Судебные решения, арбитраж
Ввоз (импорт) товаров; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 18 февраля 2016 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: Кочешковой М.В., Румянцева П.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рясиной П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Московской таможни
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.10.2015 по делу N А40-126245/2015, принятое судьей Вигдорчиком Д.Г. (145-1012)
по заявлению: закрытого акционерного общества "ДИАКОН"
к Московской таможне
о признании незаконным решения,
при участии:
- от заявителя: Рябцева Е.М. по дов. от 10.02.2016;
- от заинтересованного лица: Монахова О.С. по дов. от 31.12.2015;
- установил:
решением Арбитражного суда города Москвы от 22.10.2015. принятым по данному делу, признано незаконным решение Московской таможни от 20.04.2015 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары N 10129062/0000093: на Московскую таможню возложена обязанность в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу в установленном законом порядке восстановить нарушенные права закрытого акционерного общества "ДИАКОН"; требование ЗАО "ДИАКОН" об обязании Московскую таможню возвратить излишне уплаченного НДС в размере 370 344 руб. 22 коп., оставлено без рассмотрения.
Таможенный орган не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать. Считает, что поскольку при таможенном оформлении ЗАО "ДИАКОН" не представило регистрационное удостоверение, выданное в установленном Минздравом России порядке, подтверждающее, что ввозимые товары прошли государственную регистрацию в качестве изделия медицинской техники, то таможенным постом Московский (ЦЭД) Московской таможни правомерно было отказано в предоставлении льготы по уплате НДС.
Представитель таможенного органа в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы по доводам отзыва, считает решение суда первой инстанции в части признания незаконным решения Московской таможни от 20.04.2015 оставить без изменения, а в части оставления требования о возврате излишне уплаченного НДС без рассмотрения, отменить.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в апреле 2015 года ЗАО "ДИАКОН" на территорию Российской Федерации по таможенной декларации на товары 10129062/200415/0000093 от 20.04.2015 ввезен 1 (один) товар: медицинское изделие - анализатор иммунохемилюминесцентный PATHFAST с принадлежностями в количестве 5 штук, при ввозе которого уплачена сумма НДС по ставке 18% в размере 370.344,22 руб.
Считая, что ввезенный по коду ОКП 944310 товар должен быть освобожден от уплаты НДС, поскольку относится к перечню важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению НДС, общество, с целью возврата суммы излишне уплаченных таможенных платежей в виде НДС обратилось в ОТО и ТК N 2 Московской таможни с просьбой рассмотреть возможность корректировки декларации на товар N 10129062/200415/0000093 с заявлением о проведении корректировки сведений, внесенных в декларацию на товар, в частности внести корректировку в графу 36 декларации на товар (преференции), указав код преференции в соответствии с классификатором льгот по уплате таможенных платежей - XT (освобождение от уплаты НДС в отношении ввозимой в Российскую Федерацию важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники); в графу 44 декларации на товар (дополнительная информация/предоставленные документы), дополнив реквизиты документа кодом в соответствии с классификатором видов документов и сведений, используемых при таможенном декларировании) - 07012 (документы, подтверждающие соблюдение условий для применения льгот, либо полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов); в графу 47 декларации на товар (исчисление платежей), дополнив строку "СП" кодом в соответствии с классификатором особенностей уплаты таможенных и иных платежей - УМ (платеж не уплачивается), и дополнительную строку "сумма - цифрой "0".
В обоснование обращения о внесении изменений и дополнений в декларацию на товары обществом представлены, в том числе копия регистрационного удостоверения ФСЗ 2011/10811 от 23.10.2014.
Таможенным органом из представленных обществом документов сделан вывод о том, что обществом не подтверждено назначение ввозимых товаров в качестве изделий медицинской техники, в связи с этим отказано в регистрации корректировки декларации на товар N 10129062/200415/0000093 (л.д. 29).
Общество не согласилось с выводами таможенного органа, посчитав необоснованными действия таможни по выпуску спорного товара с оплатой НДС, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования в данной части, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый отказ не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения арбитражного суда исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 211 Таможенного кодекса Таможенного союза обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации.
