Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.11.2016 N 09АП-50794/2016 ПО ДЕЛУ N А40-117913/16

Разделы:
Таможенный контроль, досмотр; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 ноября 2016 г. N 09АП-50794/2016

Дело N А40-117913/16

Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 02 ноября 2016 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Румянцева П.В. (единолично),
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рясиной П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 АПК РФ апелляционную жалобу ОАО "РЖД"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.09.2016 по делу N А40-117913/16,
принятое в порядке упрощенного производства судьей Д.Г. Вигдорчиком,
по заявлению ОАО "РЖД"
к Московской областной таможне
об оспаривании постановления,
без вызова сторон,

установил:

Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось к Московской областной таможне о признании незаконным и об отмене постановления N 10130000-463/2016 от 29.04.2016.
Решением от 05.09.2016 Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 272.1 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 05.09.2016 не имеется, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 05.02.2016 г. на станцию Бекасово-Сортировочное (п.г. Киевский, г. Москва, 143381) Московской железной дороги, расположенную в регионе деятельности Львовского таможенного поста Московской областной таможни из Узбекистана (отправитель СП ООО "UZ-KOR GAZ CHEMICAL", Узбекистан, Кунградский район, поселок Акшалак) в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита по транзитной декларации 39850715/010216/0000586 поступил ж/д вагон N 52393964, с товаром - полиэтиленовые гранулы, количество мест - 1320, вес брутто - 33797,04 кг вес нетто 33000.00 кг стоимость - 30807,81 долларов США, код ТН ВЭД ЕАЭС 3901201000.
Транспортное средство и товар были взяты под таможенный контроль таможенными органами Республики Казахстан (штамп 50715), в качестве средств идентификации для таможенных целей применены пломбы: HUMO: U 1475103-15, U 1475104-15; таможенные пломбы: 2404619, 2404620. наложенные на запорно-пломбировочные устройства вагона. Перевозчиком, ответственным за доставку товаров и обеспечение сохранности средств идентификации, используемых таможенным органом, является ОАО "РЖД". Получателем товара является ООО "Риноста Шиппинг Агенсу" (Латвия, Рига, ул. Уриекстес. 2А-24).
В ходе таможенного наблюдения, произведенного начальником отдела таможенного досмотра Львовского таможенного поста Московской областной таможни А.В. Барониным 04.03.2016 г. в период с 14:00 по 16:00 во временной зоне таможенного контроля ст. Бекасово-Сортировочное Московской железной дороги на основании распоряжения начальника Львовского таможенного поста Московской областной таможни, в связи с обращением ОАО "РЖД" от 08.02.2016 N 23, установлено, что на ж/д вагоне N 52393964 нарушена целостность грузового отсека, а именно с левой стороны имеется повреждение основного запорно-пломбировочного устройства - повреждено ушко стойки вагона, в связи с чем дополнительно на ж/д вагон N 52393964 наложено средство идентификации: пломба "ОХРА-1" РЖД К1926403 - 1 шт.
Из письма ОАО "РЖД" от 08.02.2016 г. N 23 следует, что на железнодорожной станции Бекасово-Сортировочное отцеплен вагон N 52393964 в связи с коммерческой неисправностью: с левой стороны в основном запорно-пломбировочном устройстве отбито ушко стойки вагона, ЗПУ "ХУМО" к/з U1475104, пластиковая лента к/з 2404620 находится на мех. закрутке из 6-ти мм проволоки, пломбы не обеспечивают сохранность перевозимого груза. Для сохранности перевозимого груза в дополнительное запорно-пломбировочное устройство наложили ЗПУ "ОХРА-1" к/з К15321 12 о чем составлен акт ГУ-23-ВЦ N 18000-7-П7746 от 05.02.2016 г.
Из актов общей формы N 18000-7-П/746, 6197 следует, что в ОЗПУ вагона N 52393964 слева отбито ушко стойки вагона, пломбы не обеспечивают сохранность груза, имеется доступ к грузу.
Из имеющихся в материалах дела документах: акта таможенного наблюдения от 04.03.2016, актов общей формы N 18000-7-П/746, 6197 следует, что ОЗПУ вагона N 52393964 имеет повреждение, в связи с чем, наложенные на него пломбы не препятствуют несанкционированному доступу в грузовой отсек вагона и перевозимому товару. Примененные в качестве средства идентификации таможенным органом наложены на ОЗПУ, в связи с чем. пломбы в едином крепежном соединении являются идентификационными средствами и вместе с ОЗПУ (едино) служат для обеспечения сохранности товара.
Указание в транзитной декларации каких-либо крепежных элементов ЗПУ, в том числе ушек либо иных конструктивных элементов ЗПУ либо транспортного средства противоречат ст. 2 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (далее - СМГС), действующего с 01.11.1951 г. (с изм. и доп. на 01.07.2015). согласно которой пломбой является контрольный элемент, являющийся составной частью единой конструкции, целостность которой подтверждает отсутствие доступа к грузу через пломбируемые конструкционные отверстия вагона, ИТЕ или АТС. Под пломбой также понимается запорно-пломбировочное устройство (ЗПУ). В соответствии со ст. 20 СМГС для пломбирования должны применяться пломбы, снятие которых невозможно без их повреждения. Пломбы должны быть наложены таким образом.
