Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 28.03.2016 ПО ДЕЛУ N А60-49634/2015

Разделы:
Органы управления таможенными делами; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 28 марта 2016 г. по делу N А60-49634/2015


Резолютивная часть решения объявлена 22 марта 2016 года
Полный текст решения изготовлен 28 марта 2016 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Биндера А.Г., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковалевой М.В., рассмотрел в судебном заседании дело
по иску
ООО "Салон сантехники ванны"
к
Екатеринбургской таможне
об истребовании имущества
при участии в судебном заседании:
от ответчика: Поварова М.С., представитель по доверенности от 11.01.2016.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Общество с ограниченной ответственностью "Салон сантехники ванны" в лице конкурсного управляющего С.И. Семеновой просит (с учетом уточнения заявленных требований) обязать Екатеринбургскую таможню передать истцу имущество, изъятое согласно протоколу изъятия от 24.01.2014, а именно комплекты мебели для ванной комнаты.
По мнению заявителя, Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" установлен специальный порядок реализации имущества предприятия-банкрота, согласно которому с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника. Бездействие таможни по невыдаче имущества, составляющего конкурсную массу должника ООО "Салон сантехники ванны", противоречит нормам Закона о банкротстве, поскольку препятствует проведению и в дальнейшем завершению процедуры конкурсного производства, ущемляет права и законные интересы общества-должника и его конкурсных кредиторов.
Таможенный орган требования не признал, ссылаясь на то, что в силу положений пункта 2 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации, главы 15 Таможенного кодекса Таможенного союза, указанное имущество до завершения процедуры таможенного оформления не может быть выпущено в свободное обращение, им никто не может пользоваться и распоряжаться.
Рассмотрев материалы дела, суд
установил:

