Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.09.2016 N 15АП-10703/2016 ПО ДЕЛУ N А32-14018/2016

Разделы:
Таможенные процедуры и режимы; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 сентября 2016 г. N 15АП-10703/2016

Дело N А32-14018/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 сентября 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей Р.Р. Илюшина, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от ОАО "РЖД": Устинова Я.И., паспорт, по доверенности от 19.08.2015,
от Новороссийской таможни: Вальц Д.Э., паспорт, по доверенности от 31.03.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 14.06.2016 по делу N А32-14018/2016, принятое судьей Гонзус И.П.
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
к заинтересованному лицу - Новороссийской таможне,
о признании незаконным и отмене постановления,
установил:

открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - заявитель, общество, ОАО "РЖД") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Новороссийской таможне о признании незаконным и отмене постановления от 29.03.16 N 10317000-179/2015 о привлечении ОАО "РЖД" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в сумме 300 000 руб.
Решением суда от 14.06.2016 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что материалами дела подтверждено совершение обществом правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, ОАО "РЖД" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на недоказанность вины в совершении вменяемого правонарушения. Кроме того, в жалобе указано на несоразмерность размера штрафа последствиям правонарушения, и необходимость снижения размера штрафа ниже низшего предела.
Представитель ОАО "РЖД" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и удовлетворить требования общества.
Представитель Новороссийской таможни в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным по доводам представленного отзыва.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, 06.08.15 Братским таможенным постом Иркутской таможни под таможенную процедуру таможенного транзита по транзитной декларации N 10607090/060815/0002640 был помещен товар "алюминий и сплавы алюминиевые первичные" в количестве 77 грузовых мест весом брутто 66876 кг (вес товара нетто вместе с весом обвязки транспортных пакетов: катанка алюминиевая и весом деревянного реквизита), весом нетто 65690 кг, который был отправлен железнодорожным транспортом в ж/д вагоне N 52693835 по ж.д. накладной N ЭГ655922 со станции отправления Багульная Восточно-Сибирской ж.д. отправителем - ОАО "РУСАЛ Братск", Россия, 665716, Иркутская обл., г. Братск-16 в адрес получателя - ПАО "Новороссийский морской торговый порт", Россия, г. Новороссийск, ул. Портовая, 14 (для компании "RS INTERNATIONAL GMBH", Швейцария). Перевозчик - ОАО "Российские железные дороги", 107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, 2.
Таможенным органом отправления, в соответствии со ст. 217, 223 ТК ТС, в качестве средств таможенной идентификации на ж/д вагоне N 52693835 были использованы пломбы N N Е9297413 и Е9297414, что подтверждается информацией, содержащейся на направляющем штампе таможенного органа отправления, проставленного на ж/д накладной (дорожной ведомости) N ЭГ655922.
31.08.15 ж/д вагон N 52693835 с задекларированным по транзитной декларации N 10607090/060815/0002640 товаром "алюминий и сплавы алюминиевые первичные" по ж/д накладной N ЭГ655922 прибыл на территорию зоны таможенного контроля ПАО "НМТП", находящуюся в регионе деятельности Новороссийского центрального таможенного поста Новороссийской таможни, для завершения таможенной процедуры таможенного транзита.
В документах, представленных в Новороссийский центральный таможенный пост Новороссийской таможни для завершения таможенной процедуры таможенного транзита, какие-либо отметки, свидетельствовавшие о выявлении в пути следования ж/д вагона N 52693835 фактов утраты части перевозимого товара либо о несоответствии веса товара, перевозимого в указанном ж/д вагоне, либо о наличии в пути следования ж/д вагона N 52693835 каких-либо иных обстоятельств, препятствовавших дальнейшей перевозке товара под таможенной процедурой таможенного транзита, отсутствовали.
31.08.15, в ходе завершения таможенной процедуры таможенного транзита указанного товара, при проведении таможенного контроля в форме таможенного досмотра (АТД N 10317100/310815/001813), было установлено, что пломба N Е9297413, указанная в электронной версии транзитной декларации и ж/д накладной, на запорных устройствах ж/д вагона N 52693835 отсутствует, вместо нее навешана пломба N К1054357. Также в ходе таможенного досмотра установлена недоставка (утрата) части товара в количестве 75 штук (чушек), находящихся в части грузового места, весом нетто/брутто 1613 кг.
