Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.11.2017 N 15АП-3446/2017 ПО ДЕЛУ N А32-35829/2016

Разделы:
Таможенная стоимость; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 ноября 2017 г. N 15АП-3446/2017

Дело N А32-35829/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 ноября 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Смотровой Н.Н., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Ю.А. Смородиной,
при участии:
от ООО "Ново Фрукт": представитель по доверенности от 17.05.2017
- Евстигнеева Е.Е., паспорт;
- от Новороссийской таможни: представитель по доверенности от 02.05.2017 N 93 Панченко В.В., удостоверение;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Новороссийской таможни на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 18.01.2017 по делу N А32-35829/2016, принятое судьей Суминой О.С.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ново Фрукт"
к Новороссийской таможне
о признании незаконным бездействия и обязании произвести возврат излишне взысканных таможенных платежей,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Ново Фрукт" (далее - заявитель, ООО "Ново Фрукт", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным бездействия Новороссийской таможни, выраженного в письме N 13-13/29619 от 07.09.2016, по невозврату излишне взысканных таможенных платежей по ДТ NN 10317090/251015/0012780, 10317090/021115/0013148, 10317090/091115/0013490, 10317090/161115/0013838, 10317110/011115/0019945, 10317110/151115/0020913, 10317110/091115/0020543, признании незаконным бездействия Новороссийской таможни, выраженного в письме N 14-28/30758 от 19.09.2016 по невнесению изменений в ДТ NN 10317090/251015/0012780, 10317090/021115/0013148, 10317090/091115/0013490, 10317090/161115/0013838, 10317110/011115/0019945, 10317110/151115/0020913, 10317110/091115/0020543 и обязании возвратить излишне взысканные таможенные платежи в размере 1 530 807, 30 руб. по ДТ NN 10317090/251015/0012780, 10317090/021115/0013148, 10317090/091115/0013490, 10317090/161115/0013838, 10317110/011115/0019945, 10317110/151115/0020913, 10317110/091115/0020543.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.01.2017 заявленные требования удовлетворены, суд признал незаконным бездействие Новороссийской таможни, выраженное в письме N 13-13/29619 от 07.09.2016, по невозврату излишне взысканных таможенных платежей по ДТ NN 10317090/251015/0012780, 10317090/021115/0013148, 10317090/091115/0013490, 10317090/161115/0013838, 10317110/011115/0019945, 10317110/151115/0020913, 10317110/091115/0020543, как несоответствующее Таможенному кодексу Таможенного союза, а также признал незаконным бездействие Новороссийской таможни, выраженное в письме N 14-28/30758 от 19.09.2016 по невнесению изменений в ДТ NN 10317090/251015/0012780, 10317090/021115/0013148, 10317090/091115/0013490, 10317090/161115/0013838, 10317110/011115/0019945, 10317110/151115/0020913,10317110/091115/0020543, как несоответствующее Таможенному кодексу Таможенного союза и обязал Новороссийскую таможню произвести возврат обществу с ограниченной ответственностью "Ново Фрукт" (ОГРН 1132315006416, ИНН 2315184370) излишне взысканных таможенных платежей в размере 1 530 807,30 руб. по ДТ NN 10317090/251015/0012780, 10317090/021115/0013148, 10317090/091115/0013490, 10317090/161115/0013838, 10317110/011115/0019945, 10317110/151115/0020913, 10317110/091115/0020543, взыскал с Новороссийской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью "НОВО ФРУКТ" (ОГРН 1132315006416, ИНН 2315184370) в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 6 000 рублей. Решение мотивировано тем, что корректировка таможенной стоимости осуществлена Новороссийской таможней без достаточных на то оснований, 3 и 6 методы оценки таможенной стоимости товаров определены неверно, фактически отказ Новороссийской таможни возвратить излишне взысканные денежные средства неправомерен.
Не согласившись с принятым судебным актом, Новороссийская таможня обратилась в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что при направлении ООО "Ново Фрукт" в Новороссийскую таможню заявления о возврате излишне уплаченных сумм таможенных платежей участник ВЭД в силу положений ст. 147 Федерального закона, должен был представить документ, подтверждающий факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов, то есть заполненную корректировку таможенной стоимости товаров. Следовательно, Новороссийской таможней правомерно возвращено заявление о возврате излишне уплаченных сумм таможенных платежей. В результате проверки достоверности сведений до выпуска товаров установлено, что сведения, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости, не достаточно подтверждены документально. Выявленных должностным лицом таможенного поста признаков достаточно для принятия решения о проведении дополнительной проверки. Таможенным постом самостоятельно определена таможенная стоимость товаров, декларированных по ДТ N 10317090/251015/0012780, в соответствии с требованиями ст. 10, 7 Соглашения от 25.01.2008 на основе информации о стоимости сделки с однородными товарами, декларированными по ДТ N 10317100/201015/0015188. По ДТ NN 10317090/021115/00013148, 10317090/091115/00013490, 10317090/161115/0013838, декларированы товары, ввезенные в рамках того же контракта N 11 от 28.07.2015, заключенного ООО "Ново Фрукт" с компанией "EMINE AKMAN SEBZE VE MEYVE KOMISYONCULUGU", Турция, вышерассмотренным по ДТ N 10317090/251015/0012780. В ходе проверки ДТ NN 10317090/021115/00013148, 10317090/091115/00013490, 10317090/161115/0013838 обнаружены признаки недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товара, аналогичные вышерассмотренным по ДТ N 10317090/051115/0013308, в связи с чем, приняты решения о проведении дополнительной проверки. Выявленных таможенным органом признаков достаточно для принятия решения о проведении дополнительной проверки. В решении о проведении дополнительной проверки на основании ст. 69 ТК ТС, п. 14 Порядка контроля таможенной стоимости товаров таможенными постами запрошены дополнительные документы, сведения и пояснения.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Ново Фрукт" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением председателя судебного состава от 07.11.2017 в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с нахождением судьи Сурмаляна Г.А. в отпуске произведена замена на судью Смотрову Н.Н., в связи с чем, рассмотрение дела производится с самого начала.
