Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 19.07.2017 N Ф05-7722/2017 ПО ДЕЛУ N А40-174421/16

Требование: Об отмене решения и требования таможенного органа.

Разделы:
Таможенные платежи; Таможенное дело
Обстоятельства: Обществом не соблюдены условия по пользованию и распоряжению товарами после их выпуска таможенным органом, требования по обеспечению фактического вывоза с таможенной территории Таможенного союза товаров в том же количестве и состоянии, в котором они находились в момент их помещения под таможенную процедуру экспорта, совершены действия по перемещению товаров без разрешения таможенного органа.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 июля 2017 г. по делу N А40-174421/16


Резолютивная часть постановления объявлена 12 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июля 2017 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Григорьевой И.Ю., Дзюбы Д.И.,
при участии в заседании:
- от заявителя: Горчаков М.А., доверенность от 30.12.2016; Шепенко Р.А., доверенность от 26.06.2017;
- от заинтересованного лица: Бурова Т.М., доверенность от 15.12.2016;
- рассмотрев 12 июля 2017 года в судебном заседании кассационную жалобу
заявителя - ЗАО "Таманьнефтегаз"
на решение от 01 декабря 2016 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Махлаевой Т.И.,
на постановление от 24 марта 2017 года
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Марковой Т.Т., Лепихиным Д.Е., Кочешковой М.В.,
по делу N А40-174421/16
по заявлению ЗАО "Таманьнефтегаз"
о признании незаконными решения и требования
к Центральной энергетической таможне,

установил:

Решением Арбитражного суда города Москвы от 01 декабря 2016 года в удовлетворении заявления ЗАО "Таманьнефтегаз" (далее - общество) о признании незаконными решения Центральной энергетической таможни (далее - таможенный орган, таможня) от 23.05.2016 N 10006000/400/230516/Т0003/000 и требования от 24.05.2016 N 26 отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 марта 2017 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ЗАО "Таманьнефтегаз" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители заявителя поддержали доводы кассационной жалобы.
Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, таможенным органом в отношении общества проведена камеральная таможенная проверка за период - декабрь 2013 года - февраль 2014 года.
Основным видом деятельности общества является - транспортная обработка грузов (пункт 3.3 устава).
19.07.2012 между ЗАО "Таманьнефтегаз" и иностранной компанией заключен договор об оказании услуг по хранению и перевалке грузов на морские транспортные средства.
Перевалка грузов - комплексный вид услуг и (или) работ по перегрузке грузов с одного вида транспорта на другой вид транспорта, в том числе перемещение грузов в границах морского порта и их технологическое накопление.
По условиям договора от 19.07.2012 исполнитель - ЗАО "Таманьнефтегаз" оказывает заказчику услуги по перевалке сжиженных углеводородных газов, включая слив железнодорожных цистерн, хранение и погрузку на морское судно для экспорта.
Условиями договора установлено, что заказчик обязан обеспечить надлежащее таможенное оформление и уплату пошлин; обеспечение таможенного оформления является исключительной ответственностью заказчика (подпункт 3.3.7, подпункт 3.3.8 договора).
20.02.2013 общество обратилось в Федеральную таможенную службу (далее - ФТС России) по вопросу возможности смешивания на борту морского судна нескольких партий сжиженных углеводородных газов облагаемых и необлагаемых вывозными таможенными пошлинами.
13.03.2013 ФТС России даны разъяснения и указано на то, что Таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле не установлен запрет на смешивание облагаемых и необлагаемых таможенными пошлинами товаров Таможенного союза на борту одного судна после их помещения под таможенную процедуру, идентификации таможенными органами и проведения их раздельного учета при вывозе за пределы территории Таможенного союза. После фактического вывоза товаров с таможенной территории Таможенного союза декларант обязан подать одну или несколько полных и надлежащим образом заполненных таможенных деклараций на все товары, вывезенные за пределы таможенной территории Таможенного союза. С момента регистрации полной декларации на товары у декларанта возникает обязанность по уплате вывозных таможенных пошлин в отношении товаров. При этом вывозные таможенные пошлины подлежат уплате в сумме, рассчитанной исходя из фактически вывезенного объема товаров и (или) стоимости фактически вывезенных товаров, с учетом сумм вывозных таможенных пошлин, уплаченных при подаче временной декларации на товары.
