Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 15.06.2016 N Ф08-3076/2016 ПО ДЕЛУ N А32-38686/2015

Требование: О взыскании процентов.

Разделы:
Таможенная стоимость; Таможенное дело
Обстоятельства: Общество полагало, что излишне уплаченные таможенные платежи возвращены таможенным органом с нарушением установленного срока.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июня 2016 г. по делу N А32-38686/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2016 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июня 2016 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Драбо Т.Н. и Дорогиной Т.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Фрутини" (ИНН 2312190826, ОГРН 1122312003725) - Логнатлуковой С.Ю. (доверенность от 29.06.2015), в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица - Новороссийской таможни (ИНН 2315060310, ОГРН 1032309080264), извещенного о месте и времени судебного разбирательства (уведомление N 15338 0, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу Новороссийской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.12.2015 (судья Меньшикова О.И.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2016 (судьи Смотрова Н.Н., Соловьева М.В., Филимонова С.С.) по делу N А32-38686/2015, установил следующее.
ООО "Фрутини" (далее - общество, декларант) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Новороссийской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о взыскании 77 442 рублей 63 копеек процентов за несвоевременный возврат незаконно взысканных таможенных пошлин по таможенным декларациям N 10317110/251113/0024881 и 10317090/021213/0018602 (далее - спорные ДТ) (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 22.12.2015, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 16.03.2016, требование удовлетворено.
Судебные акты мотивированы тем, что уплаченные обществом авансовые платежи подлежат возврату с процентами по правилам части 6 статьи 147 Федерального закона от 27.10.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ).
В кассационной жалобе таможня просит судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования.
Заявитель кассационной жалобы ссылается на отсутствие факта взыскания денежных средств общества в порядке статьи 154 Закона N 311-ФЗ в принудительном порядке. Обеспечение уплаты таможенных платежей обладает признаками денежного залога и не является таможенными платежами до момента зачета либо взыскания обеспечения в счет уплаты таможенных платежей. Проценты на денежный залог не начисляются. Декларант согласился с корректировкой таможенной стоимости ввезенных товаров.
В отзыве на жалобу общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал возражения, изложенные в отзыве на жалобу.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя общества, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что на основании контракта от 12.11.2013 N 17, заключенного между обществом и фирмой "STAR TARIM URUNLERI NAK. VE TIC. LTD. STI" (Турция), декларант ввез на территорию Таможенного союза плодоовощную продукцию, оформив ее по спорным ДТ.
В ходе таможенного оформления товара общество определило таможенную стоимость по первому методу (по стоимости сделки с ввозимыми товарами) в размере цены, фактически уплаченной продавцу. Для целей таможенного оформления и подтверждения таможенной стоимости товара декларант представил в таможню необходимые документы в соответствии с таможенным законодательством.
Таможня не приняла заявленную таможенную стоимость, приняла решения о проведении дополнительных проверок. В целях скорейшего выпуска скоропортящегося товара, предотвращения несения дополнительных затрат декларант согласился на корректировку таможенной стоимости товара по ценам, предложенным таможней для определения таможенной стоимости (резервный метод), заполнил соответствующие бланки ДТС и КТС.
Корректировка таможенной стоимости товаров повлекла дополнительное начисление 559 081 рубля 92 копеек таможенных платежей.
Общество обратилось в таможенный орган с заявлениями о возврате 559 081 рубля 92 копеек излишне уплаченных таможенных платежей в соответствии со статьей 90 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Таможенный кодекс) и статьей 147 Закона N 311-ФЗ.
Таможня оставила без рассмотрения заявления о возврате спорных платежей, о чем известила общество письмом от 15.09.2014 N 13-13/30858.
Судебными актами по делу N А32-37045/2014 удовлетворены требования общества в том числе в части возврата 559 081 рубля 92 копеек излишне уплаченных таможенных платежей по спорным ДТ.
Таможня излишне уплаченные таможенные платежи возвратила платежными поручениями от 04.08.2015 N 40, 83 и 965.
Посчитав, что излишне уплаченные таможенные платежи возвращены таможенным органом с нарушением установленного срока, исчисляемого со дня фактической уплаты (взыскания) в бюджет, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании процентов за нарушение сроков возврата излишне уплаченных таможенных платежей, исчисляя с этого периода.
При рассмотрении дела суд руководствовался сформированными на момент принятия обжалуемых судебных актов правовыми позициями.
В силу статьи 89 Таможенного кодекса излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с Таможенным кодексом и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Исходя из части 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 Закона N 311-ФЗ таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Незаконность корректировки таможней таможенной стоимости по спорным ДТ установлена вступившим в законную силу решением суда от 16.01.2015 по делу N А32-37045/2014 и в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является обстоятельством, имеющим преюдициальное значение для рассматриваемого дела.