Представитель Новороссийской таможни поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, представитель ООО "Ново Фрукт" не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, В соответствии с контрактом N 11 от 28.07.2015, заключенным между ООО "НОВО ФРУКТ" и Компанией "EMINE AKMAN SEBZE VE MEYVE KOMISYONCULUGU, TURKEY" (Турция), в 2015 г. на условиях Инкотермс-2010 на территорию Российской Федерации по ДТ NN 10317090/251015/0012780, 10317090/021115/0013148, 10317090/091115/0013490, 10317090/161115/0013838, 10317110/011115/0019945, 10317110/151115/0020913, 10317110/091115/0020543 ООО "НОВО ФРУКТ" были задекларированы овощи (далее Товар).
- Так, по ДТ N 10317090/251015/0012780 задекларирован товар N 1: томаты свежие, для свободной реализации, код ОКП 97 3500, урожай 2015 г., сорт F-190, упакованы в картонные коробки, уложенные на поддоны, вес брутто товара на поддонах 18040 кг, изготовитель EMINE AKMAN SEBZE VE MEYVE KOMISYONCULUGU, Турция, товарный знак EMINE AKMAN;
- Товар N 2: томаты свежие, для свободной реализации, код ОКП 97 3500, урожай 2015 г., сорт KOKTEYL, упакованы в пластмассовые ящики, уложенные на поддоны, вес брутто товара на поддонах 1650 кг, изготовитель EMINE AKMAN SEBZE VE MEYVE KOMISYONCULUGU, Турция, товарный знак EMINE AKMAN;
- Товар N 3: томаты свежие, для свободной реализации, код ОКП 97 3500, урожай 2015 г., сорт CIKO, упакованы в картонные коробки, уложенные на поддоны, вес брутто товара на поддонах 4480 кг, изготовитель EMINE AKMAN SEBZE VE MEYVE KOMISYONCULUGU, Турция, товарный знак EMINE AKMAN.
- По ДТ N 10317090/021115/0013148 задекларирован товар N 1: томаты свежие, для свободной реализации, код ОКП 97 3500, урожай 2015 г., сорт F-190, калибр 60+ мм, класс II, упакованы в картонные коробки, уложенные на поддоны, вес брутто товара на поддонах 70420 кг, изготовитель EMINE AKMAN SEBZE VE MEYVE KOMISYONCULUGU, Турция, товарный знак EMINE AKMAN;
- Товар N 2: томаты свежие, для свободной реализации, код ОКП 97 3500, урожай 2015 г., сорт KOKTEYL, калибр 60+ мм, класс II, упакованы в пластмассовые ящики, уложенные на поддоны, вес брутто товара на поддонах 800 кг, изготовитель EMINE AKMAN SEBZE VE MEYVE KOMISYONCULUGU, Турция, товарный знак EMINE AKMAN;
- Товар N 3: томаты свежие, для свободной реализации, код ОКП 97 3500, урожай 2015 г., сорт CIKO, калибр 60+ мм, класс II, упакованы в картонные коробки, уложенные на поддоны, вес брутто товара на поддонах 900 кг, изготовитель EMINE AKMAN SEBZE VE MEYVE KOMISYONCULUGU, Турция, товарный знак EMINE AKMAN.
По ДТ N 10317090/091115/0013490 задекларирован товар: томаты свежие, для свободной реализации, код ОКП 97 3500, урожай 2015 г., сорт F-190, калибр 60+ мм, класс II, упакованы в картонные коробки, уложенные на поддоны, вес брутто товара на поддонах 24250 кг, изготовитель EMINE AKMAN SEBZE VE MEYVE KOMISYONCULUGU, Турция, товарный знак EMINE AKMAN.
По ДТ N 10317090/161115/0013838 задекларирован товар: томаты свежие, для свободной реализации, код ОКП 97 3500, урожай 2015 г., сорт F-190, калибр 60+ мм, класс II, упакованы в картонные коробки, уложенные на поддоны, вес брутто товара на поддонах 24920 кг, изготовитель EMINE AKMAN SEBZE VE MEYVE KOMISYONCULUGU, Турция, товарный знак EMINE AKMAN.
- По ДТ N 10317110/011115/0019945 задекларирован товар N 1: томаты свежие, для свободной реализации, код ОКП 97 3500, урожай 2015 г., сорт F-190, калибр 60+ мм, класс II, упакованы в картонные коробки, уложенные на поддоны, вес брутто товара на поддонах 19030 кг, изготовитель EMINE AKMAN SEBZE VE MEYVE KOMISYONCULUGU, Турция, товарный знак EMINE AKMAN;
- Товар N 2: томаты свежие, для свободной реализации, код ОКП 97 3500, урожай 2015 г., сорт KOKTEYL, калибр 60+ мм, класс II, упакованы в пластмассовые ящики, уложенные на поддоны, вес брутто товара на поддонах 900 кг, изготовитель EMINE AKMAN SEBZE VE MEYVE KOMISYONCULUGU, Турция, товарный знак EMINE AKMAN;
- Товар N 3: томаты свежие, для свободной реализации, код ОКП 97 3500, урожай 2015 г., сорт CIKO, калибр 60+ мм, класс II, упакованы в пластмассовые ящики, уложенные на поддоны, вес брутто товара на поддонах 4480 кг, изготовитель EMINE AKMAN SEBZE VE MEYVE KOMISYONCULUGU, Турция, товарный знак EMINE AKMAN.
