Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.12.2015 N 10АП-15164/2015 ПО ДЕЛУ N А41-43584/15

Разделы:
Таможенное декларирование и оформление; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2015 г. по делу N А41-43584/15


Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 декабря 2015 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.
судей Диаковской Н.В., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Белкиным Н.А.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью "Ай Си Эл Групп" - извещено, представитель не явился,
от Минераловодской таможни - извещена, представитель не явился.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ай Си Эл Групп"
на решение Арбитражного суда Московской области от 02.11.2015 по делу N А41-43584/15, принятое судьей Гейц И.В.,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Ай Си Эл Групп" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Минераловодской таможни (далее - таможня) от 12.05.2015 по делу об административном правонарушении N 10802000-1087/2014, которым общество было привлечено к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административной правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде 110 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Московской области от 02.11.2015 в удовлетворении требования отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В отзыве на апелляционную жалобу таможня возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Между индивидуальным предпринимателем Адаловым А.Д. и обществом заключен договор от 29.05.2012 N МХЛ/115/12 по организации таможенного оформления товаров, поступивших в адрес предпринимателя.
С целью осуществления таможенных операций общество 24.07.2013 подало таможню ДТ N 10802070/240713/0003130 на товар - настенные покрытия - обои, тисненные в рулонах, покрытие с одной стороны рельефным полимером с содержанием флизелина (с содержанием целлюлоз, волокон 70-75%), изготовлены в 2013 году.
В ходе проведения таможенного контроля рассмотрен вопрос о необходимости подтверждения соответствия установленным требованиям поступившего в адрес предпринимателя товара.
В качестве документа подтверждающего соблюдение запретов и ограничений к ДТ N 10802070/240713/0003130 представлена декларация о соответствии требованиям обязательной сертификации в системе от 25.12.2012 ГОСТ Р-РОСС UA.АИ14.Д06234 со сроком действия до 24.12.2015, а также сертификат соответствия требованиям технического регламента о пожарной безопасности от 02.06.2011 N C-UA.ПБ09.B.00060 со сроком действия до 01.06.2016.
В ходе проведения таможенного контроля установлено, что предприниматель подал в орган по сертификации АНО "Пожарные Подмосковья" заявку от 12.05.2011 N 92/3-ТР на проведение работ по подтверждению соответствия (сертификации) продукции требованиям пожарной безопасности.
На основании поступившей из Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России информации (письмо ФТС России от 29.05.2014 N 14-82/24797) установлено, что сертификат соответствия требованиям технического регламента о пожарной безопасности от 02.06.2011 N C-UA.ПБ09.B.00060, с 12.09.2012 значится в Едином реестре сертификатов соответствия, размещенном на официальном сайте Росаккредитации, со статусом "аннулирован".
С целью установления факта аннулирования сертификата соответствия N C-UA.ПБ09.B.00060, таможня направила запрос в орган по сертификации АНО "Пожарные Подмосковья".
Как следует из ответа органа по сертификации АНО "Пожарные Подмосковья", после получения всех необходимых документов от предпринимателя, сертификат был оформлен. Экземпляр в виде копии сертификата направлен предпринимателю по электронному адресу, указанному предпринимателем в заявке от 12.06.2011 N 92/3-ТР. Оригинал сертификата предприниматель в органе по сертификации не получал.
Проведение инспекционного контроля за сертифицированной продукцией в соответствии с графиком было запланировано на июнь 2012 года.
С июня по сентябрь 2012 года держателю сертификата на электронную почту периодически направлялись письма о необходимости проведения инспекционного контроля, совершались телефонные звонки по указанному предпринимателем телефонному номеру, но ответы не поступали.
В связи с непредставлением возможности проведения инспекционного контроля за сертифицированной продукцией в сроки, установленные аккредитованным органом по сертификации, 12.09.2012 на основании решения принятого АНО "Пожарные Подмосковья" от 12.09.2012 N 60 сертификат соответствия требованиям технического регламента о пожарной безопасности N C-UA.ПБ09.В.00060 был аннулирован.
В ходе полученного от сотрудника органа по сертификации АНО "Пожарные Подмосковья" объяснения установлено, что органом предпринимались меры по доведению информации об отмене действия сертификата соответствия N C-11A.ПБ09.В.00060 по каналам связи указанным предпринимателем в заявке на сертификацию (адрес регистрации, электронная почта, номер телефона). Взамен аннулированного сертификата соответствия от 02.06.2011 N C-UA.ПБ09.B.00060 другой сертификат соответствия предпринимателю не выдавался.
По факту представления таможне с ДТ N 10802070/240713/0003130 аннулированного сертификата соответствия таможня 29.04.2015 составила в отношении общества протокол об административном правонарушении и 12.05.2015 вынесла постановление N 10802000-1087/2014 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, в виде 110 000 рублей.
Отказывая обществу в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене названного постановления таможни, суд первой инстанции признал доказанным наличие в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, порядок привлечения его к административной ответственности - соблюденным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ установлено ответственность за заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений.