На основании изложенного 21.03.2016 г. начальником отдела таможенного досмотра Львовского таможенного поста Московской областной таможни А.В. Барониным, в отсутствие законного представителя ОАО "РЖД" составлен Протокол об административной правонарушении N 10130000-463/2016. Копия направлена почтой.
О дате, месте и времени составления протокола об административном правонарушении законный представитель общества извещен телеграммой от 18.03.2016 г. N 206333/103 и полученной уполномоченным на получение телеграмм Ходыревой 21.03.2016.
29.04.2016 г. заместителем начальника Московской областной таможни Тутаревым М.В., в отсутствие законного представителя ОАО "РЖД" вынесено Постановление по делу об административном правонарушении N 10130000-463/2016 о привлечении к административной ответственности на основании ст. 16.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
О дате, месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении законный представитель общества извещен телеграммой от 05.04.2016 г. N 206333/66 и полученной уполномоченным на получение телеграмм Ходыревой 06.04.2016.
Не согласившись с оспариваемым постановлением, заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Суд установил, что существенных нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности (ст. ст. 25.1, 25.4, 28.2, 29.7, 29.10, 30.6 КоАП РФ), которые могут являться в силу основанием для отмены оспариваемого согласно п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 административным органом не допущено, что заявителем не оспаривается. Срок, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, ответчиком не нарушен.
Согласно статье 16.11 КоАП РФ уничтожение, удаление, изменение либо замена средств идентификации, используемых таможенным органом, без разрешения таможенного органа или повреждение либо утрата таких средств идентификации влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от пятисот до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Из актов общей формы N 18000-7-П/746, 6197 следует, что в ОЗПУ вагона N 52393964 слева отбито ушко стойки вагона, пломбы не обеспечивают сохранность груза, имеется доступ к грузу.
В соответствии с п. 3 ст. 109 ТК ТС в качестве средств идентификации для таможенных целей могут признаваться пломбы, печати или иные средства идентификации, примененные таможенными органами иностранных государств, а также отправителями товаров или перевозчиками.
Согласно ч. 1 ст. 109 Таможенного кодекса таможенного союза (далее по тексту ТК ТС) товары, находящиеся под таможенным контролем, транспортные средства, помещения, емкости и другие места, где находятся или могут находиться товары, подлежащие таможенному контролю, могут идентифицироваться таможенными органами.
Идентификация производится путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, отбора проб и образцов, подробного описания товаров, составления чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использования товаросопроводительной и иной документации, а также иными способами.
Согласно ч. 2 ст. 109 ТК ТС в качестве средств идентификации для таможенных целей могут признаваться пломбы, печати или иные средства идентификации, примененные таможенными органами иностранных государств, а также отправителями товаров или перевозчиками.
В соответствии с действующим таможенным законодательством основными целями применения таможенными органами средств таможенной идентификации являются:
- обеспечение сохранности товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, в частности, во избежание их утраты, уничтожения, повреждения. Средства идентификации применяются таким образом, чтобы из грузового отсека, на который наложены таможенные печати и пломбы, нельзя было извлечь предметы или поместить их туда, не оставляя видимых следов и не повреждая средств идентификации;
- недопущение действий с товарами и транспортными средствами, находящимися под таможенным контролем, которые запрещены законодательством либо могут совершаться только с разрешения таможенных органов (в том числе выдачи, перегрузки, выгрузки товаров, формирования из них новых товарных партий и пр.).
В соответствии с ч. 4 ст. 109 ТК ТС средства идентификации могут изменяться, удаляться или уничтожаться только таможенными органами или с их разрешения, за исключением случаев, если существует реальная угроза уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров. Таможенному органу незамедлительно сообщается об изменении, удалении или уничтожении средств идентификации и представляются доказательства существования указанной угрозы.
В соответствии со ст. 215 ТК ТС - таможенный транзит - таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории таможенного союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов и применения запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования.
Согласно ст. 236 Федерального закона N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в РФ" обязанности перевозчика при перевозке товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, установлены статьей 223 Таможенного кодекса Таможенного союза, за неисполнение своих обязанностей при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик несет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
В силу требований ч. 2 ст. 223 ТК ТС при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик обязан обеспечить сохранность товаров, таможенных пломб и печатей, либо иных средств идентификации.
