Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.11.2017 N 13АП-24641/2017 ПО ДЕЛУ N А56-29639/2017

Разделы:
Таможенные процедуры и режимы; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 ноября 2017 г. N 13АП-24641/2017

Дело N А56-29639/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 30 ноября 2017 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Толкунова В.М.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Верещагиным С.О.
при участии:
от заявителя: Кузьмин С.В., по доверенности от 23.05.2017
от заинтересованного лица: Селезнева А.С., по доверенности от 30.12.2016
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24641/2017) Санкт-Петербургской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.08.2017 по делу N А56-29639/2017 (судья Анисимова О.В.), принятое
по заявлению ООО "ЮПМ-КЮММЕНЕ"
к Санкт-Петербургской таможне
о признании незаконным бездействия
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ЮПМ-КЮММЕНЕ" (далее - заявитель, Общество, ООО "ЮПМ-КЮММЕНЕ") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Санкт-Петербургской таможни (далее - Таможня, таможенный орган), выразившегося в непринятии мер по внесению изменений в декларации на товары (далее - ДТ) N N 10210050/010914/0012567, 10210050/010914/0012569, 10210050/020914/0012674, 10210050/020914/0012675, 10210050/020914/0012688 и невозврате излишне уплаченных сумм таможенных платежей, а также обязании Таможни устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем возврата излишне уплаченных сумм таможенных платежей в размере 215 518 руб. 77 коп.
Решением суда от 04.08.2017 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе таможенный орган указав, что положения Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) имеют преимущественную силу над иными положениями таможенного законодательства Таможенного союза, а также полагая неправомерным отказ суда в привлечении в качестве третьего лица, без самостоятельных требований относительно предмета спора Минэкономразвития РФ, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель Общества против удовлетворения апелляционной жалобы возразил по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество на основании внешнеторгового контракта от 06.02.2012 N 2012-06-IC ввезло на территорию Таможенного союза товар - "бумага", представив в Таможню следующие ДТ N N 10210050/010914/0012567, 10210050/010914/0012569, 10210050/020914/0012674, 10210050/020914/0012675, 10210050/020914/0012688, в графе 33 которых указало коды: 4810199000 и 48101138009 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенного союза (далее - ТН ВЭД).
Выпуск товара для внутреннего потребления был разрешен таможенным органом 01.09.2014 и 02.09.2014.
При оформлении ДТ и расчете подлежащих уплате таможенных пошлин в отношении товара был применен 10% размер ставки ввозной таможенной пошлины, установленный Единым таможенным тарифом Таможенного союза, утвержденным решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 (далее - ЕТТ ТС).
Впоследствии, полагая, что 10% ставка таможенной пошлины в отношении товара была применена в нарушение Протокола "О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15.04.1994" (вступил в силу 22.08.2012 на основании Федерального закона от 21.07.2012 N 126-ФЗ (далее - Протокол), Общество подало в таможенный орган заявление (исх. N 81 от 23.03.2017) о возврате излишне уплаченных по ДТ сумм таможенных платежей в общем размере 215 518 руб. 77 коп. и одновременно обращение (исх. N 80 от 23.03.2017) о внесении изменений (корректировки) в сведения, содержащиеся в графах: "45а, 47, В" указанных ДТ.
Общество указало, что излишняя уплата таможенных платежей по указанным ДТ произошла в связи с несоответствием размера примененной при таможенном оформлении 10% ставки ввозной таможенной пошлины на товары по кодам 4810199000 и 48101138009 ТН ВЭД размеру подлежащей применению 5% ставки ввозной таможенной пошлины, установленной Протоколом.
В ходе рассмотрения заявления Общества таможенным органом установлено, что в нарушение требований, предусмотренных частью 2 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ), ООО "ЮПМ-Кюммене" не представлен документ, подтверждающий факт излишней уплаты.
Письмом от 04.04.2017 исх. N 19-24/10314 таможенный орган проинформировал заявителя о том, что в связи с непредставлением части документов, регламентированных частью 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ, заявление Общества о возврате излишне уплаченных или взысканных сумм таможенных платежей по спорным ДТ оставлено без рассмотрения. Кроме того, указанным письмом таможенный орган сообщил, что факт излишней уплаты таможенных платежей по спорным ДТ не установлен.