Фактически в ж/д вагоне N 52693835 находился товар "алюминий и сплавы алюминиевые первичные" в количестве 77 грузовых мест весом брутто/нетто 65263 кг /64077 кг, что также подтверждается приемным актом ПАО "НМТП" N 105759/15, составленным при принятии ПАО "НМТП" на хранение товара, прибывшего в ж/д вагоне N 52693835, в соответствии с которым ПАО "НМТП" принят хранение товар "алюминий" в количестве 77 грузовых мест весом брутто 65263 кг, весом нетто 64077 кг, тогда как по ж/д накладной N ЭГ655922 числится товар "алюминий" в количестве 77 грузовых мест весом брутто 66876 кг, весом нетто 65690 кг.
Также в ходе проверки документов и сведений, представленных для завершения таможенной процедуры таможенного транзита вышеуказанного товара, было установлено наличие на направляющем штампе таможенного органа отправления, проставленного на ж/д накладной (дорожной ведомости) N ЭГ655922, отметки таможенного инспектора Миллеровской таможни (ЛНП N 161) об изменении пломбы N Е9297413 на пломбу N К1054357.
По результатам таможенного контроля таможенным инспектором, осуществлявшим таможенный контроль, на оборотную сторону дорожной ведомости N ЭГ655922 внесена запись - "Проверено, выявлены нарушения по ст. 16.9 ч. 1 КоАП РФ".
После проведения фактического и документального контроля, на основании представленных документов, 31.08.15 таможенная процедура таможенного транзита вышеуказанного товара была завершена с оговорками, на что таможенным инспектором в дорожной ведомости N ЭГ655922 были проставлены отметки о поступлении товаров, а в электронной копии транзитной декларации, содержащейся в КПС "Транзитные операции", в графе "Комментарии" сделана запись: "выявлены нарушения по ст. 16.9 ч. 1 КоАП РФ".
С целью выяснения обстоятельств недоставки части товара "алюминий и сплавы алюминиевые первичные" в количестве 1613 кг, помещенного под таможенную процедуру таможенного транзита по ТД N 10607090/060815/0002640, а также обстоятельств замены средств таможенной идентификации, Новороссийским центральным таможенным постом проведены следующие мероприятия.
04.09.15 в адрес начальника ж/д станции Новороссийск направлен запрос N 42/326/3278, в ответ на который представлено письмо от 10.09.2015 N 529 согласно которому, 28.08.2015 в 15 ч. 05 мин. поездом N 3835 ж/д вагон N 52693835 прибыл на ж/д станцию Новороссийск. При приеме поезда и осмотре вдоль состава приемосдатчиками было установлено, что справа по ходу поезда на ж/д вагоне N 52693835 имеется исправная пломба N Е9297414, слева - пломба N К1054357, что соответствует акту общей формы попутной ж/д станции Лихая СКВ N 1/3865 от 24.08.15, в связи с чем приемосдатчиками ж/д станции Новороссийск составлен акт общей формы N 1/10 от 28.08.2015. Также в письме от 10.09.15 N 529 сообщается, что 31.08.15 при комиссионной выдаче товара с ж/д вагона N 52693835 установлена недостача 75 чушек алюминия весом 1613 кг, о чем составлен коммерческий акт ж/д станции Новороссийск N СКВ1503224/2139 от 31.08.15.
09.09.15 в адрес таможенного органа отправления - Иркутской таможни направлен запрос N 42/3-26/3279, в ответ на который представлено письмо от 23.09.15 N 10-0221/17012, согласно которому следует, что при оформлении таможенной процедуры таможенного транзита по транзитной декларации N 10607090/060815/0002640 Братским таможенным постом осуществлялся таможенный контроль декларируемого товара исключительно в форме проверки документов и сведений. Фактический таможенный контроль не осуществлялся. По ТД N 10607090/060815/0002640 был задекларирован товар "алюминий и сплавы алюминиевые первичные" в количестве 77 грузовых мест весом брутто 66876 кг, весом нетто 65690 кг. При помещении под таможенную процедуру таможенного транзита вышеуказанного товара Братским таможенным постом Иркутской таможни были применены в качестве средств таможенной идентификации запорно-пломбировочные устройства отправителя ОАО "РУСАЛ Братск" - пломбы типа СПРУТ 777 N Е9297413 и N Е9297414, указанные в ж/д накладной N ЭГ655922.