- По ДТ N 10317110/151115/0020913 задекларирован товар N 1: томаты свежие, для свободной реализации, код ОКП 97 3500, урожай 2015 г., сорт F-190, калибр 60+ мм, класс II, упакованы в картонные коробки, уложенные на поддоны, вес брутто товара на поддонах 23050 кг, изготовитель EMINE AKMAN SEBZE VE MEYVE KOMISYONCULUGU, Турция, товарный знак EMINE AKMAN;
- Товар N 2: томаты свежие, для свободной реализации, код ОКП 97 3500, урожай 2015 г., сорт KOKTEYL, калибр 60+ мм, класс II, упакованы в пластмассовые ящики, уложенные на поддоны, вес брутто товара на поддонах 1790 кг, изготовитель EMINE AKMAN SEBZE VE MEYVE KOMISYONCULUGU, Турция, товарный знак EMINE AKMAN.
- По ДТ N 10317110/091115/0020543 задекларирован товар N 1: томаты свежие, для свободной реализации, код ОКП 97 3500, урожай 2015 г., сорт F-190, калибр 60+ мм, класс II, упакованы в картонные коробки, уложенные на поддоны, вес брутто товара на поддонах 47720 кг, изготовитель EMINE AKMAN SEBZE VE MEYVE KOMISYONCULUGU, Турция, товарный знак EMINE AKMAN;
- Товар N 2: томаты свежие, для свободной реализации, код ОКП 97 3500, урожай 2015 г., сорт KOKTEYL, калибр 60+ мм, класс II, упакованы в пластмассовые ящики, уложенные на поддоны, вес брутто товара на поддонах 870 кг, изготовитель EMINE AKMAN SEBZE VE MEYVE KOMISYONCULUGU, Турция, товарный знак EMINE AKMAN.
Декларант определил таможенную стоимость ввезенного товара по первому методу определения таможенной стоимости товара (по стоимости сделки с ввозимыми товарами).
Для подтверждения заявленной таможенной стоимости таможенному органу были представлены необходимые документы: контракт, паспорт сделки, документы по оплате за поставленный товар, счета, упаковочный лист, коносамент и другие документы, необходимые для проверки ДТ.
В ходе таможенного оформления у таможни возникли сомнения относительно достоверности представленных заявителем сведений о таможенной стоимости товаров, а также документального подтверждения указанных сведений, в связи с чем, таможней приняты Решения о проведении дополнительной проверки таможенной стоимости товара по вышепоименованным таможенным декларациям о предоставлении дополнительных документов для подтверждения заявленной таможенной стоимости по вышеуказанной ДТ.
Для подтверждения правильности определения таможенной стоимости товаров у общества были запрошены дополнительные документы.
В ходе таможенного оформления таможенный орган принял решение о корректировке таможенной стоимости товаров, применив шестой метод на базе третьего, указав, что сведения, использованные при заявлении таможенной стоимости товаров, не подтверждены документально.
Согласно п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться документы, подтверждающие факт их излишней уплаты или взыскания (часть 2 статьи 147 Закона о таможенном регулировании).
По смыслу данной нормы закона во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 191 ТК ТС, квалификация таможенных платежей как внесенных в бюджет излишне зависит от совершения декларантом действий по изменению соответствующих сведений в декларации на товары после их выпуска, если эти сведения влияют на исчисление таможенных платежей.
Исходя из данных положений заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей подлежит рассмотрению, если одновременно с его подачей или ранее декларантом было инициировано внесение соответствующих изменений в декларацию на товары и в таможенный орган представлены документы, подтверждающие необходимость внесения таких изменений.
Полагая, что действия таможенного органа по корректировке таможенной стоимости товара являются неправомерными, а взысканные таможенные платежи - подлежат возврату обществу на п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" общество после выпуска товара обратилось в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм таможенных платежей от 30.08.2016 N 7/1 и заявлениями о внесении изменений в декларации на товары от 30.08.2016 NN 7 и 7/2.
В отношении подтверждения сведений о заявленной таможенной стоимости по каждой ДТ обществом были приложены: пояснения по обстоятельствам рассматриваемой сделки и условий продажи товаров, пояснения в отношении сведений о заявленной таможенной стоимости, оборотно-сальдовая ведомость по счету бухгалтерского учета 41.01 "Товары на складах" по оприходованию декларируемого товара, ведомость банковского контроля, полученная по электронным зашифрованным каналам (банк-клиент), прайс-лист, платежные поручения, подтверждающие оплату и списание таможенных платежей по вышеуказанной ДТ.
Электронные копии экспортных ДТ с переводом на русский язык не были предоставлены обществом, так как по запросу общества, направленному турецкому поставщику по электронной почте, ответ не получен.
Таможенный орган письмом от 07.09.2016 N 13-13/29619 возвратил заявление общества от 30.08.2016 N 7/1 без рассмотрения, поскольку представленные к заявлениям корректировки декларации на товары не могут рассматриваться в качестве документа, подтверждающего излишнюю уплату или излишнее взыскание сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств.
Кроме того, письмом от 19.09.2016 N 14-28/30758 на основании обращения общества от 30.08.2016 N 7 таможенным органом не были внесены изменения в ДТ, указав, что отделом контроля таможенной стоимости Новороссийской таможни проводится проверка документов и сведений после выпуска товаров.
Таким образом, таможенным органом не было принято решение о возврате излишне взысканных таможенных платежей, а также не внесены изменения в ДТ.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Ново Фрукт" в Арбитражный суд Краснодарского края.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 9 Таможенного кодекса Таможенного союза любое лицо вправе обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства - членов таможенного союза, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.
Порядок определения и контроля таможенной стоимости ввезенных товаров предусмотрен ТК ТС, Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" и Решением Комиссии Таможенного Союза N 376 от 20.09.2010 "О порядке декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости".
Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами в соответствии со статьей 75 ТК ТС являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика).
Налоговая база для исчисления налогов определяется в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза (в РФ - исходя из таможенной стоимости товаров).
Согласно части 2 статьи 65 ТК ТС декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов. Сведения, указанные в пункте 2 настоящей статьи, заявляются в декларации таможенной стоимости и являются сведениями, необходимыми для таможенных целей.
В соответствии с Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза", которое действует с 06.07.2010, основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 настоящего Соглашения (метод 1).
