Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ ОТ 04.12.2017 ПО ДЕЛУ N 33А-9634/2017

Требование: О взыскании таможенных платежей и пени.

Разделы:
Таможенное декларирование и оформление; Таможенное дело
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что иностранным гражданином было временно ввезено на таможенную территорию международной организации транспортное средство, в связи с обнаружением факта неуплаты таможенных платежей, выявленного в результате проведения таможенного контроля, в отношении ответчика был составлен акт об обнаружении факта неуплаты таможенных платежей, ему выставлено требование об уплате таможенных платежей, указанное требование ответчиком не было исполнено.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 декабря 2017 г. по делу N 33а-9634/2017


Судья Исроилова В.У.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Мостовенко Н.Р.,
судей Кагитиной И.В., Павловского Е.Г.,
при секретаре К.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
по апелляционной жалобе К.И. на решение Армянского городского суда Республики Крым от 7 августа 2017 г., которым административное исковое заявление удовлетворено
по административному исковому заявлению Крымской таможни о взыскании с М. таможенных платежей и пени
Заслушав доклад судьи Мостовенко Н.Р., пояснения представителей Крымской таможни С. и Г., судебная коллегия

установила:

Крымская таможня обратилась в Армянский городской суд Республики Крым с вышеуказанным исковым заявлением в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В обоснование административного иска указано на того, что 31 мая 2016 г. в 10:47 в МАПП "Армянск" в целях убытия с таможенной территории Таможенного союза прибыло транспортное средство марки "MERCEDES BENZ SPR 311CDI", кузов N, государственный регистрационный знак N, 2005 года выпуска, цвет белый, постоянно зарегистрированный в Украине, следующий из Российской Федерации в Украину, под управлением гражданина Российской Федерации ФИО12 с пассажиром К.И. Согласно предъявленной в ходе проведения таможенного контроля, пассажирской таможенной декларации N, указанное транспортное средство было временно ввезено на таможенную территорию ЕврАзЭС 18 августа 2015 г. гражданином Украины М. Для замены декларанта по ПТД М. не обращался. В связи с обнаружением факта неуплаты таможенных платежей, выявленного в результате проведения таможенного контроля, Крымской таможней в отношении М. составлен акт об обнаружении факта неуплаты таможенных платежей от 5 сентября 2016 г. N и ему выставлено требование об уплате таможенных платежей от 8 сентября 2016 г. N. Сумма задолженности по оплате таможенных платежей составляет 249255,95 руб., сумма задолженности по оплате пени - 47169,61 руб. Указанное требование получено административным ответчиком 7 февраля 2017 г.
Определением Армянского городского суда Республики Крым от 27 июня 2017 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена К.И.
Решением Армянского городского суда Республики Крым от 7 августа 2017 г. административное исковое заявление удовлетворено.
Взыскано с М. в пользу Крымской таможни таможенные платежи в размере 249255,95 руб. и пеня в размере 47169,61 руб., а всего 296425,56 руб.
Взыскана с М. государственная пошлина в доход государства в размере 6164,26 руб.
В апелляционной жалобе К.И. ставится вопрос об отмене судебного акта ввиду неправильного применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а также недоказанности обстоятельств, имеющих существенное значения для дела.
Апелляционная жалоба мотивирована пропуском административным истцом процессуального срока на обращение в суд с административным исковым заявлением о взыскании с М. таможенных платежей и пени.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители Крымской таможни С. (доверенность от 9 января 2017 г.) и Г. (доверенность от 6 февраля 2017 г.) возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
М. и К.И. в судебное заседание не явились.
Согласно частей 1, 4, 6 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова.
Судебное извещение, адресованное лицу, участвующему в деле, направляется по адресу, указанному лицом, участвующим в деле, или его представителем.
Иностранные лица извещаются по правилам, установленным настоящей статьей, если иной порядок не установлен международным договором Российской Федерации.
Определением судьи Верховного Суда Республики Крым от 25 октября 2017 г. апелляционная жалоба К.И. на решение Армянского городского суда Республики Крым от 7 августа 2017 г. принята к рассмотрению в коллегиальном составе судей апелляционной инстанции, и ее рассмотрение назначено на 4 декабря 2017 г. на 13:30.
Судебное извещение о месте и времени судебного заседания, направленное М. по адресу, указанному в административном исковом заявлении и апелляционной жалобе, не было доставлено указанному лицу, поскольку возвращены из страны получателя (Украины) со ссылкой на циркуляр Всемирного Почтового Союза N 7 от 19 января 2015 г.