Письмом от 23.09.15 N 10-02-21/17012 сообщено, что в Иркутскую таможню, а также таможенные посты Иркутской таможни, не поступали обращения от перевозчика - ОАО "РЖД" либо иных уполномоченных лиц о получении разрешения на замену/удаление средств таможенной идентификации, примененных на ж/д вагоне N 52693835. Иркутской таможней, а также таможенными постами Иркутской таможни, перевозчику - ОАО "РЖД" либо иным уполномоченным лицам не выдавалось разрешение на замену/удаление средств таможенной идентификации, примененных на ж/д вагоне N 52693835.
Также по запросу Новороссийского центрального таможенного поста Иркутской таможней представлены следующие документы:
- письмо грузоотправителя ОАО "РУСАЛ Братский алюминиевый завод" от 14.09.15 N РБ-Исх-15-47-4450 которым сообщено о том, что передача ж/д вагона N 52693835 к перевозке и сверка соответствия пломб на ж/д вагоне осуществлялись работниками ОАО "РЖД" и ФГП "Вневедомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" в соответствии с актом приема вагонов, с грузами, охраняемыми работниками ФГП ВО ЖДТ России серия "П" N 92104/703 от 07.08.15. При сдаче ж/д вагона N 52693835 на ж/д станцию Багульная перевозчику ОАО "РЖД", железнодорожный цех ОАО "РУСАЛ Братский алюминиевый завод" оформляет "Натурный (сдаточный) лист поезда", подписываемый приемосдатчиками завода и ж/д станции. Согласно письма от 14.09.15 N РБ-Исх-15-47-4450, загрузка ж/д вагонов товаром (в том числе ж/д вагона N 52693835) происходит в цехах завода, данный вагон грузился в ЛО-2, ответственный за погрузку товара в вагон является мастер погрузки. Работники ОАО "РЖД" и представители иных организаций при этом не присутствуют. Техническое состояние ж/д вагона определяется приемосдатчиком ОАО "РЖД", коммерческую годность определяет мастер погрузки (в случае отказа от вагона по коммерческой годности, составляется акт отбраковки). Количество и вес товара определяет кладовщик участка отгрузки готовой продукции, согласно грузоподъемности ж/д вагона и схеме погрузки. По факту погрузки вышеуказанного товара, кладовщиком в присутствии мастера погрузки были навешаны на ж/д вагон N 52693835 пломбы N Е9297413 и N Е9297414. Также было пояснено, что по ТД N 10607090/060815/0002640 в ж/д вагон N 52693835 был загружен товар "алюминий марки А0" в количестве 77 пакетов по 59 чушек в пакете, обвязанные алюминиевой катанкой, весом нетто 65690 кг, весом брутто 66876 кг.
- В подтверждение представленных пояснений, АО "РУСАЛ Братский алюминиевый завод" представлены копии акта приема вагонов, с грузами, охраняемыми работниками ФГП ВО ЖДТ России серия "П" N 92104/703 от 07.08.15, согласно которому работниками ФГП ВО ЖДТ России был принят под охрану в том числе ж/д вагон N 52693835 с товаром "алюминий" за пломбами N Е9297413 и N Е9297414; квитанции о приеме груза N ЭГ655922, согласно которой ОАО "РЖД" в лице приемосдатчика ж/д станции Багульная принят к перевозке опломбированный пломбами N Е9297413 и N Е9297414 ж/д вагон N 52693835 с товаром "алюминий и сплавы алюминиевые первичные" в количеств 77 грузовых мест весом нетто 65690 кг, весом брутто 66876 кг; контрольной карточки на товарную продукцию N 302526686 и акта приемки вагонов, загруженных алюминиевой продукцией для дальнейшей отправки в порт (на станцию) N 2-4279, в соответствии с которыми в ж/д вагон N 52693835 был загружен товар "чушки первичного алюминия" в количестве 77 грузовых мест весом 65690 кг, обвязанный алюминиевой катанкой, вес которой составил 231 кг, и закрепленный деревянным крепежом, вес которого составил 955 кг, после чего на ж/д вагон N 52693835 были навешаны пломбы N Е9297413 и N Е9297414; сертификата качества и веса N 2-4279; уведомления передачи вагонов на выставочный путь ст. Багульная N 2217159;
