Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.05.2016 ПО ДЕЛУ N А52-2342/2015

Разделы:
Ввоз автомобилей; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 мая 2016 г. по делу N А52-2342/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 17 мая 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Осокиной Н.Н. и Смирнова В.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Леоновой А.В.,
при участии от фирмы OU "ALSEN TRANSPORDI" Крайзмера А. по доверенности от 19.09.2014 N 19/0914, от Псковской таможни Благодатских А.В. по доверенности от 02.12.2015 N 11-38/35030,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Псковской таможни на решение Арбитражного суда Псковской области от 20 января 2016 года по делу N А52-2342/2015 (судья Циттель С.Г.),
установил:

фирма OU "ALSEN TRANSPORDI"/ООО "Алсен Транспорди" (место нахождения: Эстония, 79702, поселок Кохила, улица Приллимяэ, дом 19; регистрационный номер 104572284; далее - общество, перевозчик) обратилась в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Псковской таможне (место нахождения: 180017, город Псков, улица Рабочая, дом 9, ОГРН 1026000979058, ИНН 6027019031; далее - таможня) о признании незаконным и отмене постановления от 14.05.2015 по делу об административном правонарушении N 10209000-289/2015.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 20 января 2016 года заявленное требование удовлетворено: постановление от 14.05.2015 по делу об административном правонарушении N 10209000-289/2015 признано незаконным и отменено.
Таможня с судебным актом не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования. В обоснование своей позиции указывает, что постановление о прекращении уголовного дела, вынесенное следователем СЧ СУ УМВД России по Псковской области, является основанием для подачи обществом декларации в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 185 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС). Полагает, что таможня в оспариваемом постановлении не должна указывать, какую именно декларацию обязан подать перевозчик.
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы апелляционной жалобы.
Общество в отзыве и его представитель в судебном заседании просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав объяснения представителей таможни и общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 03.10.2010 из Латвии на таможенный пост МАПП "Убылинка" Псковской таможни прибыло транспортное средство марки "MAN", регистрационный номер 784 МКТ/414 DO, с товаром "диски стальные для автомобилей", код товара 8708 70 9 909, общим количеством 408 грузовых мест, общим весом брутто 11 175 кг товар. Перевозку товара осуществлял перевозчик - фирма OU "ALSEN TRANSPORDI"/ООО "Алсен Транспорди" (Эстония).
В результате таможенного досмотра установлено, что фактически в грузовом отделении транспортного средства перемещается товар "колеса автомобилей новые в сборе", в связи с этим в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении N 10209000-920/2010, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), товар изъят.
Постановлением Псковского городского суда Псковской области от 25.01.2011 по делу N 5-61/11 по делу об административном правонарушении N 10209000-920/2010 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, с назначением наказания без конфискации предметов административного правонарушения.
Согласно данному постановлению товар - "диски автомобильные различных размеров" в количестве 392 шт., находящейся на ответственном хранении на складе филиала закрытого акционерного общества "Содружество" (Псковская обл., г. Пыталово, ул. Белорусская, д. 13б), предписано вернуть обществу после таможенного оформления.
Постановление вступило в законную силу 15.02.2011.
В ходе расследования дела об административном правонарушении N 10209000-920/2010 установлено, что стоимость товара, являющегося предметом административного правонарушения, составляет 2 061 603 руб., в связи с этим 19.11.2010 по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 188 Уголовного кодекса Российской Федерации, в отношении общества старшим дознавателем по ОВД отдела дознания Псковской таможни возбуждено уголовное дело N 12010810043. Постановлением таможни о признании и приобщении к уголовному делу вещественных доказательств от 10.12.2010 (том 1, листы 53 - 54) товар, изъятый в рамках производства по административному делу N 10209000-920/2010, приобщен к данному уголовному делу в качестве вещественного доказательства. По акту приема-передачи от 29.11.2011 указанные вещественные доказательства переданы на хранение на склад закрытого акционерного общества "Теко-Терминал".
Постановлением следователя СЧ СУ УМВД России по Псковской области от 22.12.2014 уголовное дело N 12010810043 прекращено в связи с отсутствием состава преступления, вещественные доказательства предписано вернуть законному владельцу - обществу после их таможенного оформления в таможне.
В адрес Убылинского таможенного поста Псковской таможни от общества 12.01.2015 поступило заявление о возвращении изъятого товара для таможенного оформления в связи с прекращением уголовного дела.
В ответ на данное заявление начальник Убылинского таможенного поста Псковской таможни дал резолюцию о "перемещении товара под таможенным наблюдением" со склада ООО ТЛТ "Убылинский" на склад временного хранения ООО "Транзит - Терминал" (служебная записка от 02.04.2015 N 27-15/0634).
Поскольку в установленный частью 3 статьи 185 ТК ТС срок (до 21.01.2015) на товар, явившийся, по мнению ответчика, предметом уголовного правонарушения, не подана таможенная декларация, таможней в отношении общества 05.03.2015 возбуждено дело N 10209000-289/2015 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 16.12 КоАП РФ.
Уполномоченным должностным лицом таможни 03.04.2015 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 16.12 КоАП РФ.
Заместитель начальника таможни, рассмотрев материалы дела, 14.05.2015 вынес постановление по делу N 10209000-289/2015 о привлечении общества к административной ответственности по части 4 статьи 16.12 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Апелляционная коллегия согласна с указанным решением суда по следующим основаниям.
В соответствии с частью 4 статьи 16.12 КоАП РФ несоблюдение срока подачи таможенной декларации на товары, явившиеся орудиями, средствами совершения или предметами административного правонарушения либо преступления, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В силу статьи 96 ТК ТС при ввозе на таможенную территорию таможенного союза товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы; такие товары считаются находящимися под таможенным контролем до наступления одного из событий, предусмотренных пунктом 2 названной статьи, которые предусматривают необходимость помещения указанного товара под одну из таможенных процедур.
