Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.02.2012 N 05АП-9433/2011 ПО ДЕЛУ N А51-14568/2011

Разделы:
Классификация товаров; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 февраля 2012 г. N 05АП-9433/2011

Дело N А51-14568/2011

Резолютивная часть постановления оглашена 13 февраля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 февраля 2012 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Пятковой
судей О.Ю. Еремеевой, А.В. Гончаровой
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.С. Барановой
при участии:
от заявителя - Северянина Е.С. по доверенности от 25.07.2011 сроком действия 1 год
от таможни - Федорова Ю.В. по доверенности от 10.01.2012 N 46 сроком действия до 31.12.2012; Землянников Д.Ф. по доверенности от 03.02.2012 N 1930 сроком действия до 31.12.2012; Вернигора Р.С. по доверенности от 03.02.2012 сроком действия до 31.12.2012; Бондарев К.Д. по доверенности от 20.01.2012 сроком действия до 31.12.2012
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Уссурийской таможни
апелляционное производство N 05АП-9433/2011
на решение от 14.11.2011
судьи Г.Н. Палагеша
по делу N А51-14568/2011 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ООО "НИКА"
к Уссурийской таможне
о признании незаконным решения

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "НИКА" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения Уссурийской таможни о классификации товара N 0006395/00001/000 от 19.06.2011.
Решением суда от 14.11.2011 заявленные обществом требования удовлетворены.
Признавая незаконным решение таможни, суд первой инстанции исходил из того, что спорный товар является результатом переработки в соответствии с запатентованным способом и на основании Технических условий N 0910-001-46991102-2008 бывших в эксплуатации железнодорожных рельсов и представляет собой товарную заготовку, предназначенную для дальнейшего использования путем горячего проката и ковки для изготовления сельскохозяйственного инструмента (стальные лопаты, железные грабли, мотыги), в связи с чем его нельзя признать пришедшим в негодность и утратившим свои потребительские свойства изделием, то есть ломом черных металлов.
При этом, суд указал, что задекларированный товар не может быть однозначно отнесен к специальным профилям прочим, как заявлено декларантом, поскольку заготовка товарная не обладает свойствами профиля и предназначена для изготовления других изделий, относящихся к другим товарным позициям.
Обжалуя в апелляционном порядке судебный акт, таможенный орган считает его незаконным и подлежащим отмене. В обоснование своих доводов Уссурийская таможня ссылается на следующие обстоятельства.
Описание товара, приведенное заявителем в графе 31 декларации "специальные профили прочие из черных металлов: товарная заготовка по ТУ N 0910-001-46991102-2008...", носит двойственный характер, так как с одной стороны описывает законченное изделие - профиль, а с другой - полуфабрикат (заготовка товарная). Текст товарной позиции 7228 ТН ВЭД ТС, в которой обществом осуществлена классификация спорного товара, в полном объеме определяет перечень готовых изделий, относящихся к товарной позиции 7228 ТН ВЭД ТС. Следовательно, по мнению заявителя жалобы, в соответствии с Правилом 1, в данной товарной позиции не могут классифицироваться иные товары, не определенные ее текстом.
Кроме того, как указывает в своей апелляционной жалобе таможенный орган, термин "заготовка товарная", примененный обществом во второй части описания товара, является термином Технических условий и в текстах товарных позиций групп 72 и 73 не определен. Не определен данный термин ни в примечаниях к 15 разделу, ни к группам 72 и 73 ТН ВЭД ТС. При этом, по мнению заявителя жалобы, классификация товаров для таможенных целей осуществляется согласно ТН ВЭД посредством применения ОПИ, а такие документы как технические условия или сертификат соответствия для целей классификации товаров не имеют правового значения.
Согласно ТУ N 0910-001-46991102-2008 заготовку для производства одного готового изделия можно получить из другого готового изделия путем его слома (резки), что, по мнению Уссурийской таможни, противоречит принципам построения Гармонизированной системы описания и кодирования товаров - основы ТН ВЭД (нельзя из законченного изделия получить полуфабрикат - первичный продукт). Любой продукт, полученный сломом готового изделия, является ломом. Товарная позиция 7204 ТН ВЭД ТС включает, согласно примечанию 8 к разделу 15 ТН ВЭД ТС, изделия, окончательно не пригодные для использования их в том качестве, для которого они предназначены (первоначальное изделие - рельсы, которые впоследствии утилизированы путем фрагментарной резки, окончательно не пригодны для использования по прямому назначению). Понятие "лом" не определяет обязательную переплавку его для последующего использования при изготовлении изделий из металла. Если принять во внимание доводы общества о том, что из фрагментированных обрезков "заготовок" согласно ТУ N 0910-001-46991102-2008, впоследствии будут изготавливаться изделия (листы, полосы и др.) без переплава данных фрагментов, то согласно ГОСТу 16482-70 "Металлы черные вторичные. Термины и определения", данный товар имеет свое определение: п. 14 "Поделочный металл - металлический лом и металлические отходы, используемые без переплавки".