В соответствии с ч. 2 ст. 224 ТК ТС за неисполнение своих обязанностей при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, перевозчик несет ответственность в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, на территории которого выявлено нарушение.
Субъектами данного правонарушения являются лица, которые обязаны обеспечить сохранность средств таможенной идентификации. Такая обязанность возложена на перевозчика.
Согласно подпункту 21 пункта 1 статьи 4 ТК ТС перевозчик - это осуществляющее перевозку товаров через таможенную границу и перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем в пределах таможенной территории Таможенного союза, или являющееся ответственным за использование транспортных средств. В данном случае перевозчиком является Общество.
Материалами дела обстоятельств, указывающих на невиновность лица, привлекаемого к ответственности, или свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами, находящимися вне контроля данного лица, установлено не было.
В соответствии с гражданским законодательством РФ юридическое лицо несет ответственность за действия своих работников, поскольку все действия юридического лица опосредованы и выражаются в действиях тех физических лиц, которые в силу закона, трудового договора, учредительных документов представляют это лицо в отношениях с третьими лицами и выступают от его имени, принимают решения и осуществляют управление, все действия работника юридического лица рассматриваются как действия этого лица. Кроме того, правильный подбор и расстановка кадров, допуск к полномочиям, контроль за деятельностью работника - все это является проявлением разумной осмотрительности лица, направленной на обеспечение его деятельности.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушении, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства того, что Общество предприняло все зависящие от него меры по сохранности средства идентификации в материалы дела не представлено, при этом Обществом не указано, что такие доказательства могут быть представлены.
Довод заявителя о том, что отбитое ушко дверной стойки вагона не может квалифицироваться как повреждение средства идентификации, так как оно является частью железнодорожного вагона, а не запорно-пломбировочного устройства отклоняется, ввиду следующего.
Целью наложения средств идентификации является обеспечение сохранности перевозимого груза. Из норм таможенного законодательства следует, что таможенные органы осуществляют идентификацию товаров, в целях обеспечения возможности обнаружения таможенным органом следов изъятия товаров, или совершения с товарами каких-либо операций.
Указание в транзитной декларации каких-либо крепежных элементов ЗПУ, в том числе ушек либо иных конструктивных элементов ЗПУ либо транспортного средства противоречат ст. 2 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (далее - СМГС), действующего с 01.11.1951 г. (с изм. и доп. на 01.07.2015). согласно которой пломбой является контрольный элемент, являющийся составной частью единой конструкции, целостность которой подтверждает отсутствие доступа к грузу через пломбируемые конструкционные отверстия вагона, ИТЕ или АТС. Под пломбой также понимается запорно-пломбировочное устройство (ЗПУ). В соответствии со ст. 20 СМГС для пломбирования должны применяться пломбы, снятие которых невозможно без их повреждения. Пломбы должны быть наложены таким образом, чтобы исключалась возможность доступа к грузу без их повреждения.
Данные положения СМГС соотносятся со ст. 221 ТК ТС, согласно которой для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями транспортные средства международной перевозки должны быть сконструированы и оборудованы с соблюдением следующего требования товары не могут быть извлечены из опломбированной части грузовых помещений транспортного средства международной перевозки или вложены в них без оставления видимых следов их вскрытия или без повреждения таможенных пломб и печатей.
В соответствии с Приказом Министерства путей сообщения РФ от 17 июня 2003 г. N 24 "Об утверждении правил пломбирования вагонов и контейнеров на железнодорожном транспорте" запорно-пломбировочные устройства (контрольные элементы, совмещенные в единой конструкции с блокирующими устройствами) не должны допускать возможности снятия их с вагона, контейнера без нарушения целостности ЗПУ. Установка ЗПУ осуществляется на исправные запорные устройства (далее - узлы) вагонов, контейнеров.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что повреждение ОЗПУ на которое таможенным органом наложены средства идентификации, которое влечет за собой возможность несанкционированного доступа к перевозимому товару, образует административное правонарушение и влечет наступление административной ответственности, предусмотренной статьей 16.11 КоАП РФ, поскольку средства идентификации теряют свое функциональное назначение.
Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя подтверждено материалами дела, сроки и порядок привлечения заявителя к административной ответственности административным органом соблюдены, заинтересованным лицом всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства дела.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь ч. 3 ст. 229, ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.09.2016 по делу N А40-117913/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа, только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Судья
П.В.РУМЯНЦЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)