Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.08.2016 N 20АП-3162/2016 ПО ДЕЛУ N А09-16140/2015

Разделы:
Таможенная пошлина (экспортная, импортная); Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 августа 2016 г. по делу N А09-16140/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 28.07.2016
Постановление изготовлено в полном объеме 04.08.2016
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Григорьевой М.А. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Бондаренко О.А., в отсутствие надлежаще извещенных участвующих в деле лиц, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Брянской таможни на решение Арбитражного суда Брянской области от 23.03.2016 по делу N А09-16140/2015, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Глобус-Плюс" (с. Супонево Брянского района Брянской области, ОГРН 1033265022482, ИНН 3234050299) к Брянской таможне (г. Брянск, ОГРН 1023202738558, ИНН 3232000180) о признании недействительным требования,

установил:

следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Глобус-Плюс" (далее - ООО "Глобус-Плюс", общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Брянской таможне (далее - таможня) о признании недействительным требования об уплате пени от 18.09.2015 N 597.
Решением суда от 23.03.2016 требование общества удовлетворено.
Не согласившись с принятым судом решением, таможня обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять в новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Мотивируя позицию, заинтересованное лицо указывает, что обращение декларанта в таможенный орган имело место 12.09.2011 - то есть полное условное освобождение от уплаты таможенных платежей в отношении транспортных средств не могло быть предоставлено, следовательно, срок полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, задекларированных по ГТД N 10102030/141008/0005306, истек 03.10.2012 и продлен быть не может. Обращает внимание на то, что в отношении автомобильных транспортных средств, помещенных под таможенный режим (процедуру) временного ввоза (допуска) до 1 июля 2010 года, с учетом положений статьи 280 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) временный ввоз с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов может быть продлен до 01.07.2015; в отношении автомобильных транспортных средств, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) после 01.07.2010 и до 19.11.2010, полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов предоставляется до истечения заявленного срока временного ввоза при условии их использования для осуществления международных перевозок товаров.
Обществом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против ее доводов, решение суда просит оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 4.10.2008 в рамках исполнения условий лизингового контракта с правом выкупа N L-HTR 08/09-004 в адрес ООО "Глобус-Плюс" поступили товары (страна отправления - Бельгия), которые были задекларированы от имени общества Брянской таможне таможенным брокером ООО "СЭЗ-Сервис":
- Товар N 1: тягачи седельные новые 2008 г.в. "DAF FT XF 105.460", с массой на седельно-сцепное устройство 13 т., полная масса 20 500 кг, двигатель дизель MX 340 S2 с рабочим объемом 12 900 сан. куб. мощность 340 кВт (460 л.с.), цвет красный, экологический класс безопасности Евро 5: шасси XLRTE47MSOE832248, двигатель М-86996; шасси XLRTE47MSOE833028, двигатель М-87720; страна происхождения Нидерланды, код ТН ВЭД 8701201012, вес брутто/нетто 16800 кг, фактурная стоимость 167700,00 евро, таможенная стоимость с учетом корректировки - 9 612 308 руб. 85 коп.;
- Товар N 2: новые полуприцепы автомобильные грузовые Kogel CARGO-MAXX PLUS CH 24P90/1.110, с полной массой 35 т, габаритной длиной 13,95 м, выпуск 2008 года, цвет черный: шасси WK0S0002400100321, шасси WKQS0002400100320; код ТН ВЭД 8716393001, вес брутто/нетто 13 280 кг, фактурная стоимость 53 000 евро, таможенная стоимость с учетом корректировки 2 207 516 руб. 20 коп.
Товар выпущен условно 16.10.2008 под таможенный режим "временного ввоза", то есть с установлением ограничения пользования - "допускается использование только для международной перевозки товаров" по ГТД N 10102030/141008/0005306.
Указанный товар был выпущен в обращение с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, для осуществления международных перевозок товаров и установлен срок обратного вывоза временно ввезенного товара - 03.10.2012.
На основании заявления ООО "Глобус-Плюс" от 12.09.2011 (исх. N 126) срок временного ввоза товаров 29.09.2011 был продлен до 30.06.2015 с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, что отражено в письме Брянской таможни от 30.09.2011 (исх. N 55-15/483).
10.09.2015 главным государственным таможенным инспектором отдела таможенного контроля после выпуска товаров Авериным К.Е. на основании статьи 131 ТК ТС проведена камеральная таможенная проверка ООО "Глобус-Плюс" по вопросу правомерности предоставления полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств, предназначенных для международных перевозок при продлении срока временного ввоза по ГТД N 10102030/141008/0005306.
По результатам проведенной камеральной таможенной проверки, результаты которой отражены в акте N 10102000/400/100915/А0058 от 10.09.2015, установлено, что по ГТД N 10102100/040208/0000547 Брянским таможенным постом 30.09.2011 неправомерно предоставлено полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов при продлении срока временного ввоза до 30.06.2015, а также неправомерно предоставлено полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов при продлении срока временного ввоза до 30.06.2015, что является нарушением пункта 2 Решения Комиссии таможенного союза от 18.06.2010 N 331. По мнению таможенного органа срок полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, задекларированных по ГТД N 10102030/141008/0005306, истек 03.10.2012.
