Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.07.2017 N 10АП-6620/2017 ПО ДЕЛУ N А41-84290/16

Разделы:
Классификация товаров; Таможенное дело

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июля 2017 г. по делу N А41-84290/16


Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июля 2017 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Иевлева П.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Ефимовым А.В.,
при участии в заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Зиммер СНГ": Миронова О.И. по доверенности от 28 ноября 2016 года;
- от Шереметьевской таможни: Аксенов Е.В. по доверенности от 09 января 2017 года,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Шереметьевской таможни на решение Арбитражного суда Московской области от 24 марта 2017 года по делу N А41-84290/16, принятое судьей Е.С. Криворучко, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Зиммер СНГ" к Шереметьевской таможне о признании незаконными решений и обязании устранить допущенные нарушения,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Зиммер СНГ" (далее - заявитель, общество, ООО "Зиммер СНГ") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Шереметьевской таможне (далее - заинтересованное лицо, таможня), со следующими требованиями:
- - о признании незаконными и отмене решений таможенного поста Аэропорт Шереметьево (центр электронного декларирования) по классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС от 06 сентября 2016 года N РКТ-1005030-16/000099 и N РКТ-10005030-16/000100 и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем принятия в отношении спорных товаров N 6 и N 7 по ДТ N 10005030/300816/0026594 классификационного кода 9018 90 840 9 ТН ВЭД ЕАЭС и его указания в графе 33 ДТ N 10005030/300816/0026594;
- - об обязании Шереметьевской таможни устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем возврата излишне уплаченных таможенных платежей по ДТ N 10005030/300816/0026594 отношении спорных товаров N 6 - таможенной пошлины в размере 177,37 руб., налога на добавленную стоимость - 244,77 руб.; в отношении товара N 7 таможенной пошлины в размере 371,35 руб., налога на добавленную стоимость - 902,38 руб.; всего - 1695,87 руб.;
- - о взыскании с Шереметьевской таможни в пользу ООО "Зиммер СНГ" расходов по оплате услуг представителя в размере 70 800 руб.
Решением Арбитражного суда Московской области от 24 марта 2017 года по делу N А41-84290/16 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой в Десятый арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить судебный акт в части обязания Шереметьевской таможни принять в отношении товаров N 6 и N 7 по ДТ N 10005030/300816/0026594 классификационный код 9018 90 840 9 ТН ВЭД ЕАЭС и указать этот код в графе 33 названной ДТ, исключить из мотивировочной части решения вывод, содержащийся в абзаце 4 на 11 странице, который не относится к рассматриваемому делу. Кроме того, Шереметьевская таможня просила уменьшить сумму взысканных судом первой инстанции расходов на оплату услуг представителя до 40 000 руб. и исключить из мотивировочной части решения вывод о том, что расходы на оплату услуг представителя являются разумными в сумме 200 000 руб., ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм права.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и пунктом 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", учитывая, что ответчик обжалует решение суда первой инстанции только в части обязания Шереметьевской таможни принять в отношении товаров N 6 и N 7 по ДТ N 10005030/300816/0026594 классификационный код 9018 90 840 9 ТН ВЭД ЕАЭС и указать этот код в графе 33 названной ДТ, исключить из мотивировочной части решения вывод, содержащийся в абзаце 4 на 11 странице, который не относится к рассматриваемому делу, а также в части расходов на оплату услуг представителя, исключив из мотивировочной части решения вывод о том, что расходы на оплату услуг представителя являются разумными в сумме 200 000 руб. возражений против его проверки в апелляционном порядке лишь в обжалуемой части не поступило, апелляционный суд проверяет данное решение суда только в указанной части.
В судебном заседании от 18 июля 2017 года объявлен перерыв до 20 июля 2017 года.
В судебном заседании представитель таможни поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель общества в судебном заседании возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы таможни.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 30 мая 2005 года между обществом (Покупатель, России) и компанией "Zimmer GmbH" заключен Контракт от 30 мая 2005 года N 005/03 на поставку изделий медицинского назначения и медицинской техники.
Во исполнение внешнеторгового контракта на территорию Российской Федерации обществом через таможенный пост Аэропорт "Шереметьево" (центр электронного декларирования) Шереметьевской таможни по таможенной декларации (далее - ДТ) N 10005030/300816/0026594 ввезены инструменты, устройства и оборудование, применяемое в медицине, в том числе товар N 2:
- изделие из титана - 1 ед. болт - инструменты хирургические для травматологии и ортопедии,
- винты самонарезающие из коррозионностойкой стали, снабженные резьбой - 8 ед., изготовитель "ZIMMER INC".
