной таможенной проверки.
Согласно пункту 5 указанной статьи, в случае выявления неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов на основании акта таможенной проверки начальник (заместитель начальника) таможенного органа, проводившего проверку, либо лицо, им уполномоченное, одновременно принимает соответствующее решение (соответствующие решения) в сфере таможенного дела, если принятие такого решения (таких решений) входит в его компетенцию.
В соответствии со статьей 99 Таможенного кодекса Таможенного Союза, частью 2 статьи 164 Закона N 311-ФЗ таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение трех лет с момента окончания нахождения товаров под таможенным контролем.
Согласно пункту 1 статьи 151 Закона N 311-ФЗ пенями признаются установленные данной статьей денежные суммы, которые плательщик таможенных пошлин, налогов обязан выплатить в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в сроки, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Буквальное значение положений статьи 151 Закона N 311-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что в целях начисления пеней правовое значение имеет день истечения сроков уплаты таможенных платежей, в данном случае:
- - по ДТ N 10113080/020710/П005341, N 10113080/050710/П005376, N 10113080/050710/П005393 - 05.07.2012;
- - по ДТ N 10113080/120710/0005622, N 10113080/120710/0005623, N 10113080/140710/0005699 - 11.07.2012;
- - по ДТ N 10113080/280710/0006082, N 10113080/280710/0006085, N 10113080/280710/0006090 - 27.07.2012;
- - по ДТ N 10113080/200810/0006691, N 10113080/200810/0006692, N 10113080/200810/0006694 - 19.08.2012.
Уменьшение размера начисленных пеней, а также предоставление отсрочки или рассрочки уплаты пеней не допускаются (пункт 4 статьи 151 Закона N 311-ФЗ).
Следовательно, отмена вышестоящим таможенным органом в порядке ведомственного контроля решения нижестоящего таможенного органа о подтверждении предоставлении полного условного освобождения не является тем обстоятельством, с которым Таможенный кодекс Таможенного Союза и Закон N 311-ФЗ связывают возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин и, соответственно, начало течения срока на уплату таможенных платежей.
Таким образом, суд первой инстанции справедливо заключил, что обоснованным является начисление пеней, начиная с 05.07.2012, с 11.07.2012, с 27.07.2012, с 19.08.2012 соответственно.
Абзацем 2 статьи 2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
В этой связи, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что положения статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации к спорным правоотношениям не подлежат применению, что соответствует правовому подходу, выраженному в постановлении Федерального арбитражного суда Центрального округа от 04.04.2011 по делу N А54-2543/2010С8, определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.2011 N ВАС-8412/11 отказано в передаче дела N А54-2543/2010С8 в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора данного постановления.
В соответствии с пунктом 5 статьи 150 Закона N 311-ФЗ принудительное взыскание таможенных платежей не производится:
1) если требование об уплате таможенных платежей не выставлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты, либо со дня обнаружения факта неуплаты таможенных пошлин, налогов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 200 Таможенного кодекса Таможенного союза, либо со дня наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле;
2) если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекратилась в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 80 Таможенного кодекса Таможенного союза.
Таким образом, требование об уплате таможенных платежей подлежит выставлению в пределах трехлетнего пресекательного срока, исчисляемого со дня истечения срока уплаты таможенных платежей, который заканчивается по истечении заявленного срока временного ввоза для транспортных средств, с момента применения частичного условного освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, а именно - с 05.07.2012, с 11.07.2012, с 27.07.2012, с 19.08.2012 соответственно.
Исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, поэтому после истечения пресекательного срока взыскания таможенных платежей пени не могут служить способом обеспечения обязанности по уплате таможенных платежей и с этого момента не подлежат начислению.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 91 Таможенного кодекса Таможенного союза законодатель прямо исключил право таможенных органов на взыскание таможенных пошлин, налогов по истечении срока взыскания неуплаченных таможенных пошлин, налогов, предусмотренного законодательством государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого производится взыскание таможенных пошлин, налогов.
По смыслу приведенных нормативных положений трехлетний срок для взыскания таможенных платежей, пеней является давностным, пресекательным, ограничивающим полномочия таможенного органа на инициирование им принудительных мер по их уплате строго определенными временными рамками, направлен, в том числе на обеспечение баланса государственных и частных интересов, на предотвращение и недопущение дестабилизации существующего положения хозяйствующего субъекта как участника соответствующих правоотношений в случае несвоевременной реализации самим государственным органом его контролирующих функций.
Направление требования является составной частью процедуры принудительного взыскания таможенных платежей.