Кроме того, заявитель жалобы считает ошибочным вывод суда первой инстанции о недоказанности таможенным органом правомерности своего решения, поскольку в соответствии с Правилом 1 таможенный орган при классификации спорного товара не имел права применять не соответствующие требованиям законодательства положения, в связи с чем, вся доказательная база, используемая для классификации таможенным органом, строилась только на юридически значимых понятиях в ТН ВЭД ТС - основные правила интерпретации, включая примечания и тексты товарных позиций.
В процессе рассмотрения дела, таможенным органом в материалы судебного дела представлены доказательства, свидетельствующие о том, что Технические условия, выданные ООО "Забайкалресурс" и принятые судом в качестве основного доказательства, получены с нарушением законодательства. Таким образом, смысловая нагрузка данного документа не имеет значения для рассмотрения дела, и, следовательно, не может являться доказательством, опровергающим доводы таможенного органа.
На основании изложенного, таможенный орган просит решение суда первой инстанции от 14.11.2011 отменить и принять новый судебный акт.
Общество в представленном в материалы дела письменном отзыве на доводы апелляционной жалобы таможни возразило, считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем, решение Арбитражного суда Приморского края от 14.11.2011 отмене или изменению не подлежит.
Судом апелляционной инстанции из материалов дела установлено следующее.
02.02.2011 между ОАО "Торговый дом РЖД" (продавец) и ООО "НИКА" (покупатель) заключен договор поставки N 3641/11, в соответствии с пунктом 1.1. которого продавец обязуется передать в собственность покупателя, а покупатель принять и оплатить изделия из черных металлов, образованные с использованием запатентованного способа разделки рельс (изобретение N 2221914), права на использование которого, предоставлены продавцу по лицензионному договору от 18.01.2011 N 110118, заключенному с Матлашовым А.М.
На основании внешнеэкономического контракта N 1 от 07.02.2011 ООО "НИКА" осуществляет поставку указанного товара Baltimos Assets Corp, а поставщик в свою очередь, согласно внешнеэкономическому контракту HLSF-688-Z/D-1 от 24.01.2011 реализует заготовки товарные по ТУ 0910-001-46991102-2008 Суйфэньхэской торгово-экономической компании "Сун Цюань".
05.05.2011 ООО "НИКА" задекларировало в Уссурийской таможне по ДТ N 10716050/040511/0006395 товар - специальные профили прочие, заготовка товарная по ТУ 0910-001-46991102-2008, перемещаемый из Российской Федерации в КНР железнодорожным транспортом, заявив код ТН ВЭД 7228 70 9000 (товарная позиция 7228 - уголки фасонные и специальные профили из прочих легированных сталей; товарная субпозиция 7228 70- уголки фасонные и специальные профили; товарная подсубпозиция 7228709000 - прочие).
Таможенным органом для осуществления выпуска товаров было выставлено требование о предоставлении документов, подтверждающих, что перемещаемый через границу товар не является ломом черных металлов, либо о предоставлении обеспечения уплаты таможенных платежей в размере 194948,24 руб.
ООО "НИКА" обратилось с заявлением в таможенный орган для списания денежных средств, предоставив требуемое обеспечение уплаты таможенных платежей.
В ходе таможенного контроля, уполномоченным должностным лицом таможенного органа 05.05.2011 принято решение о назначении идентификационной таможенной экспертизы по ДТ N 10716050/040511/0006395.
Экспертным заключением таможенных экспертов N 1397/2011 от 03.06.2011 определено, что предоставленный на исследование образец товара представляет собой фрагментированные отрезки головки бывших в эксплуатации рельсов окончательно не пригодные для использования в качестве элементов верхнего строения путей (железнодорожных, трамвайных) по причине их разделки и разрезов.
На основании заключения эксперта 19.06.2011 Уссурийской таможней принято решение N 0006395/00001/000 о классификации товара, задекларированного по ДТ N 10716050/040511/0006395 по коду 7204 29 0000 ТН ВЭД ТС (товарная позиция 7204 - отходы и лом черных металлов; товарная подсубпозиция - 7204 49 0000 - отходы и лом легированной стали, прочие), ставка вывозной таможенной пошлины составила 15%, но не менее 15 евро за тонну, и взыскан денежный залог в счет уплаты таможенных платежей в размере 194 948,24 рублей.
