Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.01.2016 N 15АП-21006/2015 ПО ДЕЛУ N А32-21760/2015

Разделы:
Таможенная стоимость; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 января 2016 г. N 15АП-21006/2015

Дело N А32-21760/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 января 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.
судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шемшиленко А.А.
при участии:
- от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Краснодарской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 13.10.2015 по делу N А32-21760/2015
по заявлению общества с ограниченной ответственность "ЭкспоТ"
к Краснодарской таможне
о взыскании процентов за нарушение сроков возврата излишне уплаченных платежей
принятое судьей Меньшиковой О.И.
установил:

общество с ограниченной ответственностью "ЭкспоТ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Краснодарской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о взыскании процентов за нарушение сроков возврата излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 4 600 323,54 руб. (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением суда от 13.10.2015 с учетом определения об исправлении технической ошибки от 08.12.2015 заявление удовлетворено, с таможни в пользу общества взысканы проценты за нарушение срока возврата излишне взысканных таможенных платежей в сумме 4 600 323,54 руб. Ходатайство общество о возмещении судебных расходов на оплату услуг представителя удовлетворено частично.
Не согласившись с принятым судебным актом, таможня подала в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на недоказанность факта нарушения таможней срока возврата излишне уплаченных таможенных платежей по заявлениям общества.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с главой 34 АПК РФ. Жалоба мотивирована тем, что у общества не возникло право на начисление процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченных платежей, так как платежи были возвращены обществу в установленные законодательством сроки.
Лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, о месте, дате и времени его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем, на основании части 3 статьи 156 АПК РФ судебное заседание проведено без их участия.
Учитывая, что таможня в апелляционной жалобе не оспаривает решение суда в части частичного отказа в удовлетворении ходатайства общества о возмещении судебных расходов на оплату услуг представителя, и общество не заявило возражений против решения суда в данной части, суд апелляционной инстанции на основании ч. 5 ст. 268 АПК РФ проверяет законность решения суда только в обжалованной таможней части удовлетворения требований общества.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании внешнеэкономических контрактов общество осуществило ввоз на территорию Российской Федерации плодоовощную продукцию с оформлением ДТ N N 10309180/020512/0000717, 10309180/010512/0000712, 10309180/010512/0000714, 10309180/020512/0000716, 10309180/040512/0000739, 10309180/040512/0000738, 10309180/050512/0000752, 10309180/050512/0000748, 10309180/080512/0000768, 10309180/080512/0000772, 10309180/110512/0000789, 10309180/110512/0000791, 10309180/120512/0000797, 10309180/150512/0000824, 10309180/150512/0000825, 10309180/150512/0000819, 10309180/160512/0000832, 10309180/170512/0000844, 10309180/170512/0000846, 10309180/180512/0000861, 10309180/180512/0000864, 10309180/190512/0000866, 10309180/210512/0000893, 10309180/210512/0000892, 10309180/210512/0000899, 10309180/210512/0000886, 10309180/240512/0000927, 10309180/240512/0000924, 10309180/240512/0000919, 10309180/240512/0000925, 10309180/250512/0000934, 10309180/250512/0000939, 10309180/250512/0000938, 10309180/250512/0000937, 10309180/290512/0000964, 10309180/300512/0000966, 10309180/300512/0000973, 10309180/310512/0000979, 10309180/010612/0000991, 10309180/010612/0000988, 10309180/010612/0000992, 10309180/020612/0001000, 10309180/020612/0001004, 10309180/020612/0000998, 10309180/040612/0001009, 10309180/060612/0001035, 10309180/070612/0001039, 10309180/090612/0001058, 10309180/090612/0001061, 10309180/090612/0001059, 10309180/100612/0001068, 10309180/100612/0001069, 10309180/130612/0001094, 10309180/130612/0001093, 10309180/140612/0001099, 10309180/150612/0001109, 10309180/170612/0001119, 10309180/170612/0001122, 10309180/210612/0001145, 10309180/240612/0001164 (далее - спорные ДТ).
Для целей таможенного оформления и подтверждения таможенной стоимости ввозимого товара обществом представлены в таможню все необходимые документы в соответствии с таможенным законодательством.