Из письма заместителя начальника обособленного структурного подразделения Симферопольский почтамт УФПС Республики Крым от 29 апреля 2015 г. N 68 усматривается, что в соответствии с полученным циркуляром Всемирного Почтового Союза от 19 января 2015 г. N 7 УГППС "Укрпочта" с 20 ноября 2014 г. не имеет возможности доставки почтовых отправлений и денежных переводов в ряд населенных пунктов Донецкой и Луганской областей Украины.
Согласно нотариально удостоверенной доверенности от 24 августа 2016 г., представителем М. является К.И.
В адрес фактического проживания К.И. (<адрес>) заказной корреспонденцией отправлено судебное извещение о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, однако указанное извещение вернулось в суд апелляционной инстанции с указанием причины возврата "истечение срока хранения".
1 декабря 2017 г. секретарем судебного заседания Верховного Суда Республики Крым К.И. уведомлена о месте и времени судебного заседания, которое назначено на 4 декабря 2017 г. на 13:30, путем передачи телефонограммы.
Таким образом, К.И., как представитель М. и как заинтересованное лицо о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы уведомлена заблаговременно и надлежащим образом.
На основании статьи 226 и части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, соблюдая сроки рассмотрения апелляционной жалобы, участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым определила рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав пояснения представителей Крымской таможни С. и Г., изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы К.И., судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Глава 32 раздела 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает особенности производства по административным делам о взыскании обязательных платежей.
Согласно статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Как усматривается из материалов дела, 31 мая 2016 г. в 10:47 в МАПП "Армянск" в целях убытия с таможенной территории Таможенного союза прибыло транспортное средство марки "MERCEDES BENZ SPR 311CDI", кузов N, государственный регистрационный знак N, 2005 года выпуска, цвет белый, постоянно зарегистрированный в Украине, следующий из Российской Федерации в Украину, под управлением гражданина Российской Федерации ФИО13 с пассажиром К.И.
Согласно предъявленной в ходе проведения таможенного контроля, пассажирской таможенной декларации N, указанное транспортное средство было временно ввезено на таможенную территорию ЕврАзЭС 18 августа 2015 г. гражданином Украины М.
В ходе таможенного контроля должностными лицами таможенного поста было установлено, что гражданин Украины М. нарушил требования пункта 3 статьи 358 Таможенного кодекса Таможенного союза. По данному факту Красноперекопским таможенным постом 19 августа 2016 г. составлен протокол по делу об административном правонарушении N, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с обнаружением факта неуплаты таможенных платежей, выявленного в результате проведения таможенного контроля, Крымской таможней в отношении М. составлен акт об обнаружении факта неуплаты таможенных платежей от 5 сентября 2016 г. N и ему выставлено требование об уплате таможенных платежей от 8 сентября 2016 г. N.
Указанное требование получено 7 февраля 2017 г. представителем М. по нотариально удостоверенной доверенности К.И.
Постановлением Армянского городского суда от 12 января 2016 г. М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) тысяч рублей без конфискации транспортного средства. Указанное постановление вступило в законную силу 6 марта 2017 г.
Суд первой инстанции, удовлетворяя административное исковое заявление, исходил из того, что требование об уплате таможенных платежей и пени является законным и обоснованным, таможенные платежи рассчитаны в соответствии с действующим законодательством. Административное исковое заявление о взыскании таможенных платежей таможенным органом подано в установленный процессуальным законом срок.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.
Порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза товаров для личного пользования, в том числе, транспортных средств, установлен гл. 49 Таможенного кодекса Таможенного союза, а также Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" от 18 июня 2010 г. (далее - Соглашение).
Согласно положений подпункта 4 пункта 2 статьи 355 Таможенного кодекса Таможенного союза, таможенному декларированию в письменной форме подлежат транспортные средства для личного пользования, перемещаемые любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории государств - членов таможенного союза, временно вывозимых с таможенной территории таможенного союза и обратно ввозимых на такую территорию.
