Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.04.2016 N 15АП-5179/2016 ПО ДЕЛУ N А32-46868/2015

Разделы:
Таможенная стоимость; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 апреля 2016 г. N 15АП-5179/2016

Дело N А32-46868/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 апреля 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Гуденица Т.Г., Илюшина Р.Р.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковалевой В.Ю.
при участии:
- от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
- от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 29.12.2015 - Гришко Н.В., удостоверение.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Краснодарской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.02.2016
по делу N А32-46868/2015,
принятое судьей Меньшиковой О.И.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фрутини"
к заинтересованному лицу Краснодарской таможне
о взыскании процентов за несвоевременный возврат незаконно взысканных таможенных пошлин

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Фрутини" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Краснодарской таможне (далее - таможня; таможенный орган) о взыскании процентов за несвоевременный возврат незаконно взысканных таможенных пошлин по ГТД N 10309180/070514/0000950, ДТ N 10309180/120414/0000676, ДТ N 10309180/010414/0000588, ДТ N 10309180/120414/0000680 в размере 58 961,21 рублей.
Заявленные требования мотивированы нарушением таможней положений статьи 147 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" от 27.11.2010 N 311-ФЗ.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.02.2016 Краснодарской таможни в пользу "Фрутини" взысканы проценты за несвоевременный возврат незаконно начисленных и взысканных таможенных платежей по декларациям на товары N 10309180/120414/0000676, N 10309180/010414/0000588 в размере 58 961,21 рубль.
Краснодарская таможня обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.02.2016 отменить, принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе таможенный орган ссылался на то, что нарушений сроков возврата денежных средств в соответствии с частью 6 статьи 147 Федерального закона не установлено. Правовых оснований для начисления процентов на суммы излишне взысканных таможенных пошлин, налогов по данным ДТ не имеется.
В отзыве на апелляционную жалобу общество возражало на доводы апелляционной жалобы, просило решение суда первой инстанции оставить без изменений.
В судебном заседании суд, проверив наличие доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, совещаясь на месте, определил рассмотреть апелляционную жалобу в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие представителя общества. Представитель таможни поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в рамках внешнеторгового контракта N 17 от 12.11.2013., заключенного с фирмой "STAR TARIM URUNLERINAK. VETIC. LTD. STI." (Турция), в адрес общества осуществлялись поставки товара: томаты свежие для употребления в пищу: томаты свежие для употребления в пищу (далее Товар); огурцы свежие для употребления в пищу (далее Товар); клубника (земляника).
ООО "Фрутини" по ДТ N 10309180/070514/0000950, ДТ N 10309180/120414/0000676, ДТ N 10309180/010414/0000588, ДТ N 10309180/120414/0000680 был оформлен товар.
При осуществлении таможенного оформления таможенная стоимость ввезенных и оформленных по ДТ товаров была заявлена ООО "Фрутини" первым методом определения таможенной стоимости в соответствии со ст. 4 и ст. 5 Соглашения между Правительством Российской Федерации, правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 г. "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза". В подтверждение заявленной таможенной стоимости товаров, оформленных по данным ДТ, ООО "Фрутини" были представлены следующие документы: контракт, приложения к контракту, коммерческие инвойсы (являющиеся неотъемлемой частью контракта): N 16624 от 29.03.2014 на сумму 63.600,00 долларов США; N 16633 от 10.04.2014 на сумму 334.890,00 долларов США; N 16634 от 11.04.2014 на сумму 117.700,00 долларов США; N 16659 от 06.05.2014 на сумму 244.400,00 долларов США, коносаменты, паспорт сделки, сертификат происхождения.
В ходе таможенного оформления таможенный орган не согласился с заявленным первым методом определения таможенной стоимости в отношении товаров, оформленных по ДТ N 10309180/070514/0000950, ДТ N 10309180/120414/0000676, ДТ N 10309180/010414/0000588, ДТ N 10309180/120414/0000680 и в процессе таможенного оформления приняла решения о проведении дополнительной проверки.
