Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 17.03.2016 N 56-АД16-3

Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию.

Разделы:
Таможенное декларирование и оформление; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 марта 2016 г. N 56-АД16-3


Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу защитника ООО "Торговый дом "РФП" Мамаевой К.А., действующей на основании доверенности в интересах ООО "Торговый дом "РФП", на вступившие в законную силу постановление судьи Уссурийского районного суда Приморского края от 24 февраля 2015 г., решение судьи Приморского краевого суда от 8 июня 2015 г. и постановление заместителя председателя Приморского краевого суда от 21 октября 2015 г., вынесенные в отношении ООО "Торговый дом "РФП" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением судьи Уссурийского районного суда Приморского края от 24 февраля 2015 г., оставленным без изменения решением судьи Приморского краевого суда от 8 июня 2015 г. и постановлением заместителя председателя Приморского краевого суда от 21 октября 2015 г., ООО "Торговый дом РФП" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, - 93 374 рубля 44 копейки.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник Мамаева К.А. просит об отмене постановлений, вынесенных в отношении ООО "Торговый дом РФП" по настоящему делу об административном правонарушении, ссылаясь на их незаконность.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 данного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Ответственность, предусмотренная данной нормой, наступает за недекларирование товаров, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть (не заявляется часть однородного товара либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре или к таможенному оформлению представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации).
В силу статей 150, 179, 181 Таможенного кодекса Таможенного союза товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю и декларированию.
Статьей 179 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с названным Кодексом. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.
В соответствии со статьей 181 Таможенного кодекса Таможенного союза в представляемой таможенному органу таможенной декларации указываются перечисленные в данной норме сведения о товарах, их таможенном режиме и иные необходимые для таможенных целей сведения.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 181 Таможенного кодекса Таможенного союза к сведениям о товарах, подлежащим указанию в таможенной декларации, относятся: наименование; описание; классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности; наименование страны происхождения; наименование страны отправления (назначения); описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера); количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения; таможенная стоимость; статистическая стоимость.
В соответствии с Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 257, в графах 31, 33, 35, 38 таможенной декларации указывается точное описание декларируемых товаров: наименование, код товаров, количество и вес, а также их технические и основные коммерческие характеристики, которые позволяют идентифицировать декларируемые товары для таможенных целей.
В силу статьи 187 Таможенного кодекса Таможенного союза декларанту предоставлено право при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, осматривать, измерять и выполнять грузовые операции с товарами, находящимися под таможенным контролем.
Как следует из материалов дела, 22 мая 2014 г. ООО "Торговый дом РФП" на Лесозаводский таможенный пост подана декларация на товары N <...>, по которой задекларирован товар - пиловочник березовый (береза ребристая желтая "Betula Costata") неокоренный, не брусованный, не обработанный консервантом, 3 сорт, ГОСТ 9462-88; балансы березовые неокоренные, не брусованные, не обработанные консервантом, 1 - 3 сорт, общим объемом с учетом фактической длины и коры - 129,51 м{\super 3.
В рамках профиля риска в период с 25 по 26 июня 2014 г. в ПЗТК ст. Гродеково проведен 100% таможенный досмотр товаров, задекларированных в таможенной декларации на товары N <...>, в ходе которого определен фактический объем лесоматериалов, составивший с учетом коры и фактической длины 139,8 м{\super 3 +/- 11,2 м{\super 3 и без коры с учетом номинальной длины 128,1 м{\super 3 +/- 10,2 м{\super 3, в количестве 191 бревна. По результатам досмотра составлен акт таможенного досмотра N <...>.
В ходе таможенного контроля были выявлены расхождения сведений, указанных в таможенной декларации на товары N <...>, с фактическими сведениями, полученными в результате таможенного досмотра. Перемещаемый объем (с учетом коры и фактической длины) лесоматериалов превысил заявленный в декларации на 10,29 м{\super 3.
Согласно заключению товароведческой экспертизы, проведенной экспертом Экспертно-криминалистической службы - регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления г. Владивосток, от 26 сентября 2014 г. N 06/526/2014 стоимость товаров, явившихся предметами административного правонарушения, составляет 46 687, 22 рублей.
По данному факту в отношении ООО "Торговый дом РФП" возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам проведения административного расследования в отношении ООО "Торговый дом РФП" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Недекларирование по установленной форме лесоматериалов, объемом 10,29 м{\super 3, подлежащих декларированию, подтверждается собранными по делу доказательствами: определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (т. 1, л.д. 1 - 3), копией таможенной декларации на товары N <...> (т. 1, л.д. 7 - 9), служебной запиской о проведении таможенного досмотра (т. 1, л.д. 14), поручением на досмотр (т. 1, л.д. 15), актом таможенного досмотра (т. 1, л.д. 19 - 22), протоколом выполнения измерений объемов партии товара (т. 1, л.д. 23 - 28), копией свидетельства о поверке (т. 1, л.д. 43), заключением товароведческой экспертизы (т. 1, л.д. 88 - 89), протоколами опросов свидетелей (т. 1, л.д. 48 - 51), протоколом об административном правонарушении (т. 2, л.д. 1 - 7) и иными материалами дела, которым дана оценка с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, общество обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, его действия квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами таможенного законодательства Таможенного союза и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Довод жалобы о том, что в материалах дела отсутствуют достаточные данные, указывающие на наличие в действиях общества состава вмененного административного правонарушения, выявленное таможенным органом расхождение объемов лесоматериалов - 10,29 м{\super 3, послужившее основанием для привлечения общества к административной ответственности, находится в пределах допустимой абсолютной погрешности, определенной таможенным органом в числовом значении +/- 11,2 м{\super 3, не влечет отмену состоявшихся по делу судебных актов.