В силу ст. 74 названного Кодекса под льготами по уплате таможенных платежей понимаются: тарифные преференции; тарифные льготы (льготы по уплате таможенных пошлин); льготы по уплате налогов; льготы по уплате таможенных сборов.
Тарифные преференции предоставляются в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
Виды тарифных льгот, порядок и случаи их предоставления определяются в соответствии с настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
Льготы по уплате налогов и таможенных сборов определяются законодательством государств - членов таможенного союза.
Подпунктом 4 п. 3 ст. 80 Таможенного кодекса Таможенного союза определено, что таможенные пошлины, налоги не уплачиваются, в частности, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза товары освобождаются от обложения таможенными пошлинами, налогами (не облагаются таможенными пошлинами, налогами) и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение.
Подпунктом 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
При этом не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, товаров, указанных в пп. 1 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации, а также сырья и комплектующих изделий для их производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 150 НК РФ).
Согласно пп. 1 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции до введения в действие Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации" не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, в том числе важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники.
Подпунктом 1 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Закона N 317-ФЗ) установлено, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, в том числе, важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий. Положения настоящего пункта применяются при представлении в налоговые органы регистрационного удостоверения на медицинское изделие или до 01.01.2017 также регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинской техники).
Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению НДС, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2002 N 19.
Освобождение от налогообложения товаров согласно данному Перечню осуществляется таможенным органом, производящим таможенное оформление на основании регистрационного удостоверения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, подтверждающего, что ввозимые товары прошли государственную регистрацию в качестве медицинской техники.
Статьей 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" вместо терминов "медицинская техника", "изделия медицинского назначения" введен новый термин "медицинские изделия".
Согласно п. 1 ст. 38 указанного Закона медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
В силу п. 4 ст. 38 Закона на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с названной статьей Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 утверждены Правила государственной регистрации медицинских изделий, которыми предусмотрена единая форма регистрационного удостоверения, выдаваемого на "медицинское изделие".
Несоответствия в терминологии устранены в связи с внесенными изменениями в Налоговый кодекс Российской Федерации Законом N 317-ФЗ.
Абзац 4 пп. 1 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации изложен в следующей редакции: важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий. Положения настоящего абзаца применяются при представлении в налоговые органы регистрационного удостоверения на медицинское изделие или до 01.01.2017 также регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинской техники).
То обстоятельство, что Перечень не приведен в соответствие с федеральными законами, не может исключать право юридического лица на освобождение от налогообложения товаров, которые в соответствии с действующим законодательством не подлежат налогообложению при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации.
При этом само по себе отсутствие в выданном регистрационном удостоверении указания на то, что ввезенный товар относится к медицинской технике, не является основанием для отказа в применении льготы по НДС.
В данном случае, при наличии указанных противоречий в законодательстве в целях установления права на освобождение от налогообложения, предусмотренного пп. 1 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации, необходимо исходить из классификации ввозимых товаров, установленной Общероссийским классификатором продукции (ОКП).
Согласно представленным в материалы дела регистрационным удостоверениям спорный товар классифицированы по коду ОКП 94 4310 - анализатор иммунохемилюминесцентный PATHFAST с принадлежностями с принадлежностями, который входит в группу товаров "приборы и аппараты для медицинских лабораторных исследований" по коду ОКП 94 4300 и отнесен к важнейшей и жизненно необходимой медицинской технике, реализация которой на территории Российской Федерации не облагается НДС.
При таких обстоятельствах, таможенным органом неправомерно отказано обществу в регистрации корректировки декларации на товар N 10129062/200415/0000093, выразившиеся в фактическом выпуске спорного товара с Уплатой НДС, что нарушает права и интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности с учетом уплаты НДС, уплата которого не предусмотрена законодательством.
В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемого решения незаконным и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. При этом присуждение к определенной обязанности должно корреспондировать правовой сущности того решения органа, осуществляющего публичные полномочия, которое признано судом незаконным, и устранять допущенное нарушение прав заявителя.