- - протокол проведенного разбора у начальника станции Багульная от 14.09.2015, в соответствии с которым ж/д вагон N 52693835 погружен товаром "алюминий" на пути необщего пользования АО "РУСАЛ Братский алюминиевый завод". После завершения погрузки данный ж/д вагон был опломбирован с двух сторон исправными пломбами N Е9297413 и N Е9297414. Ж/д станцией Багульная сообщалось, что 06.08.15 в 01 час. 05 мин. ж/д вагон N 52693835 выведен с пути необщего пользования АО "РУСАЛ Братский алюминиевый завод" и осмотрен на десятом приемоотправочном электрифицированном пути ж/д станции Багульная приемосдатчиком груза и багажа Кравчук Л.А., путем наружного осмотра, проходом вдоль состава с двух сторон, в соответствии с Распоряжением N 198р "Типовая должностная инструкция приемосдатчика груза и багажа" от 15.02.05. При осмотре ж/д вагона N 52693835 коммерческих неисправностей не обнаружено и ж/д вагон N 52693835 принят к перевозке. Указанным протоколом сообщается, что ж/д вагон N 52693835 был осмотрен сотрудником структурного подразделения ФГП ВО ЖДТ России Третьяковым К.А. совместно с представителем АО "РУСАЛ Братский алюминиевый завод" приемосдатчиком ЖДЦ Лисай С.В., согласно договора между ФГП ВО ЖДТ России и АО "РУСАЛ Братский алюминиевый завод" N 14/НОР-1/24 от 01.01.2012, после чего ж/д вагон N 52693835 сдан под охрану за исправными пломбами N Е9297413 и N Е9297414, соответствующими указанным в перевозочном документе, что подтверждается актом приема вагонов с грузами, охраняемыми работниками ФГП ВО ЖДТ России серия "П" N 92104/703 от 07.08.2015. Также было пояснено, что 07.08.15 в 01 час. 13 мин. поездом N 3818 индекс 9245-838-9246 ж/д вагон N 52693835 убыл с ж/д станции Багульная на ж/д станцию назначения в коммерческом отношении в исправном состоянии. При этом было сообщено, что, согласно актов общей формы ж/д станции Лихая N 58000-2-2/30245 от 22.08.15, N 1/3865 от 24.08.15, на ж/д вагоне N 52693835 установлено отсутствие пломбы N Е9297414, в связи с чем была навешана пломба N К1054357.
В подтверждение представленных пояснений, ж/д станции Багульная представлены копии в том числе актов общей формы ж/д станции Лихая N 58000-2-2/30245 от 22.08.15 и N 1/3865 от 24.08.15, согласно которым 22.08.2015 при следовании ж/д вагона N 52693835 через ж/д станцию и его осмотре обнаружено отсутствие на ж/д вагоне указанной в перевозочных документах пломбы N Е9297414. Также в ходе осмотра установлено, что двери ж/д вагона плотно закрыты, не увязаны, имеется доступ к грузу, в связи с чем по заявке работника ФГП ВО ЖДТ России доступ к грузу устранили путем наложения пломбы N К1054354, после чего ж/д вагон был отцеплен от состава для дальнейшего комиссионного осмотра. 24.08.15 в ходе комиссионного осмотра, в присутствии представителя транспортной полиции Канивец Е.А. и представителя таможни Антомоновой О.М., ж/д вагон N 52693835 был взвешен на механических весах с остановкой и расцепкой, в результате чего установлено, что вес товара, находящихся в ж/д вагоне, составил 62600 кг, что меньше веса, указанного в ж/д накладной N ЭГ655922 (66876 кг). При комиссионном осмотре ж/д вагона N 52693835 установлено наличие на его запорных устройствах исправных пломб N Е9297413 и N К1054354, после чего пломба N К1054354 была снята, двери ж/д вагона открыты. В ходе комиссионного осмотра грузового помещения ж/д вагона N 52693835 установлено, что в ж/д вагоне находится товар "алюминий". При просчете товара установлено, что количество грузовых мест товара соответствует перевозочным документам, при этом целостность части грузовых мест была нарушена (нарушение увязки). При подсчете количества чушек в нарушенных грузовых местах установлено, что по документам числится 59 чушек (слитков) в каждом грузовом месте, фактически в 4-х грузовых местах недостает по 27, 20, 8 и 20 слитков (всего недостача составила 75 слитков). По окончании комиссионного осмотра ж/д вагон N 52693835 был закрыт, опломбирован пломбой N К1054357 и отправлен до станции назначения.
