Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 11.05.2016 N Ф08-2781/2016 ПО ДЕЛУ N А32-36306/2015

Требование: Об отмене постановлений о привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 16.2 КоАП РФ за заявление при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений.

Разделы:
Таможенное декларирование и оформление; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 мая 2016 г. по делу N А32-36306/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 мая 2016 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Прокофьевой Т.В. и Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании от заявителя - индивидуального предпринимателя Корнилова Олега Александровича (ИНН 263400251978, ОГРНИП 304264520800035) -Делавшока А.Ю. (доверенность от 22.09.2015), от заинтересованного лица - Новороссийской таможни (ИНН 2315060310, ОГРН 1032309080264) - Зубко А.О. (доверенность от 10.12.2015), рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Корнилова Олега Александровича на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.01.2016 (судья Меньшикова О.И.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2016 (судьи Смотрова Н.Н., Соловьева М.В., Филимонова С.С.) по делу N А32-36306/2015, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Корнилов Олег Александрович (далее - предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Новороссийской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании незаконными и отмене постановлений от 07.09.2015 N 10317000-656/2015, 10317000-657/2015 о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 110 тыс. рублей штрафа по каждому постановлению.
Решением от 25.01.2016, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 16.03.2016, суды признали незаконными и отменили оспариваемые постановления в части назначения штрафа в размере, превышающем 100 тыс. рублей.
Судебные акты мотивированы наличием в действиях заявителя вмененных ему административных правонарушений, соблюдением таможней порядка привлечения предпринимателя к административной ответственности и отсутствием оснований для признания правонарушений малозначительными.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить судебные акты. Податель жалобы считает, что у него отсутствовала возможность проверить маркировку товара, которая производится продавцом; правонарушение неверно квалифицировано по части 3 статьи 16.2 Кодекса; таможней необоснованно вынесено два постановления за одно и то же правонарушение.
В отзыве на кассационную жалобу таможня просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
В судебном заседании представители предпринимателя и таможенного органа поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 27.03.2014 предприниматель для помещения товара под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" с использованием электронной формы декларирования подал декларацию на товары - ДТ N 10317110/270315/0005879, в том числе на товар N 2: мебель бытовая: столы на металлическом каркасе, код ОКП 561100, для удобства транспортировки столы в частично разобранном виде, всего 60 столов, упакованы в картонные коробки, всего 60 картонных коробок: обеденный стол со столешницей из закаленного стекла 12 мм, артикул DT309-60 шт. Изготовитель: "TIANJIN GOLDENSUN IMPORT AND EXPORT CO., LTD", Китайская Народная Республика, товарный знак "СБК", общий вес брутто 3 774 кг, общий вес нетто 3 288 кг.
Указанный товар прибыл в адрес предпринимателя во исполнение контракта от 05.03.2014 N RU-CH-1015/14, заключенного с компанией "TIANJIN GOLDENSUN IMPORT & EXPORT CO., LTD", Китайская Народная Республика, в части контейнера N ZCSU8783047 по коносаменту от 15.02.2015 N ZIMUXNG1009523.
В целях подтверждения соблюдения запретов и (или) ограничений, установленных в отношении товара N 2, заявленного в ДТ N 10317110/270315/0005879, предприниматель в таможенный орган представил декларацию о соответствии от 18.09.2014 N ТС N RU Д-CN.АУ04.В.03070, зарегистрированную на товар "мебель бытовая: столы обеденные, письменные, туалетные, журнальные, кухонные, под ТВ, сервировочные, преддиванные, торговая марка: "СБК", изготовитель "TIANJIN GOLDHNSUN IMPORT AND EXPORT CO., LTD", Китайская Народная Республика, серийный выпуск по контракту от 05.03.2014 N RU-CH-1015/14".
В этой декларации указано, что продукция, в отношении которой зарегистрирована декларация, соответствует требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 025/2012 "О безопасности мебельной продукции".
В ходе проверки документов и сведений, задекларированных по ДТ N 10317110/270315/0005879, принято решение о проведении таможенного контроля в форме таможенного досмотра товаров.
В связи с тем, что по состоянию на 06.04.2015 товар N 2, заявленный в ДТ N 10317110/270315/0005879, не предъявлен предпринимателем для проведения таможенного контроля (таможенного досмотра). На основании пунктов 1 и 2 статьи 201 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Кодекс) таможенным органом отказано в выпуске указанного товара.
8 апреля 2015 года предпринимателем в таможню для помещения товара под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" с использованием электронной формы декларирования подана новая ДТ N 10317110/080415/0006908, в том числе на товар N 2: мебель бытовая: столы на металлическом каркасе, код ОКП: 561100, для удобства транспортировки столы в частично разобранном виде, всего 60 столов, упакованы в картонные коробки, всего 60 картонных коробок: обеденный стол со столешницей из закаленного стекла 12 мм, артикул DT309-60 шт. Изготовитель: "TIANJIN GOLDENSUN IMPORT AND EXPORT CO., LTD", Китайская Народная Республика, товарный знак "СБК", общий вес брутто 3 774 кг, общий вес нетто 3 288 кг.
