Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.08.2016 N 16АП-2733/2016 ПО ДЕЛУ N А61-4141/2015

Разделы:
Ввоз (импорт) товаров; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 августа 2016 г. по делу N А61-4141/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2016 года,
полный текст постановления изготовлен 10 августа 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Афанасьевой Л.В.,
судей: Белова Д.А., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Трофименко О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Северо-Осетинской таможни на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 19 мая 2016 года по делу N А61-4141/2015,
по заявлению акционерного общества "Тандер" (ОГРН 1022301598549, ИНН 2310031475),
к Северо-Осетинской таможне,
о признании незаконными действия по корректировке таможенной стоимости товаров, признании незаконными отказов Северо-Осетинской таможни о возврате денежных средств, обязании возвратить излишне уплаченные денежные средства (судья Сидакова З.К.),
в отсутствие лиц, участвующих в деле,

установил:

акционерное общество "Тандер" обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания с заявлением к Северо-Осетинской таможне о признании незаконными действий о корректировке таможенной стоимости товаров, оформленных по ДТ N 10803010/060315/0000488, по ДТ N 10803010/060315/0000487, признании незаконными отказов Северо-Осетинской таможни о возврате денежных средств в размере 71707,70 руб. от 25.09.2015 г. N 15-40/11829 и от 07.10.2015 г. N 15-40/12477, обязании возвратить излишне уплаченные денежные средства в размере 143415,40 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 19 мая 2016 года требования акционерного общества "Тандер", удовлетворены.
Суд первой инстанции признал незаконными действия Северо-Осетинской таможни по корректировке таможенной стоимости товаров, задекларированных по ДТ N 10803010/060315/0000488.
Суд первой инстанции признал незаконными действия Северо-Осетинской таможни по корректировке таможенной стоимости товаров, задекларированных по ДТ N 10803010/060315/0000487.
Суд первой инстанции признал незаконным отказ Северо-Осетинской таможни от 25.09.2015 г. N 15-40/11829 о возврате денежных средств в размере 71.707,70 руб.
Суд первой инстанции признал незаконным отказ Северо-Осетинской таможни от 07.10.2015 г. N 15-40/12477 о возврате денежных средств в размере 71.707,70 руб.
Суд первой инстанции обязал Северо-Осетинскую таможню возвратить АО "Тандер" излишне уплаченные денежные средства в размере 143.415,40 руб.
Суд первой инстанции взыскал с Северо-Осетинской таможни в пользу акционерного общества "Тандер" (ОГРН 1022301598549, ИНН 2310031475) расходы по уплате госпошлины в сумме 17.302 руб.
Решение мотивировано тем, что таможенный орган в нарушение статей 65, 200 АПК РФ не доказал наличие оснований, исключающих определение таможенной методом, отличным от первого, в связи с чем отказ в применении первого метода определения таможенной стоимости товара является незаконным.
Не согласившись с принятым решением, таможня обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Заявитель указывает, что основным мотивом для произведения корректировки таможенной стоимости послужило отличие индекса таможенной стоимости по декларациям на товары N 10803010/060315/0000488 и 10803010/060315/0000487 от ИТС по идентичным товарам, ввозимым по иным контрактам различными участниками внешнеэкономической деятельности. Указывает, что в ответ на запрос таможенного органа о предоставлении дополнительных документов в обосновании первого метода оценки таможенной стоимости товара обществом не представлены запрошенные таможней документы; стоимость сделки, являющаяся основной для определения таможенной стоимости по первому методу, в рассматриваемом случае обществом не подтверждена.
До начала судебного заседания от общества поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указывает, что решение суда законное и обоснованное, а апелляционная жалоба подлежит отклонению.
До начала судебного заседания от общества и от таможни поступили заявления о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 19 мая 2016 года по делу N А61-4141/2015, следует оставить без изменения.
Из материалов дела усматривается.
В рамках внешнеторгового контракта от 20.09.2011 N GK/4964/11 (далее - контракт), заключенного с компанией "DEGIRMENCILER Zirai Urun Isleme Paketleme Pazarlam ve Tasimacilik Tic.ve San. Ltd Sti." (Турция), ЗАО "Тандер" (в настоящее время - акционерное общество "Тандер", далее - заявитель, АО "Тандер", общество) на условиях поставки FCA Мерсин, Турция (Инкотермс 2010) ввезло на таможенную территорию Российской Федерации следующую продукцию: лимоны свежие (CITRUS LIMON), урожай 2015 г., для употребления в пищу, не расфасован для розничной продажи, код ОКП 97 6151, выращенный без использования ГМО, вес нетто 21600 кг, общей стоимостью на 1075969,98 рублей (далее - товар).
