Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.06.2017 N 10АП-7461/2017 ПО ДЕЛУ N А41-90200/16

Разделы:
Ввоз (импорт) товаров; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июня 2017 г. по делу N А41-90200/16


Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июня 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Иевлева П.А., Марченковой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Старчиковым А.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "СПСР-Экспресс" - Айдинова С.В. (представителя по доверенности от 27.03.2017),
от Шереметьевской таможни - Смирнова И.А. (представителя по доверенности от 19.12.2016),
от общества с ограниченной ответственностью "Тулпар Техник" - извещено, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Домодедовской таможни на решение Арбитражного суда Московской области от 24.04.2017 по делу N А41-90200/16, принятое судьей Криворучко Е.С.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "СПСР-Экспресс" (далее - ООО "СПСР-Экспресс") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным отказа Домодедовской таможни (далее - таможня) осуществить возврат таможенных платежей по заявлению от 22.09.2016 N 571, исчисленных по ДТ N 10002010/250816/0044745, в сумме 27 773 рублей 20 копеек и об обязании осуществить возврат таможенных платежей в сумме 27 773 рублей 20 копеек.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует общество с ограниченной ответственностью "Тулпар Техник" (далее - ООО "Тулпар Техник").
Решением Арбитражного суда Московской области от 24.04.2017 заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе таможня просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение им норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. Представитель таможни в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ООО "СПСР-Экспресс" в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя ООО "Тулпар Техник".
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителей таможни и ООО "СПСР-Экспресс", суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
ООО "СПСР-Экспресс" на основании договора о предоставлении комплекса услуг по таможенному оформлению от 16.08.2016 N ИМ 41/2016, заключенного с ООО "Тулпар Техник", 25.08.2016 подало на таможенный пост Домодедовской таможни декларацию на товары N 10002010/250816/0044745 (далее - ДТ), поступившие в адрес ООО "Тулпар Техник" от его иностранного контрагента.
Ввезенный по ДТ товар (пульт системы управления модулями и компонентами салонной системы самолета "Decrane aerospace audio international") помещен под таможенную процедуру временно ввоза (допуска) сроком на 10 месяцев с частичным условным освобождением от уплаты таможенных платежей, что подтверждается записями "ИМ" и "53" в графе 1 "Декларация".
Таможенным представителем исчислена сумма платежей за 10 месяцев нахождения товара на таможенной территории Таможенного союза в размере 27 773 рубля 20 копеек графа 47 декларации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 282 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Таможенный кодекс) при временном ввозе товаров с частичным условным освобождением от уплаты таможенных платежей за каждый полный и неполный месяц нахождения товаров на территории России подлежит уплате 3 процента от суммы ввозных таможенных пошлин и налогов, которые подлежали бы уплате при выпуске товаров для внутреннего потребления.
Воспользовавшись возможностью, предоставляемой пунктом 4 статьи 282 Таможенного кодекса, ООО "СПСР-Экспресс" перечислило до выпуска товаров все причитающиеся таможенные платежи в размере 27 773 рубля 20 копеек согласно банковскому ордеру от 26.08.2016 N 153299, что также подтверждается записью "5010-27773.20-643-7006-25.08.2016-ПК" в графе "В Подробности подсчета", означающей уплату НДС в размере 27 773 рублей 20 копеек в российских рублях с использованием микропроцессорной пластиковой карты по чеку от 25.08.2016 N 7006.
В дальнейшем ООО "СПСР-Экспресс" обратилось в таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей от 22.09.2016 исх. N 571 (зарегистрировано таможней 26.09.2016 вх. N 10039) в связи с ошибочным исчислением и уплатой декларантом таможенных платежей по ДТ.
Письмом от 30.09.2016 N 10-14/19413 таможня сообщила ООО "СПСР-Экспресс" о невозможности осуществления возврата денежных средств со ссылкой на то, что заявление не отвечает требованиям, установленным таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, поскольку ООО "СПСР-Экспресс" не является лицом, на которое возложена обязанность по уплате, а значит по мнению таможенного органа не является плательщиком, в смысле статьи 114 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании).