12.09.2013 по товарно-транспортной накладной N 2376655 от 09.09.2013 в адрес получателя ООО "Салон сантехники ванны" был ввезен на таможенную территорию Российской Федерации товар - мебель прочая и ее части (весом брутто 1689 кг, фактурной стоимостью 21701,2 евро в соответствии с таможенным режимом выпуска товаров для внутреннего потребления.
16.09.2013 товар был доставлен в Верх-Исетский таможенный пост Екатеринбургской таможни и по документу отчета N 0000311 от 16.09.2013 помещен на временное хранение, СВХ ООО "НСК-Терминал".
В соответствии со статьей 170 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) срок временного хранения товаров составляет два месяца, по письменному обращению заинтересованного лица таможенный орган продлевает указанный срок. Предельный срок временного хранения товаров составляет четыре месяца. Срок временного хранения товаров исчисляется со дня, следующего за днем регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение.
31.10.2013 до истечения срока временного хранения вышеуказанного товара, помещенного на временное хранение на СВХ ООО "НСК-Терминал", Екатеринбургской таможней таможенному представителю получателя товара - ООО "Урал Брок Сервис - Консультант" (договор поручения таможенному представителю от 09.09.2013 N 0042/00/13-128), вручено Уведомление о предстоящем истечении срока временного хранения N 10502070/111113/000022/У от 31.10.2013.
08.11.2013 до истечения срока временного хранения вышеуказанного товара, установленного ч. 1 ст. 170 ТК ТС (т.е. до 16.11.2013), помещенного на временное хранение на СВХ ООО "НСК-Терминал", ООО "Урал Брок Сервис - Консультант", согласно п. 17 приказа ФТС России N 2688 от 29.12.2012 обратилось в Екатеринбургскую таможню с письмом (вх. от 08.11.2013 N 06-10/4192) о продлении срока временного хранения до 16.01.2014. Срок временного хранения Екатеринбургской таможней был продлен до предельного срока временного хранения, т.е. до 16.01.2014 г.
31.12.2013 Екатеринбургской таможней получателю товара - ООО "Салон Сантехники Ванны", согласно приказа ФТС России N 2688 от 29.12.2012 направлено Уведомление о предстоящем истечении срока временного хранения N 10502070/301213/000311/У от 30.12.2013 (исх. от 31.12.2013 N 06-10/473, копия данного Уведомления вручена таможенному представителю получателя товара - ООО "Урал Брок Сервис - Консультант".
17.01.2014 Екатеринбургской таможней получателю товара ООО "Салон Сантехники Ванны", направлен Акт об истечении сроков временного хранения N 10502070/170114/000001/А от 17.01.2014 (исх. от 17.01.2014 N 06-10/019, копия данного Акта вручена таможенному представителю получателя товара - ООО "Урал Брок Сервис - Консультант" от 17.01.2014 и представителю СВХ ООО "НСК-Терминал" от 17.01.2014).
В целях установления фактических обстоятельств совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.16 КоАП России, осуществления опроса, производства изъятия товара с нарушенным сроком временного хранения, а также возбуждения дела об административном правонарушении, в Екатеринбургскую таможню (на 24.01.2014) вызывался законный представитель ООО "Салон Сантехники Ванны". Однако последний в Екатеринбургскую таможню не явился.
24.01.2014 товар, являющийся предметом АП - мебель прочая и ее части, изъят Екатеринбургской таможней по протоколу изъятия вещей и документов и передан на ответственное хранение СВХ ООО "НСК-Терминал".
24.01.2014 по факту нарушения сроков временного хранения товаров Екатеринбургской таможней в отношении ООО "Салон Сантехники Ванны" вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования N 10502000-14/2014 по ст. 16.16 КоАП России.
Истцом какие-либо действия по уплате платежей не предпринимались. Об ответственности за нарушение сроков хранения груза на СВХ представители ООО "Салон Сантехники Ванны" были предупреждены.
ООО "Салон сантехники ванны" постановлением Ленинского суда г. Екатеринбурга от 02.06.2014 привлечено к административной ответственности по ст. 16.16 КоАП РФ.
Ленинским районным судом г. Екатеринбурга 03.07.2015 вынесено определение, которым решена судьба вышеуказанного товара - товар вернуть ООО "Салон Сантехники Ванны".
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 04.08.2014 г. по делу А19-16332/13 ООО "Салон сантехники ванны" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство; конкурсным управляющим утверждена С.И. Семенова.
В соответствии со статьей 185 ТК ТС таможенная декларация в отношении товаров, являвшихся орудием, средством совершения или предметом административного правонарушения, в отношении которых было принято решение об их возврате и которые подлежат таможенному декларированию в соответствии с ТК ТС, подается в течение 30 (тридцати) дней со дня вступления в законную силу решения таможенного органа (должностного лица) о привлечении к административной ответственности.
Общество и конкурсный управляющий уведомлены о необходимости таможенного декларирования товаров, но на сегодняшний день никаких действий не произведено.
Согласно статье 4 ТК ТС, выпуск товаров - действие таможенных органов, разрешающее заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры или в соответствии с условиями, установленными для отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры.
В соответствии со статьей 179 ТК ТС, товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру.
Согласно статье 188 ТК ТС, при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан:
1) произвести таможенное декларирование товаров;
2) представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством таможенного союза;
3) предъявить декларируемые товары в случаях, установленных настоящим Кодексом, либо по требованию таможенного органа;
4) уплатить таможенные платежи и (или) обеспечить их уплату в соответствии с настоящим Кодексом;
5) соблюдать требования и условия использования товаров в соответствующей таможенной процедуре;
6) выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом.
