Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.09.2017 N 15АП-11657/2017 ПО ДЕЛУ N А32-23024/2016

Разделы:
Таможенная пошлина (экспортная, импортная); Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 сентября 2017 г. N 15АП-11657/2017

Дело N А32-23024/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 сентября 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей Р.Р. Илюшина, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Краснодарской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 01.06.2017 по делу N А32-23024/2016, принятое судьей Суминой О.С.
по заявлению акционерного общества "АР Картон"
к Краснодарской таможне о признании незаконными действий,
установил:

акционерное общество "АР Картон" (далее - АО "АР Картон") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Краснодарской таможне о признании незаконными действий Краснодарской таможни, выразившихся в письме - решении N 21.4-28/14855 от 15.07.2016 о возврате денежных средств по декларациям на товары NN 10309203/080713/0001746, 10309203/150813/0002186, 10309203/200913/0002348, 10309203/020913/0002349, 10309203/081113/0003218, 10309203/151113/0003314, 10309203/191113/0003350, 10309203/231213/0003779, 10309203/251113/0003424, 10309203/191113/0003362, 10309203/181113/0003343, 10309203/270813/0002299, 10309203/260813/0002285, 10309203/140813/0002168 10309203/090813/0002117, 10309203/260713/0001983, 10309203/080713/0001763, 10309203/080713/0001762, 10309203/080713/0001761 на общую сумму 1 807 819,51 руб. и об обязании Краснодарской таможни устранить допущенные нарушения путем возврата заявителю АО "АО Картон" излишне уплаченных платежей в общей сумме 1 807 819,51 руб.; о возмещении судебных расходов по государственной пошлине в размере 3 000 руб. и на оплату услуг представителя в размере 10 500 рублей (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ, принятого судом к рассмотрению).
Решением от 01.06.2017 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, Краснодарская таможня обжаловала его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе таможня просит отменить решение суда, ссылаясь на недоказанность факта излишней уплаты таможенных платежей.
В судебное заседание не явились представители участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
От АО "АР Картон" в суд поступил отзыв на жалобу, в котором указано на законность и обоснованность решения суда, а также ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие общества.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, в соответствии с условиями контракта N 15/04/10-GE от 15 апреля 2010 года, заключенного с компанией "Mayr-Melnhof Karton GmbH", Австрия, АО "АР Картон" ввезло на территорию РФ товар "картон многослойный мелованный с двух сторон, с одним беленым наружным слоем типа "PRINTA" по ДТ NN 10309203/251113/0003424, 10309203/191113/0003362, 10309203/181113/0003343, 10309203/270813/0002299, 10309203/260813/0002285, 10309203/140813/0002168, 10309203/090813/0002117, 10309203/260713/0001983, 10309203/080713/0001763, 10309203/080713/0001762, 10309203/080713/0001761.
В соответствии с условиями контракта N КТ 2011-15 от 11.01.2012, заключенного с компанией "Kartonsan A.S." Турция общество "АК Картон" ввезло на территорию России товар "картон макулатурный многослойный мелованный с двух сторон, с одним беленым наружным слоем типа "EXPRINT" по ДТ NN 10309203/080713/0001746, 10309203/150813/0002186, 10309203/200913/0002348, 10309203/020913/0002349, 10309203/081113/0003218, 10309203/151113/0003314, 10309203/191113/0003350, 10309203/231213/0003779.
Выпуск товара для внутреннего потребления разрешен таможенным органом по всем перечисленным ДТ.
При расчете подлежащих уплате таможенных пошлин в отношении ввезенного товара декларант применил ставку ввозной таможенной пошлины, установленную по коду 4810 92 3000-15%. Таможенные пошлины были уплачены обществом.
Полагая, что ставка таможенной пошлины в отношении товара применена неверно, АО "АР Картон" обратилось в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств и с заявлением о внесении изменений в сведения, указанные в декларации на товары.
В соответствии с письмом N 44.3-04/0074 от 11.07.2016 и N 21.4-28/14785 от 14.07.16 Краснодарской таможней обществу отказано во внесении изменений в декларации в связи с невыполнением пунктов 3, 4, 11 - 15 "Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары", утвержденного решением Комиссии от 10 декабря 2013 года N 289.
Письмом от 15.07.16 N 21.4-28/14855 Краснодарская таможня отказала в возврате таможенных платежей по причине отсутствия в представленном пакете документов, подтверждающих факт излишней уплаты таможенных платежей.
Считая незаконными действия и решения таможни по невозврату излишне уплаченных таможенных платежей, АО "АР Картон" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно статье 89 Таможенного кодекса Таможенного союза излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с ТК ТС и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Согласно статье 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов.
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза.
