Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.08.2016 N 05АП-5487/2016 ПО ДЕЛУ N А51-4568/2016

Разделы:
Таможенная стоимость; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 августа 2016 г. по делу N А51-4568/2016


Резолютивная часть постановления оглашена 01 августа 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 августа 2016 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Гуцалюк,
судей О.Ю. Еремеевой, И.С. Чижикова,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.Н. Витко,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Русский отдых",
апелляционное производство N 05АП-5487/2016
на решение от 31.05.2016
судьи И.С. Чугаевой
по делу N А51-4568/2016 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Русский отдых" (ИНН 2721127399, ОГРН 1052740164069, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 27.06.2005)
о признании незаконным решения Находкинской таможни (ИНН 2508025320, ОГРН 1022500713333, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 10.12.2002) об отказе в возврате денежных средств в размере 144.513,79 рублей, излишне уплаченных по декларации на товары N 10714040/061114/0046527 и обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи,
при участии:
- от ООО "Русский отдых": представитель Юдин М.А. по доверенности от 01.01.2016 сроком до 31.12.2017, паспорт;
- от Находкинской таможни: в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом;
- установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Русский отдых" (далее по тексту - заявитель, общество, декларант) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Находкинской таможни (далее по тексту - таможня, таможенный орган), оформленного письмом от 07.12.2015 N 13-05/42772, об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей по декларации на товары (далее по тексту - ДТ) N 10714040/061114/0046527, а также об обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в размере 144.513 рублей 79 копеек (с учетом уточнений заявленных требований, принятых судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ)). Одновременно обществом заявлено ходатайство о взыскании с таможенного органа судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 20.000 рублей.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 31.05.2016 обществу отказано в удовлетворении заявленных требований и возмещении судебных издержек.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что дополнительно уплаченные вследствие неправомерной корректировки таможенной стоимости таможенные платежи в сумме 144.513 рублей 79 копеек, являются излишне уплаченными, при этом факт их уплаты был документально подтвержден. Указывает, что в соответствии с требованиями статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 311-ФЗ) для осуществления возврата излишне уплаченных таможенных платежей требуется подача соответствующего заявления о возврате с приложением закрытого перечня документов, в связи с чем, вывод суда первой инстанции о необходимости предварительного внесения изменений в сведения, указанные в декларации на товары, со ссылкой на правовую позицию, изложенную в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" (далее по тексту Постановление Пленума ВС РФ от 12.05.2016 N 18, по мнению подателя жалобы, несостоятелен.
Таможенный орган, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечил, в связи с чем судебная коллегия на основании статей 156, 266 АПК РФ рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие таможни по имеющимся в материалах дела документам.
Представитель общества в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Из материалов дела арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее:
В ноябре 2014 года во исполнение внешнеторгового контракта N RR-GH-002 от 25.05.2005, заключенного между заявителем и иностранной компанией, на таможенную территорию Таможенного союза в Россию ввезен товар - салфетки для лица и рук стоимостью 14.490 долларов США.
При таможенном оформлении товара в рамках названного контракта заявитель произвел его декларирование по ДТ N 10714040/061114/0046527. Таможенная стоимость заявлена декларантом с применением основного метода определения таможенной оценки "по стоимости сделки с ввозимыми товарами".
По результатам контроля таможенной стоимости ввезенного товара таможня посчитала, что сведения, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости товара, могут являться недостоверными, а документы не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости, в связи с чем приняла решение от 07.11.2014 о проведении дополнительной проверки.
Посчитав, что представленные к таможенному оформлению документы и сведения не основаны на количественно определяемой и документально подтвержденной информации и недостаточны для подтверждения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров по первому методу, таможенный орган принял решение от 25.12.2014 о корректировке таможенной стоимости товаров.
Во исполнение названного решения таможенная стоимость была скорректирована по шестому "резервному" методу определения таможенной стоимости и принята путем проставления соответствующей отметки в ДТС-2. С учетом принятой скорректированной таможенной стоимости сумма таможенных платежей, подлежащих доплате, составила 144.513 рублей 79 копеек, которые были уплачены за счет ранее внесенных авансовых платежей.
Полагая, что оснований для корректировки таможенной стоимости, заявленной декларантом, у таможенного органа не имелось, общество обратилось в таможню с заявлением от 12.10.2015 N 12-10/15-1 (вх. N 42194 от 01.12.2015) о возврате излишне уплаченных таможенных платежей по спорной ДТ в сумме 144.513 рублей 79 копеек.