Как следует из статьи 4 Соглашения таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 настоящего Соглашения, при любом из следующих условий:
1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые:
- - установлены совместным решением органов Таможенного союза;
- - ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы;
- - существенно не влияют на стоимость товаров;
2) продажа товаров или их цена не зависят от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;
3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 5 настоящего Соглашения могут быть произведены дополнительные начисления;
4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
Факт взаимосвязи между продавцом и покупателем сам по себе не должен являться основанием для признания стоимости сделки неприемлемой для целей определения таможенной стоимости товаров. В этом случае должны быть проанализированы сопутствующие продаже обстоятельства. Если указанная взаимосвязь не повлияла на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, стоимость сделки должна быть признана приемлемой для целей определения таможенной стоимости товаров.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства соответствующей стороны.
При невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии со статьями 6 и 7 настоящего Соглашения в качестве основы для определения такой стоимости может использоваться либо цена, по которой ввозимые, идентичные или однородные товары были проданы на единой таможенной территории таможенного союза (статья 8 настоящего Соглашения), либо расчетная стоимость товаров, определяемая в соответствии со статьей 9 настоящего Соглашения. Лицо, декларирующее товары, имеет право выбрать очередность применения указанных статей при определении таможенной стоимости ввозимых товаров.
В случае если для определения таможенной стоимости ввозимых товаров невозможно использовать ни одну из указанных статей, определение таможенной стоимости товаров осуществляется в соответствии со статьей 10 настоящего Соглашения.
В пунктах 2, 3 статьи 2 вышеуказанного Соглашения предусмотрено, что в целях обеспечения законности, единообразия и беспристрастности системы оценки товаров для таможенных целей она не должна быть основана на использовании произвольной или фиктивной таможенной стоимости товаров. При этом, таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. Процедура определения таможенной стоимости товаров должна быть общеприменимой, то есть не различаться в зависимости от источников поставки товаров (страны происхождения, вида товаров, участников сделки и др.). Процедуры определения таможенной стоимости ввозимых товаров не должны использоваться сторонами в качестве антидемпинговых мер.
Из материалов дела следует, что в качестве основания для принятия таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товаров, задекларированных по ДТ NN 10317090/251015/0012780, 10317090/021115/0013148, 10317090/091115/0013490, 10317090/161115/0013838, 10317110/011115/0019945, 10317110/151115/0020913, 10317110/091115/0020543, был приведен довод о том, что сведения, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости товаров, недостаточно подтверждены документально.
В соответствии с частью 3 статьи 366 ТК ТС если международные договоры государств - членов Таможенного Союза и решения Комиссии Таможенного Союза, предусмотренные настоящим Кодексом, не вступили в силу на момент вступления в силу настоящего Кодекса, то до их вступления в силу применяется законодательство государств - членов таможенного союза, регулирующее соответствующие правоотношения.
На момент ввоза товара на таможенную территорию РФ и подачи в таможенный орган спорных ДТ подлежали применению нормы Приложения N 1 к Решению Комиссии Таможенного Союза N 376 от 20.09.2010 "О порядке декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости".
Согласно п. 1 Приложения N 1 указанного порядка декларирования таможенной стоимости, при декларировании товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию РФ в соответствии с выбранным таможенным режимом, по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами лицом, заполнившим ДТС, должны быть представлены следующие документы: учредительные документы покупателя ввозимых товаров; внешнеторговый договор купли-продажи (возмездный договор поставки), действующие приложения, дополнения и изменения к нему; счет-фактура (инвойс); банковские документы (если счет-фактура оплачен в зависимости от условий внешнеторгового контракта), а также другие платежные документы, отражающие стоимость товара; страховые документы в зависимости от установленных договором условий сделки; договор по перевозке (договор транспортной экспедиции, если такой договор заключался), погрузке, разгрузке или перегрузке товаров, счет-фактура (инвойс) за перевозку (транспортировку), погрузку, разгрузку или перегрузку товаров, банковские документы (если счет-фактура оплачен) или документы (информация) о транспортных тарифах или бухгалтерские документы, отражающие стоимость перевозки (если перевозка товара осуществлялась собственным транспортом декларанта), - в случаях, когда транспортные расходы до аэропорта, порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, или из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены вычеты расходов по перевозке (транспортировке) товаров после их прибытия на таможенную территорию Евразийского экономического союза; котировки мировых бирж в случае, если ввозится биржевой товар; договор об оказании посреднических услуг (агентский договор, договор комиссии, договор об оказании брокерских услуг), счета-фактуры (инвойсы), банковские платежные документы за оказание посреднических услуг в зависимости от установленных договором условий сделки; договоры, счета-фактуры (инвойсы), счета-проформы, бухгалтерские документы, таможенные декларации, оформленные таможенными органами государств - членов Евразийского экономического союза на вывоз товаров (если товары поставлялись на вывоз с таможенной территории Евразийского экономического союза), и другие документы о стоимости товаров и услуг, предоставленных покупателем бесплатно или по сниженным ценам для использования в связи с производством и продажей для вывоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза ввозимых (ввезенных) товаров, если предоставление таких товаров и услуг предусмотрено внешнеторговой сделкой и их стоимость не включена в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате; лицензионный договор, счет-фактура, банковские платежные документы, бухгалтерские и другие документы, содержащие сведения о платежах за использование объектов интеллектуальной собственности, которые относятся к ввозимым (ввезенным) товарам (если указанные платежи предусмотрены в качестве условия продажи ввозимых товаров); документы (в том числе бухгалтерские) и сведения, содержащие данные о части дохода (выручки), которая прямо или косвенно причитается продавцу в результате последующей продажи, распоряжения иным способом или использования ввезенных товаров (если это предусмотрено условиями внешнеторговой сделки); договоры, счета, банковские платежные документы о стоимости тары, упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке, в случае, если данные расходы произведены покупателем, но не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимый товар (если это предусмотрено условиями внешнеторговой сделки); другие документы и сведения, которые декларант может представить в подтверждение заявленной таможенной стоимости.
