Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.12.2015 N 13АП-26322/2015 ПО ДЕЛУ N А56-42266/2015

Разделы:
Таможенные платежи; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 декабря 2015 г. по делу N А56-42266/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 08 декабря 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 15 декабря 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Протас Н.И., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания: Трощенковой Д.С.
при участии:
от заявителя: Болоцкий Г.В. по доверенности от 29.12.2014
от заинтересованного лица: Стеценко С.В. по доверенности от 29.12.2014, Ермакова И.Б. по доверенности от 21.01.2015
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-26322/2015) Пулковской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.08.2015 по делу N А56-42266/2015 (судья Семенова И.С.), принятое
по заявлению закрытого акционерного общества "Научно-исследовательская производственная компания "Электрон"
к Пулковской таможне
о признании незаконным решения, обязании возвратить излишне уплаченный НДС

установил:

Закрытое акционерное общество "Научно-исследовательская производственная компания "Электрон" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Пулковской таможни (далее - заинтересованное лицо, таможенный орган) от 22.04.2015 N 08-17/07537, а также об обязании возвратить излишне уплаченный НДС в размере 5 146 545 руб. 35 коп.
Решением от 27.08.2015 арбитражный суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил, признал незаконным решение Пулковской таможни об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов от 22.04.2015 N 08-17/07537, обязал Пулковскую таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем возврата излишне уплаченного налога на добавленную стоимость в размере 5 146 545 руб. 35 коп.
Не согласившись с вынесенным по делу решением, таможенный орган направил апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
По мнению таможенного органа, возврат заявления ЗАО "Научно-исследовательская производственная компания "Электрон" от 15.04.2015 N 231 осуществлен обоснованно и правомерно. В связи с не предоставлением документов, подтверждающих факт излишней уплаты таможенных пошлин, налогов, а именно копии решения о внесении изменений в декларацию на товары и КДТ, таможня не могла рассмотреть возможность возврата денежных средств.
В судебном заседании представители таможенного органа доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель общества против удовлетворения жалобы возражал, считает решение от 27.08.2015 законным и обоснованным и не подлежащим отмене.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как усматривается из материалов дела, общество в ноябре - декабре 2011 года переместило на таможенную территорию Российской Федерации комплектующие изделия, по декларациям на товары (далее - ДТ): N N 10221010/310512/0023676, 10221010/170412/0016472, 10221010/090712/0030348, 10221010/110712/0030910, 10221010/110712/0030911, 10221010/120712/0031051, 10221010/230712/0032773, 10221010/300712/0034102, 10221010/010812/0034574, 10221010/130812/0036531, 10221010/210812/0037985, 10221010/040912/0040294, 10221010/211112/0054302, 10221010/031212/0056239, 10221010/111212/0058115, 10221010/091213/0057785, 10221010/260514/0023088 товары различных наименований - "комплектующие для производства важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники", на что было указано в графах 31 вышеназванных ДТ, уплатив при этом в отношении перечисленных товаров налог на добавленную стоимость в размере 5 146 545 руб. 35 коп.
Считая НДС излишне уплаченным, общество обратилось в таможню с заявлением от 16.04.2015 (исх. N 231, вход. N 5693) о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов, приложив все необходимые и установленные законом документы.
Письмом от 22.04.2015 N 08-17/07537 заявление общества оставлено таможенным органом без рассмотрения.
Общество, посчитав, решение таможенного органа незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, оспорило его в арбитражном суде.
Удовлетворяя требования заявителя в полном объеме, суд первой инстанции посчитал их обоснованными как по праву, так и по размеру.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены принятого по делу решения в силу следующего.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) НДС ввоз на таможенную территорию Российской Федерации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства, а также сырья и комплектующих изделий для их производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, в том числе важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники.
Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению НДС в спорный период был утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2002 N 19 (далее - Перечень N 19).
Из примечания N 1 к Перечню N 19 следует, что освобождение от НДС в отношении указанной в Перечне медицинской техники применяется при условии наличия у медицинской техники регистрационного удостоверения, выданного в установленном Минздравом России порядке.
Не опровергая того обстоятельства, что ввезенный обществом товар включен в Перечень товаров, не подлежащих обложению НДС, и не оспаривая право общества на применение льготы в отношении ввезенных товаров, таможня полагает, что обществом не соблюдена процедура возврата излишне уплаченного налога.
Так, в письме N 08-17/07537 от 22.04.2015 таможенный орган указал, что обществом не представлены документы, подтверждающие факт излишней уплаты таможенных пошлин, налогов, а именно копии решения о внесении изменений в ДТ и КДТ.
Суд первой инстанции обоснованно не согласился с указанной позицией таможенного органа.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2003 N 677 "Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области", принятым во исполнение Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", утверждено Положение о разработке, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области.
Пунктом 9 данного Положения установлено, что определение по общероссийскому классификатору кода объекта классификации, относящегося к деятельности хозяйствующего субъекта, осуществляется хозяйствующим субъектом самостоятельно путем отнесения этого объекта к соответствующему коду и наименованию позиции общероссийского классификатора, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно примечанию 2 к Перечню N 19 принадлежность отечественной медицинской техники к перечисленной в настоящем Перечне медицинской технике подтверждается соответствием кодов по классификации ОК 005-93 (ОКП), приведенных в настоящем Перечне, кодам ОКП, указанным в государственном стандарте, отраслевом стандарте, техническом условии.