К заявлению о возврате излишне уплаченных/излишне взысканных таможенных платежей общество приложило следующий пакет документов: ДТ N 10714040/061114/0046527, платежные поручения о внесении авансовых платежей от 02.04.2014 N 379, N 383, N 384, от 11.11.2014 N 203, ДТС-1, КДТ N 10714040/061114/0046527 контракт от 25.08.2005 N RR-GH-002, дополнение - изменение от 01.10.2005 N 01, N 02, от 05.02.2007 N 03, от 17.07.2007 N 04, от 01.10.2010 N 06, от 14.11.2011 N 07, N 08, от 16.08.2012 N 09, приложение от 11.06.2014 N 226-2, инвойс от 08.10.2014 N 2014RJ001-2, упаковочный лист от 08.10.2014 N 2014RJ001-2, платежное поручение от 23.10.2014 N 23, счет за фрахт от 16.10.2014 N 205, платежное поручение от 21.10.2014 N 22, фрахтовый договор от 01.01.2011 N 10, письмо от продавца от 21.10.2014, паспорт сделки N 05090001/1439/0053/2/0, коносамент от 17.10.2014 N SNKO033141000118. Дополнительно общество указало, что регистрационные документы общества и документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление, представлялись ранее письмом исх. N 05-10/15-1 от 05.10.2015.
Письмом от 07.12.2015 N 13-05/42772 таможня возвратила данное заявление без рассмотрения со ссылкой на непредставление документов, подтверждающих факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных платежей по спорной декларации.
Не согласившись с решением таможни, посчитав его не соответствующим требованиям действующего законодательства и нарушающим права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что в нарушение пункта 3 части 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ общество не представило с вышеуказанным заявлением документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных платежей, в связи с чем, у таможни отсутствовали правовые основания для рассмотрения заявления общества и принятия по существу решения о возврате уплаченных заявителем таможенных платежей.
Исследовав материалы дела, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, заслушав в судебном заседании представителя общества, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что решение не подлежит отмене или изменению на основании следующего:
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 89 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее по тексту - ТК ТС, Кодекс) излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Согласно абзацу 1 статьи 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей, сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов, сумм авансовых платежей либо таможенному органу которого представлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
По правилам части 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника).
Согласно пункту 3 части 2 этой же статьи к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов.
При отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления (часть 4 статьи 147 Закона N 311-ФЗ).
Как подтверждается материалами дела, в качестве основания для обращения в таможню с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 144.513 рублей 79 копеек послужило несогласие с уплатой таможенных пошлин, налогов вследствие корректировки таможенной стоимости ввезенных товаров по ДТ N 10714040/061114/0046527.
Учитывая, что заявление общества о возврате излишне уплаченных таможенных платежей в спорном размере было оставлено таможней без рассмотрения, основанием для обращения в арбитражный суд за защитой нарушенного права также послужила позиция декларанта о незаконности решения о корректировке таможенной стоимости товаров по спорной декларации.
В этой связи, принимая во внимание, что решение по таможенной стоимости по указанной декларации не было предметом судебного или ведомственного контроля, судебная коллегия считает, что рассмотрение вопроса о наличии оснований для возврата излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 144.513 рублей 79 копеек находится во взаимосвязи с выяснением вопроса о законности решения о корректировке таможенной стоимости товаров, повлекшего доначисление спорных таможенных платежей.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 64 ТК ТС, таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза", ратифицированного Федеральным законом от 22.12.2008 N 258-ФЗ (далее по тексту - Соглашение об определении таможенной стоимости, Соглашение), основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 Соглашения об определении таможенной стоимости.
Согласно пункту 1 статьи 4 данного Соглашения таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию таможенного союза.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца (пункт 2 статьи 4 Соглашения).
По правилам пункта 4 статьи 65 ТК ТС заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации. Аналогичная норма содержится в пункте 3 статьи 2 Соглашения об определении таможенной стоимости товара.
По условиям статьи 66 ТК ТС таможенному органу в рамках проведения таможенного контроля предоставлено право осуществления контроля таможенной стоимости товаров, по результатам которого в соответствии со статьей 67 ТК ТС таможенный орган принимает решение о принятии заявленной таможенной стоимости товаров либо решение о ее корректировке.
Порядок осуществления контроля таможенной стоимости товаров установлен Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров" (далее по тексту - Решение N 376).
По правилам пункта 1 статьи 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Перечень документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров, установлен Приложением 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденному Решением N 376 (далее по тексту - Перечень документов).
