Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.06.2017 ПО ДЕЛУ N А33-29238/2016

Разделы:
Таможенная пошлина (экспортная, импортная); Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июня 2017 г. по делу N А33-29238/2016


Резолютивная часть постановления объявлена "22" июня 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен "29" июня 2017 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Юдина Д.В.,
судей: Иванцовой О.А., Морозовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маланчик Д.Г.
при участии:
от истца (общества с ограниченной ответственностью "РУСАЛ Сервис Рент"): Чигодайкиной Н.В., представителя по доверенности от 16.12.2016 N 87-20161216-01,
от ответчика (Красноярской таможни): Саргиной Е.В., представителя по доверенности от 05.04.2017 N 06-56/54,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Красноярской таможни
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "27" апреля 2017 года по делу N А33-29238/2016, принятое судьей Крицкой И.П.,,
установил:

общество с ограниченной ответственностью "РУСАЛ Сервис Рент" (ИНН 2465088146, ОГРН 1052465003315, далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Красноярской таможне (ИНН 2460001790, ОГРН 1022402478009, далее - ответчик) о взыскании процентов в размере 72 623 рубля 32 копейки.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "27" апреля 2017 года исковые требования удовлетворены, с Красноярской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью "РУСАЛ Сервис Рент" взыскано 72 623 рубля 32 копейки процентов и 2904 рубля 93 копейки судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Красноярская таможня обратилась в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик ссылается на то, что из буквального толкования положений части 6 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" следует, что право на взыскание процентов возникает у лица только в том случае, если таможенный орган допустил просрочку установленного данным пунктом месячного срока рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин. Решения о возврате излишне взысканных сумм таможенных пошлин приняты с соблюдением установленного срока, следовательно, оснований для взыскания процентов не имеется. Кроме того часть 6 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" предусматривает начисление процентов на сумму излишне взысканных сумм таможенных пошлин и налогов, а не на сумму пени.
Общество с ограниченной ответственностью "РУСАЛ Сервис Рент" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором с доводами апелляционной жалобы не согласилось, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Представитель Красноярской таможни в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель истца доводы апелляционной жалобы не признал по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Красноярской таможней на основании статьи 131 Таможенного кодекса Таможенного союза проведена камеральная таможенная проверка ООО "РУСАЛ Сервис Рент" на предмет соблюдения порядка пользования либо распоряжения условно выпущенными товарами по ГТД NN 10606060/191007/0011959, 10606060/241007/0012096, 10606060/301107/0013421 при ввозе товаров в качестве вклада в уставный капитал ООО "РУСАЛ Сервис Рент".
В ходе проведения камеральной таможенной проверки было установлено, что в 2007 году ООО "РУСАЛ Сервис Рент" ввезло и продекларировало по ГТД N 10606060/301107/0013421 товар - "Гусеничный гидравлический экскаватор с прямой лопатой КАТАПИЛЛАР, модель 5090В, бывший в употреблении, в разобранном виде, заводской (серийный) N CLD00319, двигатель 3456 АТААС".
При проведении таможенного оформления декларанту была предоставлена льгота по уплате таможенной пошлины в сумме 589 145 рублей 92 копейки в связи с тем, что указанный экскаватор был ввезен в счет исполнения обязательства по поставке оборудования в качестве дополнительного вклада в уставный капитал общества.
По результатам проведенной камеральной таможенной проверки установлено, что обществом нарушен порядок применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 728, путем передачи во временное пользование (сданы в аренду) товара, продекларированного по ГТД N 10606060/301107/0013421, ввезенного в качестве вклада в уставный капитал, что нашло свое отражение в решении по результатам камеральной таможенной проверки N 10606000/400/231014/Т0055/00.
Установлено, что указанный выше товар передан во временное пользование ООО "РУСАЛ Ачинский глиноземный комбинат" в соответствии с договорами аренды N 8710Т080 РА-Д-11-089 от 24.02.2011, N 8710Т108 РА-Д-11-416 от 28.11.2011.
В связи с выявленными нарушениями ООО "РУСАЛ Сервис Рент" требований решения Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 728 "О порядке применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза", Красноярской таможней 23.10.2014 вынесено решение отказать в предоставлении льгот по уплате таможенной пошлины в отношении товара "Гусеничный гидравлический экскаватор с прямой лопатой КАТАПИЛЛАР, модель 5090В, бывший в употреблении, в разобранном виде, заводской (серийный) N CLD00319, двигатель 3456 АТААС", продекларированного по ГТД N 10606060/301107/0013421, что нашло отражение в решении по результатам камеральной таможенной проверки N 10606000/400/231014/Т0055/000.