Исходя из обращения ЗАО "Таманьнефтегаз" в ФТС России следует, что смеси сжиженных углеводородных газов (пропано-бутановая смесь) на момент убытия с таможенной территории Таможенного союза помещены под таможенную процедуру путем подачи временной таможенной декларации; погрузка на борт судна осуществляется раздельно по партиям (маркам) сжиженных углеводородных газов и по грузоотправителям; учет сжиженных углеводородных газов при погрузке осуществлен на основании данных системы замера количественных и качественных характеристик погружаемого товара, используемой для формирования транспортных (перевозочных) документов, и таможенному органу в месте убытия предоставлен доступ к данной системе; смешивание на борту судна сжиженных углеводородных газов осуществлен исключительно в целях транспортировки и при этом собственник (покупатель) не возражает против их перевозки в смешанном виде; после вывоза товаров экспортеры на основе составленных раздельно по партиям (маркам) сжиженных углеводородных газов коносаментов и манифестов с отметками таможенных органов места убытия, сертификатов качества и количества, подают полные декларации на товары.
По результатам рассмотрения обращения общества ФТС России указано на возможность смешивания товаров Таможенного союза, в том числе облагаемых и необлагаемых таможенными пошлинами, помещенных под таможенную процедуру экспорта, погруженных и вывозимых за пределы таможенной территории Таможенного союза на борту одного судна, при условии обеспечения таможенным органам во время погрузки проведения таможенного контроля за количеством переваливаемых сжиженных углеводородных газов и указано на то, что после фактического вывоза товара с таможенной территории Таможенного союза, должна быть подана одна или несколько полных надлежащим образом заполненных таможенных деклараций на товары, вывезенные за пределы таможенной территории Таможенного союза, и уплачены вывозные таможенные пошлины, если таковые установлены и подлежат уплате, раздельно по каждой марке сжиженных углеводородных газов, заявленных во временных таможенных декларациях, исходя из количества, определенного на момент погрузки на судно на основании данных береговой системы замера количественных характеристик погружаемого товара, используемой для формирования транспортных (перевозочных) документов.
ЗАО "Таманьнефтегаз" в обоснование своей позиции по делу указывает на то, что у оператора морского терминала отсутствует статус, который предоставляет возможность участвовать ему в таможенных отношениях наравне с декларантами или таможенными представителями и общество руководствовалось разъяснениями, указанными в письме ФТС России от 13.03.2013 N 04-41/10269, следовательно, не знало и не могло знать о незаконности перемещения товаров.
Декларантами указанного товара выступали несколько юридических лиц.
ЗАО "Таманьнефтегаз" является оператором морского терминала (транспортная организация, осуществляющая эксплуатацию морского терминала, операции с грузами, в том числе и перевалку, обслуживание судов, иных транспортных средств и (или) обслуживание пассажиров), морской терминал - объект инфраструктуры морского порта.
Таможенным органом убытия разрешена погрузка и вывоз товаров - бутан, пропано-бутановая смесь, пропан.
Данные указаны и в грузовой декларации (CARGO DECLARATION) от 06.02.2014 в общем количестве - 4.034,958 т.
06.02.2014 с таможенной территории Таможенного союза на танкере в двух резервуарах перемещен товар - смесь сжиженных углеводородных газов (пропано-бутановая смесь).
В соответствии с заключением по результатам исследования от 21.11.2014 N 1206-2014, выполненного ЦЭКТУ, товар, находящийся в резервуарах судна "Isabella Kosan" в момент фактического вывоза с таможенной территории Таможенного союза - 06.02.2014, обладал определенными идентификационными признаками - сжиженная смесь пропана и бутана с содержанием пропана 32,34 масс. %, бутанов (н-бутана и изобутана) - 65,98 масс. %.
Согласно заключению ЦЭКТУ, при помещении различных видов сжиженных углеводородных газов (пропано-бутановая смесь, фракция нормального бутана, марка А (Н-бутан), бутан нормальный, фракция пропановая сжиженная, пропан технический) в резервуарах судна "Isabella Kosan" 05.02.2014-06.02.2014 произошло смешение различных видов сжиженных углеводородных газов, в связи с чем произошло взаимное растворение указанных компонентов при смешивании, что повлекло изменение качественных свойств каждого из указанных компонентов.
Различные виды сжиженных углеводородных газов (пропано-бутановая смесь, бутан, пропан) при их помещении в резервуары судна "Isabella Kosan" совместно утратили свои индивидуальные характеристики.
Полученная смесь сжиженных газов стала однородной без дополнительного перемешивания в течение 2-4 часов.
Извлечь из резервуаров судна "Isabella Kosan" каждый товар в отдельности невозможно.
На момент начала осуществления таможенного контроля убытия танкера, идентифицировать на борту судна в отдельности каждый товар не представлялось возможным.
Сертификатом качества на погрузку (Certificate of Quality Overall MIX), подготовленным и выданным ЗАО "СЖС Восток Лимитед" (N 181202-35310/OGC-NO-2014, оказывавшим сюрвейерские услуги на основании Соглашения от 10.09.2012 N SA-107/OCC-NO-12) также подтверждено, что массовая доля бутана в вывозимой смеси сжиженных углеводородных газов составляет 65,91%, пропана - 33,40%.