Заявления декларанта таможенный орган оставил без рассмотрения в связи с отсутствием документов, подтверждающих факт излишней уплаты по декларациям на товары, о чем известил его письмом от 15.09.2014 N 13-13/30858. Поскольку наличие этого факта подтверждено вступившим в законную силу судебным актом, начисление процентов в рассматриваемом случае суд обоснованно признал правомерным.
В определении от 02.06.2015 по делу N 303-КГ14-7912 Верховный Суд Российской Федерации отметил, что из буквального толкования положений пункта 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ следует, что при возврате излишне взысканных (уплаченных) в соответствии с положениями главы 18 Закона N 311-ФЗ таможенных платежей проценты на сумму таких платежей начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. В случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных (уплаченных) в принудительном порядке, проценты подлежат начислению в любом случае, то есть независимо от того, нарушался ли таможенным органом месячный срок возврата подобных таможенных платежей.
Указанная мера, предполагающая начисление процентов в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных в принудительном порядке, является дополнительной гарантией защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленных на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью, а также закрепленного в статье 35 (часть 1) Конституции Российской Федерации принципа охраны частной собственности законом (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 N 503-О).
Самостоятельное исполнение обществом решений о корректировке таможенной стоимости в целях выпуска товара в рассматриваемом случае не является основанием для оценки таможенных платежей как излишне уплаченных.
Согласно пункту 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" (далее - постановление N 18) выплата предусмотренных частью 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ процентов направлена на компенсацию потерь, причиненных незаконным изъятием денежных средств у частного субъекта.
В связи с этим судам следует учитывать, что в случае излишнего взыскания таможенных платежей установленные данной нормой проценты начисляются со дня, следующего за днем их уплаты в бюджет, определяемого в соответствии со статьей 117 Закона N 311-ФЗ, до даты фактического возврата не только в случае принудительного взыскания таможенным органом, но и в случае, если перечисление взыскиваемых сумм произведено добровольно во исполнение соответствующего решения таможенного органа.
В случае признания судом незаконным решения таможенного органа, влияющего на исчисление таможенных платежей, либо отказа (бездействия) таможенного органа во внесении изменений в декларацию на товар и (или) в возврате таможенных платежей, в целях полного восстановления прав плательщика на таможенные органы в судебном акте возлагается обязанность по возврату из бюджета излишне уплаченных (взысканных) платежей, окончательный размер которых определяется таможенным органом на стадии исполнения решения суда. При этом отдельного обращения плательщика с заявлением о возврате соответствующих сумм в порядке, предусмотренном статьей 147 Закона о таможенном регулировании, в этом случае не требуется (пункт 30 постановления N 18).
Суд установил, что общество не согласилось с решениями таможни о корректировке таможенной стоимости товара, уплатив в целях предотвращения утраты потребительских свойств ввезенного им импортного товара денежные средства в счет уплаты дополнительно начисленных таможенных платежей по решению таможни, заявив впоследствии в судебном порядке о несогласии с решениями. С учетом изложенных обстоятельств действия общества при уплате начисленных дополнительно таможенных платежей добровольными при установленных судом обстоятельствах не являются.
Судебные инстанции проверили правильность расчета процентов исходя из определенного ими периода просрочки (фактическое количество календарных дней просрочки с учетом дня фактического возврата таможенных платежей (поступления денежных средств в банк), ставки процентов - ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения прав общества, и количества дней в соответствующем году с учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.01.2014 N 11372/13, применив при расчете процентов количество дней в году, равное 365-ти, и сочли расчет процентов арифметически и методологически верным.
Спор о размере подлежащих взысканию процентов отсутствует.
Заявление общества о возврате таможенных платежей оставлено без рассмотрения таможней письмом от 15.092014 N 13-13/30858. Судебными актами по делу N А32-37045/2014, вступившими в законную силу 10.06.2015, корректировка таможенной стоимости по спорным ДТ признана незаконной. Начисленные таможней таможенные платежи уплачены обществом 25.11.2013 (платежные поручения от 21.11.2013 N 664, 665, 667, 668, от 25.11.2013 N 5452 (л. д. 71-72)). Денежные средства возвращены 04.08.2015 (платежные поручения от 04.08.2015 N 965, 40 и 83) (л. д. 38-40).
С учетом изложенного выводы судебных инстанций основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.12.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2016 по делу N А32-38686/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.А.ЧЕРНЫХ
Судьи
Т.Н.ДОРОГИНА
Т.Н.ДРАБО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)