Материалами дела установлено, что декларантом представлены в таможенный орган все имеющиеся у него в силу делового оборота документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров, задекларированных по декларации на товары N 10714040/061114/0046527.
Анализ имеющихся в материалах дела документов показывает, что согласно приложению N 226-2 от 11.06.2014 к контракту и инвойсу N 2014RJ001-2 стороны договорились о количестве и общей стоимости поставляемого товара на сумму 14.490 долларов США.
Указанная обществом в графах 22, 42 спорной декларации стоимость товаров совпадает с ценой, указанной в коммерческих документах, и, как следствие, с ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате продавцу, согласно формулировке статьи 4 Соглашения об определении таможенной стоимости.
Положения контракта, приложений к нему и инвойса подтверждали цену сделки, содержали сведения о наименовании, количестве и фиксированной цене товара, согласованных между сторонами внешнеэкономической сделки. Доказательств недостоверности указанных документов либо заявленных в них сведений таможней суду не представлено.
Кроме того, учитывая условие поставки FOB Shekou, в целях определения таможенной стоимости товаров на основании пункта 3 статьи 5 Соглашения об определении таможенной стоимости к стоимости сделки обществом были произведены дополнительные начисления на сумму расходов по доставке товара в размере 83.914 рублей 68 копеек (1.890 долларов США по курсу пересчета 44,3993 рубля за 1 доллар США).
Величина транспортных расходов подтверждена контрактом на организацию перевозки грузов морским транспортом N 10 от 01.01.2011, инвойсом за фрахт N 205 от 16.10.2014 и включена в структуру таможенной стоимости, что подтверждается ДТС-1.
Факт перемещения указанного в спорной декларации товара и реального осуществления сделки между участниками внешнеторгового контракта таможней не оспаривается. Доказательств наличия каких-либо ограничений и условий, которые могли повлиять на цену сделки при заключении контракта, а также условий, влияние которых не может быть учтено, таможня не представила. Основания невозможности применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами, указанные в части 1 статьи 4 Соглашения, таможенным органом, не установлены.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что документы, представленные декларантом в таможенный орган, содержат достоверные и достаточные сведения, подтверждающие заявленную декларантом таможенную стоимость ввезенного товара. Следовательно, оснований сомневаться в условиях поставки товара и в особенностях, составляющих его стоимость, у таможенного органа не было.
Отклоняя довод таможенного органа, изложенный по тексту решения от 25.12.2014 о корректировке таможенной стоимости товаров, о непредставлении обществом платежных документом по оплате выставленного счета за перевозку, суд апелляционной инстанции исходит из следующего:
В соответствии с подпунктом 42 пункта 15 Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257, в графе 44 "Дополнительная информация/Представленные документы" ДТ указываются сведения о документах, на основании которых заполнена ДТ, подтверждающих заявленные сведения о каждом товаре, указанном в графе 31 ДТ (в том числе и о таможенной стоимости).
Сведения о каждом документе указываются в графе 44 "Дополнительная информация/Представленные документы" ДТ с новой строки с проставлением его кода в соответствии с Классификатором видов документов и сведений, используемых при таможенном декларировании, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 378 (далее по тексту - Классификатор).
Согласно Классификатору под кодом 04032 указываются банковские или иные платежные документы по оплате транспортных расходов, отражающие стоимость перевозки (транспортировки), погрузку, разгрузку или перегрузку товаров.
Как видно из графы 44 ДТ N 10714040/061114/0046527, при декларировании спорных товаров, под кодом 04032 таможенному органу был представлен платежный документ N 22 от 21.10.2014 об оплате фрахта.
Кроме того, из представленного в материалы дела заявления на перевод N 22 от 21.10.2014 следует, что им произведена оплата по договору на организацию перевозки грузов морским транспортом N 10 от 01.01.2011, в соответствии с которым перевозчиком оказаны услуги по морской перевозке контейнера N XINU8185597 на сумму 1.890,00 долларов США. Размер платежа соответствует сумме фрахта, указанной в инвойсе N 205 от 16.10.2014 и в графе 17 ДТС-1.
С учетом изложенного вывод таможенного органа о том, что декларант безосновательно не представил запрошенные таможней платежные документы по оплате выставленного счета за перевозку, судебной коллегией отклоняется как противоречащий материалам дела.
