Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.06.2017 N 10АП-4011/2017 ПО ДЕЛУ N А41-821/17

Разделы:
Таможенная стоимость; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июня 2017 г. по делу N А41-821/17


Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июня 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Иевлева П.А., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Старчиковым А.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - закрытого акционерного общества "Теко" - Омельченко Я.А. (представителя по доверенности от 29.11.2016),
от Шереметьевской таможни - Калининой И.Е. (представителя по доверенности от 12.05.2017),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Шереметьевской таможни
на решение Арбитражного суда Московской области от 09.02.2017 по делу N А41-821/17, принятое судьей Обарчуком А.А.,

установил:

закрытое акционерное общество "Теко" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным решения Шереметьевской таможни (далее - таможня) от 04.10.2016 о корректировке таможенной стоимости товаров, заявленных в декларации на товары N 10005023/110716/0046405 и взыскании 3 000 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Решением Арбитражного суда Московской области от 09.02.2017 заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе таможня просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение судом обстоятельств по делу, неправильное применение им норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. Представитель таможни в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель общества в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Между обществом (Россия, Покупатель) и компанией "GUANGZHOU LONGSE TECHNOLOGY CO., LTD." (Китай, Продавец) заключен контракт от 08.06.2016 N L16002, целью которого является поставка на территорию Российской Федерации товаров на условиях, предусмотренных контрактом.
По условиям спецификации от 08.06.2016 N 1 подлежали поставке "видеокамеры" производства компании "GUANGZHOU LONGSE TECHNOLOGY CO., LTD" (Китай). Общая стоимость поставки 23 928,50 долларов США.
Во исполнение указанного контракта в адрес общества на территорию РФ поступили товары, на которые от имени общества таможенным представителем таможенному посту "Аэропорт Шереметьево" Шереметьевской таможни была подана таможенная декларация на товары (далее - ДТ) N 10005023/110716/0046405.
В соответствии с графами 2, 15, 20, 25 ДТ, товары отгружены из Китая авиационным транспортом на условиях "EXW Guangzhou".
Таможенная стоимость каждого товара определена обществом в декларации таможенной стоимости (ДТС-1) на основании первого метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами, с добавлением расходов по перевозке товаров до аэропорта Шереметьево.
Таможней в связи с обнаруженными в рамках системы управления рисками признаками возможной недостоверности заявленной таможенной стоимости принято решение о проведении дополнительной проверки от 15.07.2016. Указанным решением обществу в срок до 08.09.2016 предложено представить дополнительные документы и сведения для подтверждения таможенной стоимости.
В указанный срок общество представило запрошенные документы и сведения письмом от 01.09.2016.
По результатам контроля таможенной стоимости по истечении установленного срока дополнительной проверки таможенным органом принято решение о корректировке таможенной стоимости от 04.10.2016. В решении таможня указала причины, по которым заявленная обществом таможенная стоимость не может быть принята.
Не согласившись с решением о корректировке таможенной стоимости товаров, общество 28.12.2016 обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявление общества, суд первой инстанции признал его обоснованным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 150 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Таможенный кодекс) товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств-членов таможенного союза.
Таможенный контроль - это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза (пункт 31 статьи 4 Таможенного кодекса).
На основании пункта 1 статьи 69 Таможенного кодекса в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с настоящим Кодексом, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии Таможенного союза.
В этом случае таможенным органом принимается решение о проведении дополнительной проверки, которое доводится до декларанта. Решение таможенного органа должно быть обоснованным и содержать перечень конкретных признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены. Порядок, сроки и форма доведения решения о проведении дополнительной проверки устанавливаются решением Комиссии Таможенного союза.
До принятия таможенным органом по результатам дополнительной проверки решения в отношении таможенной стоимости товаров контроль таможенной стоимости товаров считается незавершенным.
Согласно пункту 3 статьи 69 Таможенного кодекса для проведения дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок для их представления, который должен быть достаточен для этого, но не превышать срока, установленного статьей 170 Таможенного кодекса.
Декларант обязан представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо предоставить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены.
Декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им документов и сведений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 98 Таможенного кодекса декларант, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела и иные заинтересованные лица обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) электронной формах.
На основании пункта 2 этой же статьи Кодекса таможенный орган вправе запрашивать документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в письменной и (или) электронной формах, а также устанавливать срок их представления, который должен быть достаточным для представления запрашиваемых документов и сведений.
Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" (далее - Порядок декларирования) утвержден Порядок контроля таможенной стоимости товаров, который определяет действия должностных лиц таможенных органов, уполномоченных производить контроль таможенной стоимости товаров, и декларантов (таможенных представителей) при осуществлении таможенного контроля товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза. Контроль таможенной стоимости товаров осуществляется с целью проверки соблюдения декларантом (таможенным представителем) требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза в части правильности выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, ее структуры и величины, а также документального подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров.
