Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.06.2016 N 10АП-4790/2016 ПО ДЕЛУ N А41-85713/15

Разделы:
Ввоз автомобилей; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июня 2016 г. по делу N А41-85713/15


Резолютивная часть постановления объявлена 9 июня 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июня 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Диаковской Н.В., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шакуровым И.И.,
при участии в заседании 09.06.2016:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "ТМР импорт" - извещено, представитель не явился,
от Домодедовской таможни - Григорьева С.С. (представителя по доверенности от 24.07.2015 N 05-10/20153), Корчагиной М.В. (представителя по доверенности от 17.11.2015 N 05-10/29605),
от общества с ограниченной ответственностью "Тойота Моторс" - извещено, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании 09.06.2016 апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТМР импорт" на решение Арбитражного суда Московской области от 15.03.2016 по делу N А41-85713/15, принятое судьей Гейц И.В.

установил:

общество с ограниченной ответственностью "ТМР Импорт" (далее - ООО "ТМР импорт") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом принятого судом уточнения требований) о признании незаконным решения Домодедовской таможни (далее - таможня) об отказе в выпуске товаров от 01.10.2015 по декларации на товары N 10002010/300915/0054774 (далее - ДТ).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует общество с ограниченной ответственностью "Тойота Моторс" (далее - ООО "Тойота Моторс").
Решением Арбитражного суда Московской области от 15.03.2016 в удовлетворении требования отказано.
В апелляционной жалобе ООО "ТМР импорт" просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение им обстоятельств по делу, неправильное применение норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Представители таможни в судебном заседании 09.06.2016 возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в судебном заседании 09.06.2016 в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей ООО "ТМР импорт", ООО "Тойота Моторс".
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей таможни, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Между ООО "ТМР Импорт" (покупателем) и фирмой Emex DWC-LLC (продавцом) заключен контракт от 20.02.2015 N 2015-dwc-111 на поставку товаров (далее - контракт), в том числе запасных частей, аксессуаров, прочих принадлежности для легковых, грузовых автомобилей и строительной техники, автомобильных масел и специальных жидкостей, электронно-технических изделий, товаров народного потребления на протяжении периода действия настоящего Контракта, в соответствии с его условиями.
С целью таможенного оформления ввезенных по контракту на территорию Российской Федерации запасных частей для автомобилей марки "Тойота" ООО "ТМР Импорт" 30.09.2015 подало в таможенный орган с применением процедуры электронного декларирования ДТ, в графе 44 которой указало сертификат соответствия от 06.09.2013 N C-JP.АГ75.В.24271 со сроком действия с 06.09.2013 по 05.09.2017.
В графе "Заявитель" данного сертификата указано "Toyota Motor Corp.".
С целью соблюдения мер технического регулирования таможенный орган 01.10.2015 запросил у ООО "ТМР Импорт" документы, подтверждающие возможность использования разрешительного документа (сертификата).
В ответ на данный запрос ООО "ТМР Импорт" сообщило, что не может предоставить разрешение на использование сертификата номер C-JP.АГ75.В.24271.
В связи с этим таможенный орган 01.10.2015 принял решение об отказе в выпуске товара на основании статьи 201 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Таможенный кодекс), пункта 1 статьи 29 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании, Закон).
Не согласившись с данным решением от 01.10.2015, ООО "ТМР Импорт" 26.10.2015 оспорило его в судебном порядке.
Отказывая ООО "ТМР импорт" в удовлетворении заявления, суд первой инстанции признал его необоснованным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 6 Таможенного кодекса одной из основных задач таможенного органа является проведение таможенного контроля.
Согласно части 2 статьи 1 Таможенного кодекса таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства Таможенного союза, - в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 4 Таможенного кодекса запреты и ограничения - комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.
На основании части 1 статьи 152 Таможенного кодекса перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено Таможенным кодексом, международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
В соответствии с пунктом 2 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденного Решением коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 N 294, к продукции (товарам), ввозимой (ввезенной) на таможенную территорию Таможенного союза, в отношении которой при ее таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органам подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах, относится продукция (товары), которая включена в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 N 526 "О Едином перечне продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза", и в отношении которой законодательством государств - членов Таможенного союза установлены обязательные требования.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 183 Таможенного кодекса подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено Таможенным кодексом. К таким документам относятся, в том числе документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.
Таким образом, подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 195 Таможенного кодекса выпуск товаров осуществляется таможенными органами при соблюдении следующих условий:
1) таможенному органу представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, необходимые для выпуска товаров в соответствии с названным Кодексом и (или) иными международными договорами государств - членов таможенного союза, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров;
2) лицами соблюдены необходимые требования и условия для помещения товаров под избранную таможенную процедуру в соответствии с названным Кодексом, а при установлении таможенных процедур в соответствии с пунктом 2 статьи 202 названного Кодекса - международными договорами государств - членов таможенного союза и пунктом 3 статьи 202 настоящего Кодекса - законодательством государств - членов таможенного союза;
3) в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги либо предоставлено обеспечение их уплаты в соответствии с названным Кодексом.
