Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.08.2017 N 10АП-10998/2017 ПО ДЕЛУ N А41-32354/17

Разделы:
Таможенная стоимость; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 августа 2017 г. по делу N А41-32354/17


Резолютивная часть постановления объявлена 10 августа 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 августа 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Диаковской Н.В., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ефимовым А.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "Модная радуга" - Нормана Р.И. (представителя по доверенности от 07.06.2016),
от Шереметьевской таможни - Гальциной М.А. (представителя по доверенности от 09.01.2017), Разина А.А. (представителя по доверенности от 14.04.2017),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Модная радуга" на решение Арбитражного суда Московской области от 15.06.2017 по делу N А41-32354/17, принятое судьей Обарчуком А.А.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Модная Радуга" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Шереметьевской таможне (далее - таможня), в котором просило:
- - признать незаконным решение таможни от 09.02.2017 о корректировке таможенной стоимости товаров по декларации на товары N 10005022/291216/0091727;
- - обязать таможню возвратить денежные средств, внесенные в качестве обеспечения, в размере 1 136 136 рублей 59 копеек.
Решением Арбитражного суда Московской области от 15.06.2017 в удовлетворении требования отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления. Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители таможни в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Между обществом (покупатель, Россия) и компанией "ZAOQIANG COUNTY QIANXIN CO., LTD" (продавец, Китай) заключен контракт от 22.10.2015 N 3 (далее - контракт).
Во исполнение условий контракта на территорию Российской Федерации ввезены товары "предметы женской одежды из меха норки" производства компании "ZAOQIANG COUNTY QIANXIN CO., LTD".
В целях таможенного оформления 29.12.2016 подана декларация на товары N 10005022/291216/0091727.
Стоимость декларируемых товаров определена по первому методу (по цене сделки с ввозимыми товарами) и составила 14 239 083 рублей 34 копеек.
Решением от 31.12.2016 с целью дополнительной проверки у общества в срок до 07.02.2017 запрошены дополнительные документы.
Таможня также предложила обществу выпустить товар в соответствии с заявленным таможенным режимом до предоставления запрошенных документов под обеспечение в виде внесения денежного залога по ДТ N 10005022/291216/0091727 в размере 1 136 136 рублей 59 копеек.
Общество согласилось с выпуском товара под обеспечение в виде внесения денежного залога по этой ДТ в размере 1 136 136 рублей 59 копеек.
Решением от 04.01.2017 (т. 2 л.д. 111) общество в качестве декларанта сообщило таможенному органу, что документы по решению от 31.12.2016 обязуется предоставить в срок до 07.02.2016.
Несмотря на это, общество так и не предоставило таможенному органу запрошенные им документы, ходатайств о продлении установленного срока предоставления этих документов заявлять также не стало.
В связи с отсутствием документального подтверждения стоимости товара таможней принято решение о корректировке таможенной стоимости товара от 09.02.2017, предложив обществу использовать другой метод определения таможенной стоимости товара.
Не согласившись с таможней, общество 25.04.2017 оспорило данное решение от 09.02.2017 в судебном порядке.
Отказывая обществу в удовлетворении заявления, суд первой инстанции признал его необоснованным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 150 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Таможенный кодекс, Кодекс) товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств-членов таможенного союза.
Таможенный контроль - это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств - членов Таможенного союза (пункт 31 статьи 4 Таможенного кодекса).
На основании пункту 1 статьи 69 Таможенного кодекса случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с настоящим Кодексом, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии Таможенного союза.
В этом случае таможенным органом принимается решение о проведении дополнительной проверки, которое доводится до декларанта. Решение таможенного органа должно быть обоснованным и содержать перечень конкретных признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены. Порядок, сроки и форма доведения решения о проведении дополнительной проверки устанавливаются решением Комиссии Таможенного союза.
До принятия таможенным органом по результатам дополнительной проверки решения в отношении таможенной стоимости товаров контроль таможенной стоимости товаров считается незавершенным.
Согласно пункту 3 статьи 69 Таможенного кодекса для проведения дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок для их представления, который должен быть достаточен для этого, но не превышать срока, установленного статьей 170 Таможенного кодекса.
