Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.03.2016 N 11АП-1867/2016 ПО ДЕЛУ N А65-20110/2015

Разделы:
Таможенная стоимость; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 марта 2016 г. по делу N А65-20110/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2016 года
Постановление в полном объеме изготовлено 09 марта 2016 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Бажана П.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,
с участием в судебном заседании:
представителя Татарстанской таможни - Федорова И.В. (доверенность от 21.01.2016 N 03-26/632),
представитель общества с ограниченной ответственностью "Аванта" - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 02 марта 2016 года в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аванта",
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 января 2016 года по делу N А65-20110/2015 (судья Абдуллаев А.Г.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аванта" (ОГРН 1141690082819, ИНН 1657148421) г. Казань,
к Татарстанской таможне, г. Казань,
о признании недействительным решения,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Аванта" (далее - заявитель, общество, ООО "Аванта") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Татарстанской таможне (далее - таможенный орган) о признании недействительным решения от 09.02.2015 о принятии таможенной стоимости по ДТ N 10404080/060215/0000858 (т. 1 л.д. 3-8).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.01.2015 по делу N А65-20110/2015 в удовлетворении заявленных требований отказано (т. 2 л.д. 84-88).
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, требования общества удовлетворить в полном объеме (т. 2 л.д. 94-96).
Таможенный орган апелляционную жалобу отклонил по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителя общества, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель таможенного органа отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителя таможенного органа, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, в ходе таможенного контроля ДТ N 1004080/060215/0000858 таможенным органом установлено, что в счет исполнения контракта N 1 от 07.01.2015, заключенного между ООО "Аванта" и фирмой PETRFER ГМБХ (Германия), в адрес общества на условиях поставки EXW Хильдесхайм, Германия (Инкотермс-2010) поступил следующий товар:
- товар N 1: смазочно-охлаждающая жидкость ISOCUT VG-H, вес нетто 14 450 кг по коду ТН ВЭД ЕАЭС 2710199200 с заявленной таможенной стоимостью 1 770 930 руб. 64 коп. (1, 79 доллара США за кг);
- товар N 2: гидравлическая жидкость ULTRA SAFE 620, вес нетто 5 500 кг по коду ТН ВЭД ЕАЭС 3819000000 с заявленной таможенной стоимостью 557 785 руб. 09 коп. (1, 48 доллара США за кг).
Таможенная стоимость определена декларантом по методу стоимости сделки с ввозимыми товарами.
В связи с обнаружением признаков недостоверности заявленных сведений относительно таможенной стоимости товаров, таможенным органом 06.02.2015 принято решение о проведении дополнительной проверки, которым у декларанты затребованы дополнительные документы. Срок представления документов установлен до 07.04.2015 (т. 1 л.д. 105-106).
Одновременно в целях выпуска товаров декларанту предложено внести обеспечение уплаты таможенных платежей (пошлин, налогов) в размере 176 833 руб. 80 коп.
Установленная пунктом 3 статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее - ТК ТС) обязанность по представлению запрошенных таможенным органом документов обществом не была исполнена.
Письмом от 09.02.2015 декларант выразил свое согласие с корректировкой таможенной стоимости ввозимых товаров в связи с невозможностью представления запрошенных документов в полном объеме (т. 1 л.д. 109).
Одновременно декларантом самостоятельно заполнены декларации таможенной стоимости с указанием скорректированной таможенной стоимости: в отношении товара N 1 в сумме 2 389 354 руб. 22 коп. и в отношении товара N 2 в сумме 679 251 руб. 87 коп.
09.02.2015 таможенным органом принято решение о принятии скорректированной самим обществом таможенной стоимости (т. 1 л.д. 43-45, 110-114).
Общество не согласилось с указанным решение таможенного органа и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении заявленных требований, правильно применил нормы материального права.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, воздают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения возлагается на орган или лицо, которые их приняли.
В соответствии со статьей 65 ТК ТС декларирование таможенной стоимости товаров осуществляется декларантом в рамках таможенного декларирования товаров в соответствии с главой 27 настоящего Кодекса и настоящей главой.
Статьей 179 ТК ТС установлено, что товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.
Применение такого вида таможенных деклараций при таможенном декларировании товаров как декларация на товары предусмотрено статьей 180 ТК ТС.