Согласно документов, представленных таможенной службой Турции (письмо от 22.02.2016 N 29980007/724-01-03-RU-13489176-14030894), следует, что на танкере "Isabella Kosan" доставлены товары: LPG MIX (смесь сжиженных углеводородных газов) в количестве 2.928,270 мт (air); LPG MIX (смесь сжиженных углеводородных газов) в количестве 1.098,391 мт (air).
Факт принятия к перевозке данных товаров подтверждается коносаментами от 06.02.2014 N 1 и N 2, в соответствии с которыми на судно погружена смесь сжиженных углеводородных газов в количестве 2.928,270 мт (air) и 1.098,391 мт (air) соответственно.
В морской декларации на прибытие танкера "Isabella Kosan", поданной в таможенные органы Турции, заявлены сведения о прибытии груза - смесь сжиженных углеводородных газов в количестве 4.026,661 мт.
Таким образом, на танкере "Isabella Kosan" фактически перемещен за пределы таможенной территории Таможенного союза товар - смесь сжиженных углеводородных газов в количестве 2.934,200 мт in VAC (2.928,270 мт air) происхождение - Российская Федерация и 1.100,758 мт in VAC (1.098,391 мт air) происхождение - Казахстан.
При этом товар - смесь сжиженных углеводородных газов в количестве 2.934,200 мт происхождение - Российская Федерация в установленном порядке не задекларирован (отсутствует декларация на товары, разрешение на погрузку и убытие с таможенной территории Таможенного союза, на Cargo Manifest от 06.02.2014, представленных таможенными органами Турции, отсутствуют отметки таможенных органов Российской Федерации, разрешающие вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза).
Исходя из этого следует, что в таможенные органы, совершавшие таможенные операции по убытию товара - смесь пропано-бутановая в количестве 2.934.200 мт (происхождение - Российская Федерация) 06.02.2014 на танкере "Isabella Kosan" с таможенной территории Таможенного союза представлены документы на товары (бутан и пропан соответственно) отличные от товара, фактически перемещенного через таможенную границу Таможенного союза.
Компанией "Lauritzen Kosan A/S" (Италия), судовладельцем танкера "Isabella Kosan" морское судно предоставлено для доставки груза (пропано-бутановая смесь) в количестве 4.398 мт, которой впоследствии заявлен протест в части подписания коносаментов, оформленных на таможенной территории Таможенного союза, в связи с их противоречием условий договора фрахтования. Коносаменты подписаны под протестом.
Данные обстоятельства подтверждаются судовым агентом (ООО "ТОМС") из пояснений которого следует, что по поручению компании "Lauritzen Kosan A/S" им перевыпущены коносаменты (коносамент N 1 на 2.928,270 мт смеси пропано-бутановой (происхождение - Российская Федерация) и коносамент N 2 на 1.098,391 мт смеси пропано-бутановой (происхождение - Казахстан), в которых в том числе изменены перевозимые товары на смесь пропано-бутановую "PRODUCT: LPG MIX".
Факт перевыпуска коносаментов подтвержден также в дисбурсментском счете от 07.02.2014 N 006 отдельной строкой "Issuing additional set Bill of Lading" и счетом-фактурой от 07.02.2014 N 31.
Согласно сведениям Интерпола - ЗАО "Таманьнефтегаз", ООО "ТОМС" (судовой агент), иностранная компания "Hydro Carbon Commodities Trading Ltd" (с которой ЗАО "Таманьнефтегаз" заключен договор по услугам перевалки грузов от 19.07.2012) являются взаимозависимыми лицами.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), незаконное перемещение товаров через таможенную границу - это перемещение товаров через таможенную границу вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение.
Под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Таможенным органом обществу вменяется нарушение пункта 2 статьи 153, пункта 4 статьи 163, пункта 1 статьи 164 ТК ТС по не соблюдению условий по пользованию и (или) распоряжению товарами после их выпуска таможенным органом в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры; совершение действий по перемещению товаров без разрешения таможенного органа; не соблюдение требований по обеспечению фактического вывоза с таможенной территории Таможенного союза товаров в том же количестве и состоянии, в котором они находились в момент их помещения под таможенную процедуру экспорта.
В соответствии с пунктом 2 статьи 81 ТК ТС, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу возникает солидарно у лиц, незаконно перемещающих товары, лиц, участвующих в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения.
ЗАО "Таманьнефтегаз" как лицу, участвующему в незаконном перемещении товаров (пропано-бутановая смесь) через таможенную границу Таможенного союза и обладавшему сведениями о незаконности такого перемещения, таможенным органом вменяется обязанность по уплате таможенных пошлин на основании пункта 1 статьи 81 ТК ТС.
