Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.08.2016 N 05АП-5891/2016 ПО ДЕЛУ N А51-5391/2016

Разделы:
Таможенные платежи; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 августа 2016 г. по делу N А51-5391/2016


Резолютивная часть постановления оглашена 18 августа 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 августа 2016 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего В.В. Рубановой,
судей Е.Л. Сидорович, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Витютневой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Находкинской таможни,
апелляционное производство N 05АП-5891/2016
на решение от 09.06.2016
судьи В.В. Краснова
по делу N А51-5391/2016 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ДВ-Транзит" (ИНН 2539045291, ОГРН 1022502123093, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 15.11.2002)
к Находкинской таможне (ИНН 2508025320, ОГРН 1022500713333, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 10.12.2002)
о признании недействительным требования N 161 от 24.02.2016 об уплате таможенных платежей
при участии:
- от общества с ограниченной ответственностью "ДВ-Транзит": Терещенко Т.А., доверенность от 17.02.2016, сроком на 3 года, паспорт; Федоров П.В., доверенность от 17022016 на 3 года, паспорт;
- от Находкинской таможни: не явились,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ДВ-Транзит" (далее -общество, декларант, ООО "ДВ-Транзит") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным требования Находкинской таможни (далее - таможня, таможенный орган) от 24.02.2016 N 161 об уплате таможенных платежей.
Решением от 09.06.2016 суд первой инстанции удовлетворил заявленное обществом требование, признал недействительным оспариваемое требование таможни как не соответствующее Таможенному кодексу Таможенного союза.
Не согласившись с указанным судебным актом, таможня обжаловала его в порядке апелляционного производства.
В обоснование своей позиции таможенный орган указал, что первоначально принятые им решения, в том числе по декларации на товары (далее - ДТ) N 10714040/120115/0000374 о предоставлении льгот по уплате таможенных платежей в виде тарифных преференций в отношении товара, помещенного под процедуру выпуска для внутреннего потребления, признано не соответствующим требованиям права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле и отменено.
Основанием для указанной отмены ранее состоявшегося решения явилось ненадлежащее оформление сертификата о происхождении товара, в графе 4 сертификата отсутствовал его регистрационный номер.
После переоформления декларантом указанного сертификата по его заявлению таможней восстановлены тарифные преференции и принято соответствующее решение о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций.
На основании указанного решения таможней в адрес декларанта выставлено уточненное требование об уплате пеней.
Данное требование таможенный орган считает законным и обоснованным.
Таможенный орган явку своего представителя в суд не обеспечил.
Представители общества в судебном заседании доводы апелляционной жалобы опровергли, озвучили позицию, по содержанию соответствующую тексту письменного отзыва на жалобу, считает обжалуемое решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
На основании статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 15.08.2016 объявлялся перерыв до 18.08.2016 до 11 часов 00 минут. Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с Информационным Письмом Президиума ВАС РФ N 113 от 19.09.2006 "О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда в отсутствие представителя таможни, в связи с чем суд апелляционной инстанции после перерыва на основании части 5 статьи 156, статьи 266 АПК РФ продолжил рассмотрение апелляционной жалобы таможни в отсутствие ее представителя.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
В январе 2015 года во исполнение внешнеторгового контракта N MS-10/14 от 21.04.2013, заключенного между ООО "ДВ-Транзит" и иностранной компанией "Agro Global Trade d.o.o", Республика Сербия, на таможенную территорию Таможенного союза ввезен товар - мясо свинины необваленное, мороженое на кости - полутуши в шкуре, в целях таможенного оформления которого декларантом подана в таможню ДТ N 10714040/120115/0000374.
На этапе таможенного декларирования в отношении данного товара применен режим свободной торговли в виде предоставления тарифных преференции (освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины).
Основанием для применения режима свободной торговли послужил сертификат формы СТ-2 от 24.10.2014.
Таможенным органом принято заявление о предоставлении тарифных преференций на ввезенный товар, и товар выпущен в свободное обращение.
Впоследствии 08.12.2015 таможенным органом принято решение N 10714000/081215/161 об отмене решения о предоставлении льгот, в связи с отсутствием в графе N 4 сертификата происхождения товара его регистрационного номера.
Посчитав решение таможенного органа незаконным, общество переоформило спорный сертификат и 11.01.2016 обратилось в таможенный орган с заявлением о восстановлении тарифных преференций.
15.01.2016 таможенным органом принято решение N 10714000-17-23/6 о предоставлении тарифных преференций.