В силу статьи 64 ТК ТС таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств-членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу. Таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории таможенного союза, определяется в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза, таможенному органу которого производится таможенное декларирование товаров. Таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется, если товары фактически пересекли таможенную границу и такие товары впервые после пересечения таможенной границы помещаются под таможенную процедуру, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита. При изменении таможенной процедуры таможенной стоимостью товаров является таможенная стоимость товаров, определенная в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи на день принятия таможенным органом таможенной декларации при их первом помещении под таможенную процедуру после фактического пересечения ими таможенной границы, если иное не установлено таможенным законодательством таможенного союза. Таможенная стоимость товаров определяется декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, а в случаях, установленных настоящим Кодексом, - таможенным органом. Если при таможенном декларировании товаров точная величина их таможенной стоимости не может быть определена в связи с отсутствием документов, подтверждающих точные сведения, необходимые для ее расчета, допускается отложить определение точной величины таможенной стоимости товаров. В этом случае допускается ее заявление на основе имеющихся у декларанта документов и сведений и исчисление и уплата таможенных пошлин, налогов исходя из заявленной таможенной стоимости. Случаи определения таможенной стоимости в соответствии с частью первой настоящего пункта, а также порядок декларирования и контроля таможенной стоимости, особенности исчисления и уплаты таможенных пошлин, налогов для таких случаев устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.
Согласно статье 68 ТК ТС решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров принимается таможенным органом при осуществлении контроля таможенной стоимости как до, так и после выпуска товаров, если таможенным органом или декларантом обнаружено, что заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров.
При принятии таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товаров до их выпуска декларант обязан осуществить корректировку недостоверных сведений и уплатить таможенные пошлины, налоги в объеме, исчисленном с учетом скорректированных сведений, в сроки, не превышающие сроков выпуска товаров, установленных в статье 196 настоящего Кодекса.
Статьей 69 ТК ТС установлено, что в случае обнаружения таможенным органом при проведении контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит дополнительную проверку в соответствии с настоящим Кодексом, срок и порядок проведения которой устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.
Для проведения дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы. Декларант обязан представить запрашиваемые таможенным органом дополнительные документы и сведения либо предоставить в письменной форме объяснение причин, по которым они не могут быть представлены.
Если декларант не представил запрошенные таможенным органом документы, сведения и (или) объяснения причин, по которым они не могут быть представлены, либо такие документы и сведения не устраняют основания для проведения дополнительной проверки, указанные в пункте 1 статьи 69 ТК ТС, таможенный орган по результатам дополнительной проверки принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров на основании информации, имеющейся в его распоряжении и соответствующей требованиям международного договора государств-членов таможенного союза, регулирующего вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза.
Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" утверждены "Порядок контроля таможенной стоимости товаров" (далее - Порядок контроля) и "Порядок корректировки таможенной стоимости товаров" (далее - Порядок корректировки).
Пунктом 1 Порядка контроля определяются действия должностных лиц таможенных органов, уполномоченных производить контроль таможенной стоимости товаров, и декларантов (таможенных представителей) при осуществлении таможенного контроля товаров.
Исходя из пункта 7 Порядка контроля, до выпуска товаров в сроки, установленные статьей 196 ТК ТС, должностное лицо осуществляет контроль таможенной стоимости товаров. По результатам проведенного контроля таможенной стоимости товаров должностное лицо принимает одно из следующих решений в отношении таможенной стоимости товаров:
- о принятии заявленной таможенной стоимости товаров;
- о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров.
В случае невозможности принятия решения в отношении заявленной декларантом таможенной стоимости товаров при обнаружении признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, должностное лицо принимает решение о проведении дополнительной проверки (статья 69 ТК ТС), которая проводится в соответствии с разделом III Порядка.
В соответствии с пунктом 8 Порядка контроля решение о принятии таможенной стоимости товаров оформляется должностным лицом путем проставления соответствующей отметки в декларации таможенной стоимости (декларации на товары), которая возвращается декларанту (таможенному представителю).
Согласно пункту 2 Порядка корректировки, корректировка таможенной стоимости товаров осуществляется в соответствии с принятым таможенным органом решением о корректировке таможенной стоимости товаров: по результатам проведения таможенного контроля до выпуска товаров; по результатам проведения дополнительной проверки и таможенного контроля после выпуска товаров, в том числе в связи с рассмотрением мотивированного письменного обращения декларанта (таможенного представителя) в случае если им после выпуска товаров обнаружено, что декларантом (таможенным представителем) заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров и (или) определена таможенная стоимость товаров (статья 68 ТК ТС).
При осуществлении корректировки таможенной стоимости товаров заполнение ДТС является обязательным (пункт 4 Порядка корректировки).
Как предусмотрено пунктом 8 Порядка корректировки, при осуществлении декларантом (таможенным представителем) корректировки таможенной стоимости до выпуска товаров представление им таможенному органу надлежащим образом заполненных ДТС, КДТ, документов, подтверждающих содержащиеся в них сведения (расчеты), а также уплата дополнительно начисленных с учетом скорректированной таможенной стоимости таможенных пошлин, налогов производится декларантом (таможенным представителем) в срок, не превышающий срок выпуска товаров, установленный статьей 196 ТК ТС.