В силу пункта 11 Порядка декларирования в случае, если при проведении контроля таможенной стоимости до выпуска товаров обнаружены признаки, указывающие на то, что заявленные при таможенном декларировании товаров сведения о таможенной стоимости могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены, то таможенный орган проводит дополнительную проверку любым способом, не запрещенным таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государства - члена Таможенного союза, с целью принятия решения в отношении таможенной стоимости товаров.
В соответствии с пунктом 5 Инструкции по проведению проверки правильности декларирования таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Таможенного союза, утвержденной приказом ФТС РФ от 14.02.2011 N 272 (далее - Инструкция), проверка правильности декларирования и корректировки таможенной стоимости товаров независимо от выбранного декларантом (таможенным представителем) метода ее определения включает следующие действия уполномоченных должностных лиц:
1) проверку наличия документов, предусмотренных Перечнем документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров. (Приложение N 1 к Порядку декларирования)
2) проверку правильности заполнения декларации таможенной стоимости (ДТС) (в случаях, когда она заполняется), которая включает в себя следующие действия:
- - проверку полноты и правильности заполнения граф ДТС в соответствии с установленным порядком (Приложение N 2 к Порядку декларирования);
- - проверку соответствия информации, содержащейся в ДТС, сведениям, указанным в документах и в декларации на товары (ДТ);
3) проверку правильности применения декларантом (таможенным представителем) метода определения таможенной стоимости товаров, установленного таможенным законодательством Таможенного союза (Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза") (далее - Соглашение от 25.01.2008), которая включает в себя следующие действия:
- - проверку соответствия выбранного метода виду и условиям внешнеэкономической сделки;
- - проверку соблюдения условий применения метода.
4) проверку правильности определения декларантом (таможенным представителем) структуры заявленной таможенной стоимости, которая включает в себя следующие действия:
- - проверку правильности определения основы для определения таможенной стоимости;
- - проверку полноты включения компонентов в основу для определения таможенной стоимости оцениваемых товаров и правильности их количественного определения;
- - проверку обоснованности заявленных декларантом (таможенным представителем) вычетов из основы для определения таможенной стоимости и правильности их количественного определения;
5) проверку документального подтверждения заявленной таможенной стоимости и всех ее компонентов (дополнительных начислений и вычетов), включая проверку соответствия сведений, указанных в представленных документах;
6) оценку достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости с использованием системы управления рисками (СУР).
В силу положений пункта 1 статьи 4 Соглашения от 25.01.2008 таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 Соглашения.
Согласно пункту 4 статьи 65 Таможенного кодекса таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
Для целей определения таможенной стоимости принцип документального подтверждения и количественной определенности цен на поставляемые товары, установленный пунктом 3 статьи 12 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон о таможенном тарифе), является одним из основных положений, соблюдение которого необходимо для подтверждения достоверности заявленной таможенной стоимости.
Как усматривается из материалов дела, таможенная стоимость товаров, ввезенных по названной ДТ, определена по методу стоимости сделки с товарами.
Обществом с целью подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров по ДТ N 10005023/110716/0046405, в том числе по запросу таможенного органа, представлены следующие документы:
- - контракт от 08.06.2016 N L16002, спецификация от 08.06.2016 N 1;
- - инвойс от 04.07.2016 N CI20160608ЕО;
- - авианакладная N 880-31831380;
- - поручения на перевод от 14.06.2016 N 16, от 28.06.2016 N 20, платежные поручения от 14.06.2016 N 4, мемориальные ордера от 14.06.2016 и от 28.06.2016, выписки из лицевого счета от 14.06.2016, от 28.06.2016.
- - договор на оказание услуг по организации международных перевозок и транспортно-экспедиционных услуг от 18.04.2016 N ОЛ-1672, поручение от 22.06.2016 N DOL012709, счет от 07.07.2016 N 3599, акт от 19.07.2016 N 3627, платежное поручение от 21.07.2016 N 2354;
- - письмо от 01.09.2016.;
- - карточка счета 41.01 по состоянию на 22.07.2016.
Из контракта от 08.06.2016 N L16002 и спецификации от 08.06.2016 N 1 следует, что сторонами предмет договора, его наименование и количество, а также стоимость согласованы.
Контракт надлежащим образом оформлен и содержит существенные условия, касающиеся порядка определения таможенной стоимости товаров по методу стоимости сделки с ввозимыми товарами, а именно: предмет, базисные условия и сроки поставки, условия и сроки оплаты за товар, общую сумму контракта и цену поставок.