В таможенном отношении товар оформлен на таможенном посту МАПП Верхний Ларе Северо-Осетинской таможни (далее - таможенный орган, таможенный пост) по декларации на товары (далее - ДТ) N 10803010/060315/0000488.
Таможенная стоимость товара определена АО "Тандер" по первому методу (цене сделки) и составила 1075969 рублей 98 копеек.
Для подтверждения заявленной таможенной стоимости ввезенного товара общество представило в таможенный орган следующие документы: транспортную накладную N 026139 от 23.02.2015, договор N GK/4964/11 от 20.09.2011, дополнительное соглашение N 11 от 01.11.2014 к договору N GK/4964/11, дополнительное соглашение N 13 от 01.01.2015 к договору N GK/4964/11, паспорт сделки N 11110005/2846/0000/2/0, инвойс N 115274 от 18.02.2015, декларация о соответствии N ТС N RU Д-ТКАГ03.В.68826 от 27.02.2015 с 27.02.2015 по 26.02.2016, заказ N GKC-000000000 2901777 от 13.02.2015, договор на перевозку грузов автомобильным транспортом в международном сообщении и по территории Российской Федерации N 01/12/09 от 18.12.2009, счет на перевозку N CNT-188495 от 21.02.2015, сертификат о происхождении товара N 0164868 от 19.02.2015, TR; таможенная расписка N 10803010/060315/ТР-6623784 от 06.03.2015; транзитная декларация N 10803040/040315/0003276.
Таможенная стоимость товара не принята таможенным органом, в связи с чем, условно откорректирована.
В ходе документального контроля по ДТ таможенный орган принял решение о проведении дополнительной проверки для определения таможенной стоимости от 06.03.2015 и в соответствии со статьей 69 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Кодекс) направил в адрес АО "Тандер" запрос о предоставлении документов и сведений, необходимых для подтверждения заявленной таможенной стоимости товара, а именно: банковские документы по оплате аванса за декларируемую партию товара (в случае произведенной оплаты); либо оплата по предыдущим поставкам, как в рамках данного контракта, так и в рамках иных поставок из той же страны; бухгалтерские документы об оприходовании аналогичных товаров (по предыдущим поставкам идентичных товаров, в том числе в рамках иных контрактов); документы по страхованию товара (договор страхования; страховой полис; страховой сертификат; счет на оплату страховой премии; документы, свидетельствующие об оплате страховых расходов и т.д.), в случае если международная перевозка товара страховалась; документы, подтверждающие проведение санитарной обработки автотранспортного средства и документы, подтверждающие оплату за обработку; документы и сведения о физических характеристиках, качестве и репутации на внутреннем рынке ввозимых товаров и их влиянии на ценообразование; информация о стоимости товара на внутреннем рынке таможенного союза; документы по реализации декларируемого товара на внутреннем рынке таможенного союза (договоры, приложения, спецификации к ним, счета, товарные накладные, платежные документы); прайс-лист производителя ввозимых товаров либо его коммерческое предложение в виде публичной оферты действующий на Момент продажи товаров; перевод экспортной декларации страны вывоза; спецификация к контракту либо документ, в котором была согласована цена ввозимого товара; документы, подтверждающие проведенные погрузочно-разгрузочные работы.
Во исполнение запроса таможенного органа общество письмом от 30.04.2015, N ОТСиП/э-318/15 в сроки, установленные в запросе, представило все имеющиеся у него документы, подтверждающие таможенную стоимость товара и объяснила причины, по которым не представлены иные документы.
Таможенный пост принял решение о невозможности применения первого метода при определении таможенной стоимости товаров, оформленных по ДТ. Таможенный орган самостоятельно откорректировал таможенную стоимость задекларированного товара по 6 методу определения таможенной стоимости (КДТ от 18.06.2015), в связи с чем, таможенная стоимость товара, указанного в ДТ N 10803010/060315/0000488, составила 1395736 рублей 73 копейки, обществу доначислено 71707 рубля 70 копеек таможенных платежей.