- В графе 31 по данному товару указан код ТН ВЕД ЕАЭС 9018908409 со ставкой таможенной пошлины 0%;
- По результатам таможенного контроля после выпуска товара по названной ДТ таможенным органом приняты решения от 06 сентября 2016 года по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС, в соответствии с которыми ввозимому товару присвоен код ТН ВЭД ЕАЭС 8108909009 "Титан и изделия из него, включая отходы и лом; прочие" со ставкой ввозной таможенной пошлины 15% (N РКТ-1005030-16/000099), и код ТН ВЭД ЕАЭС 7318141000 "винты, болты, гайки, глухари, ввертные крюки, заклепки, шпонки, шплинты, шайбы (включая пружинные) и аналогичные изделия, черных металлов; изделия, снабженные резьбой; винты самонарезающие из коррозионностойкой стали", со ставкой ввозной таможенной пошлины 8% (N РКТ-10005030-16/000100).
На основании принятых решений по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС до выпуска товаров внесены соответствующие изменения в указанную ДТ, в связи с чем части товара N 2 болты и винты, в отношении которых приняты указанные решения по классификации, выделены в качестве самостоятельных товаров: товар N 6 с указанием классификационного кода ТН ВЭД ЕАЭС 8108909009 и товар N 7 с указанием классификационного кода ТН ВЭД ЕАЭС 7318141000.
Не согласившись с решениями таможни о классификации товара, решениями таможни о принятии неверного классификационного кода, общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с рассматриваемым заявлением.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявления в обжалуемой части в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 150 Таможенного кодекса таможенного союза (далее - ТК ТС) товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государства - членов таможенного союза.
Согласно статье 179 ТК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру, таможенное декларирование товаров производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта.
В соответствии со статьей 181 ТК ТС в таможенной декларации указываются, в том числе в кодированном виде, среди прочих сведений, сведения о товарах: наименование; описание; классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности; наименование страны происхождения; наименование страны отправления (назначения); описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера); количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) или в других единицах измерения; таможенная; таможенная стоимость; статистическая стоимость.
В силу статье 52 ТК ТС товары при их таможенным декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы. В случае выявления неверной классификации товаров, таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза. Решения таможенных органов по классификации товаров могут быть обжалованы в соответствии со статьей 9 ТК ТС.
Таким образом, таможенные органы уполномочены осуществлять ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности и классифицировать товары, то есть относить конкретные товары к позициям, указанным в ТН ВЭД ТС.
В соответствии с Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 года N 54 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза" классификация товаров осуществляется в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕЭС).
Проверка правильности классификации товаров осуществляется в соответствии с Инструкцией о действиях должностных лиц, осуществляющих классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности и контроль правильности определения классификационного кода в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, утвержденной приказом ФТС России от 17 марта 2010 года N 500, действительна в части не противоречащей законодательству Российской Федерации о таможенном деле ст. 322 ТК ТС.
Классификация товаров в ТН ВЭД ТС осуществляется в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД ТС (далее - ОПИ).
В соответствии со статьей 8 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 года "О едином таможенно-тарифном регулировании" Комиссия Таможенного союза с даты предоставления ей полномочий по ведению Единого таможенного тарифа осуществляет, в том числе, ведение единой ТН ВЭД ТС. В силу пункта 7 решения Межгосударственного совета ЕврАзЭС (высший орган Таможенного союза) от 27 ноября 2009 года N 18 Комиссии Таможенного союза были предоставлены полномочия по ведению Единого таможенного тарифа Таможенного союза с даты принятия указанного решения Межгосударственного совета ЕврАзЭС.
На основании пункта 6 Положения о порядке применения Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 года N 522 (далее - Положение), ОПИ применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно:
1) ОПИ 1 применяется в первую очередь;
2) ОПИ 2 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1;
3) ОПИ 3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 или ОПИ 2;
4) ОПИ 4 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1, ОПИ 2 или ОПИ 3;
5) ОПИ 5 применяется при необходимости после применения иного ОПИ;
6) ОПИ 6 применяется при необходимости определения кода субпозиции (подсубпозиции).
При применении ОПИ 2 сначала применяется ОПИ 2а, затем ОПИ 2б - в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 2а.