В рассматриваемом случае решение таможенного органа об отказе в регистрации корректировки декларации признано судом незаконным (таможенным органом не приведено доказательств, свидетельствующих о наличии иных объективных причин для такого отказа) реальное восстановление нарушенных прав общества с учетом сложившихся по делу обстоятельств будет достигнуто путем возложения на Московскую таможню обязанности в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу рассмотреть повторно заявление общества и принять решение о внесении в декларацию на товары N 10129062/200415/0000093 изменений и дополнений, указанных обществом в заявлении.
В части оставления без рассмотрения требования общества об обязании таможенный орган возвратить излишне оплаченную сумму НДС, суд первой инстанции исходил из того, что заявителем не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора, применительно к п. 2 ч. 1 ст. 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, предусмотренный ст. 147 Закона N 311-ФЗ).
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 70 Таможенного кодекса Таможенного союза налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза, относится к таможенным платежам.
Излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств, размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров (ст. 89 ТК ТС).
Согласно п. 2 ст. 90 Таможенного кодекса Таможенного союза возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов таможенного союза.
В силу ч. 1 ст. 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым произведено взыскание, не позднее 3 лет со дня их уплаты либо взыскания.
Согласно ч. 2 ст. 147 Закона N 311-ФЗ, к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы: платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату; документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату; документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов; документы, указанные в ч. ч. 4 - 7 ст. 122 названного Закона, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств; документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате; иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата.
При этом если в таможенный орган ранее представлялись документы, указанные в ч. ч. 4 - 7 ст. 122 Закона N 311-ФЗ, плательщик вправе не представлять такие документы повторно, сообщив сведения о представлении в таможенный орган таких документов и об отсутствии в них изменений (ч. 3 ст. 147 Закона N 311-ФЗ).
В соответствии с ч. 4 ст. 147 Закона, при отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее 5 рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных ч. 1 названной статьи.
Формы заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов и форма решения таможенного органа о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (ч. 15 ст. 147 Закона N 311-ФЗ).
Приказом Федеральной таможенной службы от 22.12.2010 N 2520 "Об утверждении форм заявления плательщика о возврате авансовых платежей, заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, заявления плательщика о возврате (зачете) денежного залога" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 15.02.2011 N 19839) в целях реализации ст. ст. 122, 129, 147, 149 Закона N 311-ФЗ утверждены формы названных заявлений.
Принимая во внимание положения ч. ч. 1, 4 ст. 147 Закона N 311-ФЗ, согласно которым с заявлением (в том числе и повторным) о возврате излишне уплаченного налога на добавленную стоимость общество вправе обратиться с соблюдением приведенных в названной статье требований в течение 3-х лет со дня его уплаты, и этот срок не истек до настоящего времени.
Из разъяснений, содержащихся в п. 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.11.2013 N 79 "О некоторых вопросах применения таможенного законодательства" следует, что рассматривая заявления о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, а также сумм денежного залога, судам надлежит руководствоваться ст. ст. 147, 149 Закона N 311-ФЗ, которыми установлено, что излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов, а также суммы денежного залога подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика (его правопреемника), к которому должен быть приложен комплект перечисленных в частях вторых этих статей документов.
Несоблюдение указанной административной процедуры, в том числе непредставление в таможенный орган тех документов, которые прямо предусмотрены ч. 2 ст. 147 и ч. 2 ст. 149 Закона N 311-ФЗ, является основанием для оставления поданного в суд заявления плательщика о возврате соответствующих сумм без рассмотрения применительно к ст. 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом (заявителем) не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком (заинтересованным лицом), если это предусмотрено Федеральным законом или договором.
