Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 31.03.2016 N Ф05-2453/2016 ПО ДЕЛУ N А40-111660/2015

Требование: О признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности за недостоверное декларирование соответствия продукции.

Разделы:
Органы управления таможенными делами; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 марта 2016 г. по делу N А40-111660/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 24 марта 2016 года
Полный текст постановления изготовлен 31 марта 2016 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.
судей: Агапова М.Р., Долгашевой В.А.,
при участии в заседании:
от заявителя: ЗАО Фирма "Уран М" - Арямов В.И. доверенность от 18 февраля 2016 года,
от заинтересованного лица: Управление Роспотребнадзора по г. Москве - Галчихина Е.С. доверенность от 18 ноября 2015 года,
рассмотрев 24 марта 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу ЗАО Фирма "Уран М"
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 17 сентября 2015 года,
принятое судьей Вигдорчик Д.Г.,
на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 01 декабря 2015 года,
принятое судьями Поташовой Ж.В., Поповым В.И., Яковлевой Л.Г.,
по заявлению ЗАО Фирма "Уран М"
об оспаривании постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москве (Управление Роспотребнадзора по г. Москве)

установил:

ЗАО Фирма "Уран М" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве (далее - Роспотребнадзор) от 22 мая 2015 года N 36-00086 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.44 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 17 сентября 2015 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 01 декабря 2015 года, в удовлетворении заявленных требований отказано. При этом суд снизил размер назначенного штрафа до 100 000 руб.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, указывая на недоказанность наличия в действиях общества состава административного правонарушения.
В судебном заседании представитель общества доводы и требования кассационной жалобы поддерживал.
Представитель Роспотребнадзора возражал по доводам жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, постановлением Роспотребнадзора от 22 мая 2015 года N 36-00086 ЗАО "Фирма Уран М" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.44 КоАП РФ.
В качестве противоправного деяния вменено нарушение пункта 4, пункта 7 статьи 23 ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", выразившееся в не представлении сведений о проведении производственного контроля товара, не представление договора с испытательной лабораторией для проведения (испытаний), подтверждающих выполнение требований регламента о пищевой продукции, представление искаженных данных.
Посчитав, что указанное постановление вынесено незаконно и без достаточных на то оснований, общество обратилось в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований и снижая размер штрафа, суды, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" (далее - регламент), пришли к обоснованному выводу о доказанности события и состава вмененного административного правонарушения.
Выводы судов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
Частью 1 статьи 14.44 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за недостоверное декларирование соответствия продукции в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективной стороной вменяемого административного правонарушения, является совершение декларантом действий, связанных с подтверждением соответствия продукции требованиям технических регламентов, в результате использования либо применения при декларировании недостоверных собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории, технической документации.
При этом указанные действия осуществляются при разработке, принятии, применении обязательных требований к продукции, в том числе к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам производства.
Согласно статье 302 Таможенного кодекса Таможенного союза беспошлинная торговля - таможенная процедура, при которой товары реализуются в розницу в магазинах беспошлинной торговли физическим лицам, выезжающим с таможенной территории таможенного союза, либо иностранным дипломатическим представительствам, приравненным к ним представительствам международных организаций, консульским учреждениям, а также дипломатическим агентам, консульским должностным лицам и членам их семей, которые проживают вместе с ними, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования.
Согласно пункту 1 статьи 303 Таможенного кодекса Таможенного союза под таможенную процедуру беспошлинной торговли могут помещаться любые товары, за исключением товаров, запрещенных к ввозу на таможенную территорию таможенного союза, вывозу за пределы таможенной территории таможенного союза, а также товаров, запрещенных к обороту на территориях государств-членов Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 1 статьи 304 Таможенного кодекса Таможенного союза порядок функционирования магазинов беспошлинной торговли, требования к их расположению, обустройству, оборудованию и правила реализации товаров в указанных магазинах определяются законодательством государств-членов таможенного союза.
Из вышеизложенного следует, что магазин беспошлинной торговли расположенный на территории Таможенного союза, может реализовывать товары, разрешенные к ввозу на территорию ТС, обороту на территории ТС и вывозу с территории ТС в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Продажа товаров на территории Российской Федерации определена требованиями Закона РФ от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации", иными законами и нормативными документами, Техническими регламентами Таможенного союза (в т.ч. ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевых продуктов").
Согласно пункту 12 "Правил продажи отдельных видов товаров" продавец обязан по требованию потребителя ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца с указанием его места нахождения (адреса) и телефона.
Отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам производства, регулирует Федеральный закон от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании).
Статья 2 Закона о техническом регулировании устанавливает понятие технического регулирования как правового регулирования отношений в области применения и исполнения обязательных требований к продукции.
