Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.12.2008 N 11АП-7380/2008 ПО ДЕЛУ N А55-7465/2008

Разделы:
Таможенная пошлина (экспортная, импортная); Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 декабря 2008 г. по делу N А55-7465/2008


Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2008 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 декабря 2008 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Поповой Е.Г., судей Семушкина В.С., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Копункиным В.А.,
с участием:
от заявителя - представителей Сардиновой Е.И. (доверенность от 01.11.2008 г.), Логинова А.М. (доверенность от 01.11.2008 г.),
от ответчика - представителей Пронина В.А. (доверенность от 24.03.2008 г. N 01-06-16/1999), Бакалдиной С.А. (доверенность от 05.09.2008 г. N 01-06-16/6270),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Тольяттинской таможни, Самарская область, г. Тольятти,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 05 сентября 2008 г. по делу N А55-7465/2008 (судья Гордеева С.Д.), рассмотренному по заявлению ООО "Теннеко Аутомотив Волга", Самарская область, г. Тольятти,
к Тольяттинской таможне, Самарская область, г. Тольятти,
об обязании осуществить возврат излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 280231,01 руб.,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Теннеко Аутомотив Волга" (далее - ООО "Теннеко Аутомотив Волга", Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом уточненных требований, об обязании Тольяттинской таможни осуществить возврат излишне уплаченных таможенных платежей по ГТД N 10417030/091105/0009733 в размере 234221,12 руб. и ГТД N 10417030/141205/П010859 в размере 46009,89 руб., в общей сумме 280231,01 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 05.09.2008 г. заявленные ООО "Теннеко Аутомотив Волга" требования удовлетворены полностью. На Тольяттинскую таможню возложена обязанность по возврату Обществу излишне взысканных таможенных платежей в общей сумме 280231,01 руб.
Тольяттинская таможня обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 05.09.2008 г., отказать ООО "Теннеко Аутомотив Волга" в удовлетворении заявленных требований. Податель апелляционной жалобы указывает на отсутствие оснований для возврата таможенных платежей в связи с тем, что при декларировании товаров Обществом не было заявлено право на льготу, а также последним не были представлены в таможенный орган документы, подтверждающие соблюдение условий предоставления льгот.
В судебном заседании представитель Тольяттинской таможни поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, указав также на отмену 21.10.2008 г. Федеральной таможенной службой Российской Федерации решений Приволжского таможенного управления от 21.07.2008 г. и решения Тольяттинской таможни о возврате денежных средств от 07 августа 2008 г. N 46.
Представитель Общества в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу Тольяттинской таможни без удовлетворения.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Теннеко Аутомотив Волга" по ГТД N 10417030/141205/П010859 и ГТД N 10417030/091105/0009733 был продекларирован товар N 5 и N 2 "сварочные трансформаторы", весь товар был тарифицирован кодом 8504329000 ТН ВЭД России.
Товар был выпущен в соответствии с заявленным таможенным режимом выпуска для внутреннего потребления 21.12.2005 и 11.11.205.
Впоследствии ООО "Теннеко Аутомотив Волга" обратилось в Тольяттинскую таможню с заявлениями от 14.11.2006 N 203-2006-11 и от 27.12.2006 N 246-2006-11 о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин и налогов, начисленных по ГТД N 10417030/141205/П010859 и N 10417030/091105/0009733 внесенных нa счет таможенного органа платежными поручениями (л.д. 10-19).
Тольяттинской таможней в письме от 02.04.2007 N 03-01-15/2134 было отказано Обществу в возврате суммы НДС по товару N 5 и N 2 заявленному в ГТД N 10417030/141205/П010859 и ГТД N 10417030/091105/0009733, в связи с тем, что данный товар не включен в перечень, приведенный в приложении 1 к Инструкции о порядке применения таможенными органами РФ налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию РФ, утвержденной приказом ГТК России от 07.12.2001 N 131; решение ФТС России о принадлежности данных товаров к технологическому оборудованию в Тольяттинскую таможню ее поступало (л.д. 26).
Не согласившись с позицией таможенного органа, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Как следует из материалов дела, Уставом ООО "Теннеко Аутомотив Волга" установлено, что Общество имеет статус коммерческой организации с иностранными инвестициями, единственным участником Общества является компания "Теннеко Холдингс Данмарк А/С" (Дания).
Единственным участником ООО "Теннеко Аутомотив Волга" - компанией "Теннеко Холдингс Данмарк А/С" принято решение от 05.10.2005 увеличить уставный капитал Общества за счет внесения дополнительного неденежного имущественного вклада Участником в виде технологического оборудования, в том числе, сварочных трансформаторов, продекларированных по ГТД N 10417030/141205/П010859 и ГТД N 10417030/091105/0009733.
То есть, товар N 5 и товар N 2 "сварочные трансформаторы", продекларированный по ГТД N 10417030/141205/П010859 и ГТД N 10417030/091105/0009733 ввезен в качестве вклада в уставный капитал ООО "Теннеко Аутомотив Волга".
В соответствии с пунктом 7 статьи 150 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства России от 23.07.96 N 883 "О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями" товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал, освобождаются от уплаты таможенной пошлины при условии, что такие товары не являются подакцизными, относятся к основным производственным фондам, ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного капитала, ввозятся в качестве вклада в уставный капитал.
Судом установлено, что ввезенный заявителем товар подпадает под действие вышеуказанного пункта 1 Постановление Правительства Российской Федерации от 23.07.1996 N 883, то есть: не является подакцизным, относится к основным производственным фондам и ввезен для увеличения уставного капитала в сроки, установленные учредительными документами Общества. Данные обстоятельства не оспаривались таможенным органом.
Таким образом, у Общества отсутствует обязанность по уплате налога на добавленную стоимость в отношении вышеуказанного товара.