Не согласившись с решением о классификации товара, ООО "НИКА" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив, в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции признает доводы апелляционной жалобы таможенного органа обоснованными и подлежащими удовлетворению, а решение суда - подлежащим отмене в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решений органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту (часть 4 статьи 200); обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли решение (часть 5 статьи 200); арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение органов, осуществляющих публичные полномочия, не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201).
Согласно положениям главы 6 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Таможенный кодекс) Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза (далее - Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности) применяется для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики (статья 50); товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД). Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы. В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза (статья 52).
Приказом ФТС РФ от 17.03.2010 N 500 утверждена Инструкция о действиях должностных лиц, осуществляющих классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности и контроль правильности определения классификационного кода в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (далее по тексту - "Инструкция"); данная Инструкция определяет действия должностных лиц таможенных органов Российской Федерации по контролю за правильностью определения классификационного кода при декларировании товаров и после выпуска товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом, а также порядок принятия решения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД. Определение классификационного кода (классификационных кодов) товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, осуществляется в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности таможенного союза (далее - "ТН ВЭД ТС").
Должностные лица таможенных органов согласно положениям подпункта "а" пункта 4 Инструкции самостоятельно классифицируют товары в случае установления нарушения правил классификации товаров при их декларировании.
Пунктом 2 статьи 51 Таможенного кодекса установлено, что ТН ВЭД утверждается Комиссией таможенного союза.
Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130 утвержден и применяется в Российской Федерации с 01.01.2010 Единый таможенный тариф Таможенного союза, содержащий Основные правила интерпретации ТН ВЭД (далее - ОПИ ТН ВЭД), свод ставок таможенных пошлин, описание и кодирование товаров согласно разделам, группам, товарным позициям, субпозициям.
В соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД классификация товаров в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности осуществляется по следующим правилам:
1. Названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии со следующими положениями.
6. Для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
В примечании 8 а) к разделу 15 ТН ВЭД "Недрагоценные металлы и изделия из них", к которому относятся как код 7228 70 9000, заявленный декларантом, так и код 7204 49 0000, определенный таможенным органом, установлено, что отходы и лом черных металлов - это металлические отходы и лом, полученные в процессе производства или механической обработки металлов, а также металлические изделия, окончательно не пригодные для использования в том качестве, для которого они предназначены, вследствие поломки, разрезов, износа или других причин.
Из материалов дела следует, что ввезенный обществом товар представляет собой изделия, предположительно из черного металла, неокрашенные, выполненные в виде болванок, вытянутых в длину, предположительно верхняя часть рельса. На поверхности изделий имеются следы поверхностной коррозии. На торцевых срезах части изделий, а также на верхней поверхности выступающей части профиля всех изделий имеются следы механической обработки: края неровные, имеют сломы, зазубрины, следы от удара. На некоторых изделиях имеется выступающее клеймо "Т 11 77 Р65". Предметы связаны в связки. К каждой связке прикреплена деревянная табличка, к которой приклеен бумажный лист с маркировкой изготовителя: ООО "Погранресурсы ДВ" РФ п. Пограничный, ул. Ленина 229. Наименование товара: ЗПН-А-1520. Количество в пакете (ящике), шт. масса брутто (нетто) кг.
Из заключения экспертизы N 22/08 от 22.08.2011, проведенной независимым центром экспертизы и консалтинговых услуг и представленной заявителем, следует, что исследуемые объекты представляют собой отдельные отрезки рельс железнодорожных.
Согласно заключению таможенной экспертизы N 1397/2011 от 03.06.2011, проведенной Центральным экспертно-криминалистическим таможенным управлением экспертно-криминалистической службы - регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления г. Владивостока, спорный товар представляет собой фрагментированные отрезки головки бывших в эксплуатации рельсов окончательно не пригодных для использования в качестве элементов верхнего строения путей (железнодорожных, трамвайных) по причине их разделки и разрезов.
Таким образом, материалами дела подтверждается и не оспаривается сторонами, что задекларированным ООО "НИКА" товаром являются куски бывших в эксплуатации рельсов, не пригодных для дальнейшего использования в качестве элементов верхнего строения путей.
На основании изложенного, Пятый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что задекларированный обществом товар в виде фрагментированных частей бывших в употреблении железнодорожных рельс относится к подсубпозиции 7204 49 900 0 ТН ВЭД как металлические изделия, окончательно не пригодные для использования в качестве железнодорожных рельс вследствие их разделки и разрезов.