В рамках контракта АО "Тандер" на условиях поставки FCA Мерсин, Турция (Инкотермс 2010) ввезло на таможенную территорию Российской Федерации следующую продукцию: лимоны свежие (CITRUS LIMON), урожай 2015 год, для употребления в пищу, не расфасован для розничной продажи, код ОКП 97 6151, выращенный без использования ГМО, вес нетто 21600 кг, общей стоимостью на 1075969,98 рублей.
В таможенном отношении товар оформлен на таможенном посту по ДТ N 10803010/060315/0000487.
Таможенная стоимость товара определена АО "Тандер" по первому методу (цене сделки) и составила 1075969 рублей 98 копеек.
Для подтверждения заявленной таможенной стоимости ввезенного товара общество представило в таможенный орган следующие документы: транспортную накладную N 018031 от 22.02.2015, договор N GK/4964/11 от 20.09.2011, дополнительное соглашение N 11 от 01.11.2014 к договору N GK/4964/11, дополнительное соглашение N 13 от 01.01.2015 к договору N GK/4964/11, паспорт сделки N 11110005/2846/0000/2/0, инвойс N 115273 от 18.02.2015, декларация о соответствии N ТС N RU Д-ТЯ.АГ03.В.68826 от 27.02.2015 с 27.02.2015 по 26.02.2016, заказ N GKC-000000000 2901777 от 13.02.2015, договор на перевозку грузов автомобильным транспортом в международном сообщении и по территории Российской Федерации N 01/12/09 от 18.12.2009, счет на перевозку N CNT-188495 от 21.02.2015, сертификат о происхождении товара N 0164866 от 18.02.2015, TR; таможенная расписка N 10803010/060315/ТР-6623780 от 06.03.2015; транзитная декларация N 10803040/030315/0003242.
Таможенная стоимость товара не принята таможенным органом, в связи с чем, условно откорректирована.
В ходе документального контроля по ДТ таможенный орган принял решение о проведении дополнительной проверки для определения таможенной стоимости от 06.03.2015 и в соответствии со статьей 69 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Кодекс) направил в адрес АО "Тандер" запрос о предоставлении документов и сведений, необходимых для подтверждения заявленной таможенной стоимости товара, а именно: банковские документы по оплате декларируемой партии товара (в случае произведенной оплаты); либо оплата по предыдущим поставкам, как в рамках данного контракта, так и в рамках иных поставок из той же страны; бухгалтерские документы об оприходовании аналогичных товаров (по предыдущим поставкам идентичных товаров, в том числе в рамках иных контрактов); документы по страхованию товара (договор страхования; страховой полис; страховой сертификат; счет на оплату страховой премии; документы, свидетельствующие об оплате страховых расходов и т.д.), в случае если международная перевозка товара страховалась; документы, подтверждающие проведение санитарной обработки автотранспортного средства и документы, подтверждающие оплату за обработку; документы и, сведения о физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров и их влиянии на ценообразование; информация о стоимости товара на внутреннем рынке таможенного союза; документы по реализации декларируемого товара на внутреннем рынке таможенного союза (договоры, приложения, спецификации к ним, счета, товарные накладные, платежные документы); прайс-лист производителя ввозимых товаров либо его коммерческое предложение в виде публичной оферты действующий на момент продажи товаров; перевод экспортной декларации страны вывоза; спецификация к контракту либо документ, в котором была согласована цена ввозимого товара; документы, подтверждающие проведение погрузочно-разгрузочных работ.
Во исполнение запроса таможенного органа общество письмом от 30.04.2015, N ОТСиП-2659/15 в сроки, установленные в запросе, представило все имеющиеся у него документы, подтверждающие таможенную стоимость товара.
Таможенный пост принял решение о невозможности применения первого метода при определении таможенной стоимости товаров, оформленных по ДТ. Таможенный орган самостоятельно откорректировал таможенную стоимость задекларированного товара по 2 методу определения таможенной стоимости (КДТ от 02.07.2015), в связи с чем, таможенная стоимость товара, указанного в ДТ N 10803010/060315/0000487, составила 1395736 рублей 73 копейки, обществу доначислено 71707 рублей 70 копеек таможенных платежей.
Посчитав корректировку таможенной стоимости товара по вышеуказанным декларациям незаконной, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 ТК ТС декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов. Сведения, указанные в пункте 2 настоящей статьи, заявляются в декларации таможенной стоимости и являются сведениями, необходимыми для таможенных целей.