В рассматриваемом случае решение о принятии таможенной стоимости от 09.02.2015 принято таможенным органом на основании добровольного волеизъявления самого декларанта, что отражено в письме общества от 09.02.2015, подписанного генеральным директором общества.
Согласие общества скорректировать таможенную стоимость в связи с невозможностью предоставления запрашиваемых таможенным органом документов не может свидетельствовать о незаконности действий таможенного органа, совершенных в соответствии с порядком, определенным статьей 69 ТК ТС.
Суд первой инстанции правильно указал, что обществом заявление об оспаривании решения таможенного органа подано с пропуском установленного срока, что, в свою очередь, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Частью 4 статьи 198 АПК РФ установлено, что заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18.11.2004 N 367-О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании.
Из материалов дела видно, что заявление общества об оспаривании решения таможенного органа от 09.02.2015 поступило в Арбитражный суд Республики Татарстан в электронном виде 24.08.2015, то есть спустя более 6 месяцев с даты принятия оспариваемого ненормативного правового акта.
Суд первой инстанции правомерно отклонил доводы общества о получении оспариваемого решения лишь 17.06.2015.
Получение решения 17.06.2015 обусловлено соответствующим обращением заявителя к таможенному органу, однако это не свидетельствует об осведомленности заявителя о принятии решения именно в этот срок.
Таможенная декларация подана заявителем в виде электронного документа, что соответствует пункту 5 статьи 180 ТК ТС.
Пунктом 5 Решения Комиссии Таможенного союза от 08.12.2010 N 494 "Об Инструкции о порядке предоставления и использования таможенной декларации в виде электронного документа" установлено, что порядок информационного взаимодействия таможенных органов с декларантами и (или) таможенным представителями при совершении таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру с использованием электронного документа (далее - ЭТД), определяется в соответствии с положениями главы 4 ТК ТС.
Согласно подпункту 1 пункта 15 Решения Комиссии таможенного союза от 20.05.2010 N 257 "Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций" в случае использования декларации на товары в виде электронного документа в третьем подразделе графы 1 "Декларация" производится запись: "ЭД".
Соответствующая запись в рассматриваемой таможенной декларации имеется.
В соответствии с пунктом 2 Порядка Порядок использования единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров в электронной форме, после выпуска таких товаров, а также при осуществлении в отношении них таможенного контроля, утвержденного Приказом ФТС России от 17.09.2013 N 1761 (далее - Порядок), взаимодействие декларантов (таможенных представителей) (далее - декларанты) с таможенными органами при таможенном декларировании и выпуске товаров с учетом Порядка осуществляется посредством электронного способа обмена информацией.
Электронный образ ДТС-2 (с отметкой о принятии таможенной стоимости) и информация о служебных отметках таможенного органа в ДТС были направлены декларанту в день выпуска товаров, то есть 09.02.2015 в виде авторизованного сообщения.
Согласно письму представлявшего интересы общества таможенного представителя ООО "ГК "РТЛ" от 14.10.2015 N 0934, заявитель (общество) был извещен о принятых решениях по корректировке и по принятию таможенной стоимости от 09.02.2015 (т. 1 л.д. 166).
Поскольку товар выпущен 09.02.2015, соответственно, решение о принятии таможенной стоимости получено заявителем также 09.02.2015.
Следовательно, заявитель знал о принятии таможенным органом решения от 09.02.2015 в момент выпуска товара - 09.02.2015.
В силу части 1 статьи 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных названным Кодексом или иным федеральным законом либо арбитражным судом.
Частью 1 статьи 117 АПК РФ установлено, что процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Ходатайство о восстановлении пропущенного срока обществом не заявлено. Наличие оснований для восстановления срока из материалов дела также не усматривается. Доказательства, свидетельствующие об уважительности причин пропуска срока, отсутствуют.
В силу статей 9 и 41 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности.
Следовательно, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий, в том числе в части представления (непредставления) доказательств, заявления ходатайств о проверке достоверности сведений, представленных иными участниками судебного разбирательства, а также имеющихся в материалах дела.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения возлагается на орган или лицо, которые их приняли.
При изложенных обстоятельствах, исходя из установленных для данной категории споров принципов состязательности арбитражного процесса, равенства его сторон, суд первой инстанции правомерно заявление общества признал не подлежащим удовлетворению.
Таможенным органом доказаны законность и правомерность своего решения.
Изложенная в настоящем решении арбитражного суда позиция соответствует сложившейся судебно-арбитражной практике, выраженной, в частности, по делам N А65-19547/2015 и N А65-20106/2015 с участием тех же сторон и по схожим обстоятельствам (различаются таможенные декларации).
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявления общества.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации следует отнести на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 января 2016 года по делу N А65-20110/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
В.Е.КУВШИНОВ

Судьи
П.В.БАЖАН
Е.М.РОГАЛЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)