При применении ОПИ 3 сначала применяется ОПИ 3а, затем ОПИ 3б - в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 3а, затем ОПИ 3в - в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 3а или ОПИ 3б.
В случае, если имеется возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, в силу правила 3(а) ОПИ ТН ВЭД классификация таких товаров осуществляется таким образом, что предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием.
Апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о том, что в рассматриваемой ситуации классификация товара должна осуществляется до уровня классификации, необходимого для определения кода товарной позиции/субпозиции/подсубпозиции ТН ВЭД ТС, на основании которого можно установить ставку ввозной таможенной пошлины.
Необходимо отметить, что нарушение вышеприведенной последовательности применения ОПИ при принятии таможенными органами решений о классификации товаров, является основанием для признания такого решения незаконным.
К товарной позиции по коду ТН ВЭД ЕАЭС 8108 90 900 9, выбранной таможней, соответствует товарная позиция "титан и изделия из него, включая отходы и лом: прочие: прочие: прочие"; по коду ТН ВЭД ЕАЭС 7318141000 "винты, болты, гайки, глухари, ввертные крюки, заклепки, шпонки, шплинты, шайбы (включая пружинные) и аналогичные изделия, черных металлов; изделия, снабженные резьбой; винты самонарезающие из коррозионностойкой стали".
Из анализа содержания товарной позиции по коду ТН ВЭД ЕАЭС 9018 90 840 9, указанной обществом, следует, что согласно тексту товарной позиции 9018 в нее включаются: "Приборы и устройства, применяемые в медицине, хирургии, стоматологии и ветеринарии, включая сцинтиграфическую аппаратуру, аппаратура электромедицинская прочая и приборы для исследования зрения; инструменты и оборудование, прочие, прочие, прочие"; в подсубпозицию 9018 90 включаются "инструменты и оборудование, прочие"; 9018 90 840 9 "прочие".
Как правильно отмечено обществом, в силу примечаний 1 (е) к группе 90 ТН ВЭД ЕАЭС в данную группу не включаются части общего назначения, указанные в примечании 2 к разделу XV, из недрагоценных металлов (раздел XV) или аналогичные товары из пластмасс (группа 39).
Из примечания 2 к группе 90 ТН ВЭД ЕАЭС следует, что при условии соблюдения положений примечания 1 части и принадлежности к машинам, аппаратам, инструментам или изделиям, включаемым в данную группу, должны классифицироваться согласно следующим правилам:
а) части и принадлежности, являющиеся товарами, включаемыми в одну из товарных позиций данной группы или группы 84, 85 или 91 (кроме товарной позиции 8487, 8548 или 9033), во всех случаях включаются в соответствующие товарные позиции;
б) прочие части и принадлежности, предназначенные для использования исключительно или в основном в определенном виде машин, инструментов или аппаратов или в нескольких машинах, инструментах или аппаратах, включаемых в одну товарную позицию (в том числе машины, инструменты или аппараты товарной позиции 9010, 9013 или 9031), включаются вместе с этими машинами, инструментами или аппаратами;
в) все прочие части и принадлежности включаются в товарную позицию 9033.
Примечание 2 к разделу XV ТН ВЭД вводит общий для всей Номенклатуры термин "части общего назначения", который означает:
а) изделие товарной позиции 7307, 7312, 7315, 7317 или 7318 и аналогичные изделия из прочих недрагоценных металлов.
Тогда как в соответствии с текстом товарной позиции 8108 в нее включается титан и изделия из него, включая отходы и лом.
Согласно Пояснений к ТН ВЭД ЕАЭС в товарную позицию 8108 не включаются изделия, поименованные в других группах Номенклатуры, а также инструменты или аппаратура раздела XVIII, который включает в себя инструменты и аппараты медицинские или хирургические, их части и принадлежности.
В соответствии с текстом товарной позиции 7318 в нее включаются: "Винты, болты, гайки, глухари, ввертные крюки, заклепки, шпонки, шплинты, шайбы (включая пружинные) и аналогичные изделия, из черных металлов: - изделия, снабженные резьбой:", в товарную подсубпозицию 7318 14 100 0 "из коррозионностойкой стали".
В примечании 1 (з) к разделу XV, в который включаются товарные позиции 8108 и 7318, указано в данный раздел не включаются инструменты или аппаратура раздела XVIII (включающий в себя инструменты и аппараты медицинские или хирургические).