В соответствии с пунктом 3 статьи 64 ТК ТС таможенная стоимость товаров определяется декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, а в случаях, установленных этим Кодексом, - таможенным органом.
Статьей 65 ТК ТС предусмотрено, что декларирование таможенной стоимости товаров осуществляется декларантом в рамках таможенного декларирования товаров (пункт 1). Декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов (пункт 2). Заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации (пункт 4).
Порядок и методы определения таможенной стоимости товара, ввезенного на территорию Российской Федерации после вступления в силу Договора о Таможенном кодексе Таможенного Союза, регламентирован Соглашением Правительства Республики Беларусь, Правительства Республики Казахстан и Правительства Российской Федерации от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного Союза".
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Соглашения таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 Соглашения, при любом из условий, в пункте 1 статьи 4 Соглашения.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей стороны (пункт 2 статьи 4 Соглашения).
Согласно пункту 1 статьи 10 Соглашения в случае если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со статьями 4, 6 - 9 Соглашения, таможенная стоимость оцениваемых (ввозимых) товаров определяется на основе данных, имеющихся на единой таможенной территории таможенного союза, путем использования методов, совместимых с принципами и положениями Соглашения.
При невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии со статьями 6 и 7 настоящего Соглашения в качестве основы для определения такой стоимости может использоваться либо цена, по которой ввозимые, идентичные или однородные товары были проданы на единой таможенной территории таможенного союза (статья 8 настоящего Соглашения), либо расчетная стоимость товаров, определяемая в соответствии со статьей 9 настоящего Соглашения. Лицо, декларирующее товары, имеет право выбрать очередность применения указанных статей при определении таможенной стоимости ввозимых товаров.
В случае если для определения таможенной стоимости ввозимых товаров невозможно использовать ни одну из указанных статей, определение таможенной стоимости товаров осуществляется в соответствии со статьей 10 настоящего Соглашения.
В пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 96 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза" указано, что при применении пункта 4 статьи 65 ТК ТС судам следует исходить из презумпции достоверности представленной декларантом информации.
Вместе с тем при рассмотрении в суде спора, касающегося определения таможенной стоимости товара, таможенным органом могут быть представлены доказательства недостоверности указанной информации. Эти доказательства, как и доказательства, представленные декларантом, подлежат исследованию в судебном заседании согласно требованиям статьи 162 АПК РФ и оценке судом в совокупности и взаимосвязи с учетом положений статьи 71 АПК РФ.
При оценке обоснованности применения первого метода определения таможенной стоимости ввозимых товаров судам необходимо руководствоваться положениями пункта 1 статьи 4 и пунктов 1 и 3 статьи 5 Соглашения, имея в виду, что стоимость сделки с ввозимыми товарами не может считаться документально подтвержденной, количественно определенной и достоверной, если декларант не представил доказательства заключения сделки, на основании которой приобретен товар, в любой не противоречащей закону форме или содержащаяся в такой сделке информация о цене не соотносится с количественными характеристиками товара, или отсутствует информация об условиях поставки и оплаты товара либо имеются доказательства ее недостоверности, а также если отсутствуют иные сведения, имеющие отношение к определению стоимости сделки в смысле приведенных норм Соглашения.
Признаки недостоверности сведений о цене сделки, на основании которой приобретен товар, могут проявляться, в частности, в значительном отличии цены сделки от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов, по сделкам с идентичными или однородными товарами, ввезенными на таможенную территорию Таможенного союза при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таких сделок - данных иных официальных или общепризнанных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов.
На основании статьи 66 ТК ТС контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенным органом в рамках проведения таможенного контроля как до, так и после выпуска товаров, в том числе с использованием системы управления рисками.
По результатам осуществления контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров либо решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров, которое доводится до декларанта в порядке и в формах, которые установлены решением Комиссии таможенного союза (статья 67 ТК ТС).
На основании пункта 1 статьи 69 ТК ТС в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с данным Кодексом, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.
В этом случае таможенным органом принимается решение о проведении дополнительной проверки, которое доводится до декларанта. Решение таможенного органа должно быть обоснованным и содержать перечень конкретных признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены. Порядок, сроки и форма доведения решения о проведении дополнительной проверки устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.
