Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.07.2017 N 13АП-12237/2017 ПО ДЕЛУ N А56-78410/2016

Разделы:
Таможенная пошлина (экспортная, импортная); Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июля 2017 г. N 13АП-12237/2017

Дело N А56-78410/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июля 2017 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Верещагиным С.О.
при участии:
от истца (заявителя): Садова Н.П. по доверенности от 01.02.2017
от ответчика (должника): Данилова О.С. по доверенности от 29.12.2016, Плотникова Т.Ю. по доверенности от 17.01.2017
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12237/2017) Балтийской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.03.2017 по делу N А56-78410/2016 (судья Тетерин А.М.), принятое
по заявлению ООО "ИФС Интернешнл Фуд Сапплай"
к Балтийской таможне
об оспаривании решения об отказе в предоставлении тарифной преференции
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ИФС ИНТЕРНЕШНЛ ФУД САППЛАЙ" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Балтийской таможни от 26.09.2016 N 10216000-11-22/000123 об отказе в предоставлении тарифной преференции в отношении товара по ДТ N 10216100/010415/0017589.
Решением от 09.03.2017 заявление удовлетворено судом.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, таможенный орган обратился в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на недоказанность обстоятельств, которые суд посчитал установленными, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению апеллянта, выполнение подписи при помощи факсимиле в графе 12 сертификата формы "А" от 27.03.2015 свидетельствует о недействительности данного сертификата и правомерности спорного решения Таможни.
В судебном заседании представитель таможенного органа поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представитель Общества против удовлетворения жалобы возражал по мотивам письменного отзыва.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью "ИФС Интернешнл Фуд Сапплай" на основании внешнеэкономического контракта от 27.06.2014 N 27/06, заключенного с компанией "FRIGORIFICO CONCEPCION S.A." (г. Консепсьон, Парагвай), ввезло на таможенную территорию Российской Федерации товар (говядина мороженая бескостная). Код ТН ВЭД - 0202309004 9000, 0202309004 3000.
Товар был ввезен на территорию Российской Федерации и оформлен таможенным постом Балтийской таможни по электронной декларации ДТ N 10216100/010415/0017589 от 01.04.2015.
В ДТ N 10216100/010415/0017589 (графа 36) ООО "ИФС Интернешнл Фуд Сапплай" заявлено о наличии права на применение режима тарифных преференций, одновременно с ДТ в таможенный орган представлен сертификат о происхождении товара по форме "А" N Е-0000077255, выданный 27.03.2015 Управлением по внешней торговле (Парагвай).
В процессе таможенного оформления ООО "ИФС Интернешнл Фуд Сапплай" были уплачены таможенные пошлины и налоги в общей сумме 1 756 678,62 рублей с учетом предоставленного режима тарифных преференций, исходя из установленной ставки ввозной пошлины в размере 11,25% и НДС 10% (платежные поручения N 574, N 575 от 25.12.14, N 578 от 29.12.14).
04.04.2015 Товар выпущен Балтийской таможней в таможенном режиме - выпуск для внутреннего потребления.
По результатам таможенного контроля Балтийской таможней принято решение от 26.09.2016 N 10216000-11-22/000123 "О стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций", которым Обществу отказано в предоставлении преференций по ДТ N 10216100/010415/0017589.
В качестве обоснования отказа в решении указано, что в соответствии с требованиями правил к оформлению декларации - сертификатов о происхождении товара по форме "А", утвержденных между Правительством РФ, Республики Беларусь и Республики Казахстан от 12.12.2008, в сертификате не допускается использование факсимиле подписей лиц, наличие каких-либо подчисток и помарок, Согласно Заключению ЭКС ЦЭКТУ г. Москва от 19.08.2016 N 20/299/2016 установлен комплекс признаков, позволяющих сделать вывод о том, что данная подпись является оттиском, нанесенным при помощи печатной формы - факсимиле.
Общество не согласилось с решением таможни и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Выслушав представителей сторон, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 36 Закона Российской Федерации N 5003-1 от 21.05.1993 "О таможенном тарифе" Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, международными договорами Российской Федерации, под которыми для целей настоящей статьи понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 1 статьи 179 и статьей 181 Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее - ТК ТС) товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с Таможенным кодексом. При помещении под таможенные процедуры таможенному органу представляется декларация на товары, в которой указываются основные сведения, в том числе в кодированном виде: сведения о декларанте, таможенном представителе, об отправителе и о получателе товаров; сведения о товарах: наименование; описание; классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности; наименование страны происхождения; наименование страны отправления (назначения).
В силу пункта 2 статьи 58 ТК ТС во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров, производится определение страны происхождения товаров.
Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством таможенного союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров (пункт 1 статьи 58 ТК ТС).
В силу пункта 3 статьи 109 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) страна происхождения товаров определяется декларантом, а в случаях, установленных названным Федеральным законом, таможенным органом. Страна происхождения товаров заявляется декларантом таможенному органу при таможенном декларировании товаров. Происхождение товаров из заявляемой декларантом страны происхождения товаров должно быть документально подтверждено.
Статьей 110 Закона N 311-ФЗ предусмотрено, что таможенные органы осуществляют контроль правильности определения страны происхождения товаров в целях обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в случаях, когда применение таких мер зависит от страны происхождения товаров, до и после выпуска товаров.