Судом первой инстанции дело рассмотрено в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.10.2015 по делу N А40-126245/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
С.М.МУХИН
Судьи
М.В.КОЧЕШКОВА
П.В.РУМЯНЦЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.02.2016 N 09АП-57718/2015 ПО ДЕЛУ N А40-126245/2015
Разделы:Ввоз (импорт) товаров; Таможенное дело
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 февраля 2016 г. N 09АП-57718/2015
Дело N А40-126245/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 18 февраля 2016 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: Кочешковой М.В., Румянцева П.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рясиной П.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Московской таможни
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.10.2015 по делу N А40-126245/2015, принятое судьей Вигдорчиком Д.Г. (145-1012)
по заявлению: закрытого акционерного общества "ДИАКОН"
к Московской таможне
о признании незаконным решения,
при участии:
- от заявителя: Рябцева Е.М. по дов. от 10.02.2016;
- от заинтересованного лица: Монахова О.С. по дов. от 31.12.2015;
- установил:
решением Арбитражного суда города Москвы от 22.10.2015. принятым по данному делу, признано незаконным решение Московской таможни от 20.04.2015 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары N 10129062/0000093: на Московскую таможню возложена обязанность в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу в установленном законом порядке восстановить нарушенные права закрытого акционерного общества "ДИАКОН"; требование ЗАО "ДИАКОН" об обязании Московскую таможню возвратить излишне уплаченного НДС в размере 370 344 руб. 22 коп., оставлено без рассмотрения.
Таможенный орган не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать. Считает, что поскольку при таможенном оформлении ЗАО "ДИАКОН" не представило регистрационное удостоверение, выданное в установленном Минздравом России порядке, подтверждающее, что ввозимые товары прошли государственную регистрацию в качестве изделия медицинской техники, то таможенным постом Московский (ЦЭД) Московской таможни правомерно было отказано в предоставлении льготы по уплате НДС.
Представитель таможенного органа в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель заявителя в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы по доводам отзыва, считает решение суда первой инстанции в части признания незаконным решения Московской таможни от 20.04.2015 оставить без изменения, а в части оставления требования о возврате излишне уплаченного НДС без рассмотрения, отменить.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в апреле 2015 года ЗАО "ДИАКОН" на территорию Российской Федерации по таможенной декларации на товары 10129062/200415/0000093 от 20.04.2015 ввезен 1 (один) товар: медицинское изделие - анализатор иммунохемилюминесцентный PATHFAST с принадлежностями в количестве 5 штук, при ввозе которого уплачена сумма НДС по ставке 18% в размере 370.344,22 руб.
Считая, что ввезенный по коду ОКП 944310 товар должен быть освобожден от уплаты НДС, поскольку относится к перечню важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению НДС, общество, с целью возврата суммы излишне уплаченных таможенных платежей в виде НДС обратилось в ОТО и ТК N 2 Московской таможни с просьбой рассмотреть возможность корректировки декларации на товар N 10129062/200415/0000093 с заявлением о проведении корректировки сведений, внесенных в декларацию на товар, в частности внести корректировку в графу 36 декларации на товар (преференции), указав код преференции в соответствии с классификатором льгот по уплате таможенных платежей - XT (освобождение от уплаты НДС в отношении ввозимой в Российскую Федерацию важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники); в графу 44 декларации на товар (дополнительная информация/предоставленные документы), дополнив реквизиты документа кодом в соответствии с классификатором видов документов и сведений, используемых при таможенном декларировании) - 07012 (документы, подтверждающие соблюдение условий для применения льгот, либо полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов); в графу 47 декларации на товар (исчисление платежей), дополнив строку "СП" кодом в соответствии с классификатором особенностей уплаты таможенных и иных платежей - УМ (платеж не уплачивается), и дополнительную строку "сумма - цифрой "0".
В обоснование обращения о внесении изменений и дополнений в декларацию на товары обществом представлены, в том числе копия регистрационного удостоверения ФСЗ 2011/10811 от 23.10.2014.
Таможенным органом из представленных обществом документов сделан вывод о том, что обществом не подтверждено назначение ввозимых товаров в качестве изделий медицинской техники, в связи с этим отказано в регистрации корректировки декларации на товар N 10129062/200415/0000093 (л.д. 29).
Общество не согласилось с выводами таможенного органа, посчитав необоснованными действия таможни по выпуску спорного товара с оплатой НДС, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования в данной части, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый отказ не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения арбитражного суда исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 211 Таможенного кодекса Таможенного союза обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации.