Не согласившись с данным отказом таможни от 30.09.2016 по возврату излишне уплаченных таможенных платежей, ООО "СПСР-Экспресс" 27.12.2016 оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявление ООО "СПСР-Экспресс", суд первой инстанции признал его обоснованным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Таможенного кодекса таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства Таможенного союза, в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.
Согласно пункту 1 статьи 75 Таможенного кодекса объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу.
Плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с данным Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов (статья 79 Таможенного кодекса).
В силу части 2 статьи 179 Таможенного кодекса таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта.
Согласно части 2 статьи 12 Таможенного кодекса таможенный представитель совершает от имени и по поручению декларанта таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза на территории государства - члена Таможенного союза, таможенным органом которого он включен в реестр таможенных представителей.
Как установлено частью 3 статьи 12 Таможенного кодекса, отношения таможенных представителей с декларантами или иными заинтересованными лицами строятся на договорной основе.
В соответствии с частью 5 статьи 60 Закона о таможенном регулировании таможенный представитель может уплачивать таможенные пошлины, налоги, если содержание таможенной процедуры, определенной для декларирования товаров, предусматривает их уплату и если условиями договора, заключенным между декларантом и таможенным представителем, предусмотрена уплата таможенных пошлин, налогов таможенным представителем.
В силу нормы части 6 статьи 60 Закона о таможенном регулировании при декларировании товаров и (или) их выпуске таможенный представитель несет солидарную с декларантом обязанность по уплате таможенных платежей в полном размере суммы подлежащих уплате таможенных платежей вне зависимости от условий договора таможенного представителя с декларантом и иными представляемыми им лицами.
Поскольку при декларировании товаров таможенный представитель несет солидарную с декларантом обязанность по уплате таможенных платежей, он обладает статусом плательщика таможенных платежей.
Соответственно, таможенный представитель, полностью исполнивший солидарную с декларантом обязанность по уплате таможенных платежей, обладает равными с декларантом правами в отношении уплаченных сумм, в том числе и правом на обращение с заявлением об их возврате.
Довод таможни относительно того, что ООО "СПСР-Экспресс" не является лицом, на которое возложена обязанность по уплате, а значит, не является плательщиком в смысле статьи 114 Закона о таможенном регулировании, обоснованно отклонен судом первой инстанции как основанный на неверном применении норм материального права.
Согласно части 4 статьи 16 Таможенного кодекса обязанности таможенного представителя перед таможенным органом не могут быть ограничены договором с представляемым лицом.
Договор на предоставление комплекса услуг по таможенному оформлению от 16.08.2016 N ИМ 41/2016, заключенный между ООО "СПСР-Экспресс" и ООО "Тулпар Техник", регулирует гражданско-правовые отношения между указанными лицами и не может повлиять на их права и обязанности по отношению к таможне.
Согласно статье 89 Таможенного кодекса излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с этим Кодексом и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
В силу статьи 90 Таможенного кодекса возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
В силу Конституции Российской Федерации признание, соблюдение и защита права частной собственности, относящегося к основным правам, составляет обязанность государства (статья 2; статья 8 часть 2; статья 17, часть 2).
В целях реализации указанных конституционных полномочий федеральный законодатель установил в Законе о таможенном регулировании правила, касающиеся порядка и сроков возврата излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств.
В статье 147 Закона о таможенном регулировании содержатся положения, согласно которым возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов производится таможенным органом в течение трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
В соответствии с частью 1 статьи 147 Закона о таможенном регулировании излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
При этом частью 1 статьи 122 Закона о таможенном регулировании предусмотрено, что возврат авансовых платежей осуществляется по правилам, предусмотренным для возврата излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов, если заявление об их возврате подано лицом, внесшим авансовые платежи (его правопреемником), в течение трех лет со дня последнего распоряжения об использовании авансовых платежей.
Таким образом, Законом о таможенном регулировании установлена административная процедура возврата таможенных платежей, налогов в случае их излишней уплаты (излишнего взыскания), а также уплаты в отсутствие законных оснований, и предусмотрены сроки на реализацию лицами своих прав во внесудебной процедуре, то есть путем обращения с соответствующим заявлением в таможенный орган.
