Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.06.2016 N 13АП-9931/2016 ПО ДЕЛУ N А56-72636/2015

Разделы:
Таможенные платежи; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июня 2016 г. N 13АП-9931/2016

Дело N А56-72636/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июня 2016 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Зотеевой Л.В., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания: Трощенковой Д.С.
при участии:
- от истца (заявителя): Коршачек О.Г. по доверенности от 05.10.2015;
- от ответчика (должника): Стеценко С.В. по доверенности от 28.12.2015, Филоненко А.В. по доверенности от 21.12.2015
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9931/2016) Пулковской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.02.2016 по делу N А56-72636/2015 (судья Анисимова О.В.), принятое
по заявлению ООО "НЕВСКИЙ ПРОЕКТ"
к Пулковской таможне
об оспаривании решений
установил:

общество с ограниченной ответственностью "НЕВСКИЙ ПРОЕКТ" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Пулковской таможни (далее - таможня) от 20.08.2015 N 10221000/400/200815/Т0027/001, о признании незаконным решения Пулковской таможни от 20.08.2015 б/н о внесении изменений и дополнений в сведения, указанные в декларациях на товары (далее - ДТ), в отношении таможенных деклараций ДТ N N 10221010/240414/0017947, 10221010/050514/0019445, 10221010/050514/0019446, 10221010/060514/0019573, 10221010/190514/0021677, 10221010/190514/0021679, 10221010/260514/0022944, 10221010/260514/0022955, 10221010/270514/0023245, 10221010/020614/0024120, 10221010/050614/0025059, 10221010/070614/0025145, 10221010/090614/0025384, 10221010/160614/0026171, 10221010/180614/0026725, 10221010/020714/0029018, 10221010/160614/0026172, 10221010/160614/0026173, 10221010/160115/0000730, 10221010/160115/0000731, 10221010/270115/0002330, 10221010/120215/0004767; об обязании Пулковской таможни устранить допущенные нарушения прав Общества, отменив действия по доначислению таможенных платежей по указанным ДТ.
Решением суда от 10.02.2016 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе таможня просит отменить решение суда и принять новое решение, которым отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, судом неправильно применены нормы материального права и неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Общества просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, ссылаясь на правомерность решения суда.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в период 2014 - 2015 годов в адрес ООО "Невский проект" из Узбекистана ввезены произведенные в Узбекистане продукты питания - томаты свежие, огурцы свежие.
С целью таможенного оформления ввезенных продуктов Обществом в Пулковскую таможню поданы ДТ N N 10221010/240414/0017947, 10221010/050514/0019445, 10221010/050514/0019446, 10221010/060514/0019573, 10221010/190514/0021677, 10221010/190514/0021679, 10221010/260514/0022944, 10221010/260514/0022955, 10221010/270514/0023245, 10221010/020614/0024120, 10221010/050614/0025059, 10221010/070614/0025145, 10221010/090614/0025384, 10221010/160614/0026171, 10221010/180614/0026725, 10221010/020714/0029018, 10221010/160614/0026172, 10221010/160614/0026173, 10221010/160115/0000730, 10221010/160115/0000731, 10221010/270115/0002330, 10221010/120215/0004767.
В поданных декларациях таможенная процедура Обществом заявлена с учетом тарифных преференций для товаров, произведенных в Узбекистане.
В качестве документов, подтверждающих страну происхождения товаров в целях предоставления режима свободной торговли, Обществом представлены оригиналы сертификатов о происхождении товаров формы СТ-1 от 16.04.2014 N UZRU 43100728, от 22.04.2014 N UZRU 43100812, от 23.04.2014 N UZRU 43100846, от 29.04.2014 N UZRU 43100945, от 06.05.2014 N UZRU 43101043, от 10.05.2014 N UZRU 43101127, от 13.05.2014 N UZRU 43101164, от 20.05.2014 N UZRU 43101372, от 24.05.2014 N UZRU 43101521, от 27.05.2014 N UZRU 43101598, от 28.05.2014 N UZRU 43101642, от 03.06.2014 N UZRU 43101905, от 04.06.2014 N UZRU 43101962, от 07.06.2014 N UZRU 43102181, от 10.06.2014 N UZRU 43102274, от 11.06.2014 N UZRU 43102329, от 16.06.2014 N UZRU 43102528, от 17.06.2014 N UZRU 43102575, от 07.01.2015 N UZRU 53100009, от 13.01.2015 N UZRU 53100036, от 21.01.2015 N UZRU 53100126, от 04.02.2015 N UZRU 53200227.
На основании поданных Обществом деклараций и представленных документов ввезенные товары выпущены таможней без уплаты таможенной пошлины.