Для проведения дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок для их представления, который должен быть достаточен для этого. Декларант обязан представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо предоставить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены. Декларант имеет право доказать правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товаров и достоверность представленных им документов и сведений (пункт 3 статьи 69 ТК ТС).
Если декларант не представил запрошенные таможенным органом документы, сведения и (или) объяснения причин, по которым они не могут быть представлены, либо такие документы и сведения не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, таможенный орган по результатам дополнительной проверки принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров на основании информации, имеющейся в его распоряжении и соответствующей требованиям Соглашения об определении таможенной стоимости (пункт 4 статьи 69 ТК ТС).
При этом согласно пункту 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 96 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза" непредставление декларантом дополнительных документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, само по себе не может повлечь принятие таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товара, если у декларанта имелись объективные препятствия к представлению запрошенных документов (сведений) и соответствующие объяснения даны таможенному органу.
В случае непредставления декларантом дополнительных документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, либо объяснения причин, по которым они не могут быть представлены, решение о корректировке таможенной стоимости товаров может быть принято таможенным органом с учетом информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа. При этом может быть использована необходимая информация, полученная также у лиц, имеющих отношение к производству, перемещению и реализации товара, контрагентов декларанта и таможенных органов иностранных государств.
Пунктом 1 статьи 183 ТК ТС предусмотрено, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, в том числе документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров и выбранный метод определения таможенной стоимости товаров.
При этом согласно пункту 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 96 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза" непредставление декларантом дополнительных документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, само по себе не может повлечь принятие таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товара, если у декларанта имелись объективные препятствия к представлению запрошенных документов (сведений) и соответствующие объяснения даны таможенному органу.
В случае непредставления декларантом дополнительных документов (сведений), обосновывающих заявленную им таможенную стоимость товара, либо объяснения причин, по которым они не могут быть представлены, решение о корректировке таможенной стоимости товаров может быть принято таможенным органом с учетом информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа. При этом может быть использована необходимая информация, полученная также у лиц, имеющих отношение к производству, перемещению и реализации товара, контрагентов декларанта и таможенных органов иностранных государств.
Довод апелляционной жалобы о том, что основным мотивом для произведения корректировки таможенной стоимости послужило отличие индекса таможенной стоимости по декларациям на товары N 10803010/060315/0000488 и 10803010/060315/0000487 от ИТС по идентичным товарам, ввозимым по иным контрактам различными участниками внешнеэкономической деятельности - отклоняется.
Ссылаясь на идентичность товаров по иным контрактам таможенный орган не указал, по каким критериям происходило сопоставление с товаром общества, ввезенным по ДТ N 10803010/060315/0000488 и 10803010/060315/0000487.
Вместе с тем, для того чтобы признать товар идентичным, необходимо учитывать страну отправления, производителя товара, его репутацию на рынке сбыта продукта, торговую марку и другие условия, поскольку они существенно влияют на таможенную стоимость ввозимого товара.
Довод апелляционной жалоб о том, что ответ на запрос таможенного органа о предоставлении дополнительных документов в обосновании первого метода оценки таможенной стоимости товара обществом не представлены запрошенные таможней документы - отклоняется.
При декларировании товара, ввезенного по ДТ N 10803010/060315/0000488 и ДТ N 10803010/060315/0000487, АО "Тандер" представило в таможенный орган все имеющееся у него документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость ввезенного товара. Коммерческие условия сделки оговорены контрактом N GK/4964/11 от 20.09.2011. Оплата товара по инвойсу N 115274 от 26.03.2015 и инвойсу N 115273 от 18.02.2015 проведена в полном объеме, что подтверждается ведомостью банковского контроля.
АО "Тандер" на запрос таможенного органа также дополнительно указало о невозможности представления по запросу таможенного органа договоров и счетов-фактур о реализации товаров, поскольку в качестве единицы бухгалтерского учета товаров в обществе определена не партия, а однородная группа товаров. Так как общество реализует ввезенные товары через собственную сеть магазинов, то оформление реализации товара накладными и счетами-фактурами не предусмотрено. Исследование конъюнктуры рынка не входит в перечень основных видов деятельности общества, ввиду чего общество не располагало информацией по однородным и идентичным товарам.
Представление экспортной декларации в копии не является основанием для корректировки таможенной стоимости ввезенного товара, поскольку условиями внешнеторгового контракта, заключенного обществом с иностранным контрагентом, не предусмотрена обязанность продавца представлять покупателю оригинал экспортной декларации, в связи с чем представить таможне соответствующие документы общество не могло по объективным причинам.