В результате таможенного досмотра товаров (акт таможенного досмотра N 10317100/080415/000599) установлено, что в части контейнера N ZCSU8783047 находится, в том числе, товар, заявленный в ДТ N 10317110/270315/0005879: столы на металлическом каркасе со стеклянной столешницей в частично разобранном виде, уложены в картонные коробки. Коробки с товаром помещены в деревянную обрешетку. На картонных коробках имеется маркировка "DESCRIPTION DT309 DINING TABLE / COLOR WHITE FROSTED / SIZE 1315*870*150 MM/ PACKAGE 1 PCS/1CTNS / CARTON 1/1 / POGSA14121601 / СБК". Всего по товару 60 единиц товара, 60 грузовых мест, общим весом брутто 3 774 кг, весом нетто 3 288 кг.
Согласно служебной записке таможни от 10.04.2015 N 26-26/0390 на товар "мебель" распространяется действие Технического регламента Таможенного союза N ТР ТС 025/2012 "О безопасности мебельной продукции".
Предпринимателем при подаче ДТ N 10317110/270315/0005879 на товар N 2 "мебель бытовая: столы на металлическом каркасе" в качестве документа, подтверждающего соблюдение запретов и ограничений, представлена декларация о соответствии от 18.09.2014 N ТС N RU Д-CN.АУ04.В.03070.
Таможней установлено, что в маркировке товара N 2, задекларированного по указанным ДТ, отсутствует информация (как на товаре, так и на его упаковке) о наименовании изделия, производителе товара, дате изготовления, гарантийном сроке и т.д. При идентификации товара N 2 по ДТ N 10317110/270315/0005879 с декларацией о соответствии от 18.09.2014 N ТС N RU Д-CN.АУ04.В.03070 путем сопоставления сведений, в том числе отраженных в АТД N 10317100/080415/000599, установлено, что данный товар невозможно идентифицировать с указанным разрешительным документом.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для вынесения таможней постановлений о привлечении предпринимателя к административной ответственности по части 3 статьи 16.2 Кодекса от 07.09.2015 N 10317000-656/2015, 10317000-657/2015.
Не согласившись с указанными постановлениями, предприниматель обратился в арбитражный суд заявлением о признании их незаконными.
Рассматривая заявленные требования, суды правомерно исходили из следующего.
Согласно части 3 статьи 16.2 Кодекса заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
К административной ответственности по части 3 статьи 16.2 Кодекса подлежит привлечению лицо, осуществляющее деятельность, связанную с незаконным ввозом товаров в Российскую Федерацию, вступающее в правоотношения с таможенными органами. Таким лицом является либо декларант, либо его таможенный представитель (специализированная организация, с которой предпринимателем заключен договор для таможенного оформления товара) (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17.07.2014 N 1572-О).
Объективная сторона данного правонарушения состоит в заявлении декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений.
Перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено Таможенным кодексом, международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения (часть 1 статьи 152 Таможенного кодекса).
В соответствии со статьей 179 Таможенного кодекса товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с Таможенным кодексом. Таможенное декларирование производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.
При помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары (часть 1 статьи 181 Таможенного кодекса).
В силу пункта 2 статьи 181 Таможенного кодекса в декларации на товары указываются основные сведения, в том числе сведения о соблюдении ограничений (подпункт 8); сведения о производителе товаров (подпункт 9); сведения о документах, представляемых в соответствии со статьей 183 Кодекса (подпункт 11).
Пунктом 1 статьи 183 Таможенного кодекса установлено, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено Кодексом. К таким документам относятся, в том числе, документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений (подпункт 5 пункт 1 статьи 183 Кодекса).
Согласно статье 188 Таможенного кодекса при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан, в том числе, произвести таможенное декларирование товаров, представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством таможенного союза.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия.
В силу подпункта "б" пункта 9 статьи 32 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами исходя из национальных интересов могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, если эти меры необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащих международным договорам Российской Федерации нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся, в том числе представления таможенным органам Российской Федерации одновременно с ТД документов о соответствии товаров обязательным требованиям.
В соответствии со статьей 2 Закона N 184-ФЗ декларация о соответствии - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.
Согласно пункту 5 статьи 24 Закона N 184-ФЗ декларация о соответствии оформляется на русском языке и должна содержать, в том числе информацию об объекте подтверждения соответствия, позволяющую идентифицировать этот объект.
Форма декларации о соответствии утверждается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.