По итогам камеральной проверки, проведенной Пулковской таможней в период с 05 по 20 августа 2015 года (акт камеральной таможенной проверки от 20.08.2015 N 10222000/400/200815/А0027), таможней, полагая, что сертификат о стране происхождения товаров формы СТ-1 оформлен ненадлежащим образом, принято решение от 20.08.2015 N 10221000/400/200815/Т0027/001 о непредоставлении тарифных преференций в отношении товаров, выпущенных по ДТ N N 10221010/240414/0017947, 10221010/050514/0019445, 10221010/050514/0019446, 10221010/060514/0019573, 10221010/190514/0021677, 10221010/190514/0021679, 10221010/260514/0022944, 10221010/260514/0022955, 10221010/270514/0023245, 10221010/020614/0024120, 10221010/050614/0025059, 10221010/070614/0025145, 10221010/090614/0025384, 10221010/160614/0026171, 10221010/180614/0026725, 10221010/020714/0029018, 10221010/160614/0026172, 10221010/160614/0026173, 10221010/160115/0000730, 10221010/160115/0000731, 10221010/270115/0002330, 10221010/120215/0004767.
Основанием для принятия указанного решения послужил вывод таможни, что подписи от имени уполномоченного лица заявителя в графе 13 "Декларация заявителя" вышеуказанных сертификатов о происхождении товара формы СТ-1 выполнены с применением факсимиле - печатных форм с зеркальным изображением подписи-оригинала.
Сумма таможенных платежей, подлежащих доначислению и взысканию в связи с отсутствием оснований для представления тарифных преференций при выпуске товаров по вышеуказанным ДТ, предварительно определена и составила 464 873,89 руб.
Решениями Пулковской таможни от 20.08.2015 б/н внесены изменения и дополнения в сведения, указанные в декларациях на товары, в отношении таможенных деклараций ДТ N N 10221010/240414/0017947, 10221010/050514/0019445, 10221010/050514/0019446, 10221010/060514/0019573, 10221010/190514/0021677, 10221010/190514/0021679, 10221010/260514/0022944, 10221010/260514/0022955, 10221010/270514/0023245, 10221010/020614/0024120, 10221010/050614/0025059, 10221010/070614/0025145, 10221010/090614/0025384, 10221010/160614/0026171, 10221010/180614/0026725, 10221010/020714/0029018, 10221010/160614/0026172, 10221010/160614/0026173, 10221010/160115/0000730, 10221010/160115/0000731, 10221010/270115/0002330, 10221010/120215/0004767.
Не согласившись с вышеуказанными решениями таможни, Общество оспорило их в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, посчитал, что у таможни отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемых решений.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Согласно положениям пункта 1 статьи 179, статьей 181 Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее - ТК ТС) товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с Таможенным кодексом; при помещении под таможенные процедуры таможенному органу представляется декларация на товары, в которой указываются основные сведения, в том числе в кодированном виде: сведения о декларанте, таможенном представителе, об отправителе и о получателе товаров; сведения о товарах: наименование; описание; классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности; наименование страны происхождения; наименование страны отправления (назначения).
В силу положений пункта 1 статьи 36 Закона РФ N 5003-1 от 21.05.1993 "О таможенном тарифе" Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, международными договорами Российской Федерации, под которыми для целей настоящей статьи понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза.
На основании пункта 2 статьи 58 ТК ТС во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров, производится определение страны происхождения товаров.
Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством Таможенного союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров (пункт 1 статьи 58 ТК ТС).
Пунктом 2 статьи 59 ТК ТС предусмотрено, что документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.
Сертификат о происхождении товара - документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров (пункт 1 статьи 61 ТК ТС).
В соответствии со статьей 62 ТК ТС при ввозе товаров на Таможенную территорию таможенного союза документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется в случае, если стране происхождения этих товаров на территории Таможенного союза предоставляются тарифные преференции в соответствии с Таможенным законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза. В указанном случае документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется таможенному органу одновременно с предоставлением таможенной декларации. При этом предоставление тарифных преференций может быть обусловлено необходимостью представления сертификата о происхождении товара по определенной форме в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза.
При обнаружении признаков того, что заявленные сведения о стране происхождения товаров, которые влияют на применение ставок таможенных пошлин, налогов и (или) мер нетарифного регулирования, являются недостоверными, таможенные органы вправе потребовать представить документ, подтверждающий страну происхождения товаров.
В силу пункта 3 статьи 109 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) страна происхождения товаров определяется декларантом, а в случаях, установленных названным Федеральным законом, таможенным органом. Страна происхождения товаров заявляется декларантом таможенному органу при таможенном декларировании товаров. Происхождение товаров из заявляемой декларантом страны происхождения товаров должно быть документально подтверждено.
Статьей 110 Закона N 311-ФЗ предусмотрено, что таможенные органы осуществляют контроль правильности определения страны происхождения товаров в целях обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в случаях, когда применение таких мер зависит от страны происхождения товаров, до и после выпуска товаров.