Исходя из правовой позиции, приведенной в п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - Пленум ВАС РФ) от 25.12.2013 N 96, документальная неподтвержденность заявленной таможенной стоимости заключается в следующем:
- 1. отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме. Документальным подтверждением заключения сделки является контракт от 20.09.2011 N GK/4964/ll, заключенный с компанией "DEGIRMENCILER Zirai Urun Isleme Paketleme Pazarlam ve Tasimacilik Tic.ve San. Ltd Sti.", Турция, дополнительные соглашения, а также заказ;
- 2. отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара. В п. 3.1 контракта указано, что общая стоимость контракта составляет 10000000 (десять миллионов) долларов США. В соответствии с п. 3.2 контракта цена товара по конкретной партии указывается в Заказе Покупателя.
- 3. отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, условий поставки и оплаты. Разделами 2 и 3 контракта определены условия поставки каждой партии товара и оплаты за товар;
- 4. наличие доказательств недостоверности таких сведений, то есть их необоснованного расхождения с аналогичными сведениями в других документах, выражающих содержание сделки, а также коммерческих, транспортных, платежных (расчетных) и иных документах, относящихся к одним и тем же товарам.
Представленными при таможенном оформлении документами подтверждено, что первые три из вышеперечисленных обстоятельств не имели места, а конкретных указаний на недостоверность сведений, содержащихся в представленных АО "Тандер" документах, таможенным органом не сделано.
В соответствии с п. 4 Приложения к Информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - Президиум ВАС РФ) от 21.01.2002 N 67 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с применением норм о договоре, о залоге и иных обеспечительных сделках с ценными бумагами", под документом, выражающим содержание заключаемой сделки, понимается не только единый документ, но и несколько взаимосвязанных документов, каждый из которых подписывается ее сторонами.
Как следует из п. 2 ст. 1209 Гражданского кодекса Российской Федерации форма внешнеэкономической сделки, хотя бы одной из сторон которой является российское юридическое лицо, подчиняется независимо от места совершения этой сделки российскому праву. Согласно ст. 161 Гражданского кодекса РФ, сделки юридических лиц между собой совершаются в письменной форме. В силу ст. 160 Гражданского кодекса РФ соблюдение письменной формы сделок достигается путем составления документа, выражающего ее содержание и подписываемого лицами, совершающими сделку. Под документом, выражающим содержание заключаемой сделки, понимается не только единый документ, но и несколько взаимосвязанных документов, каждый из которых подписывается ее сторонами (п. 4 Приложения к Информационному письму N 67 от 21 января 2002 года).
В указанном случае контракт, а также заказы соответствуют данным требованиям. Цены, указанные в инвойсах, выставленные на основании данного контракта, соответствуют ценам на товары, указанные в заказах, товары поставлялись по ценам, согласованным сторонами.
Довод СО Таможни о том, что представленный обществом в ходе осуществления таможенного контроля перевод экспортных деклараций, коммерческого предложения и технического описания был заверен ненадлежащим образом, судом первой инстанции верно отклонены, так как АО "Тандер" в ходе таможенного контроля были направлены экспортные декларации, коммерческие предложения и технические описания с переводом на русский язык, полномочия переводчиков подтверждены приложенными копиями дипломов. Таким образом, представленные документы являются достаточными для подтверждения заявленной таможенной стоимости.
Противоречий между данными экспортных деклараций и сведениями о цене сделки, поданными декларантом, не имеется.
В представленных обществом в ходе осуществления таможенного контроля переводах экспортных деклараций видно, что сведения позволяющие определить количественные и стоимостные характеристики товаров полностью идентичны сведениям, указанным в ДТ N N 10803010/060315/0000488, 10803010/060315/0000487.
Кроме того заявителем к возражениям на дополнение к отзыву СО Таможни представлены в материалы дела коммерческий перевод, техническое описание и прайс-лист, заверенные нотариусом и подтверждающие верность перевода.