Согласно статье 79 ТК ТС, плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом, международными договорами государств-членов Таможенного союза и (или) законодательством государств-членов Таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
По общему правилу именно декларант как лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары, является ответственным за уплату таможенных платежей. Однако в случае выявления в установленном законом порядке фактов незаконного перемещения товаров через таможенную границу допускается отступление от указанного общего правила.
Исходя из положений Таможенного кодекса Таможенного союза, при обнаружении в ходе проверочных мероприятий обстоятельств, указывающих на незаконное перемещение товаров через таможенную границу, их недекларирование, получение по установленным обстоятельствам доказательств незаконного перемещения (ввоза/вывоза) и неуплаты таможенных платежей, таможенный орган вправе вменить лицу, у которого обнаружены такие товары нарушение положений таможенного законодательства.
В случае незаконного перемещения товаров через таможенную границу с недостоверным декларированием таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в размерах, соответствующих суммам таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате на основании достоверных сведений при помещении таких товаров под заявленную таможенную процедуру на день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита.
Порядок и правила взыскания таможенных платежей установлены в главе 18 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 311-ФЗ).
Поскольку ЗАО "Таманьнефтегаз" является лицом, участвующим в незаконном перемещении товаров через таможенную границу (перемещение товаров через таможенную границу с недостоверным декларированием либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, недекларирование товара), знало о незаконности такого перемещения, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 4, пунктом 2 статьи 81 Таможенного кодекса Таможенного союза у общества возникает обязанность по уплате таможенных пошлин.
Частью 1 статьи 152 Федерального закона N 311-ФЗ установлено, что требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) процентов.
В соответствии со статьей 75 ТК ТС, объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу.
Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является (в рассматриваемом случае) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса, объем или иная характеристика).
Поскольку в результате таможенного контроля обнаружены факты незаконного перемещения товара, неуплаты (неполной) уплаты таможенных платежей, таможенным органом принято оспариваемое решение о начислении и взыскании вывозной таможенной пошлины в отношении товара - пропано-бутановая смесь в количестве 2.934,200 мт, перемещенного через таможенную границу Таможенного союза на танкере "Isabella Kosan" исходя из товарных субпозиций 2711 13 9700 ТН ВЭД ТС (ТН ВЭД ЕАЭС) по ставке вывозной таможенной пошлины, действующей на дату фактического вывоза - 06.02.2014 и в адрес общества обоснованно выставлено требование от 24.05.2016 N 26 об уплате таможенных платежей; сумма таможенных пошлин, подлежащих уплате ЗАО "Таманьнефтегаз", составила 20,761.642,41 руб., начислены пени в размере 5.060.477,32 руб.
Исходя из положений части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в рассматриваемом деле таможенным органом доказана правомерность оспариваемых ненормативных актов, которые соответствуют вышеназванным нормативным положениям действующего таможенного законодательства.
Доводы ЗАО "Таманьнефтегаз" о том, что у оператора морского терминала отсутствует статус, который предоставляет возможность участвовать ему в таможенных отношениях наравне с декларантами или таможенными представителями, равно как и доводы о том, что общество не имеет отношения к оцениваемому товару и не является лицом, незаконно перемещающим товары или участвующим в незаконном перемещении, обоснованно отклонены судами как опровергающиеся полученными таможенным органом в ходе проверки доказательствами.
Письмо ФТС России от 13.03.2013 N 04-41/10269, на которое ссылается заявитель, не является нормативным правовым актом, в связи с чем не устанавливает общеобязательных правил (норм), не является обязательным для исполнения и в соответствии со статьей 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может быть положено в основу судебного акта, следовательно, довод заявителя о нарушении таможенным органом рекомендаций, изложенных в данном письме, суды обоснованно признали несостоятельным.
Ссылка общества на прекращение уголовного дела N 220417 и уголовного преследования на основании постановления от 09.01.2017 отдела дознания Центральной энергетической таможни обоснованно отклонена судами, поскольку в силу статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление о прекращении уголовного дела не имеет преюдициального значения.
Согласно статье 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязательным для арбитражного суда по вопросам о том, имели ли место определенные действия и совершены ли они определенным лицом, является вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу.
С учетом изложенного, суды пришли к правомерному выводу о том, что оспариваемые решение и требование уполномоченного органа соответствуют требованиям таможенного законодательства и не нарушают права и законные интересы общества, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 01 декабря 2016 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 марта 2017 года по делу N А40-174421/16 оставить без изменения, кассационную жалобу ЗАО "Таманьнефтегаз" - без удовлетворения.
Председательствующий судья
В.В.КУЗНЕЦОВ

Судьи
И.Ю.ГРИГОРЬЕВА
Д.И.ДЗЮБА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)