Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.11.2017 N 09АП-56191/2017 ПО ДЕЛУ N А40-79006/17

Разделы:
Вывоз (экспорт) товаров; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 ноября 2017 г. N 09АП-56191/2017

Дело N А40-79006/17

резолютивная часть постановления оглашена 16.11.2017
постановление изготовлено в полном объеме 20.11.2017
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Румянцев П.В., Кочешкова М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центральной энергетической таможни на решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.09.2017
по делу N А40-79006/17, принятое судьей Поляковой А.Б.
по заявлению ООО "Газпром экспорт" (ОГРН 1027739898284)
к Центральной энергетической таможне (ОГРН 1027700272830)
- о признании недействительным требования об уплате таможенных платежей;
- при участии:
- от заявителя - Суздалев С.Н. по доверенности 09.08.2017;
- от заинтересованного лица - Щербаков О.В. по доверенности от 15.12.2016;

- установил:

решением Арбитражного суда г. Москвы от 13.09.2017 признано недействительным требование Центральной энергетической таможни от 24.01.2017 N 52 об уплате таможенных платежей.
Не согласившись с принятым решением, таможенный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители таможенного органа и общества в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии с п. п. 1, 3 ст. 91 Таможенного кодекса Таможенного союза, в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги принудительно за счет денежных средств (денег) и (или) иного имущества плательщика, в том числе за счет излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов и (или) сумм авансовых платежей, а также за счет обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, если иное не установлено международным договором государств - членов таможенного союза. Взыскание неуплаченных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов.
Согласно ч. 3 ст. 150 Федерального закона N 311-ФЗ, до применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со ст. 152 Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 152 Федерального закона N 311-ФЗ, требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) процентов.
Из материалов дела следует, что 15.04.2015 на Московский энергетический таможенный пост Центральной энергетической таможни декларантом ООО "Газпром экспорт" подана полная декларация на товары N 10006032/150415/0000568 на вывоз природного газа ГОСТ 5542-87.
Товар в количестве 631.988.245 м3 поставлен в период с 01.03.2015 по 31.03.2015 в Германию по внешнеторговому контракту от 21.02.1985 по ранее оформленной временной декларации на товары N 10006032/190215/0000301.
В качестве основы для расчета и уплаты таможенной пошлины для определения таможенной стоимости по декларации (ПВД), обществом использована стоимость сделки, установленная контрагентами в соответствии с условиями контракта (1 метод).
Декларация заполнена ООО "Газпром экспорт" в соответствии с решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 "Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций" на основании документов сопровождавших подачу декларации на товары и в соответствии с договорными условиями внешнеторгового контракта.
30.11.2016 в соответствии с решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 "О внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии" ООО "Газпром экспорт" направлено обращение в Центральную энергетическую таможню о внесении изменений в ПВД N 10006032/150415/0000568 (корректировки таможенной стоимости после выпуска товаров) в связи с подписанием Соглашения от 24.03.2016 о пересмотре стоимости сделки по поставке природного газа, к контракту от 21.02.1985.
Данные изменения привели к увеличению таможенной стоимости, корректировке граф 12, 22, 42, 44, 45, 46, 47 "В" ПВД и доначислению таможенной пошлины в размере 237.689.440, 55 руб.
По результатам рассмотрения данного обращения в ПВД внесены соответствующие изменения.
В результате проверочных мероприятий, проведенных таможенным органом, установлено, что ООО "Газпром экспорт" нарушены сроки уплаты вывозной таможенной пошлины, установленные ч. 13 ст. 312 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", в связи с чем обществу выставлено требование об уплате таможенных платежей от 24.01.2017 N 52 на сумму 44.901.516, 07 руб., которая является пенями вследствие произведенной корректировки таможенной стоимости.
Указанное требование направлено в адрес заявителя с письмом Центральной энергетической таможни от 26.01.2017 N 01-21/749.