В силу ст. 74 названного Кодекса под льготами по уплате таможенных платежей понимаются: тарифные преференции; тарифные льготы (льготы по уплате таможенных пошлин); льготы по уплате налогов; льготы по уплате таможенных сборов.
Тарифные преференции предоставляются в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
Виды тарифных льгот, порядок и случаи их предоставления определяются в соответствии с настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
Льготы по уплате налогов и таможенных сборов определяются законодательством государств - членов таможенного союза.
Подпунктом 4 п. 3 ст. 80 Таможенного кодекса Таможенного союза определено, что таможенные пошлины, налоги не уплачиваются, в частности, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза товары освобождаются от обложения таможенными пошлинами, налогами (не облагаются таможенными пошлинами, налогами) и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение.
Подпунктом 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
При этом не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, товаров, указанных в пп. 1 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации, а также сырья и комплектующих изделий для их производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 150 НК РФ).
Согласно пп. 1 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции до введения в действие Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации" не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, в том числе важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники.
Подпунктом 1 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Закона N 317-ФЗ) установлено, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, в том числе, важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий. Положения настоящего пункта применяются при представлении в налоговые органы регистрационного удостоверения на медицинское изделие или до 01.01.2017 также регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинской техники).
Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению НДС, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2002 N 19.
Освобождение от налогообложения товаров согласно данному Перечню осуществляется таможенным органом, производящим таможенное оформление на основании регистрационного удостоверения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, подтверждающего, что ввозимые товары прошли государственную регистрацию в качестве медицинской техники.
Статьей 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" вместо терминов "медицинская техника", "изделия медицинского назначения" введен новый термин "медицинские изделия".
Согласно п. 1 ст. 38 указанного Закона медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
В силу п. 4 ст. 38 Закона на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с названной статьей Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 утверждены Правила государственной регистрации медицинских изделий, которыми предусмотрена единая форма регистрационного удостоверения, выдаваемого на "медицинское изделие".
Несоответствия в терминологии устранены в связи с внесенными изменениями в Налоговый кодекс Российской Федерации Законом N 317-ФЗ.
Абзац 4 пп. 1 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации изложен в следующей редакции: важнейших и жизненно необходимых медицинских изделий. Положения настоящего абзаца применяются при представлении в налоговые органы регистрационного удостоверения на медицинское изделие или до 01.01.2017 также регистрационного удостоверения на изделие медицинского назначения (медицинской техники).
То обстоятельство, что Перечень не приведен в соответствие с федеральными законами, не может исключать право юридического лица на освобождение от налогообложения товаров, которые в соответствии с действующим законодательством не подлежат налогообложению при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации.
При этом само по себе отсутствие в выданном регистрационном удостоверении указания на то, что ввезенный товар относится к медицинской технике, не является основанием для отказа в применении льготы по НДС.
В данном случае, при наличии указанных противоречий в законодательстве в целях установления права на освобождение от налогообложения, предусмотренного пп. 1 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации, необходимо исходить из классификации ввозимых товаров, установленной Общероссийским классификатором продукции (ОКП).
Согласно представленным в материалы дела регистрационным удостоверениям спорный товар классифицированы по коду ОКП 94 4310 - анализатор иммунохемилюминесцентный PATHFAST с принадлежностями с принадлежностями, который входит в группу товаров "приборы и аппараты для медицинских лабораторных исследований" по коду ОКП 94 4300 и отнесен к важнейшей и жизненно необходимой медицинской технике, реализация которой на территории Российской Федерации не облагается НДС.
При таких обстоятельствах, таможенным органом неправомерно отказано обществу в регистрации корректировки декларации на товар N 10129062/200415/0000093, выразившиеся в фактическом выпуске спорного товара с Уплатой НДС, что нарушает права и интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности с учетом уплаты НДС, уплата которого не предусмотрена законодательством.
