Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.06.2016 N 05АП-3489/2016 ПО ДЕЛУ N А51-1995/2016

Разделы:
Таможенная пошлина (экспортная, импортная); Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июня 2016 г. по делу N А51-1995/2016


Резолютивная часть постановления оглашена 15 июня 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 июня 2016 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей В.В. Рубановой, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.С. Гребенюковой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Владивостокской таможни,
апелляционное производство N 05АП-3489/2016
на решение от 28.03.2016
судьи Д.А. Самофала
по делу N А51-1995/2016 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Алма" (ИНН 2543008020, ОГРН 1122543009093, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 08.06.2012)
об оспаривании решения Владивостокской таможни (ИНН 2540015767, ОГРН 1052504398484, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 15.04.2005) от 21.12.2015 об отказе в выпуске товара по ДТ N 10702030/161215/0078500,
при участии: стороны не явились,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Алма" (далее - заявитель, общество, декларант, ООО "Алма") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Владивостокской таможни (далее - ответчик, таможенный орган, таможня) от 21.12.2015 об отказе в выпуске товаров, заявленных по декларации на товары (далее - ДТ) N 10702030/161215/0078500.
Решением от 28.03.2016 суд первой инстанции признал незаконным оспариваемое решение таможни как не соответствующее Таможенному кодексу Таможенного союза (далее - ТК ТС).
Не согласившись с принятым решением, таможня обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества.
По мнению таможенного органа, в отношении ДТ N 10702030/161215/0078500 принято решение об отказе в выпуске товара на основании пункта 1 статьи 195, пункта 6 статьи 193 ТК ТС, ввиду неуплаты обществом антидемпинговой пошлины, введенной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17.11.2015 N 154 "О применении антидемпинговой пошлины в отношении грузовых шин, происходящих из Китайской Народной Республики и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза".
Таможня полагает, что антидемпинговая пошлина является мерой нетарифного регулирования, вводимой в целях защиты экономических интересов российских производителей. Поскольку согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 4 ТК ТС меры нетарифного регулирования относятся к запретам и ограничениям, применяемым в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, следовательно, введение антидемпинговой пошлины в течение 30 дней после регистрации предварительной ДТ, является основанием для отказа в выпуске спорных товаров.
Общество отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представило.
Поскольку о времени и месте судебного заседания стороны надлежащим образом извещены, коллегия, руководствуясь статьями 156, 266 АПК РФ, рассмотрела апелляционную жалобу таможни в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
В целях таможенного оформления товара - шины новые с цельнометаллическим кордом для моторных транспортных средств для перевозки грузов в ассортименте, код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС 4011 20 900 0, ООО "Алма" подало 16.12.2015 предварительную ДТ N 10702030/161215/0078500.
Таможенным органом было принято решение от 17.12.2015 о проведении дополнительной проверки документов и сведений, касающихся таможенной стоимости товаров, у декларанта были запрошены дополнительные документы и сведения.
Для целей выпуска спорных товаров декларанту предложено в срок до 26.12.2015 внести обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.
17.12.2015 таможенным органом срок выпуска товаров был продлен, в связи с необходимостью запроса дополнительных документов и сведений в отношении таможенной стоимости товаров, сведения о которых заявлены в ДТ N 10702030/161215/0078500.
21.12.2015 таможенным постом было принято решение об отказе в выпуске спорных товаров ввиду неуплаты антидемпинговой пошлины.
Согласно информации, имеющейся в АПС таможенного органа "Учет и контроль товаров на временном хранении" товар, заявленный в ПДТ N 10702030/161230/0078500, прибыл на таможенную территорию и размещен на ПЗТК 23.12.2015.
ООО "Алма" повторно подало ДТ N 10702030/231215/0079989 на спорные товары с уплатой антидемпинговой пошлины.
30.12.2015 товар был выпущен под процедуру внутреннего потребления.
Не согласившись с решением таможенного органа об отказе в выпуске товаров по ДТ 10702030/161230/0078500, посчитав его незаконным и нарушающим права и законные интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на жалобу коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда в силу следующего.
Согласно пункту 3 статьи 150 ТК ТС товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.
В соответствии со статьей 181 ТК ТС при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары.
В декларации на товары указываются следующие основные сведения, в том числе в кодированном виде: сведения о соблюдении ограничений; сведения, подтверждающие соблюдение условий помещения товаров под таможенную процедуру; сведения о документах, представляемых в соответствии со статьей 183 ТК ТС.