Из мотивировочной части оспариваемого требования следует, что оно выставлено таможенным органом, в связи с внесением изменений в декларацию на товары N 10006032/150415/0000568 по обращению ООО "Газпром экспорт" от 30.11.2016, повлекшим изменение обязанности по уплате вывозных таможенных пошлин и не соблюдением сроков уплаты таможенных пошлин, установленных ст. 312 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации". Учитывая данные обстоятельства, таможенным органом сделан вывод о том, что за обществом числится задолженность по уплате пени в размере 44.901.516, 07 руб. за период с 21.04.2015 по 30.11.2016, включительно.
Доводы таможенного органа являются необоснованными, в связи с чем подлежат отклонению в полном объеме.
Согласно ст. 3 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенное законодательство таможенного союза состоит из настоящего Кодекса; международных договоров государств - членов таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе; решений Комиссии таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе, принимаемых в соответствии с настоящим Кодексом и международными договорами государств - членов таможенного союза.
ООО "Газпром экспорт" осуществляет деятельность по вывозу с таможенной территории Российской Федерации за пределы таможенной территории Таможенного союза природного газа, перемещаемого трубопроводным транспортом и производит декларирование товаров с применением процедуры временного периодического таможенного декларирования в порядке, установленном ст. ст. 214, 312 Федерального закона N 311-ФЗ, в соответствии с которыми временное периодическое таможенное декларирование производится путем подачи декларантом в таможенный орган временной таможенной декларации, а затем одной или нескольких полных таможенных деклараций.
В соответствии с п. 1 ст. 64 Таможенного кодекса Таможенного союза, таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории таможенного союза, определяется в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза.
Пункт 7 Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 N 191) предусматривает, что основой определения таможенной стоимости вывозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном п. 11 Правил. При этом п. 11 Правил устанавливает, что таможенной стоимостью вывозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на вывоз из Российской Федерации в страну назначения.
Пункт 2 ст. 115 Федерального закона N 311-ФЗ устанавливает, что таможенные пошлины, налоги в отношении товаров, особенности таможенного декларирования которых указаны в пп. 2, 4 ст. 194 Таможенного кодекса Таможенного союза, уплачиваются до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации.
Согласно пункту 4 ч. 1 ст. 117 Федерального закона N 311-ФЗ обязанность плательщика по уплате таможенных пошлин, налогов считается исполненной, если размер денежных средств составляет не менее суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с момента зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов авансовых платежей или денежного залога, а если такой зачет производится по инициативе плательщика, - с момента получения таможенным органом распоряжения о зачете.
В соответствии с ч. 3 ст. 121 Федерального закона N 311-ФЗ в качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается представление им или от его имени таможенной декларации, заявления на возврат авансовых платежей либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении этого лица использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей. При этом согласно части 1 данной статьи авансовыми платежами признаются денежные средства, внесенные в счет уплаты предстоящих вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и не идентифицированные плательщиком в разрезе конкретных видов и сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов в отношении конкретных товаров. Аналогичные по содержанию нормы содержатся и в ст. 73 Таможенного кодекса Таможенного союза.
Процедура временного периодического таможенного декларирования рассматриваемой поставки природного газа начата обществом 19.02.2015 путем подачи в Центральную энергетическую таможню временной таможенной декларации N 10006032/190215/0000301 на планируемую поставку природного газа в марте 2015, в том числе по контракту с покупателем.
Временная таможенная декларация зарегистрирована таможенным органом 19.02.2015, таможенные платежи своевременно и в полном объеме уплачены обществом. Товар в рамках указанной таможенной декларации выпущен таможенным органом, о чем свидетельствует штамп "выпуск разрешен" от 20.02.2015.