Установив неправомерное предоставление полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов при продлении срока временного ввоза, Брянская таможня применила положения статьи 151 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ), согласно которой за неуплату или неполную уплату таможенных пошлин, налогов, в сроки, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле начисляются пени за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.
Таможенным органом учтено, что в связи с помещением седельных тягачей шасси XLRTE47MSOE833028 и шасси XLRTE47MSOE832248 под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления по ДТ N 10009160/220812/0004807 - то есть до истечения срока полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин (без учета продления срока временного ввоза), за данный товар начисление пени не производится.
В отношении товара (Товар N 2) - полуприцепов автомобильных грузовых Kogel CARGO-MAXX PLUS CH 24P90/1.110, согласно служебной записке отдела таможенных платежей от 02.09.2015 N 20-12/1879 начислены пени в следующих размерах: в отношении полуприцепа шасси WKQS0002400100320 (помещен под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления по ДТ N 10009160/200315/0000461) - 39 897 руб. 88 коп. (пени начислены за период с 03.10.2012 по 20.03.2015); в отношении полуприцепа шасси WK0S0002400100321 (помещен под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления по ДТ N 10009160/300315/0000541) - 40 711 руб. 96 коп. (пени начислены за период с 03.10.2012 по 30.03.2015).
18.09.2015 Брянской таможней выставлено ООО "Глобус-Плюс" требование N 597 об уплате таможенных платежей (пени) в общем размере 80 609 руб. 84 коп.
Как следует из текста заявления и пояснений представителя ООО "Глобус-Плюс" данное требование не было получено обществом.
Поскольку требование N 597 от 18.09.2015 об уплате пени не было исполнено обществом в установленный в нем срок, 09.11.2015 таможня приняла решение N 15 о взыскании в бесспорном порядке денежных средств с банковских счетов ООО "Глобус-Плюс" задолженности по уплате пени в указанном размере и 03.12.2015 решение N 3 о взыскании пени за счет имущества общества.
Полагая, что требование N 597 от 18.09.2015 об уплате таможенных платежей (пени) не соответствует закону, нарушает права и законные интересы ООО "Глобус-Плюс", общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Рассматривая требования общества по существу, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11.03.2003 N 147 "О дополнительных мерах государственной поддержки российского автомобильного транспорта, предназначенного для международных перевозок" (далее - постановление N 147) установлена обязанность предоставлять в отношении транспортных средств (коды ТН ВЭД России 8701 20 101 2, 8704 23 910 4, 8716 39 300 1, 8716 39 300 2, 8716 39 590 1), ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации и помещаемых под таможенный режим временного ввоза, полное освобождение от таможенных пошлин и налогов, кроме сборов за таможенное оформление, на весь срок эксплуатации при условии их использования для осуществления международных перевозок товаров.
Данное постановление утратило силу 29.10.2012, то есть, на момент первого обращения декларанта продолжало действовать.
В соответствии с решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27.11.2009 N 17 на территории Российской Федерации с 01.07.2010 года вступил в силу ТК ТС.
Следовательно, на дату истечения таможенной процедуры временного ввоза товаров, задекларированных ООО "Глобус-Плюс" по ГТД N 10102030/141008/0005306-03.10.2012, действовали нормы Таможенного кодекса Таможенного союза.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 366, пункту 6 статьи 370 ТК ТС, положения ТК ТС применяются к отношениям, регулируемым таможенным законодательством Таможенного союза и возникшим со дня вступления его в силу. По отношениям, регулируемым таможенным законодательством Таможенного союза, возникшим до вступления в силу ТК ТС, оно применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут со дня его вступления в силу, с учетом положений, предусмотренных статьями 367 - 372 ТК ТС.
Товары, помещенные до вступления в силу ТК ТС под таможенные режимы временного ввоза и временного вывоза в Республике Беларусь и Российской Федерации, временного ввоза товаров и транспортных средств и временного вывоза товаров и транспортных средств в Республике Казахстан, со дня вступления в силу ТК ТС признаются помещенными соответственно под таможенные процедуры временного ввоза (допуска) и временного вывоза. В отношении этих товаров применяются положения ТК ТС и (или) иных актов таможенного законодательства Таможенного союза с учетом частей второй и третьей статьи 370 ТК ТС.
Таможенная процедура временного ввоза (допуска) действует до истечения сроков временного ввоза, установленных при помещении товаров под таможенный режим временного ввоза (временного ввоза товаров и транспортных средств), с учетом возможности их продления в пределах сроков, предусмотренных статьей 280 ТК ТС.