В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должно содержаться, в том числе, указание на признание оспариваемого решения незаконным и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. При этом присуждение к определенной обязанности должно корреспондировать правовой сущности того решения органа, осуществляющего публичные полномочия, которое признано судом незаконным, и устранять допущенное нарушение прав заявителя.
В рассматриваемом случае решение таможенного органа об отказе в регистрации корректировки декларации признано судом незаконным (таможенным органом не приведено доказательств, свидетельствующих о наличии иных объективных причин для такого отказа) реальное восстановление нарушенных прав общества с учетом сложившихся по делу обстоятельств будет достигнуто путем возложения на Московскую таможню обязанности в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу рассмотреть повторно заявление общества и принять решение о внесении в декларацию на товары N 10129062/200415/0000093 изменений и дополнений, указанных обществом в заявлении.
В части оставления без рассмотрения требования общества об обязании таможенный орган возвратить излишне оплаченную сумму НДС, суд первой инстанции исходил из того, что заявителем не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора, применительно к п. 2 ч. 1 ст. 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, предусмотренный ст. 147 Закона N 311-ФЗ).
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 70 Таможенного кодекса Таможенного союза налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза, относится к таможенным платежам.
Излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств, размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров (ст. 89 ТК ТС).
Согласно п. 2 ст. 90 Таможенного кодекса Таможенного союза возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов таможенного союза.
В силу ч. 1 ст. 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым произведено взыскание, не позднее 3 лет со дня их уплаты либо взыскания.
Согласно ч. 2 ст. 147 Закона N 311-ФЗ, к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы: платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату; документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату; документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов; документы, указанные в ч. ч. 4 - 7 ст. 122 названного Закона, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств; документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате; иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата.
При этом если в таможенный орган ранее представлялись документы, указанные в ч. ч. 4 - 7 ст. 122 Закона N 311-ФЗ, плательщик вправе не представлять такие документы повторно, сообщив сведения о представлении в таможенный орган таких документов и об отсутствии в них изменений (ч. 3 ст. 147 Закона N 311-ФЗ).
В соответствии с ч. 4 ст. 147 Закона, при отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее 5 рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных ч. 1 названной статьи.
Формы заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов и форма решения таможенного органа о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (ч. 15 ст. 147 Закона N 311-ФЗ).
Приказом Федеральной таможенной службы от 22.12.2010 N 2520 "Об утверждении форм заявления плательщика о возврате авансовых платежей, заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, заявления плательщика о возврате (зачете) денежного залога" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 15.02.2011 N 19839) в целях реализации ст. ст. 122, 129, 147, 149 Закона N 311-ФЗ утверждены формы названных заявлений.
Принимая во внимание положения ч. ч. 1, 4 ст. 147 Закона N 311-ФЗ, согласно которым с заявлением (в том числе и повторным) о возврате излишне уплаченного налога на добавленную стоимость общество вправе обратиться с соблюдением приведенных в названной статье требований в течение 3-х лет со дня его уплаты, и этот срок не истек до настоящего времени.
Из разъяснений, содержащихся в п. 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.11.2013 N 79 "О некоторых вопросах применения таможенного законодательства" следует, что рассматривая заявления о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, а также сумм денежного залога, судам надлежит руководствоваться ст. ст. 147, 149 Закона N 311-ФЗ, которыми установлено, что излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов, а также суммы денежного залога подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика (его правопреемника), к которому должен быть приложен комплект перечисленных в частях вторых этих статей документов.
Несоблюдение указанной административной процедуры, в том числе непредставление в таможенный орган тех документов, которые прямо предусмотрены ч. 2 ст. 147 и ч. 2 ст. 149 Закона N 311-ФЗ, является основанием для оставления поданного в суд заявления плательщика о возврате соответствующих сумм без рассмотрения применительно к ст. 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом (заявителем) не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком (заинтересованным лицом), если это предусмотрено Федеральным законом или договором.
Судом первой инстанции дело рассмотрено в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.10.2015 по делу N А40-126245/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
С.М.МУХИН
Судьи
М.В.КОЧЕШКОВА
П.В.РУМЯНЦЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)