Статьей 183 ТК ТС установлено, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено настоящим Кодексом. К таким документам, в частности, относятся документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений (подпункт 5 пункта 1 статьи 183 ТК ТС), документы, подтверждающие соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер (подпункт 6 пункта 1 статьи 183 ТК ТС).
Таким образом, предоставление декларантом документов, подтверждающих соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, выделено законодателем в отдельный подпункт пункта 1 названной статьи ТК ТС.
Статья 195 ТК ТС предусматривает, что выпуск товаров осуществляется таможенными органами при соблюдении следующих условий:
1) таможенному органу представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, необходимые для выпуска товаров в соответствии с настоящим Кодексом и (или) иными международными договорами государств - членов таможенного союза, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров;
2) лицами соблюдены необходимые требования и условия для помещения товаров под избранную таможенную процедуру в соответствии с настоящим Кодексом, а при установлении таможенных процедур в соответствии с пунктом 2 статьи 202 настоящего Кодекса - международными договорами государств - членов таможенного союза; пунктом 3 статьи 202 настоящего Кодекса - законодательством государств - членов таможенного союза;
3) в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги либо предоставлено обеспечение их уплаты в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 210 ТК ТС товары помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления при соблюдении следующих условий: уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, если не установлены тарифные преференции, льготы по уплате таможенных пошлин, налогов; соблюдения запретов и ограничений; представления документов, подтверждающих соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.
Согласно части 1 статьи 201 ТК ТС отказ в выпуске товаров допускается при несоблюдении условий выпуска товаров, установленных частью 1 статьи 195 ТК ТС, а также в случаях, указанных в части 6 статьи 193 названного Кодекса и в части 2 статьи 201 ТК ТС. При этом таможенный орган не позднее истечения срока выпуска товаров отказывает в выпуске товаров в письменной форме с указанием всех причин, послуживших основанием для такого отказа, и рекомендаций по их устранению.
В силу пункта 1 статьи 201 ТК ТС при несоблюдении условий выпуска товаров, установленных пунктом 1 статьи 195 настоящего Кодекса, а также в случаях, указанных в пункте 6 статьи 193 настоящего Кодекса и в пункте 2 настоящей статьи, таможенный орган не позднее истечения срока выпуска товаров отказывает в выпуске товаров в письменной форме с указанием всех причин, послуживших основанием для такого отказа, и рекомендаций по их устранению.
Согласно пункту 1 статьи 193 ТК ТС таможенная декларация может быть подана в отношении иностранных товаров до их ввоза на таможенную территорию таможенного союза. В пункте 6 статьи 193 ТК ТС указано, что если товары не предъявлены таможенному органу, зарегистрировавшему таможенную декларацию, либо иному таможенному органу, определенному в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня, следующего за днем ее регистрации, либо в течение этого срока введены запреты и ограничения, таможенный орган отказывает в выпуске таких товаров.
Как следует из материалов дела, основанием для отказа в выпуске товаров по спорной ДТ в соответствии с пунктом 6 статьи 193 ТК ТС, подпунктом 1 пункта 1 статьи 195 ТК ТС послужило введение запретов и ограничений в виде антидемпинговой пошлины, не уплаченной обществом. Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17.11.2015 N 154 "О применении антидемпинговой пошлины в отношении грузовых шин, происходящих из Китайской Народной Республики и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза" введена антидемпинговая пошлина, распространяющая свое действие на спорный товар, идентичного как по коду ТН ВЭД ЕАЭС, так и наименованию.
Данное Решение было опубликовано на официальном сайте Евразийской экономической комиссии 18.11.2015. Как следует из пункта 3 названного Решения, указанный документ вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования. Следовательно, датой вступления в силу Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17.11.2015 N 154, как правильно указал суд первой инстанции, является 18.12.2015.
Предварительная ДТ N 10702030/161215/0078500 была зарегистрирована 16.12.2015, то есть до введения в действие антидемпинговой пошлины.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 ТК ТС при таможенном регулировании применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов Таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено Кодексом и (или) в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Из содержания Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17.11.2015 N 154 следует, что антидемпинговая мера посредством введения антидемпинговой пошлины применяется в соответствии с пунктом 107 Протокола о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам (приложение N 8 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014) (далее - Договор).
На основании пункта 3 статьи 48 Договора применение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер осуществляется на условиях и в порядке согласно Протоколу о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам (Приложение N 8 к Договору).