02.09.15 в адрес ОАО "РЖД" направлен запрос N 42/3-26/3280, в ответ на который представлено письмо от 16.09.15 N 446/РТД, которым сообщено о том, что ОАО "РЖД" известны обязанности перевозчика при таможенной процедуре таможенного транзита, установленные Таможенным кодексом Таможенного союза, в том числе, доставить товары установленные таможенным органом отправления сроки в место доставки товаров, следуя по определенному маршруту, если он установлен, а также обеспечить сохранность товаров, таможенных пломб и печатей, либо иных средств идентификации, если они применялись. Ж/д вагон N 52693835 следовал по отправке Багульная ВСиб. ж.д -Новороссийск СКав ж.д N ЭГ655922 с грузом - "алюминий и сплавы алюминиевые первичные", в соответствии с договором перевозки, заключенным с грузоотправителем ОАО "РУСАЛ Братск", под охраной сотрудников ФГП ВО ЖДТ России, на основании договора N 13/НОР-1/24. Письмом от 16.09.2015 N 446/РТД сообщено, что, в соответствии со ст. 28 Устава железнодорожного транспорта, утвержденного Федеральным законом от 10.01.03 N 18, загруженные вагоны, контейнеры должны быть опломбированы запорно-пломбировочными устройствами перевозчиками и за их счет, если погрузка обеспечивается перевозчиками, или грузоотправителями и за их счет, если погрузка обеспечивается грузоотправителями. В данном случае, согласно письма от 16.09.15 N 446/РТД, погрузка товара "алюминий и сплавы алюминиевые первичные" производилась силами грузоотправителя на путях не общего пользования (территория предприятия), о чем имеется отметка в ж/д накладной N ЭГ655922. Кроме того, согласно письма от 16.09.15 N 446/РТД, в соответствии с пунктом 23.1 "Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом", прием к перевозке грузов в подвижном составе крытого типа опломбированным с наложением ЗПУ или вагонах с наложением закруток установленного типа, производится перевозчиком без проверки грузов в вагонах путем проведения визуального осмотра коммерческого состояния вагонов (исправность ЗПУ, закруток, люков, шелевок, обивки и т.п.). В качестве средства таможенной идентификации таможенным органом отправления были применены запорно-пломбировочные устройства отправителя N Е9297413 и N Е9297414, что подтверждается направляющим штампом Иркутской таможни, проставленным в ж/д накладной. В соответствии с письмом от 16.09.15 N 446/РТД, по прибытию 22.08.2015 ж/д вагона N 52693835 на ж/д станцию Лихая, при производстве коммерческого осмотра поезда приемщиками поездов Печеневской И.н. и Пальчик С.В. было выявлено, что на ж/д вагоне отсутствует пломба N Е9297413, в связи с чем, ж/д вагон был отцеплен для комиссионного осмотра, в результате которого было обнаружено, что у некоторых пакетов нарушены увязки, маркировка отсутствует, имеются следы выемки груза. Для устранения доступа к грузу ж/д вагон был опломбирован пломбой N К1054357, о чем составлен акт общей формы ж/д станции Лихая N 1/3865. Также согласно письма от 16.09.15 N 446/РТД, по прибытию 28.08.2015 ж/д вагона N 52693835 на ж/д ст. Новороссийск была осуществлена комиссионная выдача товара. в соответствии с которой была установлена недостача 75 чушек алюминия весом 1613 кг, о чем составлен коммерческий акт N СКВ1503224/2139 от 31.08.15. Сведениями о том, где и при каких обстоятельствах был утрачен товар из ж/д вагона N 52693835, ОАО "РЖД" не располагает.
В подтверждение своих пояснений, ОАО "РЖД" представлены копии акта общей формы ж/д станции Лихая N 1/3865 от 24.08.15, акта общей формы ж/д станции Новороссийск N 1/10 от 28.08.15, акта общей формы ж/д станции Новороссийск N 7/2606 от 31.08.15, акта общей формы ж/д станции Новороссийск N 7/2607 от 31.08.15, акта общей формы ж/д станции Новороссийск N 111 от 31.08.15.