Довод таможенного органа о том что, что обществом не представлены документы по проведению погрузочно-разгрузочных работ и оказанию дополнительных услуг, судом первой инстанции верно отклонен, так как, в пп. 3 п. 4.2 договора перевозки от 18.12.2009 N 01/12/09 установлено, что заказчик осуществляет своими силами и средствами с соблюдением требований безопасности движения и обеспечения сохранности грузов и автомашин, и в согласованные сроки, погрузочно-разгрузочные работы. Поскольку заказчик осуществил погрузочно-разгрузочные работы за свой счет и своими силами, то это не может быть положено в основу определения таможенной стоимости товара. Транспортные услуги заказчик оплатил в полном объеме, дополнительные услуги перевозчиком не оказывались.
Доказательств того, что общество заключало договоры либо дополнительно оплачивало погрузочно-разгрузочные и иные работы таможенным органом не представлено.
Отсутствие сведений о калибровке товара по шкале калибровки, его сортности не свидетельствует о предоставлении заявителем в таможенный орган недостоверных и недостаточных данных для применения 1 метода определения таможенной стоимости, поскольку указание таких качественных характеристик товара относится к компетенции продавца.
Таможенным органом указано, что внешнеторговый контракт от 20.09.2011 N GK/4964/11 не дает возможность определить стоимость конкретной партии товаров. Однако, пунктом 3.2 указанного контракта установлено, что цена товара по конкретной партии, подлежащей поставке в соответствии с настоящим контрактом, указывается в Заказе Покупателя в соответствии с коммерческими предложениями или прайс-листами Продавца и обозначается в долларах США. Цена товара, указанная в принятом Продавцом к исполнению Заказе, подлежит изменению только по соглашению сторон.
Из представленных в таможенный орган и в материалы дела документов можно точно определить цену товара по конкретным партиям (коммерческое предложение, прайс-лист, заказ, инвойс).
Таможенным органом указано на то, что не представлены документы, подтверждающие санитарную обработку транспортного средства. Однако, как указывалось в письмах от 30.04.2015 N N ОТСиП-2659/15, ОТСиП/э-318/15 перевозчик предоставляет уже обработанное транспортное средство. Обязанность предоставить транспортное средство в состоянии, пригодном для перевозки данного вида груза и отвечающим требованиям, предъявляемым для перевозки данной категории грузов, вытекает из п. 3.5 договора перевозки от 18.12.2009 N 01/12/09. К данным требованиям, в частности, относится и требования по санитарной обработке транспортного средства.
Довод апелляционной жалобы о том, что обществом не представлены документы, затребованные таможней при назначении дополнительной проверки, отклоняется.
В ответ на запрос таможни общество письмами от 30.04.2015 N ОТСиП/э-318/15 и N ОТСиП-2659/15 направило экспортные декларации с переводом; коммерческое предложение; техническое описание товара с переводом; выписка из учетной политики ЗАО "Тандер"; заявку на оказание транспортных услуг; транспортный счет; платежные поручения; ведомость банковского контроля; диплом переводчика.
В названных письмах даны пояснения и причины непредставления других документов: так, указано, что поставка товара осуществляется партиями, сформированными на основании заказов "Тандер"; дата заказа соответствует периоду действия коммерческого предложения продавца; товар по не страховался; цена товара по конкретной партии, подлежащей поставке, указывается в заказе ЗАО "Тандер" в соответствии с коммерческими предложениями или прайс-листами продавца; заказ N был предоставлен при таможенном оформлении; на формирование конечной цены товара влияют следующие факторы: объем закупаемой срочность исполнения заказа, долгосрочные планы сотрудничества. Предоставить документы, подтверждающие проведение санитарной обработки и документы, подтверждающие оплату за обработку нет возможности, так как перевозчик предоставляет обработанное транспортное средство; представить договоры, счета-фактуры о реализации товаров, а также расчет цены реализации товара не представляется возможным. В качестве единицы бухгалтерского учета в ЗАО "Тандер" определена не партия, а однородная группа товаров. Так как ЗАО "Тандер" осуществляет реализацию товаров, ввезенных, на таможенную, территорию Российской Федерации, через собственную сеть магазинов розничной торговли, то учет товаров осуществляется в порядке, при котором оформление реализации накладными, счетами-фактурами и другими первичными документами не предусмотрело. Договоры розничной купли-продажи в виде отдельных документов не заключаются (покупателю выдается лишь кассовый чек; основным регистром бухгалтерского учета по учету товаров в ЗАО "Тандер" является формируемый в специализированной программе ежемесячный товарный отчет в разрезе однородных групп товаров, а не партий товара по конкретным ДТ. Обязанность ведения организацией-импортером партионного учета в отношении всех ввезенных на таможенную территорию товаров законодательством Российской Федерации не предусмотрена. С