В связи с вынесенным решением по результатам камеральной таможенной проверки N 10606000/400/231014/Т005 5/000 Красноярской таможней, в соответствии с пунктом 4 порядка составления акта таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, утвержденного приказом ФТС России от 30.12.2010 N 2708 "Об утверждении формы акта таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей и порядка его составления" факт неполной уплаты таможенных платежей по ГТД N 10606060/301107/0013421 был зафиксирован актом от 29.10.2014 N 10606000/291014/0000220.
В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 152 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" произведен расчет подлежащих уплате (доплате) таможенных платежей, в соответствии с которым сумма задолженности по таможенным платежам составила 589 145 рубля 92 копейки - ввозная таможенная пошлина и пени в размере 166 099 рублей 87 копеек.
На основании акта камеральной таможенной проверки N 1006000/400/231014/А0055/00, решения по результатам камеральной таможенной проверки от 23.10.2014 N 10606000/400/231014/Т0055/000, в соответствии со статьей 91 Таможенного кодекса Таможенного союза, статьей 152 Федерального закона, Красноярской таможней письмом от 30.10.2014 N 12-01-47/17739 в адрес ООО "РУСАЛ Сервис Рент" направлено требование об уплате таможенных платежей от 29.10.2014 N 394 на общую сумму 755 245 рублей 79 копеек, из которых: ввозная таможенная пошлина - 589 145 рубля 92 копейки, пени - 166 099 рублей 87 копеек.
27.03.2015 Красноярской таможней в адрес ООО "РУСАЛ Сервис Рент" направлено уточненное требование об уплате таможенных платежей N 145, направленное в адрес общества требование об уплате таможенных платежей от 29.10.2014 N 394 отозвано.
Уплаченные ООО "РУСАЛ Сервис Рент" таможенные платежи, пени согласно требованию об уплате таможенных платежей от 29.10.2014 N 394 зачтены в счет уплаты по требованию об уплате таможенных платежей от 27.03.2015 N 145 в сумме 755 099 рублей 69 копеек (в том числе таможенные платежи - 589 145 рублей 92 копейки, пени - 165 942 рубля 77 копеек). Излишне уплаченная сумма пени в размере 157 рублей 10 копеек возвращена ООО "РУСАЛ Сервис Рент".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 06.10.2015 по делу N А33-23540/2014 заявление ООО "РУСАЛ Сервис Рент" к Красноярской таможне о признании недействительным решения по результатам камеральной таможенной проверки от 23.10.2014 N 10606000/400/231014/Т0055/000, о признании недействительным уточненного требования об уплате таможенных платежей от 27.03.2015 N 145, удовлетворено.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 16.12.2015 решение суда первой инстанции по делу N А33-23540/2014 оставлено без изменений.
28.12.2015 ООО "РУСАЛ Сервис Рент" обратилось в Красноярскую таможню с заявлением о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств.
Согласно платежным поручениям от 18.01.2016 N 601354 (на сумму 170 798 рублей 31 копейка), от 18.01.2016 N 601530 (на сумму 589 145 рублей 92 копейки), ответчиком возвращены таможенные пошлины и пени, излишне взысканные с ООО "РУСАЛ Сервис Рент", на общую сумму 759 944 рубля 23 копейки.
31.10.2016 в адрес Красноярской таможни истцом направлена претензия о выплате процентов на сумму излишне взысканных таможенных пошлин и платежей в размере 72 623 рубля 32 копейки (от 31.10.2016 исходящий N 8710-061-16). Претензия получена ответчиком 11.11.2016, что подтверждается представленным в материалы дела уведомлением о вручении.
20.12.2016 ООО "РУСАЛ Сервис Рент" получен ответ на претензию (от 13.12.2016 исходящий N 07-37/21582), согласно которому в удовлетворении претензии отказано.
ООО "РУСАЛ Сервис Рент", полагая, что имеет право на взыскание процентов на сумму излишне взысканных таможенных платежей, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым требованием.
Исследовав представленные доказательства и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.
Возврат таможенных платежей производится в силу статей 89, 90 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), части 1 статьи 147 Закона о таможенном регулировании в заявительном порядке - то есть, по заявлению плательщика.
Согласно статье 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с названным Кодексом и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства-члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза (часть 2 статьи 90 ТК ТС).
В соответствии с пунктом 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 настоящего Федерального закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 6 раздела IV "Практика рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных отношений" Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 25.11.2015, при возврате излишне взысканных в принудительном порядке таможенных платежей на сумму таких платежей начисляются проценты со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата независимо от того, соблюден ли таможенным органом месячный срок возврата указанных денежных средств.