В адрес ООО "Фрутини" таможней были направлены решения о проведении дополнительной проверки по ДТ N 10309180/070514/0000950, ДТ N 10309180/120414/0000676, ДТ N 10309180/010414/0000588, ДТ N 10309180/120414/0000680 расчеты обеспечения уплаты таможенных платежей и перечни документов, которые необходимо дополнительно представить, а именно: экспортная декларация страны вывоза товара; прайс-лист производителя товара; иные документы позволяющие установить причины отклонения стоимости ввозимых товаров от ценовой информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа; бухгалтерские документы об оприходовании ввезенных товаров (по предыдущим поставкам идентичных товаров в рамках одного контракта, ведомости банковского контроля; другие документы и сведения, в том числе полученные декларантом от иных лиц включая лиц, имеющих отношение к производству, перемещению и реализации ввозимых товаров.
Заявитель не предоставил дополнительно запрошенные документы Краснодарской таможней были приняты решения о корректировке таможенной стоимости товаров ДТ N 10309180/070514/0000950, ДТ N 10309180/120414/0000676, ДТ N 10309180/010414/0000588, ДТ N 10309180/120414/0000680, так как заявленные сведения о таможенной стоимости товаров должным образом не подтверждены.
В связи с возникшей обязанностью откорректировать таможенную стоимость и уплатить доначисленные таможенные платежи в обязательном порядке, установленной п. 10 Порядка контроля таможенной стоимости, утвержденного Решением Комиссии ТС N 376 от 20.09.2010 г. "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров", а также с целью ускорения завершения таможенного оформления товаров (скоропортящаяся плодоовощная продукция) и исключения увеличения дополнительных расходов по хранению скоропортящегося товара, заявитель, в соответствии с решениями и расчетами таможенного органа, откорректировал таможенную стоимость товаров по шестому методу определения таможенной стоимости (Резервный).
В результате корректировки таможенной стоимости товаров таможней были излишне взысканы таможенные пошлины и налоги по ДТ N 10309180/070514/0000950 в сумме 1 612 698,53 рублей, по ДТ N 10309180/120414/0000676 в сумме 356 692,35 рублей, по ДТ N 10309180/010414/0000588 в сумме 292 283,83 рублей, по ДТ N 10309180/120414/0000680 в сумме 647 523,55 рублей.
ООО "Фрутини" обратилось в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, считая незаконными принятые Краснодарской таможней решения о корректировке таможенной стоимости в отношении товаров, оформленных по ДТ N 10309180/070514/0000950, 10309180/120414/0000676, 10309180/010414/0000588, 10309180/120414/0000680. Краснодарская таможня отказала в рассмотрении данного заявления, о чем известила ООО "Фрутини" письмом от 05.09.2014 N 20.4-04/21761. Основанием для отказа в рассмотрении заявления Краснодарская таможня указала на отсутствие в пакете документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин и налогов, а именно корректировки таможенной стоимости товаров в случае принятия таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости, которое повлекло уменьшение суммы подлежащих уплате платежей.
Таможня также указала на то, что данный документ составляется таможенным органом самостоятельно на основании решения суда или решения ведомственного контроля с последующим направлением плательщику.
Общество, не согласившись с решениями таможенного органа о корректировке таможенной стоимости товаров, обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным отказа Краснодарской таможни, выраженного в письме от 05.09.2014 N 20.4-04/21761, об оставлении без рассмотрения заявления о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, об обязании Краснодарскую таможню осуществить возврат излишне взысканных таможенных платежей по ДТ N 10309180/070514/0000950 в сумме 1 612 698,53 рублей, по ДТ N 10309180/120414/0000676 в сумме 356 692,35 рублей, по ДТ N 10309180/010414/0000588 в сумме 292 283,83 рублей, по ДТ N 10309180/120414/0000680 в сумме 647 523,55 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 17.12.2014 по делу N А32-35902/2014, вступившим в законную силу, заявленные требования удовлетворены.
Таможенный орган 15.05.2015 платежными поручениями N N 236, 616 перечислил на расчетный счет общества излишне уплаченные таможенные платежи по ДТ N 10309180/120414/0000676 в сумме 356 692,33 рублей, по ДТ N 10309180/010414/0000588 в сумме 292 283,83 рублей.
Считая, что Краснодарская таможня обязана уплатить проценты за нарушение сроков возврата излишне уплаченных таможенных платежей, общество обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением.
Согласно статье 89 Таможенного кодекса Таможенного союза излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Согласно статье 90 Таможенного кодекса Таможенного союза возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов.