08.09.15 в адрес Миллеровской таможни, в регионе деятельности которой находится ж/д станция Лихая, направлен запрос N 42/3-26/3276, в ответ на который представлено письмо от 17.09.15 N 27-07/00723, которым сообщено, что по факту нарушения средств таможенной идентификации, примененных на ж/д вагоне N 52693835, при декларировании перевозимого в нем товара по ТД N 10607090/060815/0002640, Краснянским таможенным постом Миллеровской таможни в отношении ОАО "РЖД" по ст. 16.11 КоАП РФ возбуждено дело об административном правонарушении N 10315000275/2015 от 26.08.15. Также Миллеровской таможней сообщено о том, что таможенный контроль в отношении вышеуказанного товара осуществлялся должностным лицом Краснянского таможенного поста Миллеровской таможни в форме таможенного наблюдения, в результате которого было установлено отсутствие пломбы N Е9297413, указанной в товаросопроводительных документах. 24.08.15 в адрес Краснянского таможенного поста поступило письмо начальника ж/д станции Лихая от 23.08.15 N 239 с информацией о задержке ж/д вагона N 52693835 в связи с выявленной коммерческой неисправностью - отсутствие пломбы и с обращением о направлении представителя таможенного поста для участия в комиссионном осмотре ж/д вагона N 52693835. Миллеровской таможней сообщено о том, что разрешение ОАО "РЖД" на наложение иных пломб на запорные устройства ж/д вагона N 52693835 Краснянским таможенным постом не выдавалось. После проведения комиссионного осмотра, в присутствии представителей ФГП ВО ЖДТ России, ЛО МВД на транспорте, ж/д станции Лихая, сотрудниками ж/д станции на запорные устройства дверей ж/д вагона N 52693835 навешана пломба N К1054357, информация о которой была внесена должностными лицом Миллеровской таможни в товаросопроводительные документы и электронную копию транзитной декларации (ЭКТ) N 10607090/060815/0002640. Также Миллеровской таможней сообщено, что по факту утраты части вышеуказанного товара дело об административном правонарушении не возбуждалось.
В подтверждение представленных пояснений, Миллеровской таможней представлены копии акта таможенного наблюдения N б/н от 24.08.15, в соответствии с которым выгрузка и загрузка товара из ж/д вагона N 52693835 не осуществлялись. Визуально определить количество товара в ж/д вагоне не представилось возможным; письма ж/д станции Лихая от 23.08.15 N 239; акта общей формы ж/д станции Лихая N 58000-2-2/30245.
С целью установления обстоятельств не принятия должностными лицами Миллеровской таможни (Краснянского таможенного поста) мер по рассмотрению вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по факту утраты части вышеуказанного товара, при имеющихся признаках наличия такой информации в распоряжении должностных лиц данного таможенного органа (акт общей формы ж/д станции Лихая от 24.08.15 N 1/3865, подписанный в том числе должностным лицом Краснянского таможенного поста Антомоновой О.М. с информацией об отсутствии части перевозимого товара в количестве 75 слитков (чушек), что соответствует количеству утраченного товара, выявленному в ходе таможенного досмотра N 10317100/310815/001813; фотография от 24.08.15 время 14:51 к АТН N N б/н от 24.08.2015 с признаками нарушения целостности грузовых мест товара), Новороссийским центральным таможенным постом в адрес Миллеровской таможни направлены запросы от 21.09.15 N 42/3-26/3401 и от 02.12.15 N 42.3-21/4234, в ответ на которые поступило письмо Миллеровской таможни от 11.12.15 N 08-09/09548, которым, в том числе, было сообщено, что взвешивание ж/д вагона N 52693835 производилось должностными лицами ОАО "РЖД" ранее без участия представителей Миллеровской таможни. По факту утраты части товара дело об административном правонарушении Миллеровской таможней не возбуждалось в связи с не установлением факта частичной утраты.
07.09.15 и 02.12.15 повторно в адрес Новороссийского ЛО МВД России на транспорте направлены запросы N 42/3-26/3277 и N 42.3-23/4235, в ответ на которые представлено письмо от 11.01.2016 N 7, которым сообщено, что по факту недостачи товара "алюминий и сплавы алюминиевые первичные" в количестве 1613 кг, следовавшего под таможенным контролем по транзитной декларации N 10607090/060815/0002640 в ж/д вагоне N 52693835, произведена регистрация в КУСП Новороссийского ЛО МВД России на транспорте сообщения о преступлении за N 1368 от 31.08.15, после рассмотрения которого данный материал направлен письмом N 000339 от 02.09.15 по территориальности в Лиховской ЛО МВД России на транспорте для дальнейшего рассмотрения.
13.01.16 в адрес Лиховского ЛО МВД России на транспорте направлен запрос N 42.3-23/64, ответ на который в Новороссийскую таможню не поступил.