Согласно техническому описанию, представленному при таможенном декларировании и Регистрационного удостоверения на медицинское изделие от 23 сентября 2016 года N РЗН 2015/3302 ввезенные обществом товарные позиции болт и винт представляют собой части инструменты хирургические для травматологии и ортопедии с принадлежностями применяются для проверки подходящего пациенту размера постоянного протеза, подбора положения протеза и (или) контроля правильности размеров подготовленного места установки имплантата. Инструмент является копией постоянного протеза или его отдельных деталей и разработан для повышения удобства установки и снятия в ходе операции.
Указанный болт изготовлен из материала "Тиваниум", который представляет собой сплав из титана, алюминия и ванадия, использование которого практически полностью ограничивается изготовлением медицинских имплантатов и инструментов, поскольку данный материал обладает высокой биосовместимостью и может вживляться в тело человека.
Винты изготовлены из нержавеющей стали марки 17-4 PH Stainless Steel - материала, наиболее распространенного для изготовления медицинских инструментов.
Область применения рассматриваемых винтов и болтов травматология и ортопедия, для использования исключительно в медицинских целях.
Спорные товары прошли государственную регистрацию в качестве медицинского изделия, в подтверждение чего обществом получено Регистрационное удостоверение Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 23 сентября 2016 года N РЗН 2015/3302 (л.д. 80-84).
Из содержания регистрационных удостоверений и декларации о соответствии следует, что спорный товар относится к медицинским изделиям производства компании "Zimmer GmbH" и "Zimmer Manufacturing B.V." (Германия) и имеет код ОКП 94 300.
Согласно тексту товарной позиции 9018 в нее включаются приборы и устройства, применяемые в медицине, хирургии, стоматологии или ветеринарии, включая сцинтиграфическую аппаратуру, аппаратура электромедицинская прочая и приборы для исследования зрения; инструменты и оборудование, прочие; прочие; прочие".
В соответствии с Пояснениями к ЕТН ВЭД ЕАЭС (Том V. Разделы XVI - XXI. Группы 85 - 97) в товарную позицию 9018 включается очень широкий диапазон приборов и устройств, которые в большинстве случаев используются только в профессиональной практике (например, врачами, хирургами, стоматологами, ветеринарными хирургами, акушерками) либо для постановки диагноза, профилактики или лечения болезни, либо для оперирования и т.д. Приборы данной товарной позиции могут быть сделаны из любого материала (включая драгоценные металлы).
Многие из приборов, используемых в медицине или хирургии (человека или ветеринарной), являются, по существу, обычными ручными инструментами (например, молотки, зуботехнические молотки, пилы, долота, полукруглые долота, щипцы, клещи, шпатели и т.д.) или ножевыми изделиями (ножницы, ножи и т.д.). Такие изделия включаются поэтому в данную товарную позицию только в том случае, если они явно идентифицируются как предназначенные для медицинского или хирургического применения по причине их особой формы, легкости, с которой они разбираются для стерилизации, лучшего качества изготовления, природе составляющих их металлов или по их комплектованию (часто упаковываются в ящики или боксы, содержащие набор инструментов для конкретной работы: акушерства, вскрытия трупов, гинекологии, глазной или ушной хирургии, ветеринарные наборы для родов и т.д.).
Исходя из представленного описания товара и его функций, непосредственно следует, что он подлежит использованию при оказании медицинских услуг в хирургии, то есть относится к частям, исключительно используемым в приспособлениях, имплантируемых в тело для компенсации дефекта органа или его неработоспособности.
Данное описание товара и его назначение нашли свое отражение и наиболее точно описаны в товарной позиции 9018908409, что является обстоятельством, исключающим возможность их отнесения к коду ТН ВЭД ЕАЭС 8108909009 и 7318141000.
Введением к Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93 установлено, что в ОКП предусмотрена пятиступенчатая иерархическая классификация с цифровой десятичной системой кодирования.
На каждой ступени классификации деление осуществлено по наиболее значимым экономическим и техническим классификационным признакам.
На первой ступени классификации располагаются классы продукции (XX 0000), на второй - подклассы (XX Х000), на третьей - группы (XX ХХ00), на четвертой - подгруппы (XX ХХХ0) и на пятой - виды продукции (XX ХХХХ). Классификация продукции в ОКП может быть завершена на третьей, четвертой или пятой ступенях классификационного деления.












































































© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)