В соответствие с частями 1, 2 статьи 183 Таможенного кодекса Таможенного союза подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом.
К таким документам относятся: документы, подтверждающие полномочия лица, подающего таможенную декларацию; документы, подтверждающие совершение внешнеэкономической сделки, а в случае отсутствия внешнеэкономической сделки - иные документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, а также и иные коммерческие документы, имеющиеся в распоряжении декларанта; транспортные (перевозочные) документы; документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений; документы, подтверждающие соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер; документы, подтверждающие стран у происхождения товаров в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; документы, на основании которых был заявлен классификационный код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности; документы, подтверждающие уплату и (или) обеспечение уплаты таможенных платежей; документы, подтверждающие право на льготы по уплате таможенных платежей, на применение полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с таможенными процедурами, установленными настоящим Кодексом, либо на уменьшение базы (налоговой базы) для исчисления таможенных пошлин, налогов; документы, подтверждающие изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов; документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров и выбранный метод определения таможенной стоимости товаров; документ, подтверждающий соблюдение требований в области валютного контроля, в соответствии с валютным законодательством государств - членов таможенного союза; документ о регистрации и национальной принадлежности транспортного средства международной перевозки - в случае перевозки товаров автомобильным транспортом при их помещении под таможенную процедуру таможенного транзита.
При подаче декларации на товары для помещения под таможенную процедуру экспорта товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, не требуется представления таможенному орган у документов иных, чем те, что указаны в подпунктах 1, 2, 5, 8, 9 и 13 настоящего пункта, а также в подпункте 3 настоящего пункта - при наличии таких документов.
Если в документах, указанных в настоящем пункте, не содержатся сведения, заявленные в таможенной декларации, представляются иные документы, на основании которых заполнена таможенная декларация.
Перечень документов, представляемых при таможенном декларировании товаров, в зависимости от формы таможенного декларирования (письменная, электронная), видов таможенной декларации, таможенной процедуры, категорий товаров и лиц, может быть сокращен в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза или законодательством государств - членов таможенного союза.
Представленные заявителем документы соответствовали указанным выше нормам таможенного законодательства.
Данных документов было достаточно для применения метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
В соответствии со статьей 111 ТК ТС таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при совершении таможенных операций, с целью установления достоверности сведений, подлинности документов и (или) правильности их заполнения и (или) оформления.
Проверка достоверности сведений, представленных таможенным органам при совершении таможенных операций, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, анализа сведений таможенной статистики, обработки сведений с использованием информационных технологий, а также другими способами, не запрещенными таможенным законодательством таможенного союза. При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе мотивированно запросить в письменной форме дополнительные документы и сведения с целью проверки информации, содержащейся в таможенных документах.
Запрос дополнительных документов и сведений в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи и их проверка не должны препятствовать выпуску товаров, если иное прямо не предусмотрено настоящим Кодексом.
Также по смыслу Соглашения в ходе таможенного оформления товаров у декларанта возникает обязанность представить имеющиеся у него документы с целью подтверждения соответствия контрактной и таможенной стоимостей товара. В связи с этим таможенный орган обязан опровергнуть, при необходимости, сведения декларанта и доказать обратное - несоответствие действительной стоимости товаров стоимости, заявленной в таможенных целях.
Декларант не обязан, а вправе доказать достоверность сведений. Поэтому отсутствие у него тех или иных документов, запрошенных таможенным органом, не может однозначно свидетельствовать о неопределенности и недостоверности заявленных в таможенных целях сведений, если они подтверждаются и (или) не опровергаются иными документами (доказательствами).
Таким образом, право таможенного органа подвергнуть сомнению истинность и достаточность представленной декларантом ценовой информации не может рассматриваться как произвольно (бездоказательно) позволяющее ему осуществлять корректировку таможенной стоимости товаров. Кроме того, непредставление дополнительно запрашиваемых документов не может свидетельствовать о недостоверности и неопределенности данных, использованных заявителем при определении таможенной стоимости товара по первому методу.
Как следует из положений абз. 2 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 18 от 12.05.2016 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства", принимая во внимание публичный характер таможенных правоотношений, при оценке соблюдения декларантом (здесь и далее также - таможенный представитель) данных требований Кодекса и Соглашения судам следует исходить из презумпции достоверности представленной информации, бремя опровержения которой лежит на таможенном органе.
Принимая во внимание публичный характер таможенных правоотношений, при оценке соблюдения декларантом данных требований Кодекса и Соглашения судам следует исходить из презумпции достоверности представленной информации, бремя опровержения которой лежит на таможенном органе.
Пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" предусмотрено, что согласно изложенному в пункте 1 статьи 2 Соглашения правилу последовательного применения методов определения таможенной стоимости при невозможности использования первого метода (по стоимости сделки с ввозимыми товарами) каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода.
Судам следует учитывать, что в соответствии с данной нормой Соглашения в случае невозможности применения первого метода между таможенным органом и декларантом могут проводиться консультации в целях обоснованного выбора иной основы для таможенной оценки - стоимости сделок с идентичными либо с однородными товарами.
В связи с этим при рассмотрении споров, связанных с правильностью выбора метода определения таможенной стоимости, таможенный орган вправе ссылаться на отсутствие у него ценовой информации для использования соответствующего метода в случае подтверждения невозможности получения такой информации либо при отказе декларанта в представлении необходимых сведений в рамках, проведенных с ним в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Соглашения консультаций.
Заявителем представлены в таможенный орган все необходимые документы, которые предусмотрены перечнем документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товара (Приложение N 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости, утвержденного Решением Комиссии Таможенного Союза от 20.09.2010 N 376) по первому методу - по стоимости сделки с ввозимыми товарами, в связи с чем, довод заинтересованного лица о том, что данные, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости, не подтверждены документально в полном объеме, не соответствуют материалам дела.