По результатам осуществления контроля правильности определения страны происхождения товаров таможенный орган принимает решение о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Пунктом 2 статьи 59 ТК ТС предусмотрено, что документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.
Сертификат о происхождении товара - документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров (пункт 1 статьи 61 ТК ТС).
В пункте 2 статьи 62 ТК ТС указано, что предоставление тарифных преференций может быть обусловлено необходимостью предоставления сертификата о происхождении товара по определенной форме в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
В силу пункта 4 статьи 61 ТК ТС, если сертификат оформлен с нарушениями требований к его оформлению и (или) заполнению, установленных таможенным законодательством таможенного союза, таможенный орган самостоятельно принимает решение об отказе в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций.
Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 12.12.2008 утверждены Правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран (далее - Правила).
В разделе VII "Документальное свидетельство" Правил указано, что в удостоверение происхождения товара из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, лицо, перемещающее товары, представляет декларацию-сертификат о происхождении товара по форме "А" (Приложение N 1), принятую в рамках Общей системы преференций, которая заполняется в соответствии с Требованиями к оформлению деклараций-сертификатов (далее - сертификаты) о происхождении товара по форме "А" (Приложение N 2).
Апелляционный суд отмечает, что при наличии оснований для проведения дополнительных проверочных мероприятий, таможенный орган имеет право обратиться в компетентный орган страны, выдавшей сертификат. Именно такие правовые последствия ненадлежащего оформления документа о происхождении товара либо возникновения обоснованных сомнений в его безупречности предусмотрены как нормами международного права, так и национальным законодательством - пунктом 5 статьи 61 ТК ТС.
Аналогичные возможности предусмотрены разделом VIII Правил, согласно которым в случае возникновения обоснованных сомнений относительно достоверности сертификата или содержащихся в нем сведений, а также относительно сведений о происхождении товара таможенные органы или другие уполномоченные органы могут обратиться в компетентные национальные органы развивающейся или наименее развитой страны, заверившие сертификат, с мотивированной просьбой сообщить дополнительные или уточняющие сведения (абзац 2).
В силу абзаца 6 раздела VIII Правил товар из развивающейся или наименее развитой страны не считается происходящим из этой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, до тех пор, пока не будет представлен надлежащим образом оформленный сертификат о происхождении товара или запрошенные сведения.
Тарифные преференции для такого товара предоставляются лишь после получения удовлетворительного ответа компетентных национальных органов страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим (абзац 7).
Таким образом, из системного анализа вышеназванных норм следует, что целью таможенного контроля во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров, в том числе является установление правильного либо неправильного указания страны происхождения товара, так как основанием для предоставления тарифных преференций выступает факт происхождения товара из страны, входящей в перечень стран - пользователей схемой преференций.
Доказательств того, что таможенный орган обращался к уполномоченному органу Парагвая с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения в порядке частью 5 статьи 61 ТК ТС в материалы дела не представлено.
При этом, вопреки позиции Таможни, изложенной в апелляционной жалобе, принятие таможенным органом решения об отказе в рассмотрении сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций возможно только в случае наличия таких нарушений в оформлении и заполнении сертификата о происхождении товара, которые не позволяют однозначно определить страну происхождения товара.
Вместе с тем, как правомерно заключил суд первой инстанции, выполнение подписи поставщика в графе 12 сертификата о происхождении товара по форме "А" N Е-0000077255 от руки либо с использованием факсимиле никак не влияет на подлинность и действительность указанного сертификата. И, более того, никаким образом не опровергает и не ставит под сомнение факт производства спорного товара именно в Парагвае.
Как установлено судом первой инстанции, подтверждается материалами дела и не оспаривается таможенным органом, Общество подало в Таможню ДТ N 10216100/010415/0017589, приложив подлинник сертификата о происхождении товаров по форме "А" N Е-0000077255, выданный 27.03.2015 Управлением по внешней торговле (Парагвай), однозначно свидетельствующего о том, что страной происхождения товаров являлся Парагвай, на который распространяется тарифный преференциальный режим.
Доказательств недействительности данного сертификата, равно как и доказательств наличия иных обстоятельств, в силу которых обществу не могли быть предоставлены тарифные преференции в отношении спорных товаров, таможенным органом в соответствии с частью 1 статьи 65 и частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, исходя из положений вышеуказанных норм, на основании исследования и оценки имеющихся в деле доказательств в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к обоснованным выводам, что страной происхождения товаров являлся Парагвай, на который распространяется тарифный преференциальный режим, данный факт не оспорен таможенным органом, а выявленные последним формальные нарушения порядка заполнения сертификата по форме "А" не могут являться безусловным основанием для непредоставления тарифных преференций исходя из фактических обстоятельств, установленных по делу, в связи с чем у таможенного органа отсутствовали законные основания для непринятия представленного Обществом сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций и вынесения оспариваемого решения.
С учетом изложенного, доводы таможенного органа отклоняются апелляционным судом, как несостоятельные, необоснованные и не опровергающие правомерные выводы суда первой инстанции.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.03.2017 по делу N А56-78410/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Е.А.СОМОВА
Судьи
Л.В.ЗОТЕЕВА
Н.И.ПРОТАС




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)