По результатам рассмотрения представленных заявителем документов, таможенным органом принято решение о несогласии с использованием первого метода определения таможенной стоимости по мотиву невыполнения декларантом условий о документальном подтверждении и достоверности цены сделки. Заявителю предложено произвести корректировку по другому методу, в связи с чем, в целях наиболее быстрого выпуска скоропортящегося товара, таможенная стоимость откорректирована декларантом в сторону увеличения таможенной стоимости.
Общество направило в адрес таможни обращение, составленное в письменной форме с обоснованием необходимости корректировки и указанием, в т.ч. вышеуказанных регистрационных номеров ДТ и КТС (обращение от 30.08.2012). В вышеуказанном обращении общество просило таможню провести корректировку таможенной стоимости товаров после выпуска товара и произвести возврат излишне уплаченных таможенных пошлин в соответствии со статьей 90 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее ТК ТС) и статьей 147 Федерального закона от 21.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее Закон N 311-ФЗ).
Письмом от 05.09.2012 N 07.1-04/17811 таможня в удовлетворении обращения заявителя в проведения корректировки таможенной стоимости товаров, после выпуска товаров с применением первого метода, отказала, сославшись на то, что декларантом не подтверждена документально цена сделки, в связи с чем, применение первого метода определения таможенной стоимости невозможно.
Общество обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконными действий таможни, выразившихся в отказе от корректировки таможенной стоимости после выпуска товаров с применением первого метода определения таможенной стоимости, в том числе, по ДТ 10309180/020512/0000717, 10309180/010512/0000712, 10309180/010512/0000714, 10309180/020512/0000716, 10309180/040512/0000739, 10309180/040512/0000738, 10309180/050512/0000752, 10309180/050512/0000748, 10309180/080512/0000768, 10309180/080512/0000772, 10309180/110512/0000789, 10309180/110512/0000791, 10309180/120512/0000797, 10309180/150512/0000824, 10309180/150512/0000825, 10309180/150512/0000819, 10309180/160512/0000832, 10309180/170512/0000844, 10309180/170512/0000846, 10309180/180512/0000861, 10309180/180512/0000864, 10309180/190512/0000866, 10309180/210512/0000893, 10309180/210512/0000892, 10309180/210512/0000899, 10309180/210512/0000886, 10309180/240512/0000927, 10309180/240512/0000924, 10309180/240512/0000919, 10309180/240512/0000925, 10309180/250512/0000934, 10309180/250512/0000939, 10309180/250512/0000938, 10309180/250512/0000937, 10309180/290512/0000964, 10309180/300512/0000966, 10309180/300512/0000973, 10309180/310512/0000979, 10309180/010612/0000991, 10309180/010612/0000988, 10309180/010612/0000992, 10309180/020612/0001000, 10309180/020612/0001004, 10309180/020612/0000998, 10309180/040612/0001009, 10309180/060612/0001035, 10309180/070612/0001039, 10309180/090612/0001058, 10309180/090612/0001061, 10309180/090612/0001059, 10309180/100612/0001068, 10309180/100612/0001069, 10309180/130612/0001094, 10309180/130612/0001093, 10309180/140612/0001099, 10309180/150612/0001109, 10309180/170612/0001119, 10309180/170612/0001122, 10309180/210612/0001145, 10309180/240612/0001164 и об обязании таможни принять заявленную декларантом таможенную стоимость.
Решением Арбитражного суда от 11.02.2013 по делу А32-30102/2012, вступившим в законную силу, заявленные требования общества удовлетворены в полном объеме.
ООО "ЭкспоТ" обращалось в Краснодарскую таможню с заявлениями о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм таможенных платежей в сумме 23 437 025, 15 рублей от 154.09.2014 г. N 155, от 30.05.2014 г. N 40, от 02.08.2014 г. N 125, от 02.07.2014 г. N 105.
Однако таможенный орган письмами отказывал в возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей в сумме 23 437 025.15 руб.
Платежными поручениями от 16.10.2014 г. N 669, N 716 с назначением платежа: "Возврат по решению Арбитражного суда Краснодарского края по делам N А32-30102/2012" денежные средства сумме 23 437 025, 15 рублей перечислены на расчетный счет общества.