Довод таможни о том, что в инвойсе от 08.10.2014 N 2014RJ001-2 указаны две стоимости за товар - салфетки для лица и рук, в связи с чем данный документ не подтверждает заявленную им таможенную стоимость, коллегия отклоняет, так как, рассмотрев указанный инвойс, приходит к выводу о том, что он содержит все необходимые сведения, в том числе, цену за единицу товара и общую стоимость товаров (14.490 долларов США), которая и была указана в спорной ДТ. При этом доказательств того, что декларантом в таможенный орган при таможенном оформлении товара был представлен инвойс, содержащий иные сведения, в материалы дела таможней не представлено.
Указание таможенного органа на необоснованное непредставление обществом оригиналов документов по декларируемой партии товара, в том числе спецификации и (или) дополнения к контракту, коллегией во внимание не принимается, поскольку декларация на товары была оформлена посредством системы электронного декларирования, и таможне были представлены формализованные электронные копии документов.
Данный способ представления документов соответствует части 4 статьи 183 ТК ТС, следовательно, предоставление не оригиналов, а электронных копий документов основанием для корректировки таможенной стоимости без доказательств того, что заявленные в них сведения о таможенной стоимости недостоверны или недостаточны, являться не может.
Что касается непредставления обществом в ходе дополнительной проверки по спорной ДТ копий дистрибьюторских, дилерских и иных соглашений между продавцом и покупателем, прайс-листов, экспортной декларации, пояснений о влияющих на цену физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров, договоров на поставку оцениваемых, идентичных, однородных товаров для их продажи на единой территории Таможенного союза, то данное обстоятельство также не могло послужить основанием для корректировки заявленной таможенной стоимости по спорным декларациям ввиду того, что данные документы не перечислены в Приложении 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденного Решением N 376.
Соответственно непредставление заявителем дополнительно запрошенных документов, учитывая достаточность представленных декларантом в таможню документов, позволяющих определить заявленную таможенную стоимость товара с учетом выбранного декларантом метода по цене сделки, не повлекло указание недостоверной информации о таможенной стоимости товара, и не является основанием в спорном случае для корректировки таможенной стоимости.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что документы, представленные декларантом в таможенный орган, содержат достоверные и достаточные сведения, подтверждающие заявленную декларантом таможенную стоимость ввезенного товара. Следовательно, оснований сомневаться в условиях поставки товара и в особенностях, составляющих его стоимость, у таможенного органа не было.
В свою очередь выявление с использованием системы управления рисками (СУР) рисков недостоверного декларирования таможенной стоимости по правилам пункта 1 статьи 69 ТК ТС и подпункта 1 пункта 11 Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утвержденного Решением N 376, является основанием для проведения дополнительной проверки, но не названо в нормативных правовых актах в качестве основания для корректировки заявленной таможенной стоимости.
Таким образом, принимая во внимание, что в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что сведения, заявленные в спорной ДТ основаны на недостоверной и документально неподтвержденной информации, и таможня не доказала наличие обстоятельств, препятствующих применению обществом первого метода определения таможенной стоимости, в то время как декларант надлежаще оформленными документами подтвердил правильность определения им таможенной стоимости товара по спорной декларации по первоначально заявленному методу, судебная коллегия приходит к выводу о том, что у таможенного органа отсутствовали основания для корректировки таможенной стоимости ввезенного товара по ДТ N 10714040/061114/0046527.
Соответственно основания для доначисления и уплаты таможенных платежей в сумме 144.513 рублей 79 копеек по названной декларации отсутствовали.
Учитывая, что фактически общество уплатило в бюджет таможенные платежи в большем размере, чем платежи, исчисленные им в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, то указанная сумма является излишне уплаченными таможенными платежами.
Вместе с тем, поскольку таможенные пошлины, налоги исчисляются и уплачиваются на основе сведений, заявленных в таможенной декларации, то возврат плательщику таких платежей не может быть осуществлен произвольно, без соблюдения процедуры по внесению соответствующих изменений в таможенную декларацию.
По правилам пункта 2 статьи 191 ТК ТС внесение изменений и дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров допускается в случаях и порядке, которые определяются решением Комиссии таможенного союза.
Подпунктом "а" пункта 11 Порядком внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержденным Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 (далее по тексту - Порядок N 289, Порядок внесения изменений в ДТ N 289) предусмотрено, что сведения, указанные в ДТ, подлежат изменению и (или) дополнению после выпуска товаров по результатам таможенного контроля или иного вида контроля, осуществляемого таможенными органами в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством государств-членов, проведенного таможенным органом, в том числе в связи с мотивированным обращением декларанта о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, в случае выявления недостоверных сведений о классификации товаров, в том числе влекущих за собой изменение размера исчисленных и (или) подлежащих уплате таможенных, иных платежей.