28.01.2016 в адрес общества поступило требование N 71, согласно которому задолженность общества по уплате ввозной таможенной пошлины составляет 3 759 125,15 руб., за период с 14.01.2015 по 28.01.2016 обществу начислены пени в размере 402 477 руб. Основанием для взыскания послужило указанное выше решение N 10714000/081215/161 от 08.12.2015 в порядке ведомственного контроля.
04.02.2016 общество обратилось в таможенный орган с заявлением об отзыве вышеуказанного требования как незаконного.
24.02.2016 письмом N 13-05/04988 таможня уведомила общество о том, что обязанность по уплате таможенных платежей изменилась, в связи с чем требование N 71 от 28.01.2016 отозвано и направлено уточненное требование N 161 от 24.02.2016.
Согласно уточненному требованию N 161 от 24.02.2016 на общество возложена обязанность по уплате пеней в размере 384 558,50 руб. по ДТ N 10714040/120115/0000374 за период с 14.01.2015 по 15.01.2016 в связи с принятием решения от 15.01.2016 N 10714000-17-23/6.
Полагая, что указанное требование не соответствует требованиям таможенного законодательства и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ООО "ДВ-Транзит" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на жалобу, заслушав пояснения представителей общества, коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в силу следующего.
В соответствии с положениями статей 150, 179, 180, 181 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
К сведениям о товарах, подлежащим указанию в таможенной декларации, относятся: наименование; описание; классификационный код по ТН ВЭД; наименование страны происхождения и отправления (назначения); описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера); количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) или в других единицах измерения; таможенная стоимость (подпункт 5 пункта 2 статьи 181 ТК ТС).
Согласно части 1 статьи 58 ТК ТС страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством таможенного союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.
Частью 2 названной статьи предусмотрено, что определение страны происхождения товаров производится во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров.
Документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара (часть 2 статьи 59 ТК ТС).
Частью 2 статьи 74 ТК ТС предусмотрено, что тарифные преференции предоставляются в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Согласно пункту 1 статьи 36 Федерального закона от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, международными договорами Российской Федерации.
При этом под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза.
Между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославия 28.08.2000 подписано "Соглашение о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией" (далее - Соглашение), к которому 22.07.2011 подписан Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии об изъятиях из режима свободной торговли и Правилах определения страны происхождения товаров (далее - Протокол).
В силу статьи 3 Протокола происхождение товаров определяется на основе Правил определения страны происхождения товаров, содержащихся в Приложении 3 к Протоколу, которое является его неотъемлемой частью.
На основании указанных международных актов ФТС России издан приказ от 31.10.2011 N 2223" О применении режима свободной торговли в отношении товаров, происходящих и ввозимых из Республики Сербии", пунктом 1 которого предписано не применять с 22.07.2011 ввозную пошлину в отношении товаров, происходящих из республики Сербия и ввозимых на территорию Российской Федерации в рамках Соглашения (за исключением товаров, указанных в пунктах 2, 3 приказа).
Согласно пункту 5 названного приказа для контроля правильности определения страны происхождения товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации в рамках Соглашения, используются Правила определения страны происхождения товаров, содержащиеся в приложении N 3 к Протоколу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Правил товар пользуется режимом свободной торговли на территориях государств Сторон, если он соответствует критериям происхождения, установленным Правилами, а также, если:
1) товар вывозится (ввозится) на основании договора (контракта) между резидентом государства одной Стороны и резидентом государства другой Стороны;
2) в таможенные органы страны ввоза представлен сертификат происхождения товаров формы СТ-2;
3) соблюдается условие прямой поставки товаров, подтвержденное документами;
4) государством Стороны соблюдены требования по административному сотрудничеству, предусмотренные статьей 11 Правил.
Анализ вышеприведенных нормативных положений позволяет сделать вывод о том, что предоставление в таможенный орган страны ввоза надлежаще оформленного сертификата происхождения товаров (документа, свидетельствующего о стране происхождения товара и выданного органом (организацией), уполномоченным государством одной из Сторон в соответствии с его законодательством) является обязательным условием предоставления тарифных преференций.
Для подтверждения страны происхождения товара в государстве Стороны в целях предоставления режима свободной торговли необходимо представление в таможенные органы страны ввоза оригинала сертификата. Срок действия сертификата в целях предоставления режима свободной торговли составляет 12 месяцев с даты его удостоверения органом, уполномоченным в соответствии с законодательством государства Стороны выдавать и (или) удостоверять сертификаты о происхождении товаров. Сертификат оформляется и выдается на одну партию товаров (пункты 1 и 2 статьи 9 Правил).