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза.
На основании пункта 1 статьи 129 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" от 27.11.2010 N 311-ФЗ (далее - Закон N 311-ФЗ) возврат таможенных сборов осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом для возврата таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
В силу пункта 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 названного Федерального закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Следовательно, право на начисление процентов за нарушение сроков возврата излишне уплаченных таможенных платежей возникает в случае наличия у плательщика законных оснований для возврата излишне взысканных таможенных платежей и их несвоевременного возврата таможенным органом.
Законность требований плательщика может быть установлена как решением таможенного органа, так и решением арбитражного суда. Решение таможенного органа об отказе в возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей не лишает возможности плательщика требовать начисления процентов за несвоевременный возврат этих платежей, если в судебном порядке будет признан факт их излишней уплаты или взыскания таможенным органом.
Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Арбитражного суда Краснодарского края от 17.12.2014 по делу N А32-35902/2014 признано недействительным решение Краснодарской таможни о корректировке таможенной стоимости товаров, задекларированных по ДТ N N 10309180/120414/0000676, N 10309180/010414/0000588 в, в связи с чем, данное обстоятельство в силу части 2 статьи 69 АПК РФ имеет преюдициальное значение для настоящего спора.
Таможня возвратила излишне уплаченные обществом платежи 15.05.2015, что подтверждается платежными поручениями N N 236, 616: по ДТ N 10309180/120414/0000676 в сумме 356 692,35 рублей, по ДТ N 10309180/010414/0000588 в сумме 292 283,83 рублей.
В данном случае право заявителя на получение процентов рассматривается как право на финансовую компенсацию потерь, вызванных незаконным бездействием таможенного органа в связи с непринятием решения о возврате излишне уплаченных таможенных платежей. Иное толкование не отвечает основам таможенного регулирования.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.01.2014 N 11372/13, при расчете суммы процентов должны приниматься во внимание следующие правила: при определении периода просрочки - фактическое количество календарных дней просрочки с учетом дня фактического возврата налога (поступления денежных средств в банк), при определении ставки процентов - ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшая в дни нарушения срока возмещения, деленная на количество дней в соответствующем году (365 или 366 дней).
Письмом от 30.03.2012 N 01-11/15247 Федеральной Таможенной службы было указано таможенным органам о том, что при расчете процентов за нарушение таможенным органом срока возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов учитывается фактическое количество дней в году - 365 или 366.
Определением Верховного Суда РФ от 02.06.2015 по делу N 303-КГ14-7912 осуществлено толкование норм права в связи с рассмотрением конкретного дела и в целях обеспечения единообразного их понимания и применения арбитражными судами в отношении всех дел со схожими фактическими обстоятельствами.
Верховный Суд РФ установил, что независимо от того, нарушен или нет таможенным органом срок возврата таможенных пошлин, налогов, при возврате излишне взысканных в принудительном порядке таможенных платежей они подлежат возврату с начислением процентов на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, которые начисляются со дня, следующего за днем взыскания.
Из буквального толкования положений пункта 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании следует, что при возврате излишне взысканных (уплаченных) в соответствии с положениями главы 18 Закона 8 о таможенном регулировании таможенных платежей проценты на сумму таких платежей начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Таким образом, в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных (уплаченных) в принудительном порядке, проценты подлежат начислению в любом случае, то есть независимо от того, был ли нарушен таможенным органом месячный срок возврата подобных таможенных платежей или нет.
Расчет процентов проверен судом апелляционной инстанции, признан арифметически верным.
Таким образом, требования общества о взыскании с Краснодарской таможни процентов за нарушение сроков возврата излишне взысканных денежных средств в сумме 58 961,21 рубль являются законными, обоснованными.
Судебная коллегия при изложенных обстоятельствах, считает возможным оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Материалами дела подтверждается, что взыскание денежных средств с таможенного органа за нарушение срока возврата излишне взысканных денежных средств произведено обоснованно.
Доводы жалобы судебной коллегией отклоняются как основанные на неверном толковании норм права, сводящиеся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.02.2016 по делу N А32-46868/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
О.А.СУЛИМЕНКО

Судьи
Т.Г.ГУДЕНИЦА
Р.Р.ИЛЮШИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)