Из пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" следует, что система оценки ввозимых товаров для таможенных целей, основанная на статье VII ГАТТ 1994, исходит из их действительной стоимости - цены, по которой такие или аналогичные товары продаются или предлагаются для продажи при обычном ходе торговли в условиях полной конкуренции. При этом за основу определения действительной стоимости в максимально возможной степени должна приниматься договорная цена товаров и не должна приниматься фиктивная или произвольная стоимость.
С учетом данных положений примененная сторонами внешнеторговой сделки цена ввозимых товаров не может быть отклонена по мотиву одного лишь несогласия таможенного органа с ее более низким уровнем в сравнении с ценами на однородные (идентичные) ввозимые товары или ее отличия от уровня цен, установившегося во внутренней торговле.
Действующим таможенным законодательством не установлена зависимость правильности определения таможенной стоимости товаров по методу по стоимости сделки с ними от ценообразования на аналогичные товары на внутреннем рынке Российской Федерации.
Условия Контракта фактически исполнены, оплата поставки товаров, задекларированных по ДТ, произведена обществом.
В материалы дела обществом представлены надлежащим образом заверенные переводы инвойсов, коносаментов, упаковочных листов (л.д. 35-47 т. 4), копии экспортных деклараций, прайс-листы производителя, поручения на перевод иностранной валюты (л.д. 3-27 т. 5).
Судебная коллегия приходит к выводу, что общество представило все имеющиеся у него документы, противоречий в представленных документах судом не выявлено.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что таможенный орган незаконно откорректировал таможенную стоимость товаров по вышеуказанным ДТ.
Корректировка таможенной стоимости товаров, задекларированных обществом, производилась таможенным органом на основе выписок, полученных из Информационно-аналитической системы "Мониторинг-Анализ".
При этом использована не полностью соответствующая по сопоставимым условиям ценовая информация на товар, ввезенный заявителем.
При корректировке таможенной стоимости товаров необходимо учитывать страну отправления, условия поставки, вес товара, производителя товара, его репутацию на рынке сбыта продукта, торговую марку и другие условия, поскольку они существенно влияют на таможенную стоимость ввозимого товара.
Судом апелляционной инстанции проведен анализ выписок из ИАС "Стоимость-1", представленных таможенным органом и таможенных деклараций общества.
В соответствии с контрактом N 11 от 28.07.2015, заключенным между ООО "НОВО ФРУКТ" и Компанией "EMINE AKMAN SEBZE VE MEYVE KOMISYONCULUGU, TURKEY" (Турция), в 2015 г. на условиях Инкотермс-2010 на территорию Российской Федерации по ДТ NN 10317090/251015/0012780, 10317090/021115/0013148, 10317090/091115/0013490, 10317090/161115/0013838, 10317110/011115/0019945, 10317110/151115/0020913, 10317110/091115/0020543 ООО "НОВО ФРУКТ" были задекларированы овощи (далее Товар).
- Так, по ДТ N 10317090/251015/0012780 задекларирован товар N 1: томаты свежие, для свободной реализации, код ОКП 97 3500, урожай 2015 г., сорт F-190, упакованы в картонные коробки, уложенные на поддоны, вес брутто товара на поддонах 18040 кг, изготовитель EMINE AKMAN SEBZE VE MEYVE KOMISYONCULUGU, Турция, товарный знак EMINE AKMAN;
- Товар N 2: томаты свежие, для свободной реализации, код ОКП 97 3500, урожай 2015 г., сорт KOKTEYL, упакованы в пластмассовые ящики, уложенные на поддоны, вес брутто товара на поддонах 1650 кг, изготовитель EMINE AKMAN SEBZE VE MEYVE KOMISYONCULUGU; Турция, товарный знак EMINE AKMAN;
- Товар N 3: томаты свежие, для свободной реализации, код ОКП 97 3500, урожай 2015 г., сорт CIKO, упакованы в картонные коробки, уложенные на поддоны, вес брутто товара на поддонах 4480 кг, изготовитель EMINE AKMAN SEBZE VE MEYVE KOMISYONCULUGU, Турция, товарный знак EMINE AKMAN.
- По ДТ N 10317090/021115/0013148 задекларирован товар N 1: томаты свежие, для свободной реализации, код ОКП 97 3500, урожай 2015 г., сорт F-190, калибр 60+ мм, класс II, упакованы в картонные коробки, уложенные на поддоны, вес брутто товара на поддонах 70420 кг, изготовитель EMINE AKMAN SEBZE VE MEYVE KOMISYONCULUGU, Турция, товарный знак EMINE AKMAN;
- Товар N 2: томаты свежие, для свободной реализации, код ОКП 97 3500, урожай 2015 г., сорт KOKTEYL, калибр 60+ мм, класс II, упакованы в пластмассовые ящики, уложенные на поддоны, вес брутто товара на поддонах 800 кг, изготовитель EMINE AKMAN SEBZE VE MEYVE KOMISYONCULUGU, Турция, товарный знак EMINE AKMAN;
- Товар N 3: томаты свежие, для свободной реализации, код ОКП 97 3500, урожай 2015 г., сорт CIKO, калибр 60+ мм, класс II, упакованы в картонные коробки, уложенные на поддоны, вес брутто товара на поддонах 900 кг, изготовитель EMINE AKMAN SEBZE VE MEYVE KOMISYONCULUGU, Турция, товарный знак EMINE AKMAN.
По ДТ N 10317090/091115/0013490 задекларирован товар: томаты свежие, для свободной реализации, код ОКП 97 3500, урожай 2015 г., сорт F-190, калибр 60+ мм, класс И, упакованы в картонные коробки, уложенные на поддоны, вес брутто товара на поддонах 24250 кг, изготовитель EMINE AKMAN SEBZE VE MEYVE KOMISYONCULUGU, Турция, товарный знак EMINE AKMAN.
