Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 28.07.2017 N Ф06-22456/2017 ПО ДЕЛУ N А06-9064/2016

Требование: О взыскании процентов за нарушение сроков возврата таможенных платежей.

Разделы:
Таможенная стоимость; Таможенное дело
Обстоятельства: Заявитель указал на то, что таможенным органом возврат излишне уплаченных платежей осуществлен с пропуском установленного законом срока.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 июля 2017 г. N Ф06-22456/2017

Дело N А06-9064/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 июля 2017 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Логинова О.В., Ольховикова А.Н.,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Астраханской таможни
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 29.11.2016 (судья Блажнов Д.Н.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2017 (председательствующий судья Землянникова В.В., судьи Комнатная Ю.А., Кузьмичев С.А.)
по делу N А06-9064/2016
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "МЕГА" (ОГРН 1083017001110, ИНН 3017055405) к Астраханской таможне о взыскании процентов за нарушение сроков возврата таможенных платежей,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "МЕГА" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Астраханской таможне о взыскании процентов за нарушение сроков возврата таможенных платежей в сумме 8356 рублей 99 копеек.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 29.11.2016 с Астраханской таможни в пользу общества взысканы проценты в сумме 8356 рублей 99 копеек.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2017 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе таможенный орган просит отменить состоявшиеся судебные акты, мотивируя неправильным применением судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как усматривается из материалов дела, общество в рамках внешнеторгового контракта от 10.08.2011 N 643/03/2011, заключенного с Компанией "BONAB RINE NUTS Export & Import Со.", ИР Иран, ввезло на территорию Российской Федерации товар - виноград сушеный без косточек.
В целях таможенного оформления ввезенного товара общество представило таможенную декларацию на товары N 10311020/280612/0002369, контракт от 10.08.2011 N 643/03/2011, спецификацию к контракту от 10.08.2011 N 1, дополнительное соглашение от 10.08.2011 N 1, инвойс от 12.06.2012 N Р/032, судовой коносамент от 17.06.2012 N 91-450.
Таможенным органом принято решение о проведении дополнительной проверки оформленной обществом декларации на товары, которым заявителю в целях подтверждения правильности определения таможенной стоимости товара предложено представить дополнительные документы, а именно: экспортную декларацию на товары страны отправителя, прайс-лист изготовителя, постановку товара на баланс и снятие с учета.
Общество сообщило о невозможности представления запрошенных документов ввиду их отсутствия.
29.06.2012 таможенным органом принято решение о корректировке таможенной стоимости товара, оформленного по ДТ N 10311020/280612/0002369. Указанным решением обществу доначислены дополнительные таможенные платежи в сумме 34 102 рублей 02 копеек, которые им уплачены.
Общество обратилось с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей по декларации на товары N 10311020/280612/0002369 в размере 34 102 рублей 02 копеек.
Таможенный орган письмом от 31.07.2014 N 15-51/12528 оставил названное заявление общества без рассмотрения, в связи с отсутствием документа, подтверждающего факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных платежей.
Не согласившись с бездействием таможенного органа по невозврату таможенных платежей, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия таможенного органа по невозврату таможенных платежей и об обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи.
Определением Арбитражного суда Астраханской области от 01.07.2015 по делу N А06-9343/2014 производство по делу прекращено в связи с отказом общества от заявленных требований вследствие отмены вышестоящим таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товара по декларации на товары N 10311020/280612/0002369 в порядке ведомственного контроля.
Излишне уплаченные таможенные платежи в размере 34 102 рублей 02 копеек, уплаченные обществом по декларации на товары N 10311020/280612/0002369, возвращены таможенным органом 22.06.2015.
В связи с несвоевременным возвратом излишне уплаченных таможенных платежей, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с таможенного органа соответствующих процентов.
В силу статьи 89 Таможенного кодекса Таможенного союза излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с Таможенным кодексом и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Исходя из части 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на излишне уплаченные или излишне взысканные таможенные пошлины, налоги, не возвращенные в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных по правилам главы 18 Закона о таможенном регулировании таможенных пошлин, налогов проценты на излишне взысканные таможенные пошлины, налоги начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Незаконность корректировки таможней таможенной стоимости по спорной декларации на товары установлена решением Астраханской таможни от 26.05.2015 об отмене решения о корректировке таможенной стоимости по декларации на товары N 10311020/280612/0002369
В определении от 02.06.2015 по делу N 303-КГ14-7912 Верховный Суд Российской Федерации отметил, что из буквального толкования положений пункта 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании следует, что при возврате излишне взысканных (уплаченных) в соответствии с положениями главы 18 данного закона проценты на сумму таких платежей начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. В случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных (уплаченных) в принудительном порядке, проценты подлежат начислению в любом случае, то есть независимо от того, нарушался ли таможенным органом месячный срок возврата подобных таможенных платежей.
Указанная мера, предполагающая начисление процентов в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных в принудительном порядке, является дополнительной гарантией защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленных на реализацию положений статей 52 и 53 Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью, а также закрепленного в статье 35 (часть 1) Конституции Российской Федерации принципа охраны законом частной собственности (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 N 503-О).
Самостоятельное исполнение обществом решения о корректировке таможенной стоимости в целях выпуска товара в рассматриваемом случае не является основанием для оценки таможенных платежей как добровольно уплаченных.
Согласно пункту 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18, предусмотренные частью 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании проценты не начисляются, если излишне поступившие в бюджет таможенные платежи учитывались при решении вопроса о начислении пени в связи с возникшей за этот же период задолженностью плательщика перед бюджетом (абзац второй пункта 21 указанного постановления).
В связи с этим судам следует учитывать, что в случае излишнего взыскания таможенных платежей, установленные данной нормой, проценты начисляются со дня, следующего за днем их уплаты в бюджет, определяемого в соответствии со статьей 117 Закона N 311-ФЗ, до даты фактического возврата не только в случае принудительного взыскания таможенным органом, но и в случае, если перечисление взыскиваемых сумм произведено добровольно во исполнение соответствующего решения таможенного органа.
При этом расчет процентов производится по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, деленной на фактическое число дней в соответствующем году (365 или 366 дней), поскольку данная ставка является годовой.
С учетом вышеизложенных норм суды правомерно признали обоснованным требования заявителя.
Расчет процентов, представленный заявителем, судами проверен. Спор о размере подлежащих взысканию процентов отсутствует.
Судебная коллегия считает, что суды полно, всесторонне исследовали все обстоятельства дела, дали надлежащую правовую оценку всем представленным в деле документальным доказательствам и приняли обоснованные судебные акты.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Доводы таможни, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у кассационной инстанции отсутствуют.
Переоценка установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу требований, предусмотренных статьей 286, частью 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 29.11.2016 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.03.2017 по делу N А06-9064/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу Астраханской таможни - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Л.Ф.ХАБИБУЛЛИН

Судьи
О.В.ЛОГИНОВ
А.Н.ОЛЬХОВИКОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)