ООО "Салон Сантехники Ванны" не приняло всех надлежащих мер по выпуску товара (подача таможенной декларации на товары, а также действия, которые необходимо выполнить для соблюдения условий выпуска товаров, установленных ст. 195 ТК ТС: уплата таможенных пошлин, налогов, соблюдения запретов, ограничений, предусмотренных законодательством ТС, соблюдения условий помещения товаров под таможенную процедуру.
Таким образом, ввезенные товары являются иностранными товарами, в свободный гражданский оборот не выпущены.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 14.05.1999 N 8-П, из статьи 131 Таможенного кодекса Российской Федерации 1993 года во взаимосвязи с его статьями 23, 25, 26, 28 и 31 вытекает, что все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, подлежат таможенному контролю и таможенному оформлению. Пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу Российской Федерации, осуществляются перемещающим их лицом в соответствии с тем или иным таможенным режимом, который оно вправе в любое время выбрать или изменить на другой. Свободный оборот товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации, возможен только после завершения таможенного оформления в режиме выпуска для свободного обращения, который предусматривает уплату таможенных пошлин и налогов, соблюдение мер экономической политики и других ограничений нетарифного характера (лицензирование, квотирование, сертификация и т.д.).
Осуществление прав пользования и распоряжения перемещаемым имуществом (в частности, заключение договора купли-продажи) вопреки требованиям части первой статьи 131 Таможенного кодекса Российской Федерации, т.е. без выполнения всех необходимых обязанностей, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу и выбором таможенного режима, фактически означало бы их выпуск в свободное обращение без таможенного оформления и контроля, что в конечном счете разрушило бы таможенный режим, сделало бы невозможным само таможенное регулирование и достижение тех конституционно защищаемых ценностей и целей, для которых оно предназначено, со всеми вытекающими последствиями, в том числе криминогенного характера.
Федеральным законом могут устанавливаться ограничения на пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, которые ввезены на таможенную территорию Российской Федерации, находятся под таможенным контролем и в отношении которых еще не осуществлено таможенное оформление. При этом речь идет не о лишении лица перемещаемого имущества, а о соблюдении специального, разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Эта административная мера принудительного характера направлена на защиту конституционных ценностей, таких как суверенитет и экономическая безопасность Российской Федерации, права и законные интересы граждан, законные интересы отечественных производителей и потребителей, жизнь и здоровье человека, окружающая природная среда и др.
Указанная позиция изложена Конституционным Судом Российской Федерации и в Определениях от 10.01.2002 N 3-0, 12.05.2006 N 167-0.
Таким образом, право пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу Таможенного союза, поставлено законодателем в зависимость от выполнения всех необходимых обязанностей, связанных с таким перемещением, выбором таможенной процедуры, определяющего в свою очередь совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории Таможенного союза либо за ее пределами.
Поскольку процедура выпуска товаров не завершена, такие товары не могут быть выпущены в свободное обращение, ими никто не может пользоваться и распоряжаться.
Кроме того, в данном случае неприменимым являются нормы законодательства о банкротстве, которые, по мнению конкурсного управляющего, дают основания для передачи ему имущества и включения такого имущества в состав конкурсной массы.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2003 N 504-О, законодательство о банкротстве является специальным по отношению к гражданскому законодательству.
Согласно статье 1 ТК ТС таможенное регулирование в таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества - правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами.
Для таможенного законодательства основным методом регулирования таможенных правоотношений является императивный метод (то есть метод властных предписаний), соответственно таможенные правоотношения являются административно-властными, так как лицо при осуществлении внешнеэкономической деятельности вступает в отношения с государственным органом.
Между тем в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
В связи с этим Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" имеет ограниченное влияние на материальные "отраслевые" правоотношения (гражданские, трудовые, налоговые, таможенные и т.д.), поскольку недопустимо в процедурах банкротства каким-либо образом изменять основные характеристики обязательств, регулируемых таможенным законодательством, в частности, по таможенному оформлению и по уплате таможенных платежей.
Таким образом, требования заявителя о передаче ему имущества, выпуск которого в свободное обращение не завершен, являются необоснованными.
При таких обстоятельствах, исковые требования удовлетворению не подлежат.
При обращении в суд с заявлением об оспаривании решения таможенного органа заявителю была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, размер которой составляет 31 636 руб.
Поскольку на дату вынесения решения заявителем государственная пошлина не уплачена, в соответствии с положениями статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации данная государственная пошлина подлежит взысканию с заявителя в доход федерального бюджета. Принятые меры по обеспечению иска подлежат отмене с момента вступления в законную силу настоящего решения.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:

В удовлетворении исковых требований отказать.
Принятые определением арбитражного суда от 21.01.2016 г. меры по обеспечению иска отменить с момента вступления настоящего решения в законную силу.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Салон Сантехники Ванны" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 31 636 руб.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
Судья
А.Г.БИНДЕР




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)