Согласно пункту 1 статьи 11 Правил уполномоченные органы Сторон обмениваются образцами бланков сертификатов, оттисков печатей органов, уполномоченных в соответствии с законодательством государств Сторон удостоверять и (или) выдавать сертификаты происхождения товаров, информацией о наименованиях и адресах таких уполномоченных органов, а также органов, уполномоченных верифицировать сертификаты и декларации о происхождении товаров (в случае, если такие органы предусмотрены).
Образцы оттисков печатей должны быть оригинальными и четкими, чтобы позволить провести их однозначную идентификацию на предмет подлинности.
Уполномоченные органы Сторон незамедлительно информируют друг друга в случае любых изменений указанной информации.
Без представления указанной в пункте 1 настоящей статьи информации и (или) в случае представления информации, не соответствующей требованиям, изложенным в пункте 1 настоящей статьи, режим свободной торговли в отношении ввозимых товаров не предоставляется (пункт 2 названной статьи).
Согласно пункту 3 статьи 11 Правил уполномоченные органы Сторон осуществляют последующую проверку (верификацию) сертификатов и деклараций о происхождении товаров на выборочной основе или в случае, если у таможенных органов страны ввоза есть обоснованные сомнения относительно подлинности этих документов или достоверности содержащихся в них сведений.
В силу пункта 4 статьи 11 Правил в случаях, указанных в пункте 3 настоящей статьи, таможенный орган страны ввоза товара вправе обратиться с запросом к уполномоченному органу, удостоверившему сертификат, или к органам, уполномоченным осуществлять верификацию сертификатов и деклараций о происхождении товаров, с мотивированной просьбой подтвердить подлинность сертификата (декларации о происхождении товара) и (или) достоверность содержащихся в них сведений или представить дополнительные либо уточняющие сведения, в том числе о выполнении критерия происхождения товаров, и (или) копии документов, на основании которых был выдан такой сертификат.
К запросу о последующей верификации прикладывается копия проверяемого сертификата (декларации о происхождении товара).
В запросе указываются причины его направления и (или) другая дополнительная информация, указывающая на то, какие сведения в сертификате (декларации о происхождении товара) могут быть недостоверными, за исключением случаев проведения последующей проверки (верификации) на основе выборочности.
Товар не считается происходящим из государств Сторон, если не будут представлены надлежащим образом оформленный сертификат или запрошенная информация (пункт 9 статьи 11 Правил).
В соответствии с требованиями к заполнению сертификатов, указанными в статье 12 Правил, в графе 4 сертификата указывается регистрационный номер сертификата, страна выдавшая сертификат, и страна, для которой этот сертификат предназначен.
Допускается внесение регистрационного номера от руки или проставление штампом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 61 ТК ТС сертификат о происхождении товара - это документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров.
Пунктом 3 статьи 61 ТК ТС установлено, что сертификат о происхождении товара представляется одновременно с таможенной декларацией и другими документами, представляемыми при помещении товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, под таможенную процедуру. При утрате сертификата принимается его официально заверенный дубликат.
Согласно пункту 4 статьи 61 ТК ТС если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушением требований к его оформлению и (или) заполнению, таможенный орган самостоятельно принимает решение об отказе в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций.
При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе обратиться к уполномоченным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения. Такое обращение не препятствует выпуску товаров на основании сведений о стране их происхождения, заявленных при помещении товаров под таможенную процедуру (пункт 5 статьи 61 ТК ТС).
В силу статьи 13 Правил таможенный орган государства Стороны отказывает в предоставлении режима свободной торговли в отношении товаров, происходящих и ввозимых из государства Стороны, в случае: 1) нарушения условий предоставления режима свободной торговли, указанных в статье 8 Правил; 2) если таможенные органы страны ввоза в течение 3 лет получат от компетентных органов страны вывоза подтвержденные сведения о том, что сертификат не выдавался (фальсифицирован), аннулирован (отозван) или выдан на основании недействительных, недостоверных или неполных документов и (или) сведений; 3) если в течение 6 месяцев с даты направления запроса, указанного в пункте 4 статьи 11 Правил, не получен ответ относительно запрашиваемого сертификата от компетентных органов страны вывоза или страны происхождения товара или если имеется случай, предусмотренный пунктом 8 статьи 11 Правил.
Из анализа вышеуказанных нормативных положений следует, что целью таможенного контроля является установление правильного либо неправильного указания страны происхождения товара, так как основанием для предоставления тарифных преференций выступает факт происхождения товара из страны, входящей в перечень стран-пользователей схемой преференций.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается таможенным органом, что ООО "ДВ-Транзит" в целях таможенного оформления ввезенного товара по ДТ N 10714040/120115/0000374 представило необходимый и достаточный пакет документов; сертификат о происхождении по форме СТ-2, подтверждающий страну происхождения товара, а также отнесение товара к соответствующему Перечню товаров, в отношении которых применяются тарифные преференции.