По результатам завершения поставки природного газа в рамках контракта в апреле 2015, в целях завершения процедуры таможенного оформления указанной поставки товара, обществом представлена в таможенный орган полная таможенная декларация N 10006032/150415/0000568, которая принята и зарегистрирована таможенным органом, таможенная пошлина своевременно и в полном объеме уплачена обществом, о чем свидетельствует, в том числе штамп таможни "выпуск разрешен" в графе "C" 51 ПВД.
В качестве основы для расчета и уплаты таможенной пошлины по 1 методу определения таможенной стоимости в рамках рассматриваемой декларации, обществом использована стоимость сделки, установленная сторонами в соответствии с подлежащими применению в тот момент условиями контракта.
В последующем, в связи с тем, что стоимость рассматриваемой сделки по поставке природного газа в марте 2015 пересмотрена Сторонами в соответствии со ст. 3 Соглашения между ООО "Газпром экспорт", Юнипер Глобал Коммодитиз СЕ и МЕТА-Метанхандель ГмБХ от 24.03.2016, ООО "Газпром экспорт" 30.11.2016 оформлена корректировка декларации на товары N 10006032/150415/0000568/01 к ПВД. Одновременно с подачей КДТ1 ООО "Газпром экспорт" доплачена таможенная пошлина в соответствии с пересмотренной стоимостью сделки.
КДТ1 принята таможней, таможенная пошлина уплачена в полном объеме, скорректированные сведения внесены таможенным органом в ПВД, что подтверждается отметками таможни от 09.12.2016 в графе "D" КДТ1 к ПВД.
Стоимость рассматриваемой сделки, являющаяся основой для расчета таможенной пошлины как на этапе оформления ВТД, так и ПВД и последующей корректировки такой ПВД, заявлялась обществом в соответствии с установленной сторонами контракта стоимостью рассматриваемой сделки и полученными от покупателя денежными средствами, на дату наступления каждого из вышеуказанных этапов таможенного оформления такой сделки.
При этом установленная сторонами контракта стоимость рассматриваемой сделки на каждом из этапов таможенного оформления такой сделки, не оспаривалась и признана обоснованной непосредственно таможенным органом, поскольку товар в установленные сроки выпущен, дополнительных проверок обоснованности стоимости сделки таможенным органом не проводилось, требований, свидетельствующих о необходимости корректировки таможенной стоимости и/или стоимости сделки в рамках рассматриваемой поставки, таможенным органом не выставлялось.
В соответствии с п. 1 ст. 151 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ пенями признаются установленные указанной статьей денежные суммы, которые плательщик таможенных пошлин, налогов обязан выплатить в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в сроки, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Таким образом, основанием для начисления пени является факт неуплаты или неполной уплаты плательщиком в установленные сроки таможенных пошлин, налогов.
При этом распоряжения ООО "Газпром экспорт" ранее внесенными авансовыми платежами путем подачи ВТД, ПВД и КДТ1 в целях уплаты таможенной пошлины, рассчитанной на основе стоимостей сделки, действующих на этапах подачи вышеуказанных деклараций, свидетельствуют о своевременном и надлежащем исполнении обществом обязанности по уплате таможенных пошлин.
Данные обстоятельства с учетом положений таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, свидетельствуют о необоснованности выставленного таможенным органом требования от 24.01.2017 N 52 об уплате пеней и об отсутствии оснований для начисления таких пеней.
Вместе с тем, при выставлении оспариваемого требования, таможенным органом не учтено, что в течение всего указанного периода, за который обществу начислены пени в бюджете Российской Федерации находилась излишне уплаченная обществом сумма таможенной пошлины в размере 239.428.804, 24 руб. в период с 14.08.2014 по 20.08.2015, что превышает сумму таможенной пошлины, сроки уплаты которой, по мнению таможни обществом нарушены.
Факт излишней уплаты обществом таможенной пошлины на сумму 239.428.804, 24 руб. таможенным органом не отрицается.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы отклоняются, оснований для отмены судебного акта не имеется. Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.09.2017 по делу N А40-79006/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
Т.Т.МАРКОВА

Судьи
П.В.РУМЯНЦЕВ
М.В.КОЧЕШКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)