учетом изложенного, сведения о затратах на реализацию и доставку на территории Российской Федерации, прибыли ЗАО "Тандер" применительно к данной конкретной партии ввезенного товара не представляется возможным. При формировании ведомости расчетов к счету 60 в первом столбце отражен уникальный номер, который присваивается каждой операции в учете. Данный номер является уникальным, и не соответствует номеру заказа. В остальных столбцах ведомости расчетов к счету 60 указаны: инвойса, сумма инвойса в валюте контракта и в рублях, а также дата принятия товаров на учет. В графе 4 (Дата принятия на учет товаров (работ, услуг), имущественных прав) Приложения N 2 к Правилам ведения журналов учета, полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость I (Выписка из книги покупок) ставится дата перехода права собственности. При формировании выписки из книги покупок в третьем столбце указываются номера платежных поручений, по которым уплачены таможенные платежи (сборы, пошлина, НДС) по декларации на товары. Данные платежные поручения не связаны с платежными поручениями, подтверждающими оплату товара. Сообщено также, что уплата по инвойсу приостанавливалась в связи с ненадлежащим исполнением продавцом своих контрактных обязательств и наличием претензий ЗАО "Тандер" по I качеству и количеству товара; полная оплата инвойса N 115273 от 18.02.15 произведена по платежному поручению N 889 от 13.04.15 и N 722. Пояснено, какие инвойсы, указанные в платежных поручениях, не относятся к спорным ГТД.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод, что информация и документы, представленные обществом, подтверждают цену сделки; документы не противоречивы, содержат достоверные сведения и подтверждают сведения о заключении контракта в не противоречащей законодательству форме и цене сделки.
Довод апелляционной жалобы о том, что стоимость сделки, являющаяся основной для определения таможенной стоимости по первому методу, в рассматриваемом случае обществом не подтверждена - отклоняется.
Общество документально подтвердило достоверность заявленных в спорной декларации на товары сведений, в том числе таможенной стоимости ввезенного товара, определенной первым методом.
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствует о том, что по данному конкретному делу различие цены сделки и ценовой информации, содержащейся в других источниках, не относящихся непосредственно к указанной сделке, не может рассматриваться как доказательство недостоверности сделки и является лишь основанием для проведения проверочных мероприятий с целью выяснения определенных обстоятельств, истребования у декларанта соответствующих документов и объяснений.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что таможенный орган в нарушение статей 65, 200 АПК РФ не доказал наличие оснований, исключающих определение таможенной методом, отличным от первого, в связи с чем отказ в применении первого метода определения таможенной стоимости товара является незаконным.
В соответствии со статьей 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствие с названным Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Согласно статье 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов таможенного союза.
В соответствии с частью 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов - в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Суд первой инстанции указал, что в результате корректировки таможенной стоимости ввезенных обществом товаров таможня дополнительно начислила и взыскала с АО "Тандер" таможенные платежи в сумме 143415 рублей 40 18 копеек, которые следует признать излишне уплаченными и подлежат возврату заявителю.
АО "Тандер" подало заявления о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств N 568-13/2 от 16.09.2015 и N 588-13/2 от 24.09.2015 в таможенный орган, указав на незаконность действий по корректировке стоимости ввезенного товара.
Таможня письмами N 15-40/11829 от 25,09.2015 и N 15-40/12477 от 07.10.2015 отказала обществу в возврате денежных средств.
Факт уплаты указанной суммы таможенных платежей подтверждается материалами дела и таможней не оспаривается. Досудебный порядок урегулирования спора обществом соблюден.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правильному к выводу, что требование АО "Тандер" об обязании таможни возвратить излишне уплаченные таможенные платежи является обоснованным и подлежит удовлетворению в полном объеме.
Суд первой инстанции правильно указал, что обществом понесены судебные расходы по государственной пошлине в сумме 17.302 рублей (платежное поручение от 30.11.2015 N 583416), которые следует отнести на СО Таможню, взыскав их в пользу АО "Тандер".
Доводы апелляционной жалобы не подтвердились.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 19 мая 2016 года по делу N А61-4141/2015.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 19 мая 2016 года по делу N А61-4141/2015, оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий
Л.В.АФАНАСЬЕВА

Судьи
Д.А.БЕЛОВ
И.А.ЦИГЕЛЬНИКОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)