На основании пункта 1 статьи 129 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" от 27.11.2010 года N 311-ФЗ (далее - Закон N 311-ФЗ) возврат таможенных сборов осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом для возврата таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Пунктом 1 статьи 76 ТК ТС определено, что таможенные пошлины, налоги исчисляются плательщиками таможенных пошлин, налогов самостоятельно, за исключением случаев, предусмотренных ТК ТС и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза. При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 181 ТК ТС сведения об исчислении таможенных пошлин, налогов, равно как и сведения, необходимые для исчисления таможенных пошлин, налогов, указываются в декларации на товары (далее - ДТ).
В соответствии с пунктом 7 статьи 190 ТК ТС с момента регистрации ДТ становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение. Факт излишней уплаты таможенных пошлин, налогов может быть подтвержден, в том числе внесением изменений в ДТ.
Подтверждением факта излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов, представление которого предусмотрено пунктом 3 части 2 статьи 147 Федерального закона, может являться корректировка декларации на товары (далее - КДТ), оформленная в соответствии с Инструкцией по заполнению формы корректировки декларации на товары, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 "О внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений"; Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии".
Согласно подпункту а) пункта 11 Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 "О внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, и призвании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии" (далее - Порядок) сведения, указанные в ДТ, подлежат изменению и (или) дополнению после выпуска товаров в том числе в связи с мотивированным обращением декларанта о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ (далее - Обращение).
Обращение составляется в произвольной письменной форме. В Обращении указываются регистрационный номер ДТ, перечень вносимых в нее изменений и (или) дополнений и обоснование необходимости внесения таких изменений и (или) дополнений. К обращению прилагаются надлежащим образом заполненная КДТ, ее электронная копия, документы, подтверждающие изменения и (или) дополнения, вносимые в сведения, указанные в ДТ, в том числе документы и (или) сведения, подтверждающие уплату таможенных, иных платежей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
Для целей исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные Единым таможенным тарифом таможенного союза, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза (пункт 2 данной статьи).
В пункте 2 статьи 3 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ) предусмотрено, что международные договоры Российской Федерации заключаются с иностранными организациями, а также с международными организациями от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера).
Согласно пункту 3 статьи 30 Федерального закона N 101-ФЗ международные договоры межведомственного характера опубликовываются по решению федеральных органов исполнительной власти, от имени которых заключены договоры, в официальных изданиях этих органов. СМГС является международным договором межведомственного характера, поскольку заключено между министерствами стран, указанных в СМГС.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона N 101-ФЗ международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (часть 2 статьи 5 Федерального закона N 101-ФЗ).
Аналогичные правила закреплены в статье 7 Гражданского кодекса Российской Федерации. Статьей 6 Федерального закона N 101-ФЗ предусмотрено выражение согласия Российской Федерации на обязательность для нее международного договора, которое может выражаться путем подписания договора; обмена документами, образующими договор; ратификации договора; утверждения договора; принятия договора; присоединения к договору; применения любого другого способа выражения согласия, о котором условились договаривающиеся стороны.
15.04.1995 в Женеве был подписан Протокол "О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации".
Согласно приложениям к данному протоколу ввозная таможенная ставка на мелованную бумагу в России с момента присоединения к ВТО составляет 5%.
19.05.2011 в г. Минске между странами участниками Таможенного союза подписан международный договор "О функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы", который был ратифицирован на территории Российской Федерации Федеральным законом от 19.10.2011 N 282-ФЗ.
В соответствии с решением Высшего Евразийского экономического совета от 19.12.2011 N 11 данный документ вступает в силу с даты присоединения Российской Федерации к Всемирной торговой организации. Протокол о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15.04.1995 ратифицирован Федеральным законом от 21.07.2012 N 126-ФЗ и вступил в силу 22.08.2012.
Как определено в пунктах 1 и 2 статьи 1 договора "О функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы", с даты присоединения любой из Сторон к ВТО положения Соглашения ВТО, как они определены в Протоколе о присоединении этой Стороны к ВТО, включающем обязательства, взятые в качестве условия ее присоединения к ВТО и относящиеся к правоотношениям, полномочия по регулированию которых в рамках Таможенного союза делегированы Сторонами органам Таможенного союза, и правоотношениям, урегулированным международными соглашениями, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, становятся частью правовой системы Таможенного союза.
При этом первая присоединяющаяся к ВТО Сторона обязана информировать другие Стороны и координировать с ними действия в отношении принятия обязательств в качестве условия ее присоединения, требующих внесения изменений в правовую систему Таможенного союза.