Налоговым кодексом РФ, Таможенным кодексом РФ, Федеральным законом РФ от 21.05.93 N 5003-1 "О таможенном тарифе", Постановлением Правительства России от 23.07.96 N 883 "О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями" применение налоговых льгот не ставится в зависимость от волеизъявления ФТС РФ.
Ссылка Таможни на Инструкцию "О порядке применения таможенными органами Российской Федерации налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации", утвержденную Приказом ГТК РФ от 07.02.2001 N 131 несостоятельна, так как в силу пункта 1 статьи 4 НК РФ нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти принимаются только в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях и не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Указанным актом ГТК России ограничил возможность освобождения ввозимого технологического оборудования от уплаты налога на добавленную стоимость определенным перечнем, то есть фактически дополнил законодательство о налогах и сборах.
Кроме того, абзац второй примечания 1 к Перечню технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему (приложение 1 к Инструкции о порядке применения таможенными органами Российской Федерации налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, утвержденной Приказом ГТК России от 7 февраля 2001 г. N 131), предусматривающий принятие ГТК решения о предоставлении льгот по уплате НДС в отношении товаров, не вошедших в настоящий Перечень, исключен Приказом ФТС РФ от 22.04.2008 N 465.
Ввиду изложенного не могут быть приняты во внимание ссылки таможенного органа на наличие решения Федеральной таможенной службы России от 21.10.2008 г. об отмене решений Приволжского таможенного управления от 21.07.2008 г. и решения Тольяттинской таможни о возврате денежных средств от 07 августа 2008 г. N 46.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции сделан правильный вывод о правомерности освобождения Общества от уплаты НДС по ГТД N 10417030/091 105/0009733 и ГТД N 10417030/141205/ПО 10859 в размере 280 231,01 руб. на основании пункта 7 статьи 150 НК РФ.
Указание таможенного органа о непредставлении в Тольяттинскую таможню документов, подтверждающих соблюдение условий предоставления права на льготу в виде освобождения от уплаты НДС при ввозе товаров, суд считает необоснованным.
Суммы налога на добавленную стоимость, взимаемого при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, относятся к таможенным платежам (пункт 1 статьи 318 ТК РФ). В соответствии 2 статьи 318 ТК РФ таможенные платежи взимаются, если они установлены в соответствии с законодательством РФ.
Пунктом 3 статьи 131 ТК РФ предусмотрено: "Если декларант претендует на получение льгот по уплате таможенных платежей, в том числе при заявлении таможенного режима, предусматривающего полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, на неприменение к товарам запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, либо на уменьшение налоговой базы, декларант обязан предоставить в таможенный орган документы, подтверждающие соответствующие заявленные условия '".
Во исполнение вышеуказанного требования, Обществом в ГТД N 10417030/091105/0009733 и ГТД N 10417030/141205/П010859 указано:
- в графе N 37 "Процедура" в элементе 3 - код 13, определяемый в соответствии с Приложением N 2 к Приказу ГТК России от 23.08.2002 г. N 900. подтверждающий особенность декларируемого товара - внесение имущества в качестве уставного капитала;
- в графе N 24 "Характер сделки" - код 82, определяемый в соответствии с Приложением N 6 к Приказу ГТК России от 23.08.2002 г. N 900, подтверждающий характер сделки - получение прав собственности на доли (вклада) в уставном (складочном) капитале;
- в графе N 44 "Дополнительная информация/ представляемые документы" - код 9 и Дополнение N 1 к соответствующим ГТД, в которых указаны документы, предоставляемые декларантом одновременно с ГТД - изменения и дополнения к уставу Общества.
Таким образом, Общество исполнило требования, предъявляемые пунктом 3 статьи 131 ТК РФ по предоставлению в таможенный орган документов, подтверждающих право на освобождение от налогообложения технологического оборудования, ввозимого Обществом на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставный (складочный) капитал Общества.
Кроме того, отказ в возврате сумм НДС (письмо от 02 апреля 2007 г. исх. N 03-01-15/2134) был мотивирован таможенным органом только невключением указанного товара в перечень, приведенный в приложении N 1 к Инструкции от 07.02.2001 г. N 131 и отсутствием решения ФТС России о принадлежности данных товаров к технологическому оборудованию. Иных оснований для возврата указанных сумм платежей таможенным органом не приводилось.
Таким образом, Обществом соблюдены все требования действующего законодательства для освобождения от уплаты сумм налога на добавленную стоимость в отношении технологического оборудования, ввозимого в качестве вклада в уставный капитал.
В соответствии со статьей 355 Таможенного кодекса Российской Федерации излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Указанное заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов.
Исходя из буквального толкования статьи 355 Таможенного кодекса Российской Федерации, усматривается, что для возврата излишне уплаченных, взысканных сумм таможенных пошлин, налогов установлен заявительный характер.
Факт получения Тольяттинской таможней заявлений Общества от 14.11.2006 N 203-2006-11 и от 27.12.2006 N 246-2006-11 о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин и налогов судом установлен.
Таким образом, обществом выполнены требования статьи 355 Таможенного кодекса Российской Федерации о досудебном порядке подачи заявления о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.
Факт уплаты Обществом таможенных платежей в общей сумме 280231,01 руб. таможенным органом не оспаривается.
Возврат таможенным органом излишне уплаченных таможенных платежей в общей сумме 280231,01 руб. до настоящего времени Обществу не произведен.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не влияют на законность принятого судебного акта.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на таможенный орган.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 05 сентября 2008 г. по делу N А55-7465/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий
Е.Г.ПОПОВА

Судьи
В.С.СЕМУШКИН
А.А.ЮДКИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)