В соответствии с п. 2 ст. 358 Таможенного кодекса Таможенного союза иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию Таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей. По мотивированному обращению иностранного физического лица срок временного ввоза транспортных средств для личного пользования может быть продлен таможенными органами в пределах одного года со дня временного ввоза таких транспортных средств.
Аналогичные положения содержит п. 22 Приложения 3 к Соглашению.
Пунктом 3 статьи 358 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что передача права пользования и (или) распоряжения временно ввезенными товарами для личного пользования, в том числе транспортными средствами, другому лицу на таможенной территории таможенного союза допускается при условии их таможенного декларирования и уплаты таможенных платежей в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.
В силу п. 4 ст. 91 Таможенного кодекса Таможенного союза при неуплате или неполной уплате плательщиком в установленный настоящим Кодексом срок таможенных пошлин, налогов уплачиваются пени. Порядок начисления, уплаты, взыскания и возврата пеней устанавливается законодательством государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов и пеней.
Статьей 11 Соглашения установлено, что Транспортные средства для личного пользования, указанные в пунктах 22 и 23 раздела V приложения 3 к настоящему Соглашению, могут использоваться на таможенной территории таможенного союза физическими лицами, осуществившими их ввоз.
Передача права пользования и (или) распоряжения такими транспортными средствами для личного пользования иным лицам допускается только:
- при условии их таможенного декларирования и уплаты таможенных пошлин, налогов по ставкам, предусмотренным пунктами 10 - 12 раздела IV приложения 5 к настоящему Соглашению для выпуска товаров для личного пользования в свободное обращение, если иные единые ставки не установлены в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза. Выпуск таких транспортных средств в свободное обращение осуществляется в том таможенном органе, в регионе деятельности которого постоянно или временно проживает физическое лицо, которому передаются права пользования и (или) распоряжения;
- для вывоза транспортных средств за пределы указанной территории с разрешения таможенного органа в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, если такой вывоз не может быть осуществлен декларантом по причине смерти, тяжелой болезни физического лица, осуществившего ввоз, или иной объективной причине.
В силу пунктов 3, 4, 6, 7 статьи 14 названного Соглашения, ввозные таможенные пошлины, налоги исчисляются по ставкам, установленным разделом IV приложения 5 к настоящему Соглашению.
Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещенных через таможенную границу физическими лицами, возникает у декларанта - с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, представленной для выпуска с целью временного нахождения.
Сроком уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенных транспортных средств считается при передаче временно ввезенных транспортных средств другим лицам без разрешения таможенного органа - день передачи, а если этот день не установлен - день регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, поданной для выпуска для личного пользования с целью временного нахождения.
Ввозные таможенные пошлины, налоги в данном случае подлежат уплате в размерах, соответствующих суммам таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при выпуске товаров для личного пользования в свободное обращение, исчисленным на день регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, в соответствии с которой транспортные средства были выпущены для личного пользования с целью временного нахождения на таможенной территории таможенного союза.
Исходя из приведенных выше положений Таможенного кодекса Таможенного союза и Соглашения, передача иным лицам права пользования транспортными средствами, зарегистрированными на территории иностранного государства и временно ввозимыми на таможенную территорию таможенного союза иностранными физическими лицами, допустима только при условии их таможенного декларирования и уплаты таможенных пошлин.
Таким образом, в связи с передачей иному лицу права пользования таким транспортным средством возникает обязанность по таможенному декларированию и уплате таможенных пошлин.
Как усматривается из материалов дела, установлено судом первой инстанции и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, сумма задолженности М. по оплате таможенных платежей составляет 249255,95 руб., сумма задолженности по оплате пени - 47169,61 руб. Правильность расчета указанной суммы задолженности проверена судом и не вызывает сомнений.