Объектом правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, является установленный порядок декларирования товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза.
Объективную сторону состава данного правонарушения образует противоправное действие лица, заключающееся в заявлении недостоверных сведений о товарах либо представлении недействительных документов, если такие сведения или документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативно-правовыми актами РФ, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений.
Субъектом данного административного правонарушения является декларант или таможенный представитель (в рассматриваемом случае - общество).
Субъективная сторона данного правонарушения выражается в виновном действии лица, повлекшем несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативно-правовыми актами Российской Федерации изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений.
Согласно пункту 1 статьи 179 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Таможенный кодекс) товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу части 1 статьи 15 Таможенного кодекса при совершении таможенных операций таможенный представитель обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами.
На основании части 7 статьи 190 Таможенного кодекса с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
В соответствии с положениями пунктов 15 и 17 Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257, в графе 54 основного и в строке под графами добавочных листов декларации на товары (ДТ) лицо, составившее ДТ, проставляет свою подпись, дату составления ДТ и удостоверяет сведения, заявленные в ДТ, проставлением печати декларанта или таможенного представителя.
Следовательно, за достоверность заявленных в таможенной декларации сведений отвечает лицо, ее составившее.
В соответствии со статьей 183 Таможенного кодекса подача таможенной декларации (а равно заявления) должна сопровождаться представлением в таможенный орган следующих документов: документов, подтверждающих полномочия лица, подающего таможенную декларацию; документов, подтверждающих совершение внешнеэкономической сделки, а в случае отсутствия внешнеэкономической сделки - иных документов, подтверждающих право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, а также и иных коммерческих документов, имеющихся в распоряжении декларанта; транспортных (перевозочных) документов; документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений; документов, подтверждающих соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер; документов, подтверждающих страну происхождения товаров в случаях, предусмотренных Таможенным кодексом; документов, на основании которых был заявлен классификационный код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности; документов, подтверждающих уплату и (или) обеспечение уплаты таможенных платежей; документов, подтверждающих право на льготы по уплате таможенных платежей, на применение полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с таможенными процедурами, установленными настоящим Кодексом, либо на уменьшение базы (налоговой базы) для исчисления таможенных пошлин, налогов; документов, подтверждающих изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов; документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров и выбранный метод определения таможенной стоимости товаров; документа, подтверждающего соблюдение требований в области валютного контроля, в соответствии с валютным законодательством государств - членов таможенного союза; документа о регистрации и национальной принадлежности транспортного средства Международной перевозки - в случае перевозки товаров автомобильным транспортом при их помещении под таможенную процедуру таможенного транзита.
При этом согласно части 1 статьи 186 Таможенного кодекса декларантами могут быть лица государства - члена таможенного союза: заключившее внешнеэкономическую сделку либо от имени (по поручению) которого эта сделка заключена; имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами - при отсутствии внешнеэкономической сделки.
В силу статьи 189 Таможенного кодекса декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза за неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 188 Таможенного кодекса, а также за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, в том числе при принятии таможенными органами решения о выпуске товаров с использованием системы управления рисками.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25.12.2012 N 294 утверждено Положение о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза (далее - Положение).
Согласно подпункту "в" пункта 3 Положения к документам, удостоверяющим соответствие продукции (товаров) обязательным требованиям, наряду с другими относятся: сертификат соответствия, декларация о соответствии, предусмотренные законодательством государства-члена, на территории которого продукция (товары) помещается под таможенные процедуры.
Под декларированием соответствия Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании) понимает форму подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов.
В соответствии с абзацем 6 статьи 2 Закона о техническом регулировании декларация о соответствии - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов; сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров; сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Закона о техническом регулировании для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии со статьей 30 Закона о техническом регулировании. Представление указанных документов не требуется в случае помещения продукции под таможенную процедуру отказа в пользу государства.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Положения к продукции (товарам), ввозимой (ввезенной) на таможенную территорию Таможенного союза, в отношении которой при ее таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органам подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах, относится продукция (товары), которая: включена в Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 N 526 "О Едином перечне продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза", и в отношении которой законодательством государств - членов Таможенного союза (далее - государства-члены) установлены обязательные требования.
В пункте 22 Единого перечня продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, определен товар "Строительные материалы и изделия".
Обои виниловые и текстильные на бумажной основе, а также на основе из нетканых композиционных материалов подлежат подтверждению соответствия, как по Постановлению Правительства Российской Федерации от 17.03.2009 N 241, так и по Постановлению Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982.
В соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и списком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2009 N 241, продукция - "материалы отделочные для стен и потолков; обои из текстильных материалов и стекловолокна (включая ткани декоративные из стекловолокна), обои с лицевой стороной из текстильных материалов на бумажной основе и на основе из нетканых композиционных материалов, обои виниловые и флизелиновые на бумажной основе; материалы нетканые и текстильные, применяемые для отделки стен и потолков; материалы пленочные на основе полимеризационных смол", подлежат обязательному подтверждению соответствия по пожарной безопасности.