Не согласившись с бездействием Таможни по внесению изменений в ДТ и возврату излишне уплаченных таможенных платежей, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 77 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом, если иное не предусмотрено Таможенным кодексом Таможенного союза и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза. Ставки для исчисления ввозных таможенных пошлин устанавливаются ЕТТ ТС.
22.08.2012 вступил в силу Протокол от 16.12.2011 "О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15.04.1995", ратифицированный Федеральным законом от 21.07.2012 N 126-ФЗ "О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г." и установивший обязательства Российской Федерации, взятые в качестве условия ее присоединения к Всемирной торговой организации (далее также - ВТО).
Согласно Протоколу присоединения ввозная таможенная ставка на мелованную бумагу и картон (код ТН ВЭД 4810923000 и 4810138009) на территории России должна составлять 5%.
Согласно п. 1 ст. 1 Договора от 19.05.2011 "О функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы", ратифицированного Федеральным законом от 19.10.2011 N 282-ФЗ "О ратификации Договора о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы", с даты присоединения любой из сторон к ВТО положения соглашения ВТО, как они определены в протоколе о присоединении этой стороны к ВТО, включающем обязательства, взятые в качестве условия ее присоединения к ВТО и относящиеся к правоотношениям, полномочия по регулированию которых в рамках Таможенного союза делегированы сторонами органам Таможенного союза, и правоотношениям, урегулированным международными соглашениями, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, становятся частью правовой системы Таможенного союза.
В силу пункта 2 статьи 1 Договора с момента присоединения стороны к ВТО ставки ЕТТ ТС не будут превышать ставки импортного тарифа, предусмотренные Перечнем уступок и обязательств по доступу на рынок товаров, являющимся приложением к Протоколу о присоединении этой стороны к ВТО, за исключением случаев, предусмотренных соглашением ВТО.
Из пункта 1 статьи 2 Договора также следует, что стороны примут меры для приведения правовой системы Таможенного союза и решений его органов в соответствие с соглашением ВТО, как это зафиксировано в протоколе о присоединении каждой из сторон, включая обязательства каждой стороны, принятые в качестве одного из условий ее присоединения к ВТО. До того как эти меры приняты, положения соглашения ВТО, включая обязательства, принятые сторонами в качестве условий их присоединения к ВТО, имеют приоритет над соответствующими положениями международных договоров, заключенных в рамках Таможенного союза, и решений, принятых его органами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Договора права и обязательства, вытекающие из Соглашения ВТО, как они определены в протоколах о присоединении каждой из сторон к ВТО, включая обязательства, взятые в качестве условия присоединения стороны к ВТО, которые становятся частью правовой системы Таможенного союза, не подлежат отмене или ограничению по решению органов Таможенного союза, включая Суд ЕврАзЭС, или международным договором, заключенным между Сторонами.
Согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Аналогичные положения содержатся в пунктах 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" (далее - Закон N 101-ФЗ).
Из пункта 2 статьи 3 названного Закона следует, что международные договоры Российской Федерации заключаются с иностранными государствами, а также с международными организациями и иными образованиями от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти или уполномоченных организаций (договоры межведомственного характера).
В статье 6 Закона N 101-ФЗ предусмотрено выражение согласия Российской Федерации на обязательность для нее международного договора, которое может выражаться путем подписания договора; обмена документами, образующими договор; ратификации договора; утверждения договора; принятия договора; присоединения к договору; применения любого другого способа выражения согласия, о котором условились договаривающиеся стороны (пункт 1).
Соглашением ВТО предусмотрена лишь возможность освобождения члена ВТО от обязательств в исключительных случаях по просьбе самого члена ВТО и на основании решения Конференции министров, но не возможность невыполнения принятых членами ВТО обязательств.
Исходя из толкования приведенных нормативных положений и обстоятельств, применение ставки ввозной таможенной пошлины к товару 10% не соответствует действовавшим в период ввоза международным договорам Российской Федерации и нормам таможенного законодательства Таможенного союза.