В соответствии с ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Аналогичный срок для обращения налогового (таможенного) органа в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании платежа установлен п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 150 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", до применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 152 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 154 и частью 2 статьи 157 настоящего Федерального закона, а также если плательщиком таможенных пошлин, налогов является таможенный орган.
Согласно частей 1, 11 ст. 152 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" установлено, что требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) процентов.
Срок исполнения требования об уплате таможенных платежей составляет не менее 10 рабочих дней и не более 20 календарных дней со дня получения указанного требования.
В соответствии с ч. 16 ст. 152 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" требование об уплате таможенных платежей (уточненное требование об уплате таможенных платежей) может быть передано руководителю или иному уполномоченному представителю организации или физическому лицу лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения требования. Если указанные лица уклоняются от получения указанного требования, оно направляется по почте заказным письмом. Требование об уплате таможенных платежей (уточненное требование об уплате таможенных платежей) считается полученным по истечении шести дней со дня отправления заказного письма.
Аналогичные положения содержит п. 6 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о пропуске административным истцом процессуального срока на обращение в суд с административным исковым заявлением о взыскании с М. таможенных платежей и пени, являются ошибочными, исходя из следующего.
Момент получения лицом требования об уплате таможенных платежей по истечении шести дней со дня отправления заказного письма законодатель устанавливает в случае уклонения такого лица (либо его представителя) от получения требования лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения требования.
Как усматривается из материалов дела, адресом регистрации М. является: <адрес>, а адресом фактического проживания является: <адрес>.
Письма, адресованные М. по указанным адресам не были доставлены указанному лицу, поскольку возвращены из страны получателя (Украины) со ссылкой на циркуляр Всемирного Почтового Союза N 7 от 19 января 2015 г.
Из находящегося в материалах дела ответа начальника обособленного структурного подразделения Симферопольский почтамт УФПС Республики Крым от 9 ноября 2016 г. усматривается, что в соответствии с полученным циркуляром Всемирного Почтового Союза от 19 января 2015 г. N 7 Украинское государственное предприятие "Укрпочта" с ноября 2014 г. не имеет возможности доставки почтовых отправлений в ряд населенных пунктов Донецкой и Луганской областей Украины.
Изложенное выше позволяет сделать вывод о том, что М. от получения требования об уплате таможенных платежей не уклонялся.
Указанное требование получено 7 февраля 2017 г. представителем М. по нотариально удостоверенной доверенности К.И.
Таким образом, срок добровольного исполнения административным истцом требования подлежал исчислению с вышеуказанной даты и истек 28 февраля 2017 г.
Согласно оттиска почтового штемпеля на конверте, административное исковое по данному делу Крымской таможней направлено в Армянский городской суд Республики Крым 7 июня 2017 г. (л.д. 75).
Учитывая изложенное, административное исковое заявление таможенным органом о взыскании таможенных платежей подано в установленный ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срок.
Доводы К.И., указанные в апелляционной жалобе не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, представленных доказательств и выводов суда первой инстанции, основаны на неверном толковании норм права, в связи с чем не могут служить основанием к отмене судебного решения.
Мотивы принятого решения подробно изложены в обжалуемом судебном акте, выводы соответствуют нормам, регулирующим возникшие отношения, а также материалам административного дела.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судебной коллегией не установлено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 309, статьи 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам,

определила:

Решение Армянского городского суда Республики Крым от 7 августа 2017 г. - оставить без изменения, апелляционную жалобу К.И. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в президиум Верховного Суда Республики Крым в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Н.Р.МОСТОВЕНКО

Судьи
И.В.КАГИТИНА
Е.Г.ПАВЛОВСКИЙ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "TMJ.SU | Таможенное дело. Таможенное право" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)