Таким образом, таможней сделан вывод о нарушении ОАО "РЖД" п. п. 1, 2 ст. 223 ТК ТС, поскольку перевозчик - ОАО "Российские железные дороги" не обеспечил сохранность товара, находившегося под таможенным контролем (недоставка части товара - "алюминий и сплавы алюминиевые первичные" в весом брутто/нетто 1613 кг).
С учетом установленных обстоятельств правонарушения, уполномоченным должностным лицом Новороссийской таможни в отношении ОАО "РЖД" составлен протокол об административном правонарушении от 15.03.2016 N 10317000-179/2016 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ.
Протокол составлен в отсутствие законного представителя общества, извещенного надлежащим образом о времени и месте составления протокола путем вручения телеграммы-извещения.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении уполномоченным должностным лицом Новороссийской таможни вынесено постановление от 29.03.16 N 10317000-179/2016 о привлечении ОАО "РЖД" к административной ответственности по части 1 статьи 16.9 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 300 000 рублей.
О времени и месте рассмотрения дела заявитель уведомлен телеграммой от 23.03.16 N Т-407/583.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, общество оспорило его в судебном порядке.
Частью 2 статьи 211 АПК РФ определено, что арбитражный суд признает незаконным и отменяет оспариваемое решение административного органа, если это решение или порядок его принятия не соответствует закону либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением полномочий.
Согласно ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ недоставка товаров, перевозимых в соответствии с таможенным транзитом, в место доставки либо выдача (передача) без разрешения таможенного органа или утрата товаров, находящихся под таможенным контролем, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой.
В соответствии со ст. 220 Таможенного кодекса Таможенного союза место доставки товаров при таможенном транзите определяется таможенным органом отправления на основании сведений о пункте назначения, указанном в транспортных (перевозочных) документах. Местом доставки товаров является зона таможенного контроля, находящаяся в регионе деятельности таможенного органа назначения. При этом товары, перевозимые из места их прибытия, доставляются в место нахождения таможенного органа.
При перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик, независимо от того, является ли он декларантом этой таможенной процедуры, обязан: доставить товары и документы на них в установленные таможенным органом отправления сроки в место доставки товаров, следуя по определенному маршруту, если он установлен; обеспечить сохранность товаров, таможенных пломб и печатей, либо иных средств идентификации, если они применялись; не допускать разгрузки, перегрузки (перевалки) и иных грузовых операций с товарами, перевозимыми в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также замены транспортных средств международной перевозки, перевозящих такие товары, без разрешения таможенных органов (статья 223 Таможенного кодекса Таможенного союза).
В соответствии с п. 1 ст. 226 ТК ТС, при аварии, действии непреодолимой силы или иных обстоятельствах, препятствующих перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, перевозчик обязан принять все меры для обеспечения сохранности товаров и транспортных средств, незамедлительно сообщить в ближайший таможенный орган об этих обстоятельствах и месте нахождения товаров, а также перевезти товары или обеспечить их перевозку в ближайший таможенный орган либо иное место, указанное таможенным органом.
В силу пункта 1 статьи 224 Таможенного кодекса при недоставке товаров и документов на них в таможенный орган назначения перевозчик несет ответственность в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого товары помещены под таможенную процедуру таможенного транзита. За неисполнение своих обязанностей при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, за исключением случая, указанного в пункте 1 данной статьи, перевозчик несет ответственность в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, на территории которого выявлено нарушение (пункт 2 статьи 224 Таможенного кодекса).
В соответствии с п. 4. ст. 23 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении железные дороги освобождаются от ответственности:
1) за недостачу массы штучного груза, перевозимого в таре или в обвязке, если груз был выдан получателю при полном количестве мест, в исправной таре или обвязке и при отсутствии внешних признаков доступа к содержимому, которые могли бы явиться причиной недостачи массы груза;
2) за недостачу массы штучного груза, перевозимого без тары или обвязки, если груз был выдан получателю при полном количестве мест и при отсутствии внешних признаков доступа к грузу, которые могли бы явиться причиной недостачи массы груза;
3) за недостачу массы и количества мест груза, если груз, погруженный отправителем в вагон или контейнер, в котором перевозился груз, был выдан получателю за исправными пломбами отправителя или станции отправления, наложенными в соответствии с положениями §8 статьи 9, а также без внешних признаков доступа к грузу, которые могли бы явиться причиной недостачи массы и количества мест груза.