В соответствии со статьей 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с ТК ТС и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов таможенного союза (статья 90 ТК ТС).
В соответствии с пунктом 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника).
Заявление и прилагаемые к нему документы (указанные в части 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ) подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
В силу части 4 статьи 147 Закона N 311-ФЗ при отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 названной статьи.
По смыслу данной нормы закона во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 191 ТК ТС, квалификация таможенных платежей как внесенных в бюджет излишне зависит от совершения декларантом действий по изменению соответствующих сведений в ДТ после их выпуска, если эти сведения влияют на исчисление таможенных платежей.
Исходя из данных положений, заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей подлежит рассмотрению, если одновременно с его подачей или ранее декларантом было инициировано внесение соответствующих изменений в ДТ и в таможенный орган представлены документы, подтверждающие необходимость внесения таких изменений.
Как видно из материалов дела, при подаче заявления о возврате излишне уплаченных платежей Общество к заявлению приложило, в том числе, копии платежных поручений N 06337 от 30.07.2014, N 06980 от 21.08.2014, 07117 от 25.08.2014, N 290 от 29.08.2014, подтверждающих уплату таможенных платежей, подлежащих возврату; копии ДТ, подтверждающих начисление таможенных платежей, подлежащих возврату. К обращению от 23.03.2017 в таможенный орган Обществом были приложены следующие документы: корректировки ДТ (далее - КДТ1), подтверждающие факт излишней уплаты таможенных платежей (в электронном виде в формате xml и на бумажном носителе в двух экземплярах каждая КДТ1).
Каких-либо споров или разногласий по заявленным в ДТ кодам между Обществом и таможенным органом не имеется.
Обществом было представлено заявление о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов в Таможню. Заявителем было инициировано внесение соответствующих изменений в ДТ и в таможенный орган представлены документы, подтверждающие необходимость внесения таких изменений. Вопреки доводам Таможни, представление КДТ без соответствующих отметок таможенного органа не могло являться основанием для оставления заявления без рассмотрения.
Принимая во внимание, что законодательством Российской Федерации о таможенном деле не установлен иной срок возврата таможенных платежей в связи с обращением декларанта об изменении сведений, отраженных в декларации на товары, судам следует исходить из того, что заявление о возврате должно быть исполнено таможенным органом не позднее предусмотренного частью 6 статьи 147 Закона о таможенном регулировании срока, составляющего один месяц с момента подачи заявления.
Приложенные к заявлению и обращению документы (включая и формы КДТ1) свидетельствуют об одновременном инициировании Обществом в отношениях с таможенным органом внесения соответствующих изменений в ДТ. Отсутствие на КДТ1 соответствующей отметки таможенного органа не препятствовало проведению таможней проверки изложенных в декларациях сведений.
Кроме того, в письме (исх. N 19-24/10319 от 04.04.2017) таможенный орган фактически признал инициирование Обществом обращения в таможенный орган о внесении изменений в ДТ.
Списание денежных средств в счет уплаты таможенных пошлин произведено таможенным органом в день оформления ДТ - 01.09.2014 и 02.09.2014. Таким образом, установленный Законом N 311-ФЗ трехлетний срок для подачи заявления о возврате излишне уплаченных таможенных платежей пропущен не был.
Спора по определению суммы возврата таможенных платежей не имеется. Иных законных препятствий к возврату по статье 147 Закона N 311-ФЗ судом не установлено. Неопределенности в идентификации платежных документов, оснований и суммы возврата Таможня не обосновывает, в этой связи суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы о привлечении Минэкономразвития РФ в качестве третьего лица явились предметом рассмотрения судом первой инстанции, суд пришел к правомерному выводу о том, что принятый судебный акт не может повлиять на права или обязанности Министерства экономического развития Российской Федерации по отношению к ООО "ЮПМ-КЮММЕНЕ" или Таможне.
Таким образом, решение суда является правильным, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем оснований для отмены либо изменения решения суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием к отмене судебного акта, не установлено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 176, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.08.2017 по делу N А56-29639/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
В.М.ТОЛКУНОВ
Судьи
И.Б.ЛОПАТО
А.Б.СЕМЕНОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)