Истечение указанного трехлетнего срока препятствует выставлению требования плательщику и применению последующих мер по принудительному взысканию таможенных платежей. При этом уплата пеней носит характер дополнительной обязанности наряду с уплатой таможенных платежей и является компенсационной мерой, а потому в случае принудительного взыскания пеней применению подлежат общие правила исчисления срока давности, предусмотренные таможенным законодательством для взыскания задолженности по таможенным платежам в бесспорном порядке. Исполнение обязанности по уплате пеней неразрывно связано с исполнением обязанности по уплате таможенных платежей, ввиду чего дополнительное обязательство нельзя рассматривать в отрыве от основного, а разграничение процедуры взыскания таможенных платежей и процедуры взыскания пеней является неправомерным.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требование об уплате таможенных платежей подлежит выставлению в пределах трехлетнего пресекательного срока со дня истечения срока уплаты таможенных платежей, а именно с 05.07.2012, с 11.07.2012, с 27.07.2012, с 19.08.2012 соответственно.
Вместе с тем оспариваемое требование N 38 выставлено 27.01.2016, т.е. за пределами законодательно закрепленного пресекательного трехлетнего срока (с учетом приостановления действия решения по результатам камеральной проверки определением суда по делу N А56-7288/2014 о принятии обеспечительных мер).
Определением Арбитражного суда Смоленской области от 03.12.2014 по делу N А62-7288/2015 удовлетворено заявление ООО "МП" об обеспечении иска в виде приостановления действия решения Смоленской таможни по результатам камеральной таможенной проверки от 30.09.2014 N 10113000/400/300914/Т0038.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 25.03.2015 по делу N А62-7288/2015 обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Смоленской области от 03.12.2014 по делу N А62-7288/2014, отменены. Указанное решение вступило в законную силу 25.04.2015.
Таким образом, обеспечительные меры действовали с 03.12.2014 по 25.04.2015, т.е. в течение 143 дней.
По смыслу пунктов 1, 4, 6, 7 статьи 152, пункта 5 статьи 178 Закона N 311-ФЗ акт таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей сам по себе не может служить правовым основанием для направления требования об уплате таможенных платежей, таким основанием выступает соответствующее решение в сфере таможенного дела, при отсутствии которого требование об уплате таможенных платежей противоречит Закону N 311-ФЗ.
Согласно правовой позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 27.05.2014 N ВАС-6145/14 по делу N А06-6550/2013, а также в пункте 76 постановления Пленума от 30.07.2013 N 57, о том, что срок, в течение которого действует соответствующее определение суда о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия оспариваемого решения, не включается в установленные статьями 46, 47, 70 Налогового кодекса Российской Федерации сроки на принятие указанных мер, поскольку в этот период существуют юридические препятствия для осуществления налоговым органом необходимых для взыскания действий.
То обстоятельство, что данная правовая позиция высказана в отношении действий налоговых органов по взысканию налоговых платежей, не свидетельствует о невозможности ее применения к схожим правоотношениям при осуществлении таможенного контроля за уплатой таможенных платежей.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что срок, в течение которого действовало определение суда о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия решения таможенного органа, не включается и в сроки, установленные статьями 150, 152 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ, на принятие указанных мер таможенными органами.
Так, приостановление действия Арбитражным судом Смоленской области решения Смоленской таможни по результатам камеральной таможенной проверки от 30.09.2014 N 10113000/400/300914/Т0038 являлось юридическим препятствием для его исполнения в период с 03.12.2014 по 25.04.2015, т.е. в течение 143 дней.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно отметил, что трехлетний срок (с исключением из него срока действия обеспечительных мер) для направления требования о взыскании пеней истек:
- - по ДТ N 10113080/020710/П005341, N 10113080/050710/П005376, N 10113080/050710/П005393 - 25.11.2015;
- - по ДТ N 10113080/120710/0005622, N 10113080/120710/0005623, N 10113080/140710/0005699 - 01.12.2015;
- - по ДТ N 10113080/280710/0006082, N 10113080/280710/0006085, N 10113080/280710/0006090 - 17.12.2015;
- - по ДТ N 10113080/200810/0006691, N 10113080/200810/0006692, N 10113080/200810/0006694 - 09.01.2016.
Таким образом, принимая во внимание, что оспариваемое требование от 27.01.2016 N 38 выставлено после истечения пресекательного трехлетнего срока (с учетом приостановления действия решения по результатам камеральной проверки определением суда по делу N А56-7288/2014 о принятии обеспечительных мер), суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные обществом требования.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы апелляционной жалобы, как не содержащие фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для вынесения судебного акта, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно статье 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Смоленской области от 03.06.2016 по делу N А62-953/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
В.Н.СТАХАНОВА
Судьи
М.А.ГРИГОРЬЕВА
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)