При этом, апелляционная коллегия признает обоснованным довод таможенного органа о том, что описание товара, приведенное обществом в графе 31 декларации "специальные профили прочие из черных металлов: товарная заготовка по ТУ N 0910-001-46991102-2008...", носит двойственный характер, так как с одной стороны описывает законченное изделие - профиль, а с другой - полуфабрикат (заготовка товарная).
Вместе с тем, текст товарной позиции 7228 70 9000 ТН ВЭД ТС, в которой обществом осуществлена классификация спорного товара, включает в себя только: "прутки из прочих легированных сталей прочие; уголки, фасонные и специальные профили, из прочих легированных сталей; прутки пустотелые для буровых работ из легированной и не легированной стали". Данный текст в полном объеме определяет перечень готовых изделий, относящихся к товарной позиции 7228 ТН ВЭД ТС. Следовательно, по мнению суда апелляционной инстанции, в соответствии с Правилом 1, в данной товарной позиции не могут классифицироваться иные товары, не определенные ее текстом.
При этом, согласно пункту и) Примечания 1 к группе 72 "Черные металлы" полуфабрикаты - это изделия сплошного сечения, полученные в результате непрерывной разливки, не подвергнутые или подвергнутые первичной горячей прокатке; и прочие изделия сплошного сечения, которые не подвергались иной обработке, кроме первичной горячей прокатки или грубой формовки путем ковки, включая заготовки для уголков, фасонных или специальных профилей. А в соответствии с пунктом н) указанного Примечания уголки, фасонные и специальные профили - изделия, имеющие одинаковое сплошное поперечное сечение по всей длине, которые не подпадают ни под одно из определений в пунктах (и), (к), (л) или (м) или под определение проволоки.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что задекларированный товар не обладает свойствами профиля и не может быть отнесен к специальным профилям прочим, следовательно, заявителем неверно классифицирован задекларированный товар по коду 7228 70 9000 ТН ВЭД ТС.
Термин "заготовка товарная", примененный обществом во второй части описания товара, является термином Технических условий и в текстах товарных позиций групп 72 и 73 не определен. Не определен данный термин ни в примечаниях к 15 разделу, ни к группам 72 и 73 ТН ВЭД ТС.
То обстоятельство, что заявленный в декларации товар предназначен для дальнейшего использования путем горячего проката и ковки для изготовления сельскохозяйственного инструмента (стальные лопаты, железные грабли, мотыги), не имеет правового значения для целей классификации товара в соответствии с ТН ВЭД, поскольку из содержания примечания 8 а) к разделу 15 ТН ВЭД следует, что определяющим при отнесении товара к позиции 7204 49 "отходы и лом" является установление факта непригодности изделий к дальнейшему использованию именно в том качестве, для которого они предназначены изначально. Поскольку в первоначальном своем качестве - в качестве железнодорожных рельсов задекларированный товар уже не пригоден для использования по причине их разделки и разрезов, то для целей классификации товара в соответствии с ТН ВЭД он подлежит отнесению к товарной позиции 7204 49 "отходы и лом".
В связи с чем коллегия апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что таможня, руководствуясь подпунктом "а" пункта 4 Инструкции, утвержденной Приказом ФТС РФ от 17.03.2010 N 500, и пунктом 3 статьи 52 ТК ТС, правомерно самостоятельно приняла решение о классификации спорного товара в соответствии с ТН ВЭД ТС по коду 7204 49 0000.
Представленные заявителем сертификат соответствия на товар N РОСС.RU.АЕ88.Н00230, а также Технические условия N 0910-001-46991102-2008, судом апелляционной инстанции не принимаются во внимание, поскольку не имеют правового значения для целей классификации товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности при таможенном оформлении. В связи с чем, суд апелляционной инстанции не дает оценку доводам сторон и представленным в их обоснование доказательствам о действительности или недействительности данных Технических условий.
Таким образом, апелляционный суд на основании указанных норм права и фактических обстоятельств дела приходит к выводу, что решение Уссурийской таможни о классификации задекларированного ООО "НИКА" товара по коду ТН ВЭД ТС - 7204 49 900 0 является правомерным, поскольку отвечает требованиям, установленным таможенным законодательством при определении кода товара в соответствии с ТН ВЭД ТС.
В связи с чем заявленные требования удовлетворению не подлежат. Соответственно, решение суда подлежит отмене, как принятое с нарушением норм материального права.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,

постановил:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 14.11.2011 по делу N А51-14568/2011 отменить.
В удовлетворении требований ООО "НИКА" о признании незаконным решения Уссурийской таможни от 19.06.2011 N 0006395/00001/000 о классификации товара отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий
А.В.ПЯТКОВА

Судьи
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
А.В.ГОНЧАРОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)