Таким образом, указанными нормативными актами в совокупности подтверждено наличие запретов и ограничений, установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза, и нормативными правовыми актами Российской Федерации, принятыми в соответствии с международными договорами.
Доводы общества об отсутствии обязанности представлять сертификат соответствия требованиям пожарной безопасности при подаче таможенной декларации в ходе ввоза рассматриваемого товара является несостоятельным: при ввозе товара "настенные покрытия - обои, тисненные в рулонах, покрытие с одной стороны рельефным полимером с содержанием флизелина (с содержанием целлюлоз, волокон 70-75%), изготовленным в 2013 году, требовался сертификат соответствия.
При подаче таможенному органу ДТ N 10802070/240713/0003130 представлен аннулированный (недействительный) сертификат соответствия.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 21 Положения о формировании и ведении единого реестра сертификатов соответствия, предоставлении содержащихся в указанном реестре сведений и об оплате за предоставление таких сведений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.2006 N 201, Федеральная служба по аккредитации размещает на официальном интернет-сайте www.fsa.gov.ru сведения о сертификатах.
Следовательно, общество имело возможность до предъявления к таможенному оформлению товара и приложению к декларации сертификата соответствия удостовериться в его действительности путем проверки информации на официальном интернет-сайте Росаккредитации, что обществом выполнено не было.
При подаче в таможенный орган декларации данное обстоятельство общество не проверяло, что привело к подаче сертификата, не подтверждающего соответствие товара требованиям технического регламента.
При этом само по себе наличие еще одного сертификата соответствия, не освобождало общество от обязанности удостовериться в действительности именно прилагаемого к ДТ сертификата.
Довод общества о том, что на дату подачи рассматриваемой декларации на официальном интернет-сайте Росаккредитации отсутствовали сведения о том, что приложенный к ДТ сертификат соответствия аннулирован, не подтвержден документально.
Принятие таможенным органом на момент подачи указанной декларации аннулированного сертификата соответствия и выпуск товаров не свидетельствует об отсутствии субъективной стороны правонарушения, поскольку может лишь указывать на возможные нарушения требований статьей 183, 197, 201 Таможенного кодекса со стороны должностных лиц таможенного органа при выпуске товаров.
Таким образом, общество, обладая возможностью до подачи таможенной декларации провести проверку сертификата соответствия на факт его выдачи и действительности, соответствующих мер не предприняло. Доказательств обратного заявителем суду не представлено.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о наличии вины общества в совершении вмененного ему административного правонарушения является законным и обоснованным.
В пункте 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.11.2013 N 79 "О некоторых вопросах применения таможенного законодательства", в силу частей 2 и 3 статьи 16.2 КоАП РФ предусмотренная ими административная ответственность наступает в случае, если заявленные недостоверные, в том числе неполные, сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, неприменения установленных запретов и ограничений.
При рассмотрении дел об оспаривании постановлений таможенных органов о привлечении к указанной административной ответственности судам необходимо учитывать, что соответствующие административные правонарушения следует считать оконченными с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации, содержащей такие сведения, поскольку в силу пункта 7 статьи 190 Таможенного кодекса с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение, в частности для определения размера таможенных пошлин, налогов.
При этом уплата декларантом или таможенным представителем таможенных пошлин, налогов в надлежащем размере, а также представление документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, до выпуска товаров или до составления протокола об административном правонарушении не может рассматриваться как основание освобождения от административной ответственности, а согласно пункту 2 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ может являться обстоятельством, смягчающим ее.
Тем самым, представление обществом при декларировании товара аннулированного сертификата образует состав правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Наличие в действиях общества состава данного правонарушения подтверждается материалами дела.
Ссылка общества на постановление Госстандарта Российской Федерации от 30.12.1993 N 301 "О принятии Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 с датой введения в действие с 01.07.1994" не принимается апелляционным судом, поскольку не имеет отношения к данному спору.
Требования к порядку, сроку давности привлечения к административной ответственности, а также к назначению административного наказания проведены апелляционным судом и признаны соблюденными. Обстоятельств, которые могли бы свидетельствовать о малозначительности совершенного обществом правонарушения, не имеется, равно как и обстоятельств, при которых обществу мог быть назначен административный штраф "ниже низшего":
Из доводов общества, материалов дела, оснований для отмены решения суда первой инстанции не усматривается.
Учитывая изложенное, требование к единообразию в применении судами норм права (постановление Десятого арбитражного апелляционного суда по делу N А41-43580/15, оставленное без изменения Арбитражным судом Московского округа, а также по делу А41-43585/15 со сходными обстоятельствами и с участием тех же лиц - таможни и общества) и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 02.11.2015 по делу N А41-43584/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок.

Председательствующий судья
Е.Н.ВИТКАЛОВА

Судьи
Н.В.ДИАКОВСКАЯ
П.А.ИЕВЛЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)