В ходе мероприятий таможенного контроля таможня установила, что в представленном обществом сертификате о происхождении товара в графе 4 отсутствует его регистрационный номер, в связи с чем таможенный орган не принял данный сертификат в качестве основания для предоставления тарифных преференций и отказал обществу в предоставлении преференциального режима по спорной ДТ.
Вместе с тем, как справедливо отмечено судом первой инстанции, таможенным органом не представлено доказательств, свидетельствующих о незаконности, недостоверности либо фальсификации указанного сертификата, равно как и не представлено доказательств, свидетельствующих о существенных пороках сертификата, которые бы исключали его из числа доказательств, являющихся основаниями для предоставления тарифных преференций.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, судебная коллегия приходит к выводу о том, что сертификат не может быть признан недействительным лишь по тем основаниям, что в нем не указан его регистрационный номер (графа 4); иных нарушений в оформлении представленного обществом сертификата таможней не выявлено, страна происхождения ввезенных товаров по существу таможенным органом не оспаривается. Следовательно, данное нарушение при оформлении сертификата не может быть признано тем нарушением требований к его оформлению или заполнению, которое влечет отказ в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций в соответствии с пунктом 4 статьи 61 ТК ТС.
Кроме того, апелляционная коллегия отмечает, что у таможенного органа при постоянном взаимодействии с уполномоченными органами республики Сербия имелась возможность установить требуемые сведения (пункт 11 Правил).
Также, таможня не была лишена возможности обратиться к обществу с истребованием необходимой информации.
Как обоснованно указал в обжалуемом решении суд первой инстанции, в соответствии с частью 7 статьи 9 Протокола в случае необходимости переоформления ранее выданного сертификата на основании письменного обоснования заявителя может быть выдан новый сертификат. При этом в графу 5 вносится запись "Выдан взамен сертификата формы СТ-2" с указанием номера и даты переоформленного сертификата. Сертификату, выданному взамен ранее выданного сертификата, присваивается новый регистрационный номер.
Из вышеназванной нормы следует, что переоформленный сертификат не является новым, не устраняет действие предшествующего, а исправляет соответствующие недочеты.
Судебной коллегией установлено, что в рассматриваемом случае, считая решение таможни об отмене решения по предоставлению преференций незаконным, общество переоформило спорный сертификат в уполномоченном органе страны отправления товара и обратилось в Находкинскую таможню с заявлением от 11.01.2016 о восстановлении тарифных преференций по ДТ N 10714040/120115/0000374.
По заявлению общества в порядке главы 5 Приказа ФТС РФ от 02.08.2012 N 1565 "Об утверждении формы и порядка принятия решений о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций" обществу восстановлен режим предоставления тарифных преференций на основании предоставленного оригинала сертификата по форме СТ-2 от 08.01.2016 N 11568/С1/60297/24.10.2014 и принято решение о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций от 15.01.2016 N 10714000-17-23/6.
При этом режим предоставления тарифных преференций восстановлен с даты регистрации ДТ, а не с даты предоставления исправленного сертификата СТ-2.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что поскольку таможенный орган не предпринял никаких мер для реализации своих прав по устранению выявленных недочетов, то дата представления переоформленного сертификата связана с моментом отказа от предоставления тарифных преференций обществу, в связи с чем, начисление пеней с момента регистрации ДТ до принятия решения от 15.01.2016 о восстановлении тарифных преференций незаконно.
Согласно пункту 1 статьи 151 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) пенями признаются установленные настоящей статьей денежные суммы, которые плательщик таможенных пошлин, налогов обязан выплатить в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в сроки, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
В силу пункта 1 статьи 152 указанного Закона требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) процентов.
Принимая во внимание, что по ДТ N 10714040/120115/0000374 общество освобождено от уплаты таможенных платежей, требование об уплате таможенных платежей от 28.01.2016 N 71 отозвано таможней, никаких таможенных платежей декларант не уплачивал и задолженности по их уплате не имеет, начисление обществу пеней и направление в его адрес требования от 24.02.2016 N 161 об их уплате незаконно.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленное обществом требование.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Таким образом, арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у апелляционного суда, располагающего такими же доказательствами по делу, что и суд первой инстанции, отсутствуют.
Доказательств наличия обстоятельств, позволяющих суду при рассмотрении настоящего дела оценить обстоятельства дела иным образом, обществом не представлено.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 09.06.2016 по делу N А51-5391/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
В.В.РУБАНОВА

Судьи
Е.Л.СИДОРОВИЧ
Т.А.СОЛОХИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)