По результатам осуществления контроля правильности определения страны происхождения товаров таможенный орган принимает решение о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Согласно пункту 6.1 Соглашения Правительств государств - участников Содружества независимых Государств от 20.11.2009 о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств (далее - Соглашение) для подтверждения страны происхождения товара в конкретном государстве - участнике Соглашения в целях предоставления режима свободной торговли необходимо предоставление таможенным органам страны ввоза сертификата формы СТ-1.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Обществом при декларировании товаров по ДТ N N 10221010/240414/0017947, 10221010/050514/0019445, 10221010/050514/0019446, 10221010/060514/0019573, 10221010/190514/0021677, 10221010/190514/0021679, 10221010/260514/0022944, 10221010/260514/0022955, 10221010/270514/0023245, 10221010/020614/0024120, 10221010/050614/0025059, 10221010/070614/0025145, 10221010/090614/0025384, 10221010/160614/0026171, 10221010/180614/0026725, 10221010/020714/0029018, 10221010/160614/0026172, 10221010/160614/0026173, 10221010/160115/0000730, 10221010/160115/0000731, 10221010/270115/0002330, 10221010/120215/0004767 представлены в таможенный орган оригиналы сертификатов о происхождении товаров формы СТ-1 от 16.04.2014 N UZRU 43100728, от 22.04.2014 N UZRU 43100812, от 23.04.2014 N UZRU 43100846, от 29.04.2014 N UZRU 43100945, от 06.05.2014 N UZRU 43101043, от 10.05.2014 N UZRU 43101127, от 13.05.2014 N UZRU 43101164, от 20.05.2014 N UZRU 43101372, от 24.05.2014 N UZRU 43101521, от 27.05.2014 N UZRU 43101598, от 28.05.2014 N UZRU 43101642, от 03.06.2014 N UZRU 43101905, от 04.06.2014 N UZRU 43101962, от 07.06.2014 N UZRU 43102181, от 10.06.2014 N UZRU 43102274, от 11.06.2014 N UZRU 43102329, от 16.06.2014 N UZRU 43102528, от 17.06.2014 N UZRU 43102575, от 07.01.2015 N UZRU 53100009, от 13.01.2015 N UZRU 53100036, от 21.01.2015 N UZRU 53100126, от 04.02.2015 N UZRU 53200227.
Согласно пункту 7.3 Соглашения в сертификате не допускается использование факсимиле подписей лиц, наличие подчисток, а также исправлений и дополнений, не заверенных в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 6.7 Соглашения в случае возникновения сомнений относительно безупречности сертификата формы СТ-1 или содержащихся в нем сведений таможенный орган страны ввоза может обратиться к уполномоченному органу, удостоверившему сертификат формы СТ-1, или к компетентным органам страны происхождения товара с мотивированной просьбой сообщить дополнительные или уточняющие сведения.
Согласно пункту 4 статьи 61 ТК ТС, если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к его оформлению и заполнению, установленных таможенным законодательством таможенного союза, таможенный орган самостоятельно принимает решение об отказе в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций.
Между тем, как обоснованно указал суд первой инстанции, в силу пункта 5 статьи 61 ТК ТС при принятии такого решения таможенный орган в ходе таможенного контроля вправе обратиться к уполномоченным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой предоставить дополнительные документы или уточняющие сведения. При этом, такое обращение не препятствует выпуску товаров на основании сведений о стране их происхождения, заявленных при помещении товаров под таможенную процедуру.
В рассматриваемом случае доказательства того, что таможенный орган обращался к уполномоченному органу Республики Узбекистан, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения в порядке пункта 5 статьи 61 ТК ТС в материалах дела отсутствуют.
Следует согласиться с выводом суда первой инстанции, о том, что принятие таможенным органом решения об отказе в рассмотрении сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций возможно только в случае наличия таких нарушений в оформлении и заполнении сертификата о происхождении товара, которые не позволяют однозначно определить страну происхождения товара.
Поскольку доказательств наличия обстоятельств, в силу которых Обществу не могли быть предоставлены тарифные преференции в отношении спорных товаров, таможенным органом в соответствии с частью 1 статьи 65 и частью 5 статьи 200 АПК РФ таможней в материалы дела не представлено, является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае таможенный орган не имел оснований для вынесения решения о непредставлении Обществом тарифных преференций в отношении товара, а также для доначисления таможенных платежей на ввозимый товар.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал незаконными оспариваемые решения таможенного органа и обязал таможню в силу положений статьи 201 АПК РФ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем отмены действий по доначислению таможенных платежей по вышеперечисленным ДТ.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10 февраля 2016 года по делу N А56-72636/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Пулковской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.И.ПРОТАС
Судьи
Л.В.ЗОТЕЕВА
В.М.ТОЛКУНОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)