Как следует из материалов дела, таможенный досмотр товара осуществлялся посредством метода поштучного измерения всех бревен, их объем рассчитан, исходя из установленных фактических размеров, с использованием таблиц объемов ГОСТ 2708-75 "Лесоматериалы круглые. Таблицы объемов" (далее - ГОСТ 2708-75) по методике ФР.1.27.2011.10631 "Поштучное измерение объема круглых лесоматериалов с использованием средств измерений геометрических величин. Методика измерений объема партии круглых лесоматериалов с применением таблиц объемов при проведении таможенных операций и таможенного контроля", разработанной по заказу Федеральной таможенной службы ЗАО "Южполиметалл-Х" (далее - методика ФР.1.27.2011.10631). Рассчитанный объем товара установлен, как превышающий объем, указанный в таможенной декларации.
Согласно материалам дела объем задекларированных материалов определен декларантом по той же методике.
Методика измерений представляет собой установленную совокупность операций и правил при измерении, выполнение которых обеспечивает получение результатов измерений с гарантированной точностью в соответствии с принятым методом (подпункт 3.1 пункта 3 методики ФР.1.27.2011.10631).
Показателем точности измерений является установленная характеристика точности любого результата измерений, полученного при соблюдении требований и правил данной методики измерений (подпункт 3.3 пункта 3 методики ФР.1.27.2011.10631).
В качестве показателя точности методики измерений использованы характеристики погрешности (отклонения результата измерения от истинного (действительного) значения измеряемой величины) измерений.
Согласно установленным пунктом 4 методики ФР.1.27.2011.10631 требованиям к показателям точности измерений границы интервала относительной погрешности измерений плотного (номинального) и фактического объемов партии бревен (при количестве бревен в партии от 50 шт. и более) при поштучном измерении соответствующих объемов бревен входящих в партию с применением таблиц объемов 1 и 4 ГОСТ 2708 с вероятностью 0,95 не превышают +/- 8%.
При этом предел воспроизводимости результатов измерений одной и той же партии бревен с вероятностью 0,95 не превышает 2%.
Воспроизводимостью является относительная величина разности между результатами двух измерений одной и той же партии бревен, она обусловлена инструментальной погрешностью применяемых средств измерений, погрешностью оператора и внешними условиями и вычисляется по формуле (4) настоящей методики.
Условия воспроизводимости изложены в разделе 14 методики ФР.1.27.2011.10631, согласно которым, если полученное значение воспроизводимости превышает 2,0%, то выясняют причину полученного расхождения путем анализа значений измеренных параметров бревен, внесенных в протоколы по форме обязательного приложения В настоящей методики.
Когда в результате анализа выяснены причины выхода показателя воспроизводимости за нормированное значение, может быть принято решение о принятии в качестве окончательного результата измерения соответствующего объема партии бревен, полученного при выполнении измерений без выявленных ошибок.
В случае, когда причины выхода показателя воспроизводимости за нормированное значение не выяснены, может быть принято решение о том, что результат измерений соответствующего объема партии бревен, полученный при повторных (совместных) измерениях, является окончательным.
Выявленное расхождение, рассчитанное таможенным органом в соответствии с ГОСТ 2708-75 и указанной методикой, составляет 7,4%, что превышает предел воспроизводимости результатов измерений одной и той же партии бревен 2%.
Причины выхода показателя воспроизводимости за предельное значение по итогам таможенного досмотра не установлены, сведений о нарушениях определения объема лесоматериалов не имеется.
При этом согласно акту таможенного досмотра представители ООО "Торговый дом РФП" Павлов А.Н., Мищук Е.А. были согласны с результатами измерений, что удостоверено их подписями в акте.
В целях выяснения причин полученного расхождения на основании определения должностного лица Уссурийской таможни от 6 августа 2014 г. у ООО "Торговый дом РФП" был истребован протокол выполнения измерений объема партий лесоматериалов, составленный при определении объема партий товара, задекларированного в таможенной декларации, и итоговый лист. Однако данные документы ООО "Торговый дом РФП" представлены не были. Выяснить причины выхода значения воспроизводимости за нормированное значение не представилось возможным.
При таких обстоятельствах таможенным органом обоснованно принято решение о признании результатов измерений, полученных в ходе таможенного досмотра, окончательными.
В силу пункта 1.4 методики ФР.1.27.2011.10631 результаты измерений объемов партии бревен, полученные при соблюдении всех регламентированных процедур, приведенных в данной методике, могут служить доказательной базой при разрешении возникающих разногласий об объеме партии бревен между сторонами, как в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, так и вне указанной сферы.
С учетом изложенного судебные инстанции пришли к правильному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении ООО "Торговый дом РФП" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено ООО "Торговый дом РФП" в пределах, установленных санкцией части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены в порядке, установленном статьями 30.6, 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответственно, доводы жалоб, имеющие правовое значение для дела, получили надлежащую оценку.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

постановил:

постановление судьи Уссурийского районного суда Приморского края от 24 февраля 2015 г., решение судьи Приморского краевого суда от 8 июня 2015 г. и постановление заместителя председателя Приморского краевого суда от 21 октября 2015 г., вынесенные в отношении ООО "Торговый дом "РФП" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника ООО "Торговый дом "РФП" Мамаевой К.А., действующей на основании доверенности в интересах ООО "Торговый дом "РФП", - без удовлетворения.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.П.МЕРКУЛОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)