В силу части 1 статьи 29 Закона о техническом регулировании установлено, что для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктами 8, 11 части 2 статьи 181 Таможенного кодекса к сведениям о товарах относятся сведения о соблюдении ограничений, а также сведения о документах, представляемых в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 183 Таможенного кодекса, то есть о документах, применяемых для подтверждения соответствия продукции в форме представления сертификата соответствия.
Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 утвержден технический регламент Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011).
В силу положений статьи 2 Закона о техническом регулировании технический регламент, принятый в установленном порядке, является документом, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования.
Статья 2 Закона также определяет, что под сертификацией понимается форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров. Сертификатом соответствия является документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.
Таким образом, автомобильная техника, изготовленная в Российской Федерации, а также ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации в целях ее эксплуатации, должна соответствовать техническим нормативам, установленным Техническим регламентом.
Согласно статье 25 Закона о техническом регулировании сертификат соответствия включает в себя следующие данные:
- - наименование и местонахождение заявителя;
- - наименование и местонахождение изготовителя продукции, прошедшей сертификацию;
- - наименование и местонахождение органа по сертификации, выдавшего сертификат соответствия;
- - информацию об объекте сертификации, позволяющую идентифицировать этот объект;
- - наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого проводилась сертификация;
- - информацию о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях;
- - информацию о документах, представленных заявителем в орган по сертификации в качестве доказательств соответствия продукции требованиям технических регламентов;
- - срок действия сертификата соответствия.
ООО "ТМР импорт" в качестве документа, подтверждающего соблюдение запретов и ограничений, представило таможенному органу сертификат соответствия от 06.09.2013 N C-JP.АГ75.В.24271 со сроком действия с 06.09.2013 по 05.09.2017, выданный "Toyota Motor Corp", Япония (т. 1 л.д. 26).
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Закона о техническом регулировании для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии статьей 30 Закона.
Статьей 2 Закона о техническом регулировании для целей данного Закона определено следующее понятие заявителя: заявителем является физическое или юридическое лицо, которое для подтверждения соответствия принимает декларацию или обращается за получением сертификата соответствия, получает сертификат соответствия.
Из данных положений Закона о техническом регулировании следует, что при таможенном декларировании вместе с декларацией на сертифицированные товары сертификат соответствия может быть представлен заявителем, то есть лицом, получившим сертификат соответствия, либо уполномоченным им лицом.
Данная правовая позиция отражена в определении Верховного суда Российской Федерации от 13.01.2016 N 305-АД15-17326, в постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2014 по делу N А41-48837/13.
Ссылка ООО "ТМР Импорт" на письмо Роспотребнадзора за подписью руководителя, а также на письмо Роспотребнадзора за подписью в подтверждение иного подхода отклоняется хотя бы потому, что в этих письмах должностных лиц государственного органа приводится лишь их мнение, которое не может рассматриваться как доказательство по делу.
Компания "Toyota Motors Corp." не наделяла ООО "ТМР Импорт" полномочиями по представлению при таможенном декларировании товаров сертификата соответствия от 06.09.2013 N C-JP.АГ75.В.24271 в качестве документа, подтверждающего соблюдение запретов и ограничений, что не оспаривало ООО "ТМР Импорт". По доводам ООО "ТМР Импорт", сертификат соответствия был им получен от ООО "Имекс.Ру" в рамках заключенного договора поставки от 26.02.2015.
В силу статьи 201 Таможенного кодекса при несоблюдении условий выпуска товаров, установленных пунктом 1 статьи 195 Таможенного кодекса, а также в случаях, указанных в пункте 6 статьи 193 Таможенного кодекса и в пункте 2 настоящей статьи, таможенный орган не позднее истечения срока выпуска товаров отказывает в выпуске товаров в письменной форме с указанием всех причин, послуживших основанием для такого отказа, и рекомендаций по их устранению.
Согласно части 2 статьи 201 Таможенного кодекса таможенный орган отказывает в выпуске товаров, если при проведении таможенного контроля товаров таможенными органами были выявлены нарушения таможенного законодательства таможенного союза.
Согласно пункту 2 Инструкции о порядке оформления отказа в выпуске товаров, утвержденной решением Комиссии таможенного союза от 20.05.2010 N 262 (далее - Инструкция), при несоблюдении условий выпуска товаров, установленных пунктом 1 статьи 195 Таможенного кодекса, а также в случаях, указанных в пункте 2 статьи 201 Таможенного кодекса, должностное лицо таможенного органа не позднее истечения срока выпуска товаров, установленного пунктом 2 статьи 196 Таможенного кодекса, отказывает в выпуске товаров в письменной форме с указанием всех причин, послуживших основанием для такого отказа, и рекомендаций по их устранению.
Отказ в выпуске товаров оформляется должностным лицом путем проставления штампа "Отказано в выпуске" и (или) соответствующих записей (если требуется) под номером 2 в графе "С" основного листа декларации на товары и в правом верхнем углу каждого экземпляра дополнительно прикладываемых листов к декларации на товары, если такие листы используются, а в случае использования в качестве декларации на товары транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов с предоставлением письменного заявления или перечня товаров - в верхнем левом углу каждого экземпляра заявления или перечня (пункт 3 Инструкции). Сведения об отказе в выпуске товаров должностное лицо вносит в электронную копию ДТ.
В данном случае указанные требования таможенным органом соблюдены.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о законности оспариваемого решения таможенного органа об отказе в выпуске товара является правильным.
Из доводов ООО "ТМР импорт", материалов дела оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 15.03.2016 по делу N А41-85713/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме).

Председательствующий судья
Е.Е.ШЕВЧЕНКО

Судьи
Н.В.ДИАКОВСКАЯ
Е.А.МИЩЕНКО




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)