Статьей 2 Закона N 184-ФЗ установлено, что идентификация продукции - установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 ТР ТС 025/2012, данный Технический регламент распространяется на выпускаемую в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза мебельную продукцию - изделия, наборы, гарнитуры мебели бытовой и для общественных помещений, в том числе изготовленную по индивидуальным заказам.
Согласно пункту 7.1 статьи 5 ТР ТС 025/2012 каждое изделие мебели, реализуемое на территории государства - члена Таможенного союза, должно иметь маркировку на русском языке и, при наличии соответствующих требований в его законодательстве, - на его государственном языке. Торговое наименование продукции, поставляемой из стран, расположенных не на единой территории Таможенного союза, а также наименование фирмы изготовителя могут быть выполнены буквами латинского алфавита.
Маркировка должна быть выполнена печатным способом на бумажном ярлыке (этикетке) или на ярлыке из ткани, прочно прикрепленных к изделию мебели, поставляемому в собранном виде.
Изделия мебели, поставляемые в разобранном виде, могут не иметь маркировки с обозначением изделия и даты изготовления. В этом случае обозначение изделия проставляется изготовителем или продавцом во время продажи изделия мебели или во время его сборки у пользователя. Дата выпуска должна быть указана на упаковке (упаковках). Маркировка на мебель в разобранном виде наносится на упаковку.
- Допускается наносить маркировку несмываемой краской, штемпелеванием, выжиганием, продавливанием, а также проставлять отдельные реквизиты ярлыка специальным штампом;
- В соответствии с пунктом 7.2 статьи 5 ТР ТС 025/2012 маркировка должна быть четкой и содержать: наименование изделия мебели по эксплуатационному и функциональному назначению, обозначение изделия (цифровое, собственное, модель и тому подобное); товарный знак (логотип) изготовителя (при наличии); наименование страны изготовителя; наименование и местонахождение изготовителя; наименование, юридический и фактический адрес уполномоченного изготовителем лица, импортера; дату изготовления; гарантийный срок; срок службы, установленный изготовителем; единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.
Для мебели, поставляемой в разобранном виде, маркировочный ярлык должен вкладываться в упаковку вместе с инструкцией по сборке.
Ответственность за заявление декларантом либо таможенным представителем при декларировании товаров и (или) транспортных средств недостоверных сведений о товарах и (или) транспортных средствах, а равно представление недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для неприменения запретов и (или) ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, предусмотрена частью 3 статьи 16.2 Кодекса.
Таким образом, предприниматель обоснованно привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 16.2 Кодекса, поскольку в маркировке товара N 2, заявленного по ДТ N 10317110/270315/0005879, отсутствовала информация (как на товаре, так и на его упаковке) о наименовании изделия, производителе товара, дате изготовления, гарантийном сроке и т.д.; отсутствовала возможность идентификации товара N 2 по ДТ N 10317110/270315/0005879 с декларацией о соответствии от 18.09.2014 N ТС N RU Д-CN.АУ04.В.03070 путем сопоставления сведений, в том числе, отраженных в АТД N 10317100/080415/000599.
Судебные инстанции обоснованно отклонили доводы предпринимателя о повторности привлечения к административной ответственности за совершение одного и того же административного правонарушения, поскольку из материалов дела следует, что предпринимателем подавались две таможенные декларации, в связи с чем в рассматриваемом случае имеют место два однородных административных правонарушения, а не повторность привлечения к ответственности в соответствии с частью 5 статьи 4.1 Кодекса.
Суды установили, что у предпринимателя была возможность в целях исключения возможного нарушения таможенного законодательства Таможенного союза перед подачей в таможенный орган ДТ N 10317110/270315/0005879 провести предварительный осмотр, установить наличие на партии товара маркировок, соотнести их с имеющимися в его распоряжении разрешительными документами на предмет наличия маркировок, позволяющих распространить их на товар, фактически ввезенный на таможенную территорию Таможенного союза по инвойсу от 10.02.2015 N GSA14121601. Поскольку данные действия предпринимателем не выполнены, суды обоснованно указали на наличие его вины.
Факт совершения предпринимателем административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частью 3 статьи 16.2 Кодекса, подтверждается документами, приобщенными к материалам дела об административном правонарушении.
Суды установили соблюдение административным органом установленного порядка рассмотрения дела об административном правонарушении. Доказательства обратного заявитель не представил.
Судебные инстанции сделали вывод об отсутствии в данном случае оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 Кодекса.
Доводы предпринимателя были предметом исследования судебных инстанций, им дана надлежащая правовая оценка.
Выводы судебных инстанций основаны на правильном применении норм права к установленным по данному делу обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам.
Доводы предпринимателя выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценку которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.01.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2016 по делу N А32-36306/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.А.ТРИФОНОВА
Судьи
Т.В.ПРОКОФЬЕВА
М.В.ПОСАЖЕННИКОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)