Таким образом, в соответствии с действующим в настоящее время таможенным законодательством Таможенного союза, транспортные средства заявителя, помещенные под таможенный режим временного ввоза по ГТД N 10102030/141008/0005306, с момента вступления в силу ТК ТС (01.07.2010) получили статус помещенных под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), соответственно в отношении данных транспортных средств подлежат применению положения главы 37 "Таможенная процедура временного ввоза (допуска)" ТК ТС.
На основании статей 277, пунктов 1, 2, 3 статьи 282 ТК ТС, временный ввоз (допуск) - таможенная процедура, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории Таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта.
Перечень товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также условия такого освобождения, включая его предельные сроки, определяются в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза и (или) решениями Комиссии Таможенного союза.
Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 331 "Об утверждении перечня товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также об условиях такого освобождения, включая его предельные сроки" (далее - решение N 331) утвержден Перечень товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и предписано предоставлять полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, указанных в перечне, срок временного ввоза которых не превышает одного года, если иное не предусмотрено в перечне.
Однако данным пунктом также предусмотрено, что часть вторая пункта 1 решения N 331 не распространяется на транспортные средства (из товарных позиций ТНВЭД ТС 8701, 8704 (кроме самосвалов) и 8716), помещенные под таможенный режим (процедуру) временного ввоза (допуска) с полным условным освобождением от таможенных пошлин, налогов в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза до 1 июля 2010 года и используемые для международных перевозок грузов (перевозка начинается и (или) завершается за пределами таможенной территории Таможенного союза), включая перевозку в попутном направлении. В отношении таких транспортных средств срок полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов не может превышать 1 июля 2015 года.
Пунктом 2 решения N 331 установлено, что в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза до вступления в силу решения N 331 (28.08.2010), сохраняются условия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) до истечения заявленного срока временного ввоза.
На основании изложенных норм в отношении транспортных средств, помещенных под таможенный режим (процедуру) временного ввоза до 01.07.2010 г. с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемых для международных перевозок, сохраняются условия таможенной процедуры временного ввоза (допуска) до истечения заявленного срока временного ввоза, но на срок не более чем до 01.07.2015 года.
В соответствии с пунктом 6 Решения N 331 до 01.09.2010 года в отношении временно ввозимых товаров, указанных в приложении N 2, применяются нормы законодательств государств - членов Таможенного союза, действовавшие до вступления в силу настоящего решения.
Срок, указанный в пункте 6 данного документа, был продлен до 19.11.2010 решением комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 N 370.
Кроме того, письмом Федеральная таможенная служба от 27.05.2011 N 01-11/25024 "О применении положений Решения Комиссии Таможенного союза от 14.10.2010 N 476" разъяснено, что в отношении автомобильных транспортных средств, помещенных под таможенный режим (процедуру) временного ввоза (допуска) до 01.07.2010, с учетом положений статьи 280 ТК ТС временный ввоз с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов может быть продлен до 01.07.2015.
Материалами дела подтверждается, что ввезенный обществом товар помещен под таможенную процедуру временного ввоза с полным условным освобождением от уплаты таможенных платежей до вступления в силу решения N 331, в связи с чем таможней обоснованно и правомерно был продлен срок полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов товаров, задекларированных обществом по ГТД N 10102030/141008/0005306 до 30.06.2015 и в отношении данных товаров условия таможенной процедуры временного ввоза сохранялись до истечения заявленного срока временного ввоза.
Следовательно, таможня неправомерно ограничила срок полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов до 03.10.2012 в отношении товара по ГТД N 10102030/141008/0005306, помещенного под таможенный режим (процедуру) временного ввоза до вступления в силу ТК ТС.
Частями 1, 2 статьи 151 Закона N 311-ФЗ установлено, что пенями признаются денежные суммы, которые плательщик таможенных пошлин, налогов обязан выплатить в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в сроки, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов. Для целей исчисления пеней применяется ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов.
По своей природе пеня относится к мерам государственного принуждения правовосстановительного характера, направленным на понуждение налогоплательщика к исполнению его конституционной обязанности по уплате соответствующих платежей.
В данном случае в акте камеральной таможенной проверки отражено, что по истечении срока полного условного освобождения от уплаты таможенных платежей, в связи с помещением товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, таможенные пошлины, налоги, уплачены ООО "Глобус-Плюс" в полном объеме.
На основании установленных обстоятельств дела и приведенных норм права, судом первой инстанции обоснованно заключено о несоответствии оспариваемого акта требованиям закона, в связи с чем правомерно удовлетворил требования общества.
Доводы жалобы, суд апелляционной инстанции отклоняет, как не содержащие фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы правовое значение для вынесения судебного акта, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно статье 270 Кодекса безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Брянской области от 23.03.2016 по делу N А09-16140/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба на постановление суда подается через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
Е.В.МОРДАСОВ

Судьи
М.А.ГРИГОРЬЕВА
В.Н.СТАХАНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)