Следовательно, отнесение к медицинской технике, подпадающей под действие Перечня N 19, производится на основе регистрационного удостоверения Росздравнадзора РФ. Кроме того, Таможня может проверить соответствие кодов ОКП, приведенных в указанном перечне, кодам ОКП, указанным в государственном стандарте, отраслевом стандарте, техническом условии на конкретный товар. Никаких иных условий предоставления освобождения от уплаты ввозного НДС нормами налогового законодательства не установлено.
При этом, как следует из материалов дела, обществом в целях соблюдения установленных требований при декларировании товаров были представлены таможенному органу действующие регистрационные удостоверения Росздравнадзора РФ, необходимые сведения были внесены обществом также и в 31, 44 графы ДТ. Вся указанная информация имелась в Пулковской таможне на момент обращения заявителя с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов.
Судом первой инстанции правомерно сделан вывод, что вопреки доводам таможенного органа, регистрационное удостоверение Росздравнадзора РФ, подтверждающее включение в указанный перечень приборов и аппаратов для диагностики (кроме измерительных), код по классификации ОК 005-93 (ОКП 94 4220) комплектующие для которого ввозились заявителем по спорным ДТ, является документом, подтверждающим факт излишней уплаты таможенных платежей.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 70 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза НДС относится к таможенным платежам.
В соответствии со статьей 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с названным Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Согласно статье 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с частью 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Перечень сведений и документов, необходимых для обращения с заявлением о возврате таможенных платежей, перечислены в части 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ.
Согласно части 12 статьи 147 Закона N 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится:
1) при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов в размере указанной задолженности. В указанном случае по заявлению плательщика (его правопреемника) может быть произведен зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в счет погашения указанной задолженности с учетом положения части 10 настоящей статьи;
2) если сумма таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату, составляет менее 150 рублей, за исключением случаев излишней уплаты таможенных пошлин, налогов физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц;
3) в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков.
С соответствующим заявлением общество обратилось в таможенный орган в пределах трехлетнего срока, установленного частью 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ, что не оспаривается таможней.
Доказательств, свидетельствующих о наличии у общества задолженности по уплате таможенных платежей или иных оснований, препятствующих возврату таможенным органом в материалы дела также не представлено.
Таким образом, все необходимые условия для возврата излишне уплаченного НДС в составе таможенных платежей заявителем соблюдены, оснований для отказа в возврате сумм излишне уплаченного НДС по спорным декларациям, предусмотренных частью 12 статьи 147 Закона N 311-ФЗ, у таможни не имелось.
В силу пункта 3 части 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ к заявлению, в том числе, должны быть приложены документы, подтверждающие факт излишней уплаты таможенных пошлин.
При этом указанная норма не раскрывает, какие именно документы, подтверждающие факт излишней уплаты таможенных пошлин, должны быть приложены к заявлению. По смыслу указанной нормы к таким документам следует отнести платежные документы, подтверждающие перечисление денежных средств в бюджет в размере большем, чем это предусмотрено законом.
В связи с чем обществом в таможенный орган были представлены копии платежных поручений, подтверждающих излишнюю уплату таможенных пошлин (налога).
По смыслу указанной нормы к таким документам следует отнести платежные документы, подтверждающие перечисление спорных сумм в бюджет, а также любые документы, которые позволяют охарактеризовать спорные платежи как излишние, то есть произведенные в большем размере, чем это предусмотрено законом.
В силу универсальности нормы таковым может быть как конкретный документ, так и их совокупность, свидетельствующая об излишней уплате и идентифицированная таможенным органом в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин (излишне уплаченных) в отношении конкретных товаров.
Документы, подтверждающие корректировку деклараций на товары в установленном порядке, не указаны в пункте 3 части 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ в качестве документов, подтверждающих факт излишней уплаты таможенных платежей.
Ссылки таможенного органа на непредставление копии решения о внесении изменений в декларацию на товары и КДТ отклоняются апелляционным судом как несостоятельные и необоснованные.
Таможенный орган не отрицает уплату НДС в большем размере, правильность расчета излишней уплаты подателем жалобы не оспаривается.
Из материалов дела следует, что письмом общество обратилось к таможне с заявлением от 16.04.2015 о возврате излишне уплаченного НДС. К заявлению обществом были приложены документы, подтверждающие право на льготу по таможенным пошлинам и НДС за ввезенный товар, представлены платежные документы, расчет излишне уплаченных денежных средств по конкретным декларациям.
Проанализировав документы, представленные обществом таможенному органу вместе с заявлением от 16.04.2015, с учетом требований статьи 147 Закона N 311-ФЗ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у таможенного органа отсутствовали основания для оставления данного заявления без рассмотрения.
Вопреки доводам таможни непредставление копии решения о внесении изменений в декларацию на товары и КДТ не могло являться основанием для оставления заявления без рассмотрения, поскольку в силу вышеизложенного указанный документ не является документом, подтверждающим факт излишней уплаты таможенных пошлин.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал незаконным решение Пулковской таможни об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов от 22.04.2015 N 08-17/07537 и обязал Пулковскую таможню возвратить излишне уплаченный НДС в размере 5 146 545 руб. 35 коп.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, в том числе являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием к отмене обжалуемого судебного акта, при вынесении решения от 27.08.2015 судом также не допущено, а потому у апелляционной коллегии не имеется правовых оснований для удовлетворения жалобы таможни и отмены или изменения принятого по делу решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.08.2015 по делу N А56-42266/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий
Е.А.СОМОВА

Судьи
Н.И.ПРОТАС
В.М.ТОЛКУНОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)