По ДТ N 10317090/161115/0013838 задекларирован товар: томаты свежие, для свободной реализации, код ОКП 97 3500, урожай 2015 г., сорт F-190, калибр 60+ мм, класс II, упакованы в картонные коробки, уложенные на поддоны, вес брутто товара на поддонах 24920 кг, изготовитель EMINE AKMAN SEBZE VE MEYVE KOMISYONCULUGU, Турция, товарный знак EMINE AKMAN.
- По ДТ N 10317110/011115/0019945 задекларирован товар N 1: томаты свежие, для свободной реализации, код ОКП 97 3500, урожай 2015 г., сорт F-190, калибр 60+ мм, класс II, упакованы в картонные коробки, уложенные на поддоны, вес брутто товара на поддонах 19030 кг, изготовитель EMINE AKMAN SEBZE VE MEYVE KOMISYONCULUGU, Турция, товарный знак EMINE AKMAN;
- Товар N 2: томаты свежие, для свободной реализации, код ОКП 97 3500, урожай 2015 г., сорт KOKTEYL, калибр 60+ мм, класс И, упакованы в пластмассовые ящики, уложенные на поддоны, вес брутто товара на поддонах 900 кг, изготовитель EMINE AKMAN SEBZE VE MEYVE KOMISYONCULUGU, Турция, товарный знак EMINE AKMAN;
- Товар N 3: томаты свежие, для свободной реализации, код ОКП 97 3500, урожай 2015 г., сорт CIKO, калибр 60+ мм, класс И, упакованы в пластмассовые ящики, уложенные на поддоны, вес брутто товара на поддонах 4480 кг, изготовитель EMINE AKMAN SEBZE VE MEYVE KOMISYONCULUGU, Турция, товарный знак EMINE AKMAN.
- По ДТ N 10317110/151115/0020913 задекларирован товар N 1: томаты свежие, для свободной реализации, код ОКП 97 3500, урожай 2015 г., сорт F-190, калибр 60+ мм, класс И, упакованы в картонные коробки, уложенные на поддоны, вес брутто товара на поддонах 23050 кг, изготовитель - EMINE AKMAN SEBZE VE MEYVE KOMISYONCULUGU, Турция, товарный знак EMINE AKMAN;
- Товар N 2: томаты свежие, для свободной реализации, код ОКП 97 3500, урожай 2015 г., сорт KOKTEYL, калибр 60+ мм, класс II, упакованы в пластмассовые ящики, уложенные на поддоны, вес брутто товара на поддонах 1790 кг, изготовитель EMINE AKMAN SEBZE VE MEYVE KOMISYONCULUGU, Турция, товарный знак EMINE AKMAN.
- По ДТ N 10317110/091115/0020543 задекларирован товар N 1: томаты свежие, для свободной реализации, код ОКП 97 3500, урожай 2015 г., сорт F-190, калибр 60+ мм, класс II, упакованы в картонные коробки, уложенные на поддоны, вес брутто товара на поддонах 47720 кг, изготовитель EMINE AKMAN SEBZE VE MEYVE KOMISYONCULUGU, Турция, товарный знак EMINE AKMAN;
- Товар N 2: томаты свежие, для свободной реализации, код ОКП 97 3500, урожай 2015 г., сорт KOKTEYL, калибр 60+ мм, класс И, упакованы в пластмассовые ящики, уложенные на поддоны, вес брутто товара на поддонах 870 кг, изготовитель EMINE AKMAN SEBZE VE MEYVE KOMISYONCULUGU, Турция, товарный знак EMINE AKMAN.
Между тем, согласно выписке из АИС "Стоимость-1" отправителем указаны: PARUS SEBZE, ONPAK TARIM, ERDOGAN EKINCI, AKAS TARIM, EFLAKI TARIM, OZDEMIR SEMPT TARIM, SEGMEN TARIM SANAYI, ECO FRUT TARIM и т.д.
Таким образом, в качестве отправителя товара и подтверждения его идентичности таможенным органом указаны иные организации, чем указанная обществом - ASIL TARIM, OZDEMIR SEMPT TARIM, ELNARE TARIM, AKAS TARIM, EFLAKI TARIM ORGANIK GIDA, EREN TARIM.
Кроме того, отправителем товара могут быть как производители товара, так и иные лица, которые сами не производят товар, а приобретают его у других организаций. При этом, цена на указанный товар будет превышать цену товара, приобретенного у его производителя.
В данном случае EMINE AKMAN SEBZE VE MEYVE KOMISYONCULUGU является производителем овощей, ввезенных обществом, в то время как в деле отсутствуют доказательства, что организации, указанные таможенным органом в качестве отправителя, являются также его изготовителем.
Условия поставки также не совпадают.
Так, обществом задекларирован товар на условиях поставки CFR Новороссийск, в то время как в выписках указаны также условия поставки: DAP, CPT, FCA и FOB.
Следовательно, выбранный таможенным органом источник по товару имеет другие условия поставки, в то время как товар, задекларированный обществом, ввезен на условиях CFR Новороссийск, что свидетельствует о несопоставимости условий.
CFR Новороссийск, DAP, CPT, FCA и FOB являются разными условиями поставки, в связи с чем указание таможни, что данные условия являются "частично имеют схожие характеристики" полагаем необоснованными. Также не сопоставим сорт поставляемых овощей:
Так, обществом задекларированы томаты свежие сорт F-190, сорт KOKTEYL, сорт CIKO, в то время как таможенным органом представлена также информация о томатах иного сорта (черри, NEWTON, АКРА, F-191).
Также отличается калибр томатов: обществом ввезен товар калибр 60+ мм, а то время как в выписке из НАС "Стоимость-1" таможенный орган представляет информацию в отношении товара с калибром 57+ мм, 50+ мм, 57-90 мм.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что представленная таможенным органом выписка из ИАС "Стоимость-1" не сопоставима с товаром, ввезенным обществом, поскольку в данной выписке учтена только страна отправления (Турция) и наименование товара (томаты), иные характеристики товара, а также условия поставки, не учтены таможенным органом.