В этой же статье содержится понятие "декларирование соответствия", представляющее форму подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов.
При этом подтверждение соответствия состоит в документальном удостоверении соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.
Согласно статье 20 Закона о техническом регулировании обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах: принятия декларации о соответствии (далее - декларирование соответствия); обязательной сертификации.
Схема подтверждения соответствия представляет собой перечень действий участников подтверждения соответствия, результаты которых рассматриваются ими в качестве доказательств соответствия продукции и иных объектов установленным требованиям.
Декларирование соответствия, в силу статьи 24 Закона о техническом регулировании, осуществляется по одной из следующих схем: принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств; принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра).
При декларировании соответствия заявитель на основании собственных доказательств самостоятельно формирует доказательственные материалы в целях подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента. В качестве доказательственных материалов используются: техническая документация, результаты собственных исследований (испытаний) и измерений и (или) другие документы, послужившие основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента.
Согласно пункту 5 статьи 24 Закона о техническом регулировании декларация о соответствии оформляется на русском языке и должна содержать: наименование и местонахождение заявителя; наименование и местонахождение изготовителя; информацию об объекте подтверждения соответствия, позволяющую идентифицировать этот объект; наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого подтверждается продукция; указание на схему декларирования соответствия; заявление заявителя о безопасности продукции при ее использовании в соответствии с целевым назначением и принятии заявителем мер по обеспечению соответствия продукции требованиям технических регламентов; сведения о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях, сертификате системы качества, а также документах, послуживших основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов; срок действия декларации о соответствии; иные предусмотренные соответствующими техническими регламентами сведения. Срок действия декларации о соответствии определяется техническим регламентом. Форма декларации о соответствии утверждается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.
Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года N 319 утверждена Единая форма декларации о соответствии.
Согласно приложению N 2 к Единой форме декларации о соответствии в позиции 4 декларации указываются нормативные правовые акты, соответствие требованиям которых подтверждено данной декларацией о соответствии (с указанием разделов (пунктов, подпунктов) нормативных правовых актов) и предусмотренных Единым перечнем.
В позиции 5 декларации приводится обозначение (наименование) документов, на основании которых принимается декларация о соответствии. В качестве таких документов могут использоваться: подтверждающие соответствие обязательным требованиям протоколы испытаний продукции, проведенных аккредитованными испытательными лабораториями (центрами), включенными в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза; документы, предусмотренные для данной продукции законодательством Сторон и выданные уполномоченными на то органами, учреждениями и организациями (свидетельство о государственной регистрации, ветеринарный сертификат, фитосанитарный сертификат, сертификат пожарной безопасности), с указанием номера, даты выдачи и др.; другие документы, подтверждающие соответствие продукции обязательным требованиям.
Решением Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 года N 880 утвержден технический регламент Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", согласно которому пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза, подлежит оценке (подтверждению) соответствия требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза.
Согласно части 1 статьи 21 ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" оценка (подтверждение) соответствия пищевой продукции, за исключением пищевой продукции, указанной в части 3 настоящей статьи, требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции проводится в формах: 1) подтверждения (декларирования) соответствия пищевой продукции; 2) государственной регистрации специализированной пищевой продукции; 3) государственной регистрации пищевой продукции нового вида; 4) ветеринарно-санитарной экспертизы.
Требование о необходимости декларирования соответствия пищевой продукции содержится в пункте 1 статьи 23 ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", в соответствии с которым декларированию соответствия подлежит выпускаемая в обращение на таможенной территории Таможенного союза пищевая продукция.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 23 ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" декларирование соответствия пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции осуществляется путем принятия по выбору заявителя декларации о соответствии на основании собственных доказательств и (или) доказательств, полученных с участием третьей стороны. Декларирование соответствия пищевой продукции осуществляется по одной из схем декларирования, установленных настоящим техническим регламентом, по выбору заявителя, если иное не установлено техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 23 ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" схема 3д включает следующие процедуры: формирование и анализ технической документации; осуществление производственного контроля; проведение испытаний образцов пищевой продукции; принятие и регистрация декларации о соответствии; нанесение единого знака обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.
Заявитель обеспечивает проведение производственного контроля.
С целью контроля соответствия пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции заявитель проводит испытания образцов пищевой продукции. Испытания образцов пищевой продукции проводятся в аккредитованной испытательной лаборатории.