Об оплате ввезенного товара по заявленной в декларации стоимости свидетельствуют инвойс от 04.07.2016 N CI20160608ЕО, поручения на перевод от 14.06.2016 N 16, от 28.06.2016 N 20, платежные поручения от 14.06.2016 N 4, мемориальные ордера от 14.06.2016 и от 28.06.2016, выписки из лицевого счета от 14.06.2016, от 28.06.2016.
Указанные документы в полном объеме содержат сведения о сторонах сделки и общие сведения о контракте, позволяющие идентифицировать поставку с конкретных внешнеторговым контрактом.
Также таможенному органу предоставлен счет от 07.07.2016 N 3599, выставленный обществу от транспортной компании на организацию перевозки груза до и после пересечения границы, где отдельной строкой выделена услуга по организации страхования груза.
Вопреки доводам таможни, данная услуга охватывает стоимость страхования груза.
Материалами дела подтверждается, что общество, указывая товар в ДТ, доначислило к его стоимости транспортные расходы и расходы по страхованию товара (договор, счет, поручение на транспортно-экспедиционное обслуживание, акт оказанных услуг, платежное поручение на оплату этих услуг).
Вывод суда первой инстанции о том, что в подтверждение заявленной таможенной стоимости обществом представлены все документы, установленные Перечнем документов и сведений, (утвержден Решением Комиссии Таможенного Союза от 20.09.2010 N 376), необходимые для таможенного оформления товара в соответствии с выбранным таможенным режимом, является правильным.
Из представленных документов усматривается, что они содержат полные сведения о товаре, включая стоимость за единицу, полную стоимость товарной партии, соответствующей инвойсу, таможенной стоимости, заявленной в ДТ, платежным документам.
Следовательно, вопреки доводам таможни, оснований для корректировки таможенной стоимости товаров не имелось.
Дополнительных расходов на доставку товара из Китая на территорию Российской Федерации общество не несло, стоимость международной перевозки груза и его страхования оплачена экспедитору и включена в стоимость товара.
В соответствии с пунктом 2 Порядка декларирования таможенной стоимости, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376, таможенная стоимость товаров определяется и заявляется декларантом (таможенным представителем) таможенному органу при таможенном декларировании товаров. Сведения о таможенной стоимости товаров заявляются в декларации на товары и декларации таможенной стоимости и являются сведениями, необходимыми для таможенных целей. ДТС является неотъемлемой частью декларации на товары.
Таким образом, декларирование таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Таможенного союза, осуществляется посредством предъявления в таможенный орган декларации на товары и заполнения формы ДТС-1, в соответствующих графах которых декларантом указываются обязательные для подтверждения первого метода определения таможенной стоимости сведения.
В графе 11 (а) формы ДТС-1 указывается цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары применительно к каждой позиции товарной партии в соответствии со счетом-фактурой в валюте контракта и национальной валюте в пересчете по курсу на дату подачи декларации.
В графах с 13 по 19 ДТС-1 указываются дополнительные начисления к цене сделки, обязательные для указания в силу статьи 5 Соглашения от 25.01.2008, в частности, в зависимости от условий поставки, определенных контрактом, в графе 17 указывается величина транспортных расходов, понесенных декларантом в связи с поставкой товара на территорию Таможенного союза.
В рассматриваемом случае, сторонами внеэкономического контракта согласованы условия поставки "EXW GUANGZHOU".
С целью подтверждения несения расходов на доставку и страхование товара обществом представлены Договор на оказание услуг по организации международных перевозок и транспортно-экспедиционных услуг от 18.04.2016 N ОЛ-1672, поручение от 22.06.2016 N DOL012709, Счет от 07.07.2016 N 3599, акт от 19.07.2016 N 3627, платежное поручение от 21.07.2016 N 2354.
В соответствии с договором от 18.04.2016 N ОЛ-1672 экспедитор принимал на себя обязательства от своего имени и по поручению заказчика выполнить:
- организацию международных грузовых перевозок, включая морские, автомобильные, воздушные, железнодорожные, мультимодальные (с использованием нескольких видов транспорта) перевозки;
- услуги по организации страхования грузов;
- погрузочно-разгрузочные и складские услуги;
- услуги по анализу, подготовке и оформлению документов, необходимых для осуществления перевозки;
- контроль за соблюдением комплектности отгрузки, технических условий погрузки и крепления груза в транспортном средстве и его перевозкой;
- техническое составление, систематизация и комплектация товарно-сопроводительных документов;
- информационные услуги по вопросам транспортировки груза и таможенным вопросам.
Условия перевозки, маршрут следования, номенклатура груза, вид транспортировки, оговариваются Сторонами для каждой отдельной перевозки и фиксируются в Поручении Исполнителю и Экспедиторской расписке (далее по тексту - Расписка), которые оформляются в письменном виде.