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствует о несопоставимости условий сделки, поэтому разница таможенной стоимости товара, задекларированного в ДТ и товара, указанного в выписке из ДТ, полученной из Информационно-аналитической системы "Мониторинг-Анализ", не может свидетельствовать о недостоверности заявленной таможенной стоимости товара, ввезенного ООО "Ново Фрукт".
Таким образом, судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что корректировка таможенной стоимости товара, задекларированного в ДТ, произведена таможенным органом неверно.
В силу ст. 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
Согласно части 1 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника).
Указанное заявление, и прилагаемые к нему документы, подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
В силу абзаца 2 статьи 90 Таможенного кодекса Таможенного союза возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза.
Таким образом, в отношении возврата излишне взысканных (уплаченных) таможенных платежей предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, несоблюдение которого в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для оставления заявления без рассмотрения.
В соответствии с пп. 3 п. 1 статьи 195 Таможенного кодекса Таможенного союза выпуск товаров осуществляется при соблюдении условий, одним из которых является - уплата таможенных пошлин, налогов, либо предоставлено обеспечение их уплаты.
Материалами дела подтверждается уплата заявителем таможенных платежей в полном объеме по корректировкам таможенной стоимости по спорным ДТ.
На основании статей 129, 147, 148 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" взысканные по результатам незаконной корректировки таможенной стоимости товаров платежи в размере 1 530 807,30 руб. превышают сумму таможенных платежей, подлежащую уплате, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Таможенным кодексом Таможенного союза.
При этом, с заявлением о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм таможенных платежей взысканных с заявителя в результате корректировки таможенной стоимости товаров, оформленных по вышеуказанным ДТ, ООО "Ново Фрукт" обращалось в Новороссийскую таможню.
К указанному заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств обществом были приложены все имеющиеся в его распоряжении документы, подтверждающие право заявителя на возврат излишне взысканных сумм таможенных платежей, а именно: инвойс, прайс-листы (приложение с согласованной ценой товара); пояснения по обстоятельствам рассматриваемой сделки и условий продажи товаров; пояснения в отношении сведений о заявленной таможенной стоимости; оборотно-сальдовая ведомость по счету бухгалтерского учета 41.01 "Товары на складах" по оприходованию декларируемого товара; электронная копия экспортной ДТ с переводом на русский язык; ведомость банковского контроля, полученная по электронным зашифрованным каналам (банк-клиент) с указанием стоимости поступившего товара в ГДТ и платежей, осуществленных обществом вышеуказанному Поставщику.
Таким образом, заявитель документально обосновал правомерность обращения в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств.
Однако указанное заявление общества оставлено без рассмотрения, о чем таможня известила ООО "Ново Фрукт" письмом от 07.09.2016 N 13-13/29619.
Между тем, представленные обществом одновременно с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств совокупность документов позволяла таможенному органу рассмотреть заявление общества по существу и принять соответствующее решение.
Согласно п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться документы, подтверждающие факт их излишней уплаты или взыскания (часть 2 статьи 147 Закона о таможенном регулировании).
По смыслу данной нормы закона во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 191 ТК ТС, квалификация таможенных платежей как внесенных в бюджет излишне зависит от совершения декларантом действий по изменению соответствующих сведений в декларации на товары после их выпуска, если эти сведения влияют на исчисление таможенных платежей.
Исходя из данных положений заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей подлежит рассмотрению, если одновременно с его подачей или ранее декларантом было инициировано внесение соответствующих изменений в декларацию на товары и в таможенный орган представлены документы, подтверждающие необходимость внесения таких изменений.
Указанные требования исполнены декларантом - общество на основании п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства", после выпуска товара обратилось в таможенный орган одновременно с заявлениями о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм таможенных платежей и заявлениями о внесении изменений в декларации на товары.
Однако, соответствующие изменения в декларацию на товары на основании заявления общества таможенным органом не внесены.
Из содержания статьи 89 ТК ТС следует, что излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Право плательщика на зачет и возврат из соответствующего бюджета излишне уплаченных либо взысканных сумм налога непосредственно связано с наличием переплаты сумм налога в этот бюджет и отсутствием задолженности по налогам, зачисляемым в тот же бюджет.
В материалы дела Новороссийской таможней не представлены сведения о наличии у заявителя задолженности по уплате таможенных платежей перед бюджетом РФ.
Таким образом, суд первой инстанции при рассмотрении спора правомерно исходил из того, что основания для непринятия заявленной таможенной стоимости и последующего невнесения изменений в сведения спорных ДТ о таможенной стоимости, определенной по стоимости сделки с ввозимым товаром, у таможенного органа отсутствовали, досудебный порядок урегулирования спора заявителем соблюден, срок для возврата излишне уплаченных таможенных платежей не истек, в связи с чем, правомерно и обоснованно признал незаконным оспариваемый отказ в возврате излишне взысканных таможенных платежей и обязал произвести возврат излишне уплаченных таможенных платежей.
Ссылка таможенного органа на согласие декларанта определить таможенную стоимость на основании информации, представленной таможенным органом, не свидетельствует о правомерности вынесенного решения о корректировке.
В данном случае согласие участника внешнеэкономической деятельности с предложенной таможенным органом корректировкой таможенной стоимости товара по шестому (резервному) методу не является обстоятельством, подтверждающим правомерность отказа в применении первого метода, критерием оценки правомерности такого отказа, и не лишает его права на обращение с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Декларант вынужденно согласился на корректировку таможенной стоимости на базе шестого метода с использованием информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа, ввиду необходимости выпуска товара в кратчайшие сроки по причине того, что товар является скоропортящимся.
Поскольку корректировка таможенной стоимости осуществлена Новороссийской таможней без достаточных на то оснований, 3 и 6 методы оценки таможенной стоимости товаров определены неверно, фактически отказ Краснодарской таможни возвратить излишне взысканные денежные средства неправомерен, на что обоснованно указано судом в оспариваемом решении.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.01.2017 по делу N А32-35829/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объеме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
М.В.СОЛОВЬЕВА

Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
С.С.ФИЛИМОНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)