Согласно статье 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
В силу пункта 6 статьи 23 ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", при декларировании соответствия на основании собственных доказательств заявитель самостоятельно формирует доказательственные материалы в целях подтверждения соответствия пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Согласно пункту 7 статьи 23 ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" доказательственные материалы должны содержать результаты исследований (испытаний), подтверждающие выполнение требований настоящего технического регламента и (или) технических, регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Такие исследования (испытания) могут быть проведены в собственной испытательной лаборатории заявителя или в иной испытательной лаборатории по договору с заявителем.
Как установлено судами, в ходе проведения административного расследования 06 февраля 2015 установлено, что ЗАО "Фирма Уран М", являющееся магазином беспошлинной торговли, не предоставило в территориальный отдел Роспотребнадзора истребуемые сведения, необходимые для разрешения дела об административном правонарушении, в том числе декларации соответствия на продукцию.
В ответ на требование Роспотребнадзора общество письмом от 29 января 2015 года исх. N б/н указало, что декларации соответствия на данную продукцию не оформлялись.
Административный орган, изучив дополнительно сведения, размещенные на официальном сайте Росаккредитации в разделе "Реестры" "9. Национальная часть единого реестра зарегистрированных деклараций о соответствии, оформленных по единой форме" (далее - Реестр), 05 февраля 2015 года установил, что имеются сведения о декларации соответствия ТС N RU Д-IT.АВ99.В.03723, дата регистрации декларации о соответствии 03 сентября 2014 года продукция: ЛИКЕР "Вайлд Турки Американ Хани" ("Wild Turkey American Honey" с содержанием этилового спирта 35,5% и декларации о соответствии ТС N RU Д-IТ.АВ99.В.03724, дата регистрации декларации о соответствии 03 сентября 2014 года продукция: Ароматизированное вино: Вермут "Мондоро Вермут Бианко" ("Mondoro Vermouth Bianco"), с содержанием этилового спирта 15%.
Статус деклараций - действует.
Заявитель: ЗАО "Фирма Уран М" (ОГРН 1037739137182) директор Денисенков Владимир Данилович.
Таким образом, административным органом сделан вывод, что ЗАО "Фирма Уран М" не представило в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющим (осуществляющему) государственный контроль (надзор), сведения (информацию), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности; представило в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществившему (осуществляющему) государственный контроль (надзор), сведения (информацию) в искаженном виде.
И.о. начальником Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по городу и на транспорте в Шереметьево Ковалевой И.А., в отсутствие законного представителя общества 11 февраля 2015 года составлен протокол об административном правонарушении.
При этом, проверкой установлено, что сведения о декларациях о соответствии ТС N RU Д-1Т.АВ99.В.03724, дата регистрации декларации о соответствии 03 сентября 2014 года продукция: Ароматизированное вино: Вермут "Мондоро Вермут Бианко" ("Mondoro Vermouth Bianco"), с содержанием этилового спирта 15% и декларация о соответствии ТС N RU Д-1Т.АВ99.В.03723, дата регистрации декларации о соответствии 03 сентября 2014 года продукция: ЛИКЕР "Вайлд Турки Американ Хани" ("Wild Turkey American Honey") с содержанием этилового спирта 35,5%, принятых ЗАО "Фирма Уран М" на основании Протокола испытаний N 1215-ТС/6/09-2014 от 01 сентября 2014 года и Протокола испытаний N 854-ТС/6/8-2014 от 22 августа 2014 года, испытательная лаборатория ООО "БИЗНЕС ХЭЛП", аттестат аккредитации N РОСС RU.0001.21AB87 выдан 21 октября 2011 года Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, срок действия до 21 октября 2016 года, адрес: 115191, г. Москва, ул. 2-я Рощинская, д. 4, этаж 2, пом. 1, комн. 6, тел. +7 (495) 920-61-67) и внесенных в Единый реестр ООО "Агентство качества".
В адрес общества направлено требование N 26-00477 о предоставлении сведений, документов, объяснений и иной информации, которые обществом представлены не были.
Установив, что ЗАО "Фирма Уран М", являясь заявителем деклараций о соответствии продукции, не представило сведения о проведении производственного контроля, а также не представило договор с испытательной лабораторией для проведения исследований (испытаний), подтверждающих выполнение требований ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", использовал для подтверждения соответствия данные, предоставленные другой организацией, тем самым нарушило пункт 4, 7 статьи 23 ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", Роспотребнадзор вынес постановление от 18 марта 2015 года, в соответствии с которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.44 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что общество не оформляло декларации соответствия, отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку опровергаются материалами дела, в том числе постановлением мирового судьи судебного участка Химкинского судебного района Московской области, оставленным без изменения решением Химкинского городского суда Московской области от 19 мая 2015 года, которыми установлен факт того, что общество является заявителем деклараций о соответствии продукции.
При этом, судами не установлено существенных нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности, которые в силу пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" являются неустранимыми и влекущими отмену постановления по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного, оснований полагать, что выводы судов о применении норм права применительно к установленным по данному делу фактическим обстоятельствам ошибочны, у суда кассационной инстанции не имеется.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения и постановления, в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 17 сентября 2015 года, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01 декабря 2015 года по делу N А40-111660/2015 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Р.Р.ЛАТЫПОВА

Судья
М.Р.АГАПОВ

Судья
В.А.ДОЛГАШЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)