С момента присоединения такой Стороны к ВТО ставки Единого таможенного тарифа Таможенного союза не будут превышать ставки импортного тарифа, предусмотренные Перечнем уступок и обязательств по доступу на рынок товаров, являющимся приложением к Протоколу о присоединении этой Стороны к ВТО, за исключением случаев, предусмотренных Соглашением ВТО. Согласно пунктам 1 и 2 статьи 2 указанного договора Стороны примут меры для приведения правовой системы Таможенного союза и решений его органов в соответствие с Соглашением ВТО, как это зафиксировано в Протоколе о присоединении каждой из Сторон, включая обязательства каждой Стороны, принятые в качестве одного из условий ее присоединения к ВТО. До того как эти меры приняты, положения Соглашения ВТО, включая обязательства, принятые Сторонами в качестве условий их присоединения к ВТО, имеют приоритет над соответствующими положениями международных договоров, заключенных в рамках Таможенного союза, и решений, принятых его органами.
Права и обязательства Сторон, вытекающие из Соглашения ВТО, как они определены в Протоколах о присоединении каждой из Сторон к ВТО, включая обязательства, взятые в качестве условия присоединения Стороны к ВТО, которые становятся частью правовой системы Таможенного союза, не подлежат отмене или ограничению по решению органов Таможенного союза, включая Суд ЕврАзЭС, или международным договором, заключенным между Сторонами.
Согласно приложениям к данному протоколу ввозная таможенная ставка на 4810 Бумагу и картон, покрытые с одной или обеих сторон каолином (китайской глиной) или другими неорганическими веществами, с использованием связующего вещества или без него, и без какого-либо другого покрытия, с окрашенной или не окрашенной, декоративной или не декоративной поверхностью, напечатанные или не напечатанные, в рулонах или прямоугольных (включая квадратные) листах любого размера: бумага и картон, используемые для письма, печати или других графических целей, не содержащие волокон, полученных механическим или химико-механическим способом, или с содержанием таких волокон не более 10% от общей массы волокна: 4810 92 - многослойные: 4810 92 900 0 - прочие; в России с момента присоединения к ВТО составляет 5%.
Федеральным законом от 21.07.2012 N 126-ФЗ "О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15.04.1994" указанный документ ратифицирован в Российской Федерации и опубликован 23.07.2012 на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Из анализа указанных норм права следует, что в Российской Федерации в отношении товара подлежат применению ставки таможенного тарифа в размере, не превышающем установленный Протоколом (аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа по делу А32-37702/2016).
Таким образом, исходя из системного толкования приведенных нормативных положений и обстоятельств дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в период декларирования обществом товара, ввезенного по декларациям 10309203/080713/0001746, 10309203/150813/0002186, 10309203/200913/0002348, 10309203/020913/0002349, 10309203/081113/0003218, 10309203/151113/0003314, 10309203/191113/0003350, 10309203/231213/0003779, 10309203/251113/0003424, 10309203/191113/0003362, 10309203/181113/0003343, 10309203/270813/0002299, 10309203/260813/0002285, 10309203/140813/0002168 10309203/090813/0002117, 10309203/260713/0001983, 10309203/080713/0001763, 10309203/080713/0001762, 10309203/080713/0001761, к товару применялась ставка таможенной пошлины 5%.
С учетом изложенного, судом апелляционной инстанции отклоняются доводы апелляционной жалобы о недоказанности факта излишней уплаты таможенных платежей.
Оспариваемые решения таможенного органа не соответствуют действовавшим в спорный период международным договорам Российской Федерации и нормам таможенного законодательства таможенного союза.
Обществом было направлено в таможню обращение о внесении изменений в ДТ, таможней отказано во внесении изменений по формальным основаниям (отсутствие заполненных КДТ и их электронных копий), и в связи с отсутствием указания на отсутствие перечня вносимых изменений в таможенные декларации.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что обществом направлено заявление о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, в котором общество указало, что просит внести изменения в графы 47 и В декларации и изменить ставку ввозной пошлины с 15% на 5%.
Довод таможни о необходимости представления форм КДТ судом правомерно отклонен, поскольку, как указало общество, оно не имеет технической возможности указать ставку таможенной пошлины 5% и соответственно представить формы КДТ на бумажных носителях и в электронном виде. Таможенный орган указанный довод не опроверг.
С учетом подачи заявления о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары суд считает, что обществом соблюден порядок возврата излишне уплаченных таможенных платежей (статья 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации").
В силу статей 198 - 201 АПК РФ оспариваемые решения таможни об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей являются незаконными.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм таможенного законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд исследует доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Таким образом, решение суда от 01.06.2017 является законным и обоснованным.
Судебные расходы распределены в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Доводов о законности решения суда в части взыскания судебных расходов на оплату услуг представителя в сумме 10500 рублей не приведено участвующими в деле лицами. В частности, таможней не представлено доказательств чрезмерности суммы судебных расходов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 01 июня 2017 года по делу А32-23024/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий
Т.Г.ГУДЕНИЦА
Судьи
Р.Р.ИЛЮШИН
О.А.СУЛИМЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)