Статьей 17 Конвенции о договоре международной перевозки грузов (далее - Конвенция) от 19.05.1956 также предусмотрено, что транспортер несет ответственность за полную или частичную потерю груза или за его повреждение, происшедшее в промежуток времени между принятием груза к перевозке и его сдачей, а также за просрочку доставки.
При этом перевозчик освобождается от этой ответственности, если потеря груза, его повреждение или опоздание произошли по вине правомочного по договору лица, вследствие приказа последнего, не вызванного какой-либо виной перевозчика, каким-либо дефектом самого груза или обстоятельствами, избегнуть которые перевозчик не мог и последствия которых он не мог предотвратить (часть 2 статьи 17 Конвенции).
В соответствии со статьей 95 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" перевозчик несет ответственность за несохранность груза, грузобагажа после принятия его для перевозки и хранения и до выдачи его грузополучателю (получателю), если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза, грузобагажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по независящим от него причинам.
В частности, по причинам, зависящим от грузоотправителя (отправителя) или грузополучателя (получателя), особых естественных свойств перевозимых груза, грузобагажа, недостатков тары или упаковки, которые не могли быть замечены при наружном осмотре груза, грузобагажа при приеме груза, грузобагажа для перевозки, либо применения тары, упаковки, не соответствующих свойствам груза, грузобагажа или принятым стандартам, при отсутствии следов повреждения тары, упаковки в пути, сдачи для перевозки груза, грузобагажа, влажность которых превышает установленную норму.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что ОАО "РЖД" приняло к перевозке ж.д. вагон с находящимся внутри него товаром в исправном состоянии и с исправными пломбами российского грузоотправителя.
Перевозчиком ОАО "РЖД" не представлены доказательства, свидетельствующие, что недоставка груза вызвана чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля перевозчика.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы перевозчика о том, что сохранность перевозимого товара обеспечивала охранная организация - ФГП ВО ЖДТ России.
Иных мер по охране груза, по мнению перевозчика, не должно было приниматься.
Вместе с тем, в силу прямого указания закона - ст. 223 ТК ТС, обязанность по доставке в сохранности товара, находящегося под таможенным контролем, возлагается на перевозчика.
Перевозчиком не представлено доказательств принятия всех возможных и необходимых мер в целях надлежащего исполнения публично-правовой обязанности, в том числе проведения необходимых проверочных мероприятий по надлежащему исполнению обязанностей охранной организацией.
По смыслу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ права критерии виновности юридического лица означают необходимость оценки его фактического поведения как коллективного субъекта права, располагающего иными, нежели физическое лицо возможностями и условиями для реализации требований публичного порядка.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что материалами дела подтверждено виновное совершение ОАО "РЖД" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ.
Объективных доказательств отсутствия состава административного правонарушения, нарушения сроков и порядка привлечения к административной ответственности в материалы дела не представлено.
Судом апелляционной инстанции не установлено оснований для признания допущенного правонарушения малозначительным с учетом пренебрежительного отношения общества к исполнению публично-правовой обязанности, поскольку общество не признало вину в совершении вменяемого правонарушения.
Судом апелляционной инстанции также не установлено оснований для снижения назначенного обществу штрафа.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица не позволяют ему выплатить назначенный административный штраф в размере 300 000 рублей. Также в деле отсутствуют доказательства того, что взыскание штрафа в установленном размере повлечет для общества необратимые последствия, в том числе может привести к несостоятельности (банкротству) и невозможности осуществления хозяйственной деятельности.
Судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих о том, что наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах - 300 000 рублей - не отвечает целям административной ответственности и влечет необоснованное ограничение прав юридического лица.
Учитывая характер совершенного правонарушения, а также степень вины правонарушителя, суд считает, что назначенное административным органом наказание в виде штрафа в размере 300 000 рублей соответствует цели предупреждения совершения новых правонарушений.
ОАО "РЖД" неоднократно привлекалось в течение года к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных ст. 16.9 КоАП РФ, что в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ является обстоятельством, отягчающим административную ответственность.
В соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ обстоятельств, смягчающих административную ответственность, по данному делу ответчиком не установлено.
Обществу назначен минимальный размер административного штрафа в пределах санкций части 1 статьи 16.9 КоАП РФ и у суда отсутствуют основания для изменения оспариваемого постановления в части наказания.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы. Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение от 14.06.2016. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14 июня 2016 года по делу А32-14018/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Т.Г.ГУДЕНИЦА
Судьи
Р.Р.ИЛЮШИН
О.А.СУЛИМЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)