Посчитав, что Краснодарская таможня обязана уплатить проценты за нарушение сроков возврата излишне уплаченных таможенных платежей, общество обратилось с соответствующим заявлением в Арбитражный суд Краснодарского края.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел достаточных оснований для переоценки вывода суда первой инстанции о том, что с таможни в пользу общества подлежат взысканию проценты за нарушение срока возврата излишне взысканных таможенных платежей в сумме 4 600 323,54 рублей.
Так, принимая решение по настоящему делу, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно статье 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с ТК ТС и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Согласно статье 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов.
Согласно пункту 2 статьи 355 ТК ТС излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика.
Указанное заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
В силу пункта 4 статьи 355 ТК ТС возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза.
Согласно пункту 1 статьи 129 Закона N 311-ФЗ возврат таможенных сборов осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом для возврата таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
На основании норм пункта 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 Закона N 311-ФЗ таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Таким образом, право на начисление процентов за нарушение сроков возврата излишне уплаченных таможенных платежей возникает в случае наличия у плательщика законных оснований для возврата излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей и их несвоевременного возврата таможенным органом.
Законность требований плательщика может быть установлена как решением таможенного органа, так и решением арбитражного суда. Решение таможенного органа об отказе в возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей не лишает возможности плательщика требовать начисления процентов за несвоевременный возврат этих платежей, если в судебном порядке будет признан факт их излишней уплаты или взыскания таможенным органом.
Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.02.2013 по делу N А32-30102/2012 установлено, что таможенные платежи 23 437 025,15 руб. являются излишне взысканными, в связи с чем, данные обстоятельства не подлежат повторному доказыванию в настоящем деле.
Таким образом, законность требований общества об уплате процентов подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края 11.02.2013 по делу N А32-30102/2012.
С учетом правовой позиции, высказанной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.01.2014 N 11372/13, при расчете суммы процентов должны приниматься во внимание следующие правила: при определении периода просрочки - фактическое количество календарных дней просрочки с учетом дня фактического возврата налога (поступления денежных средств в банк), при определении ставки процентов - ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшая в дни нарушения срока возмещения, деленная на количество дней в соответствующем году (365 или 366 дней).
Письмом от 30.03.2012 N 01-11/15247 Федеральной таможенной службы было указано таможенным органам о том, что при расчете процентов за нарушение таможенным органом срока возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов учитывается фактическое количество дней в году - 365 или 366.
В данном случае право заявителя на получение процентов рассматривается как право на финансовую компенсацию потерь, вызванных незаконным бездействием таможенного органа в связи с непринятием решения о возврате излишне уплаченных таможенных платежей. Иное толкование не отвечает основам таможенного регулирования.
По настоящему делу проценты должны начисляться с даты списания денежных средств общества по день предшествующий дате возврата - то есть по 15.10.2014 включительно.
Обществом рассчитаны проценты по пункту 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ за просрочку возврата таможенных платежей в сумме 4 600 323,54.
Проверив представленный обществом расчет процентов, суд апелляционной инстанции, как и суд первой инстанции, считает данный расчет арифметически и методологически верным.
Учитывая изложенное, судом первой инстанции требования общества о взыскании с таможни процентов за нарушение сроков возврата излишне взысканных таможенных платежей правомерно удовлетворены в сумме 4 600 323,54 руб.
Судебные расходы по делу распределены судом в соответствии со ст. 110 АПК РФ, а также с учетом принципов относимости, реальности и разумности.
Доводы, приведенные в жалобе, не свидетельствуют о незаконности решения суда, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся лишь к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется. В этой связи, суд апелляционной инстанции считает решение суда от 13.10.2015 с учетом определения об исправлении технической ошибки от 08.12.2015 законным, обоснованным и не подлежащим отмене. Апелляционная жалоба таможни отклоняется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.10.2015 с учетом определения об исправлении технической ошибки от 08.12.2015 по делу N А32-21760/2015 в обжалованной части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Н.Н.СМОТРОВА
Судьи
М.В.СОЛОВЬЕВА
С.С.ФИЛИМОНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)