Как обоснованно указано судом первой инстанции, из буквального толкования положений пункта 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании следует, что при возврате излишне взысканных (уплаченных) в соответствии с положениями главы 18 Закона о таможенном регулировании таможенных платежей проценты на сумму таких платежей начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Таким образом, в случае возврата таможенных платежей, излишне взысканных (уплаченных) в принудительном порядке, проценты подлежат начислению в любом случае, то есть независимо от того, был ли нарушен таможенным органом месячный срок возврата подобных таможенных платежей или нет.
Согласно пункту 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" выплата предусмотренных частью 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании процентов направлена на компенсацию потерь, причиненных незаконным изъятием денежных средств у частного субъекта. В связи с этим судам следует учитывать, что в случае излишнего взыскания таможенных платежей, установленные данной нормой проценты начисляются со дня, следующего за днем их уплаты в бюджет, определяемого в соответствии со статьей 117 Закона о таможенном регулировании, до даты фактического возврата не только в случае принудительного взыскания таможенным органом, но и в случае, если перечисление взыскиваемых сумм произведено добровольно во исполнение соответствующего решения таможенного органа. При этом расчет процентов производится по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, деленной на фактическое число дней в соответствующем году (365 или 366 дней), поскольку данная ставка является годовой.
На основании изложенных норм права, а также разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, доводы таможенного органа о том, что проценты на основании части 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании взыскиваются только в случае нарушения таможенным органом месячного срока возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей, являются несостоятельными.
Также апелляционный суд считает необходимым указать, что в силу положений статьи 89 Таможенного кодекса Таможенного союза излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с названным Кодексом и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства-члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза (часть 2 статьи 90 Таможенного кодекса Таможенного союза).
В соответствии с частью 1 статьи 150 Закона о таможенном регулировании принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов производится с плательщиков таможенных пошлин, налогов либо за счет стоимости товаров, в отношении которых таможенные пошлины, налоги не уплачены.
Частями 2 и 3 указанной статьи предусмотрено, что принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с юридических лиц производится за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках (статья 153), за счет обеспечения уплаты таможенных платежей (статья 154), за счет неизрасходованных остатков авансовых платежей, денежного залога, излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей и иного имущества плательщика (статья 157), а также в судебном порядке. До применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 152 данного Закона.
В случае неисполнения требования об уплате таможенных платежей в установленные сроки таможенные органы в силу части 17 статьи 152 Закона о таможенном регулировании вправе принимать вышеуказанные меры по принудительному взысканию таможенных пошлин и налогов, а также вправе приостанавливать операции по счетам плательщика в банке (статья 155 данного Закона).
Таким образом, взыскание таможенных платежей представляет собой единый длящийся процесс: на первом этапе плательщику направляется требование об уплате таможенных платежей с предложением погасить в установленный срок, обнаруженную таможенным органом недоимку, а на втором - таможенным органом применяются меры принудительного взыскания таможенных платежей.
Следовательно, перечисление денежных средств во исполнение требований об уплате таможенных платежей носит характер принудительного взыскания и не может рассматриваться как добровольное исполнение плательщиком обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов.
Кроме того, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 27 Постановления от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" разъяснил, что при решении споров, связанных с возвратом таможенных платежей, следует исходить из того, что таможенные пошлины, налоги считаются взысканными, если их перечисление в бюджет произведено в связи с принятием соответствующего решения таможенного органа, влияющего на исчисление таможенных платежей. Следовательно, добровольное перечисление таможенных платежей во исполнение решения таможенного органа со стороны декларанта не является препятствием для последующего возврата таких платежей как излишне взысканных.
Ссылка таможенных органов на неправомерность начисления суммы процентов на сумму пени основана на неверном толковании норм действующего законодательства и подлежит отклонению.
Частью 12 статьи 151 Закона о таможенном регулировании предусмотрено, что уплата, взыскание и возврат пени осуществляются по правилам, установленным таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле в отношении уплаты, взыскания и возврата таможенных пошлин, налогов.
Таким образом, правило, установленное статьей 147 Закона о таможенном регулировании, о начислении процентов на сумму излишне взысканных таможенных пошлин и налогов, в силу части 12 статьи 151 данного закона, применяется при несвоевременном возврате суммы излишне взысканных пени.
Расчет процентов произведен истцом, исходя из требований части 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании, по ставке банка, действующей в период нарушения срока возврата, повторно проверен апелляционным судом, признан верным. Расчет ответчиками не опровергнут.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно взыскал в пользу ООО "РУСАЛ Сервис Рент" с Красноярской таможни 72 623 рубля 32 копейки процентов.
При взыскании с таможенных органов в пользу истца расходов по уплате государственной пошлины судом первой инстанции правильно применены положения статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Красноярская таможня освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от "27" апреля 2017 года по делу N А33-29238/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение
Председательствующий
Д.В.ЮДИН
Судьи
О.А.ИВАНЦОВА
Н.А.МОРОЗОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)