Пунктом 3 статьи 150 ТК ТС предусмотрено, что товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза.
При проведении таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза.
Товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом; таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта; таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации (статья 179 ТК ТС).
Обязанность при помещении под таможенные процедуры (за исключением таможенной процедуры таможенного транзита) предоставления в таможенный орган декларации на товары, основные сведения, указанные в такой декларации определены положениями статья 181 ТК ТС.
Согласно статье 190 ТК ТС таможенная декларация подается декларантом или таможенным представителем в таможенный орган, правомочный в соответствии с законодательством государств - участников Таможенного союза регистрировать таможенные декларации; с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
В силу статьи 188 ТК ТС при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан: 1) произвести таможенное декларирование товаров; 2) представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация; 3) предъявить декларируемые товары в случаях, установленных ТК ТС, либо по требованию таможенного органа; 4) уплатить таможенные платежи и (или) обеспечить их уплату в соответствии с ТК ТС; 5) соблюдать требования и условия использования товаров в соответствующей таможенной процедуре; 6) выполнять иные требования, предусмотренные ТК ТС.
Согласно пункту 3 статьи 185 ТК ТС таможенная декларация в отношении товаров, являвшихся орудием, средством совершения или предметом административного правонарушения или преступления, в отношении которых было принято решение об их возврате и которые подлежат таможенному декларированию в соответствии с настоящим Кодексом, подается в течение 30 (тридцати) дней со дня вступления в законную силу решения суда или таможенного органа (должностного лица) о привлечении к административной или уголовной ответственности.
Таким образом, как верно отмечено судом первой инстанции, пункт 3 статьи 185 ТК ТС содержит исчерпывающий перечень видов решений судебных и таможенного органов, с днем вступления которых в законную силу, законодательство связывает исчисление срока для подачи декларации в отношении товаров, явившихся орудием, средством совершения или предметом административного правонарушения или преступления и расширительному толкованию не подлежит.
Оспариваемым постановлением общество привлечено к административной ответственности за несоблюдение 30-дневного срока декларирования товара, исчисляемого с момента прекращения уголовного дела N 120108100043, который истек 21.01.2015. При этом постановление не содержит указания на то, какую декларацию перевозчик обязан был подать, но не подал.
Из материалов дела следует, что товар "колеса в сборе" в количестве 392 штук вначале изъят в качестве предмета административного правонарушения по делу об административном правонарушении N 10209000-920/2010.
До рассмотрения Псковским городским судом заявления Псковской таможни о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, на основании постановления старшего дознавателя по ОВД отдела дознания Псковской таможни от 10.12.2010 этот же товар приобщен в качестве вещественного доказательства по уголовному делу N 12010810043.
В соответствии с постановлением Псковского городского суда Псковской области от 25.01.2011 по делу N 5-61/11 изъятый товар подлежал возврату заявителю. Вместе с тем, поскольку этот же товар имел статус вещественного доказательства по уголовному, товар не был возвращен обществу и 29.11.2011 передан на хранение на склад закрытого акционерного общества "Теко-Терминал" дознавателем по ОВД отдела дознания Псковской таможни.
Постановлением следователя СЧ СУ УМВД России по Псковской области от 22.12.2014 уголовное дело N 12010810043 прекращено. Согласно пункту 3 постановления товар "колеса в сборе" в количестве 392 штук, приобщенный в качестве вещественного доказательства к уголовному делу, подлежал возврату законному владельцу - перевозчику после таможенного оформления.
Иных решений о прекращении производства по уголовному делу судом или таможенным органом не принималось.
На основании заявления перевозчика от 28.05.2015 спорный товар 29.05.2015 по акту приема-передачи вещественных доказательств по уголовному делу N 120108100043 возвращен обществу для дальнейшего таможенного оформления.
Таможенные операции, связанные с декларированием спорного товара по ДТ N 10209073/020615/0000605 в соответствии с таможенной процедурой реэкспорта совершены обществом 02.06.2015.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению (доказыванию) по делу об административном правонарушении, отнесены наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении правонарушения.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в силу части 1 статьи 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Из части 2 статьи 26.2 КоАП РФ следует, что эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными данным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В данном случае таможня не представила доказательства, свидетельствующие о том, что товар, в отношении которого общество обязано было подать декларацию в срок не позднее 21.01.2015, являлся орудием, средством совершения или предметом преступления. Также не представлено решение суда или таможенного органа (должностного лица) о прекращении производства по уголовному делу.
Кроме того, ответчиком не представлено доказательств наличия у заявителя реального доступа к товарам и, как следствие, возможности совершить действия по декларированию спорного товара до официальной выдачи ему этих вещественных доказательств из органов следствия.
При этом, как указывает общество, несмотря на неоднократные требования следователя, с декабря 2014 года до апреля 2015 года, выдача вещественных доказательств обеспечена не была. Вопрос о выдаче вещественных доказательств был решен только после обращения общества с заявлением от 02.04.2015 в прокуратуру Псковской области и товар был получен 29.05.2015.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что таможней не доказано наличие события вмененного обществу административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ указанное обстоятельство является основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении.
Следовательно, суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменил оспариваемое постановление таможни.
Подателем апелляционной жалобы не приведены какие-либо доводы, не исследованные судом первой инстанции и свидетельствующие о незаконности вынесенного им решения.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Псковской области от 20 января 2016 года по делу N А52-2342/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Псковской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
А.Ю.ДОКШИНА
Судьи
Н.Н.ОСОКИНА
В.И.СМИРНОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)