Для выполнения своих обязательств по настоящему Договору Исполнитель имеет право привлекать третьих лиц, имеющих соответствующие лицензии, разрешения, свидетельства и т.п. на осуществление такого рода деятельности, причем Исполнитель будет нести ответственность за деятельность привлекаемых третьих лиц как за свои собственные.
Стоимость услуг исполнителя определяется сторонами в соответствующих поручениях и расписках, оформленных согласно приложения N 1 и 2 к договору и впоследствии являющихся неотъемлемой его частью (пункт 3.1). Оплата производится на основании счетов исполнителя (пункт 3.2). Услуга считается исполненной после подписания заказчиком акта выполненных работ (пункт 3.4).
При осуществлении транспортно-экспедиторского обслуживания грузов, стоимость которых превышает 10 000 долларов, исполнитель вправе застраховать груз в страховой компании по тарифам, предварительно согласованным с заказчиком. Тарифы и стоимость страхования указываются в заявке.
Согласно счету от 07.07.2016 N 3599 и акту от 19.07.2016 N 3627 исполнителем оказаны услуги международной перевозки груза с комплексом транспортно-экспедиционных услуг от г. Гуанчжоу (Китай) до границы Таможенного союза (Шереметьево) на сумму 174 102 рубля 64 копейки и от границы Таможенного союза (Шереметьево) до г. Казань на сумму 12 000 рублей, а также страхование груза на сумму 4 746 рублей 46 копеек.
Таможенным органом не представлено доказательств того, что названные документы и (или) указанные в них сведения являются недостоверными или сведения о том, что декларант затратил на транспортировку денежные средства в большем размере, нежели указано в счете от 07.07.2016 N 3599.
Страхование груза осуществлялось исполнителем, оказывающим услуги по доставке товара на территорию Российской Федерации.
Плата за услуги по транспортировке и страхованию груза включена в общий счет за оказанные услуги, который декларант оплатил.
Следовательно, сведения о страховой премии, оплаченной исполнителем в рамках его договорных взаимоотношений со страховщиком, а также расходы понесенные исполнителем при оплате авиафрахта, не имеют правового значения для определения величины таможенной стоимости декларантом.
Вопреки доводам таможни, груз может быть идентифицирован по отправителю, получателю, маршруту транспортировки, количеству грузовых мест, весу и стоимости товара.
Предполагаемое таможней применение ставки НДС 0% к услугам по перевозке груза по территории Российской Федерации не свидетельствует о необходимости включения данных расходов в таможенную стоимость товаров, в связи с чем, декларант, руководствуясь пунктом 2 статьи 5 Соглашения от 25.01.2008, правомерно исключил указанные расходы из структуры таможенной стоимости.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии предусмотренных пунктом 1 статьи 68 Таможенного кодекса оснований для принятия оспариваемого решения о корректировке таможенной стоимости.
Указанным решением на общество необоснованно возлагаются дополнительные обязанности по корректировке таможенной стоимости и таможенных платежей, что свидетельствует о нарушении его прав и законных интересов.
Тем самым, является обоснованным вывод суда первой инстанции о наличии совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных обществом требований в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы таможни отклоняются, поскольку таможня указывает на то, что декларантом не доказана правомерность использования, избранного им метода определения таможенной стоимости, что отсутствуют условия и факторы, позволяющие использовать основной метод таможенной оценки товаров.
Данный довод таможни является несостоятельным ввиду того, что обязанность доказать наличие условий и факторов, исключающих основной метод оценки товаров, наличие оснований, исключающих применение "первого" метода определения таможенной стоимости товара, а также невозможность применения иных методов в соответствии с установленной законом последовательностью лежит на таможенном органе.
Таможней не представлено доказательств недостоверности представленных декларантом документов и содержащейся в них информации либо противоречивость сведений, касающихся условий определения таможенной стоимости (пункт 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18, часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Вместе с тем, как следует из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в пункте 11 постановления от 12.05.2016 N 18, необходимо учитывать, что, исходя из взаимосвязанных положений статей 65 - 69 Таможенного кодекса решение о корректировке принимается таможенным органом в соответствии с тем объемом документов и сведений, которые были им запрошены и раскрыты декларантом на стадии проведения дополнительной проверки.
Из доводов таможни, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное, требование к единообразию в применении судами норм права (постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2017 по делу N А41-54946/16 со сходными обстоятельствами и с участием тех же лиц - общества и таможни) и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 09.02.2017 по делу N А41-821/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Председательствующий судья
Е.Е.ШЕВЧЕНКО

Судьи
П.А.ИЕВЛЕВ
Н.В.МАРЧЕНКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)