Согласно пункту 2 названного Порядка при внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, используется корректировка декларации на товары (КДТ).
Внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, после выпуска товаров по инициативе декларанта осуществляется на основании обращения. Обращение составляется в произвольной письменной форме, если иное не установлено настоящим Порядком. В обращении указываются регистрационный номер ДТ, перечень вносимых в нее изменений и (или) дополнений и обоснование необходимости внесения таких изменений и (или) дополнений (пункты 12, 13 Порядка N 289).
В соответствии с пунктом 14 этого же Порядка к обращению прилагаются надлежащим образом заполненная КДТ, ее электронная копия, документы, подтверждающие изменения и (или) дополнения, вносимые в сведения, указанные в ДТ, в том числе документы и (или) сведения, подтверждающие уплату таможенных, иных платежей.
Как установлено подпунктами 8, 9 пункта 10 Инструкции по заполнению формы корректировки декларации на товары, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289, сумма таможенных пошлин, налогов, подлежащих перерасчету, отражается в КДТ в графе 47 "Исчисление платежей" и в графе "В", в том числе с отражением общего размера исчисленных платежей, предыдущей суммы таможенных платежей и разницы начислений по всем товарам, сведения о которых указаны в ДТ, в которую вносятся изменения и (или) дополнения.
Соответственно представленная декларантом форма КДТ отвечает понятию документа, подтверждающего начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату или доплате, обязанность по представлению которого предусмотрена пунктами 2, 3 части 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ. В свою очередь квалификация таможенных платежей как внесенных в бюджет излишне зависит от совершения декларантом действий по изменению соответствующих сведений в декларации на товары после их выпуска, если эти сведения влияют на исчисление таможенных платежей.
Учитывая, что порядок возврата излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей носит заявительный характер, несоблюдение заявителем установленной административной процедуры свидетельствует о том, что у таможенного органа не возникло обязанности по рассмотрению заявления общества о возврате спорных денежных средств по существу.
Как следует из решения таможни, оформленного письмом от 07.12.2015 N 13-05/42772, таможенный орган осуществил возврат заявления общества без рассмотрения, мотивировав его непредставлением документов, подтверждающих факт излишней уплаты (взыскания) таможенных платежей, налогов.
Таким образом, в указанном решении таможенного органа содержится мотивированное законное объяснение оставления заявления общества без рассмотрения.
Кроме того, как разъяснено в пункте 29 Постановления Пленума ВС РФ от 12.05.2016 N 18, исходя из положений части 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ и пункта 2 статьи 191 ТК ТС, заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей подлежит рассмотрению, если одновременно с его подачей или ранее декларантом было инициировано внесение соответствующих изменений в декларацию на товары и в таможенный орган представлены документы, подтверждающие необходимость внесения таких изменений.
Из материалов дела усматривается, что общество не обращалось в таможенный орган с заявлением о внесении изменений в сведения, указанные в спорной декларации в части таможенных платежей, подлежащих уплате, а также не представляло КДТ об изменении соответствующих граф спорной декларации и о перерасчете таможенных платежей в сторону уменьшения.
Таким образом, доводы заявителя жалобы о соблюдении им порядка возврата излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей, установленного статьей 147 Закона N 311-ФЗ, не нашли подтверждение материалами дела.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в рассматриваемом случае внесение соответствующих изменений в спорную декларацию декларантом инициировано не было, и в таможенный орган обществом не представлялись документы, подтверждающие необходимость внесения таких изменений, учитывая также факт несоблюдения декларантом положений части 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ, коллегия приходит к выводу о том, что отказ таможенного органа в возврате денежных средств, оформленный решением от 07.12.2015 N 13-05/42772, соответствует действующему законодательству и не нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Делая данный вывод, коллегия также отмечает, что общество не утратило право на повторное обращение с заявлением о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей в пределах сроков, установленных статьей 147 Закона N 311-ФЗ, представив таможенному органу необходимые документы.
Поскольку в удовлетворении заявленных требований отказано, то у суда первой инстанции обоснованно отсутствовали основания восстановления прав последнего путем обязания таможенный орган возвратить спорные денежные средства в сумме 144.513 рублей 79 копеек.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого судебного акта, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований и в возмещении судебных издержек по оплате услуг представителя.
Выводы арбитражного суда по настоящему делу соответствует нормам материального права и имеющимся в материалах дела доказательствам. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы относятся судом на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 31.05.2016 по делу N А51-4568/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
С.В.ГУЦАЛЮК
Судьи
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
И.С.ЧИЖИКОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)