Действующее законодательство Российской Федерации не устанавливает запретов и ограничений на предъявление требований о возврате излишне уплаченных таможенных платежей даже в том случае, если платежи декларантом вносились добровольно. Такой вывод, в частности, отражен в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства".
Материалами дела также подтверждается, что в данном случае ООО "СПСР-Экспресс" предпринята попытка реализовать порядок возврата излишне уплаченных таможенных платежей исходя из норм статьи 147 Закона о таможенном регулировании.
Однако письмом от 30.09.2016 N 10-14/19413 таможня отказала обществу в возврате излишне уплаченных таможенных платежей в связи с непредставлением декларантом документов, подтверждающих факт излишней уплаты таможенных платежей.
Между тем из материалов дела следует, что к заявлению ООО "СПСР-Экспресс" от 22.09.2016 исх. N 571 о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, приложены документы согласно перечню, в том числе: чек от 25.08.2016 N 7006 на общую сумму 27 773 рублей 20 копеек, банковский ордер от 26.08.2016 N 153299 на общую сумму 27 773 рублей 20 копеек, копия декларации на товары ДТ N 10002010/250816/0044745.
Кроме того, ООО "СПСР-Экспресс" представило подтверждение уплаты таможенных пошлин, налогов за период с 02.04.2014 по 31.12.2016, выданное таможней по его обращению. В указанном подтверждении имеется запись с порядковым номером 1524 об уплате периодических платежей по ДТ N 10002010/250816/0044745 в сумме 27 773 рубля 20 копеек с указанием реквизитов платежного документа от 25.08.2016 N 7006. Данные реквизиты соответствуют реквизитам чека, сформированного ООО "Мультисервисная платежная система". В колонке "Таможенный представитель" также указаны наименование, а также ИНН и КПП ООО "СПСР-Экспресс".
При указанных обстоятельствах довод таможни о том, что ООО "СПСР-Экспресс" не представило документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, опровергается материалами дела, а именно: копиями заявлений о возврате излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов (от 26.09.2016) с входящими штампами таможни и без составления Актов об отсутствии приложений, что свидетельствует, что все поименованные в заявлениях документы, заявителем представлены в таможенный орган.
В обоснование апелляционной жалобы таможня также ссылается на необходимость внесения изменений в декларацию на товары. Таможня утверждает, что в рассматриваемом случае требовалось внесение изменений в графу "В" декларации.
Апелляционный суд находит данный довод таможни в данном случае несостоятельным.
Апелляционным судом установлено, что испрашиваемая сумма в установленном порядке была отражена в графе "В. Подробности подсчета", что полностью соответствует Инструкции о порядке заполнения декларации на товары (утверждена Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257).
В Инструкции сказано, что в графе "В. Подробности подсчета" "...указываются сведения о суммах таможенных платежей, иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, за все товары, декларируемые в ДТ".
Ниже в той же Инструкции сказано, что в графу вносятся "Сведения об уплате таможенного платежа, иного платежа, взимание которого возложено на таможенные органы...", которые формируются по установленной схеме.
Соответственно, графа "В Подробности подсчета" содержит сведения о фактической уплате таможенных платежей по декларации и, таким образом, отражает состояние расчетов между таможней и участником ВЭД по данной ДТ.
Более того, данная графа заполняется автоматически компьютерной программой, в которой заполняются декларации, после списания денежных средств со счета.
Таким образом, внесение изменений в графу "В. Подробности подсчета" приведет к тому, что декларация будет содержать информацию, не соответствующую фактической уплате таможенных платежей.
Таким образом, для возвращения истребуемых денежных средств каких-либо изменений в указанную графу не требуется.
Принимая во внимание данные обстоятельства, а также положения статьи 147 Закона о таможенном регулировании, апелляционный суд соглашается с выводом суда об отсутствии у таможни в данном случае оснований для отказа в возврате ошибочно уплаченных таможенных платежей.
Из доводов таможни, материалов дела оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 24.04.2017 по делу N А41-90200/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).
Председательствующий судья
Е.Е.ШЕВЧЕНКО

Судьи
П.А.ИЕВЛЕВ
Н.В.МАРЧЕНКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)