Как следует из пункта 6 статьи 101 Договора, пункт 2 статьи 70 ТК ТС (которым было определено, что специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины устанавливаются в соответствии с международными договорами (законодательством) государств - членов ТС) не применяется.
С 1 января 2015 года названные пошлины устанавливаются в соответствии с положениями Договора, а взимаются в порядке, предусмотренном ТК ТС для взимания ввозной таможенной пошлины, с учетом положений статей 48 и 49 Договора. Специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины подлежат уплате при помещении товаров под таможенные процедуры, условия которых в соответствии с международными договорами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, предусматривают соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.
Абзацем 4 пункта 6 статьи 101 Договора предусмотрено, что исчисление специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, возникновение и прекращение обязанности по уплате данных пошлин, определение сроков и порядка их уплаты осуществляются в порядке, предусмотренном Таможенным кодексом таможенного союза для ввозных таможенных пошлин, с учетом особенностей, установленных настоящим Договором.
Согласно подпункту 1 статьи 70 ТК ТС к таможенным платежам относятся, в том числе, ввозная таможенная пошлина.
При этом, как следует из статьи 211 ТК ТС, обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации. Пунктом 7 статьи 190 ТК ТС определено, что с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
С учетом изложенного коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что поскольку на момент регистрации спорной ДТ антидемпинговая пошлина в отношении грузовых шин, происходящих из Китайской Народной Республики, введенная решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17.11.2015 N 154, не действовала, следовательно, отсутствовали условия для применения положений пункта 6 статьи 193 ТК ТС. В связи с чем довод таможни об отнесении антидемпинговой пошлины к мерам нетарифного регулирования и, следовательно, к запретам и ограничениям, указанным в пункте 6 статьи 193 ТК ТС, подлежащим соблюдению и применению в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, правомерно был отклонен судом первой инстанции.
Пунктом 3 статьи 101 Договора предусмотрено, что для целей применения международных договоров, указанных в пункте 1 настоящей статьи, к запретам и ограничениям относятся применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования (в том числе вводимые исходя из общих исключений, защиты внешнего финансового положения и обеспечения равновесия платежного баланса в одностороннем порядке), меры технического регулирования, меры экспортного контроля и меры в отношении продукции военного назначения, а также санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры и радиационные требования.
При этом, к мерам нетарифного регулирования, в том числе вводимым исходя из общих исключений, защиты внешнего финансового положения и обеспечения равновесия платежного баланса в одностороннем порядке, относятся меры, определенные статьями 46 и 47 настоящего Договора.
Статьей 46 Договора установлен перечень единых мер нетарифного регулирования, применяемых в торговле с третьими странами Союзом: - запрет ввоза и (или) вывоза товаров; - количественные ограничения ввоза и (или) вывоза товаров; - исключительное право на экспорт и (или) импорт товаров; - автоматическое лицензирование (наблюдение) экспорта и (или) импорта товаров; - разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза товаров.
Таким образом, специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры в качестве мер нетарифного регулирования не поименованы.
При этом, антидемпинговые меры не отнесены пунктом 3 статьи 101 Договора к запретам и ограничениям, применяемым в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу. В связи с этим, ссылку таможни на несоблюдение со стороны общества запретов и ограничений в виде антидемпинговой пошлины в течение установленного пунктом 6 статьи 193 ТК ТС срока, суд правомерно признал необоснованной.
Таким образом, коллегия полагает, что обществом соблюдены все условия для выпуска товара, в связи с чем решение таможенного органа об отказе в выпуске товаров, задекларированных в ДТ N 10702030/161215/0078500, по мотиву неуплаты антидемпинговой пошлины, вынесено последним без достаточных к тому оснований.
Оспариваемое решение нарушило права общества в сфере внешнеэкономической деятельности на своевременный выпуск товаров, а также повлекло расходы по оплате дополнительного срока хранения товара и оплате антидемпинговой пошлины.
На основании вышеизложенного, коллегия апелляционного суда приходит к выводу о том, что основания для принятия решения об отказе в выпуске товара, заявленного в ДТ N 10702030/161215/0078500, у таможенного органа отсутствовали, в связи с чем суд первой инстанции в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ правомерно удовлетворил заявленные обществом требования.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 28.03.2016 по делу N А51-1995/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий
Е.Л.СИДОРОВИЧ

Судьи
В.В.РУБАНОВА
Т.А.СОЛОХИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)