Декларант обязан представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо предоставить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены.
Декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им документов и сведений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 98 Таможенного кодекса декларант, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела и иные заинтересованные лица обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) электронной формах.
На основании пункту 2 этой же статьи Кодекса таможенный орган вправе запрашивать документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в письменной и (или) электронной формах, а также устанавливать срок их представления, который должен быть достаточным для представления запрашиваемых документов и сведений.
Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" (далее - Порядок декларирования) утвержден Порядок контроля таможенной стоимости товаров, который определяет действия должностных лиц таможенных органов, уполномоченных производить контроль таможенной стоимости товаров, и декларантов (таможенных представителей) при осуществлении таможенного контроля товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза. Контроль таможенной стоимости товаров осуществляется с целью проверки соблюдения декларантом (таможенным представителем) требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза в части правильности выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, ее структуры и величины, а также документального подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров.
Согласно пункту 11 Порядка контроля таможенной стоимости товаров, в случае, если при проведении контроля таможенной стоимости до выпуска товаров обнаружены признаки, указывающие на то, что заявленные при таможенном декларировании товаров сведения о таможенной стоимости могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены, то таможенный орган проводит дополнительную проверку любым способом, не запрещенным таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государства - члена Таможенного союза, с целью принятия решения в отношении таможенной стоимости товаров.
В силу пунктов 4, 6, 11 Порядка контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенным органом в рамках проведения таможенного контроля как до, так и после выпуска товаров, в том числе с использованием системы управления рисками (контрольные показатели уровня таможенной стоимости по отдельным товарам, заявление стоимости ниже которых свидетельствует о возможном нарушении таможенного законодательства).
При осуществлении контроля таможенной стоимости товаров может быть использована информация, имеющаяся в распоряжении таможенного органа, в частности:
- - по сделкам с идентичными, однородными товарами, товарами того же класса или вида, ввозимыми при сопоставимых условиях, полученная в том числе с использованием программных средств таможенных органов (в частности, системы оперативного мониторинга таможенных деклараций);
- - о биржевых торгах (котировках), ценах аукционов, а также из ценовых каталогов;
- - полученная от государственных представительств (торговых представительств) государств - членов Таможенного союза за рубежом;
- - полученная от государственных органов государств - членов Таможенного союза;
- - полученная от предприятий и организаций, профессиональных объединений (ассоциаций), в том числе поставщиков, производителей оцениваемых, идентичных, однородных товаров, транспортных и страховых компаний.
Пунктом 14 Порядка предусмотрено при запросе дополнительных документов, сведений и пояснений должностным лицом таможенного органа в решении о проведении дополнительной проверки указывается разумный (достаточный) срок их представления, который не может превышать 60 (шестидесяти) календарных дней со дня регистрации декларации на товары. Декларант вправе представить дополнительные документы раньше срока, установленного для их представления таможенным органом. Таможенный орган обязан принять к рассмотрению дополнительные документы, представленные декларантом (таможенным представителем) ранее установленного срока.
Согласно пункту 15 Порядка декларант (таможенный представитель) имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им документов и сведений. Для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров декларант (таможенный представитель) обязан представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы, сведения и пояснения либо предоставить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены (пункт 3 статьи 69 Таможенного кодекса).
Из содержания решения таможни от 31.12.2016 следует, что основанием для проведения дополнительной проверки послужило выявление с использованием СУР рисков недостоверного декларирования - более низкие цены декларируемых товаров по сравнению с ценой на идентичные или однородные товары.
Для представления дополнительных документов обществу назначен достаточный срок - более 1 месяца, испрашиваемые документы включены в Перечень документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров, следовательно, могли быть запрошены таможенным органом.
Таким образом, таможня соблюла условия для проведения дополнительной проверки и для назначения 07.02.2017 в качестве даты предоставления документов для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров.
Более того, решением от 04.01.2017 (т. 2 л.д. 111) общество в качестве декларанта сообщило таможенному органу, что документы по решению от 31.12.2016 обязуется предоставить в срок до 07.02.2016.
Тем самым, общество заблаговременно узнало о сроке представления дополнительных документов - до 07.02.2017 и согласилось с представлением этих документов в этот срок.
В материалах дела отсутствуют доказательства обращения декларанта до 07.02.2017 с просьбой о продлении срока или с приложением запрошенных документов.
В материалы дела общество представило письмо от 16.02.2017, адресованное таможне (т. 1 л.д. 42), то есть уже после истечения установленного срока для предоставления документов (07.02.2017) и после принятия таможенным органом оспариваемого решения о корректировке таможенной стоимости (09.02.2017), в котором просило отменить данное решение и продлить срок проверки до 60 дней.
Между тем общество могло заявить до 07.02.2017 о продлении срока представления документов, однако не сделало этого. Обстоятельство, которые могли бы препятствовать обществу заявить до 07.02.2017 о продлении срока, общество не привело, таких обстоятельств из материалов дела не усматривается.
Таким образом, узнав (не позднее 04.01.2017) о необходимости представления документов по проверке до 07.02.2017 (и, более того, выразив готовность представить их к этой дате), общество, тем не менее, дополнительно запрошенные документы к 07.02.2017 так и не представило, заявлять до этой даты о продлении срока представления документов не стало, равно как и не дало объяснения таможенному органу к 07.02.2017 о причинах, по которым документы и сведения представлены не были.
Дополнительно относительно письма от 16.02.2017 апелляционный суд учитывает и то обстоятельство, что оно так и не было направлено/ представлено таможне. Доказательства обратного отсутствуют. Представить такие доказательства общество, как пояснил его представитель в судебном заседании апелляционного суда, не может. Ссылка представителя общества на то, что направить/представить это письмо таможне, должен был таможенный представитель общества, не принимается, поскольку это обстоятельство (даже если признать его подтвержденным) само по себе не означало, что фактически письмо было доставлено в таможню. Более того, по данному доводу общества (его ссылке на письмо от 16.02.2017) таможня в соответствии с абзацем вторым части 2 статьи 268 АПК РФ (документы, представленные для обоснования возражений относительно апелляционной жалобы принимаются и рассматриваются арбитражным судом апелляционной инстанции по существу) представило реестр входящей документации, согласно которому такое письмо в адрес таможни не поступало.
В силу пункта 4 статьи 69 Таможенного кодекса если декларант не представил запрошенные таможенным органом документы, сведения и (или) объяснения причин, по которым они не могут быть представлены, либо такие документы и сведения не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, таможенный орган по результатам дополнительной проверки принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров на основании информации, имеющейся в его распоряжении и соответствующей требованиям международного договора государств - членов таможенного союза, регулирующего вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза.
Ввиду непредставления обществом испрашиваемых документов и (или) объяснений по факту невозможности их представления, у таможни, посчитавшей заявленную цену сделки недостоверной, в данном случае имелись правовые основания принятия 09.02.2017 решения о корректировке таможенной стоимости.
Как разъяснено в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" рассматривая споры о правомерности корректировки таможенной стоимости, произведенной в рамках таможенного контроля до выпуска товаров, судам следует учитывать, что исходя из взаимосвязанных положений статей 65 - 69 ТК ТС решение о корректировке принимается таможенным органом в соответствии с тем объемом документов и сведений, которые были им собраны и раскрыты декларантом на данной стадии.
В настоящем случае, в установленный срок декларантом запрашиваемые документы представлены не были, в том числе, не были представлены те документы, которые могли быть получены без участия иностранного контрагента, а также ряд документов, полученных от поставщика в пределах предоставленного срока.
При этом, как правомерно указал суд первой инстанции, пунктом 14 Порядка предусмотрен максимально возможный срок для представления дополнительных документов (60 календарных дней), однако не определен минимально возможный срок, который с учетом имеющейся практики деловых отношений декларанта и таможни по спорному внешнеторговому контракту разумно определен равным 38 календарных дней.
Ссылка общества на Новогодние праздники в Российской Федерации в 2017 году не принимается, поскольку это обстоятельство само по себе не опровергает разумность установленного таможней срока.








































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)